Сведения об авторах: Жукова Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Фролова Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, психологии и предметных методик,
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Шишкина Ксения Игоревна,
кандидат педагогических наук,
доцент, кафедра педагогики, психологии и
предметных методик,
Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск, Российская Федерация &mail: [email protected]
Information about the authors: Zhukova Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Frolova Elena Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Shishkina Kseniya Igorevna,
Candidate of Sciences (Education),
Associate Professor,
Department of Pedagogy, Psychology
and Subject Methods
Chelyabinsk State Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
m о x s i_ о
od od
УДК 796(07) ББК 74.267.5
В.В. Логинов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТРЕБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ОВЛАДЕНИИ ЦЕННОСТЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье на основе системно-синергетического подхода показана высокая значимость проблемы актуализации потребности школьников-спортсменов в овладении ценностями физической культуры для формирования здоровье сберегающих технологий современной молодежи. Приведены педагогические условия, апробированные в опытной работе, актуализирующие потребности юных спортсменов в физической культуре. Показан экспериментальный фактор, спецкурс по проблеме исследования, апробированный в опытно-экспериментальной работе. Важным средством актуализации потребности школьников-спортсменов в физической культуре является организованный педагогический мониторинг, использование основных результатов которого эффективно влияет на представление о содержательных аспектах педагогической деятельности педагога физической культуры.
Ключевые слова: педагогические условия, актуализация, потребности, юные спортсмены, школьники, овладение, ценности физической культуры.
V.V. Loginov
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ACTUALIZATION OF STUDENTS-ATHLETES NEEDS IN LEARNING THE VALUES OF PHYSICAL TRAINING
On the basis of system-synergetic approach is shown the importance of the problem of the needs actualization of students-athletes in learning the values of physical training for the formation of health-saving technologies of modern youth is discussed. The pedagogical conditions, which are tested in the experimental work, actualizing the needs of young athletes in the physical training are shown. An experimental factor, i.e. a special course on the research problem, is described. An important means of the needs' actualization of students-athletes learning in the physical training is the pedagogical monitoring, using basic results which effectively affects on the presentation of substantive aspects of the pedagogical activity of the physical training teacher.
Key words: pedagogical conditions, actualization, needs, students-athletes, students, mastering, values of physical training.
Физическая культура сегодня рассматривается как один из приоритетных учебных предметов современной общеобразовательной и профессиональной школ и как часть общечеловеческой культуры, ценности и достижения которой ориентированы на всестороннее физическое, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Важный акцент при этом делается на достижение физической зрелости (гармоничного развития физических качеств, способностей и генетических задатков в сфере двигательной активности).
Мы провели специальное исследование и убедились, что 76 % россиян считают, что уроки физкультуры в школе должны быть обязательными для всех и проходить два-три раза в неделю [6, с. 91-94]. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного нами еще в 2009/2010 учебном году. Больше половины опрошенных (63 %) уверены, что ученики должны в обязательном порядке сдавать спортивные нормативы (ГТО).
Эти данные свидетельствуют о высоком уровне потребности молодежи в физической культуре. Физическая культура, как учебный предмет, обеспечивает разностороннее физическое развитие, укрепление здоровья учащихся. Этот предмет входит в систему общего образования и воспитания духовно-нравственных основ поведения, формирования потребностей в повседневной двигательной ак-
тивности для повышения физической зрелости и накопления резервов здоровья. Важнейший элемент физической культуры в школе - двигательная культура, включает в себя основные способы двигательной деятельности человека: бег, прыжки, метания, плавание, передвижение на лыжах, катание на коньках, упражнения гимнастики, акробатики, спортивных единоборств, упражнений ритмического танцевального характера [5, с. 71-72].
Актуализация (от лат. аоЫаНз - деятельный) - это процесс перехода потенциальных возможностей в актуальные (насущные, реализация которых является первоочередной, доминирующей над другими потребностями).
Исследования [1; 3; 7; 8] показывают, что актуализация потребностей учащейся молодежи в физической культуре осуществляется в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной и специализированной спортивной школах. Актуализация выступает эффективным средством реализации как врожденных, так и социально обусловленных предпосылок в становлении физической, психоэмоциональной, духовно-нравственной составляющих личности школьника. Актуализация потребностей школьников в физической культуре рассматривается как постепенное повышение значимости, субъектной ценности для личностного физического и духовно-нравственного
ш о
X
ф
о
I-
^
о с
о
ей о
S X -О
о 3
I-
о
0 ^
1 &
S >5 JO
п о S Ф
Si £
ей К
ц
ф ф
i ^ О S Ф S Т X
ЕЕ ф
еЗ
(О ш ч со ф о d m
ш о
X
о
Ш Ш
становления обширного поля деятельности в сфере физической культуры [10].
Актуализация потребностей при целенаправленных педагогических взаимодействиях - это возвышение потребностей, их оформление в более содержательные с точки зрения социальной значимости формы. Процесс возвышения потребностей, придание им отчетливой выраженности и проявлений в деятельности мы называем формированием потребностей. В физической культуре в целом на первом месте находятся средства физического совершенствования, носившие уже в глубокой древности состязательный характер. Особое место в культивировании состязательных видов физической культуры занимает Древняя Греция. В программу античных Олимпийских игр, начало которым было положено в 776 г. до н.э., уже входило пятиборье (пентатлон), в котором особой популярностью пользовалась спортивная борьба. Потребность молодежи в активном приобщении к занятиям физическими упражнениями целенаправленно поддерживалась государством [2, с. 119].
В проблеме актуализации потребности молодежи в физической культуре важное место занимает вопрос о правильном соотношении и взаимосвязи его умственного и физического развития. Материалы изучения режима школьников 16 образовательных организаций Челябинской области свидетельствуют о том, что назрела необходимость изыскать оптимальные пути обеспечения разумного соотношения интеллектуальной и двигательной деятельности учащихся, которое содействовало бы гармоническому развитию их физических и умственных сил [9, с. 173-174].
Вооружение школьников теоретическими знаниями и практическими умениями, пониманием значения физической культуры для личного оздоровления - важная общеобразовательная задача, которая диктуется развитием нашего общества. Изменение условий жизни людей в связи с социальными преобразованиями и рыночными отношениями в производстве характеризуется уменьшением объема и интенсивности двигательной деятельно-
сти и увеличением объема информации, сенсорных нагрузок как на производстве, так и в быту. В настоящее время, как верно отмечают В.К. Бальсевич и Л.И. Лубыше-ва, процесс труда требует меньше двигательной активности, так как все больше насыщается интеллектуальным, творческим содержанием. При таких условиях особое значение приобретает проблема гармонии умственной и физической деятельности в жизни молодежи и, следовательно, возрастает роль физической культуры как составной части рациональной, с точки зрения гигиены, организации труда и быта субъекта [1, с. 3-4].
Проблема актуализации потребностей молодежи в физической культуре предусматривает вооружение ученика компетенциями в области физической культуры, которые будут полезны им в повседневной жизни, окажут влияние на физическое развитие, повышение работоспособности и будут содействовать предупреждению или искоренению вредных для здоровья привычек.
Правильная постановка физического воспитания в школе является не только необходимым условием всестороннего развития учащихся, но и действенным фактором повышения их умственной работоспособности. В исследованиях Е.П. Ильина [3] и Н.И. Пономарева [10] доказано, что систематические, рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию расширяют функциональные возможности организма школьника, повышают производительность умственного труда, отдаляют утомление и ускоряют восстановление работоспособности. Этой мысли мы находим подтверждение и в содержании Концепции целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006/2015 годы» [5].
Многолетняя опытно-экспериментальная работа, проводимая с 2006 года в различных образовательных организациях, по проблеме актуализации потребности школьников-спортсменов в овладении ценностями физической культуры подтвердила, что приоритетным подходом являются разработанные нами педагогические условия. Понимая
при этом педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленных целей [9, с. 194-195].
В разработанный комплекс педагогических условий входят основные и дополнительные условия актуализации потребности школьников-спортсменов в овладении ценностями физической культуры. К основным мы относим:
• реализацию принципов системно-синергетического подхода к педагогическому процессу актуализации потребностей школьников в овладении ценностями физической культуры;
• освоение и применение здоровьес-берегающих технологий занятий физическими упражнениями и специализированной спортивной деятельностью;
• переход от субъект-объектных отношений между учителем и школьником, между тренером и школьником-спортсменом к субъект-субъектным отношениям;
• освоение духовно-нравственных ценностей физической культуры;
• педагогический мониторинг актуализации потребностей школьников в физической культуре.
Дополнительными педагогическими условиями являются:
• актуализация потребностей школьников в освоении нормативно-правовых актов, регламентирующих действия и поступки школьников в различных сферах физической культуры и спортивных единоборств;
• стимулирование самостоятельных форм совершенствования телесных и духовно-нравственных качеств;
• единство требований педагогического коллектива и родителей школьников в сфере физической культуры (сохранение положительного нравственного содержания учебно-воспитательного процесса; введение в повседневный режим дополнительных элементов здоро-вьесбережения, эффективных средств восстановления, сбалансированного питания).
Для реализации комплекса педагогических условий в исследовании введен экспериментальный фактор, спецкурс «Проблемы актуализации потребности школьников-спортсменов в овладении ценностями физической культуры», объемом 18 часов, из них 6 часов лекций (вводная и с мультимедийным содержанием), остальные - активные формы различных занятий.
Многие исследователи: Е.П. Ильин [3], В.К. Вилюнас [2], М.С. Кононов [4], Н.И. Пономарев [10] - считают, что настало время радикально изменить ныне существующую унитарную систему физического воспитания, ориентированную на достижение малообоснованных норм физической подготовленности. Система физического воспитания должна быть ориентирована на создание у каждого из занимающихся благоприятных возможностей для реализации личностных потребностей, для достижения целей личностного развития. В физической культуре гражданина общества, основанного на гуманистических началах, должны получить гармоничное развитие интеллектуальные, психологические, физические и духовно-нравственные качества. Мера этой гармонии - потребности, мотивации, ценностные ориентации личности. В этом призван сыграть решающую роль не только вводимый третий урок физической культуры в школе, но и в полном смысле современное ноу-хау - комплекс ГТО, требования которого прописаны в Концепции целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» [5].
При этом потребность в двигательной деятельности, как основание физической культуры, выступают в единстве трех сторон:
• как способ освоения и изменения условий окружающего мира путем пространственных перемещений и механических воздействий;
• как форма общения, связанная с производством и передачей информации посредством ее моделирования в системе действий;
• как стихийно действующий фактор индивидуального развития способно-
ш о
X
ф
о
I-
^
о с
о
ей о
X -О
о ¡£
3
I-
о о
и
п о
^ Ф £
ей К
М
Ф ф
1 ^
о ^ ф ^
Т X
ЕЕ ф
го с; Ч со Ф о
а а
Корректировка -▲-
Диагностика
V
Проверка - - -> Оценка
Г*----1----►
Прогнозирование
§ Рис. 1. Схема основных элементов педагогического мониторинга
актуализации потребностей школьников
^ в физической культуре
т
стей и свойств, необходимых для ее осуществления.
Важным средством актуализации потребности школьников-спортсменов в овладении ценностями физической культуры является педагогический мониторинг (рис. 1). В содержание мониторинга входило:
• оценка текущих изменений функционального состояния школьников;
• периодическое глубокое медико-биологическое обследование с привлечением специалистов врачебного контроля;
• определение уровня адаптивных резервов сердечно-сосудистой системы, оценка темпов прироста выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости, координации движений;
• разработка и практическое применение средств коррекции процесса занятий физическими упражнениями в направлении сохранения его здоровьес-берегающих основ.
По результатам мониторинга возможной коррекции подлежат:
• величина физической нагрузки (уменьшение объема, снижение интенсивности);
• структура тренировочного процесса (изменение соотношений обще-развивающих и специальных упражнений);
• содержание средств тренирующего воздействия.
По результатам мониторинга оценивались:
• динамика потребностей школьников в различных сферах физической культуры;
• изменение показателей, отражающих динамику потребностей в физическом совершенствовании, в овладении средствами здоровьесбережения и защиты жизнедеятельности;
• функциональное состояние систем жизнеобеспечения на сроке функциональных проб с физической нагрузкой;
- изменение психоэмоционального состояния тревожности, самочувствия, активности, настроения.
Выводы. Целенаправленное управление здоровьесберегающей организацией физкультурных занятий со школьниками обеспечивалось:
• стимулированием потребностей и мотивации к занятиям оздоровительными комплексами физических упражнений;
• продуктивной самостоятельной деятельностью школьников-спортсменов по здоровьесбережению;
• формированием навыков здоровьес-бережения при занятиях специальными упражнениями в процессе использовании системы восстанавливающих средств.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 4. - С. 2-7.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст]: монография /
B.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.
3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
4. Кононов М.С. Психология физической культуры [Текст]: учеб. пособие / М.С. Кононов. - М.: Владос-пресс, 2008. - 178 с.
5. Концепция целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006/2015 годы» [Текст]. - М.: Росспорт РФ, 2006. - 38 с.
6. Логинов В.В. Актуализация потребности школьников в занятиях ФК [Текст] / В.В. Логинов // Педагогическая наука и образование: темат. сб. науч. тр. - Челябинск: Уральская академия, 2007. -
C. 91-94.
ш о
X
ф
о
I-
^
о с
о
ей о
X -О
с; о ¡£
3
I-
о
0 ^
1 &
СО О
^ Ф £
ей К
М
Ф ф
1 ^
О ^ ф ^
Т X
_ ф
го с; Ч со Ф о
а а
7. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, Л.В. Кофман, Г.Б. Мейксон. - М.: Просвещение, 2010. - С. 106-204.
8. Москвин В.А. Взгляды П.А. Рудика на проблему волевой регуляции в спорте [Текст] / В.А. Москвин, Н.В. Москвина // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 15-19.
9. Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. [Текст] / отв. редактор А.Я. Найн. - Вып. 12. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 240 с.
10. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Пономарев. - М.: ФиС, 2009. - 310 с.
References
1. Balsevich V.K. Physical culture: youth and modernity. Teoria i practika of fizicheskoi kultury. 1997. № 4. P. 2-7. [in Russian].
2. Vilyunas V.K. Psychological mechanisms of human motivation. M.: MSU, 1990. P. 288. [in Russian].
3. Ilyin E.P. Psychology of physical education. M.: Prosveshchenie 1987. P. 287. [in Russian].
4. Kononov M.S. Psychology of physical culture. M.: Vlados-press, 2008. P. 178. [in Russian].
5. The concept of the target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 20062015". M.: Rossport RF, 2006. P. 38. [in Russian].
6. Loginov V.V. Actualization of the students needs in the practice of physical training. Chelyabinsk : Uralskaia Akademia, 2007. P. 91-94. [in Russian].
7. Lyakh V.I. A well-rounded program of physical education of students 1-11 classes. M : Prosveshchenie, 2010. P. 106-204. [in Russian].
8. Moskvin V.A., Moskvina N.V. The views of P.A. Rudik on the problem of volitional regulation in sports. Teoria ipractika of fizicheskoi kultury. 2013. No. 8. P. 15-19. [in Russian].
9. Pedagogical science and education: thematic collection of scientific works. Vol. 12 . Resp. editor A.Ya. Nain. Chelyabinsk : Ural state University of physical culture, 2012. P. 240. [in Russian].
10. Ponomarev N.I. The Social functions of physical culture and sports. M.: Fizkultura i sport, 2009. P. 310. [in Russian].
Сведения об авторе: логинов Виктор Викторович,
кандидат педагогических наук, докторант, кафедра педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Loginov Viktor Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education),
Doctoral Candidate,
Department of Pedagogy,
Ural State University of Physical Culture,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
m о x s i_ о
od od