УДК796 (07) ББК 74.267.5
В.В. Логинов
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗАНЯТИЯх
физической культурой учащихся
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (14-16 ЛЕТ)
В статье приведена дидактическая структура причинно-следственных связей в удовлетворении потребностей подростков в физической культуре, которая выглядит так: приоритетной причиной действия является ^ цель; причиной возникновения цели выступает ^ мотив; причиной существования мотива ^ интересы; причиной появления интереса ^ потребность.
Предложенная в статье экспериментальная программа по формированию потребности в занятиях физической культурой содействует их приобщению к регулярным занятиям общеразвивающими упражнениями и воспитанию физической культуры как важной составляющей здорового образа жизни. Приведены коэффициенты корреляции потребности в занятиях физической культурой учащихся старшего школьного возраста, показывающие устойчивую потребность в общеразвивающих упражнениях как части общей культуры человека.
Ключевые слова: потребности, формирование, физическая культура, занятия, учащиеся, старшие школьники.
V.V. Loginov
FORMING THE NEED IN PHYSICAL TRAINING CLASSES OF SENIOR SCHOOL AGE TEENAGERS (14-16 YEAR OLD)
А didactic structure of cause and effect of the teenager need satisfaction in physical training is shown. It looks as follows: priority action cause is ^ objective; the cause of the objective is ^ motive; the cause of the motive is ^ interests; the cause of the interest is ^ need.
The proposed experimental program of forming the need in physical training classes promotes involvement into general development exercise as an important element of healthy loving. Correction indices of the need in physical training for senior school students show stable need in general development exercise as general human culture.
Key words: needs, forming, physical training, classes, school students, senior school students
В исследовании рассматривается проблема формирования потребности в занятиях физической культурой учащихся подросткового возраста. Понятие «подростковый возраст» возникло достаточно недавно. Ученые обозначают его по-разному. Например, Ф. Ариес, В.К. Ви-люнас, С.О. Кожакина, Э. Шпрангер в своих работах используют упомянутое нами понятие - подростковый; Л.С. Выготский называет этот возраст переходным; Ш. Бюлер, Г. Гецер - пубертатным; Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн - под-ростничеством. Ученые связывают появление подросткового возраста с усложнением жизни общества. Французский
этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX в., когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет [5, с. 11-120].
Как показало исследование, дети старше 14 лет отличаются относительной стабильностью различных интересов, то есть они проявляют любопытство к какому-либо определенному направлению в социальной среде [6]. Подростки
этого возраста склонны к рефлексии, самоанализу, у них появляются первые ответственные размышления о жизненных планах, формируются собственные представления о будущей профессии, меняются взгляды на окружение, учебу, изучаемые в школе предметы и др.
Важным мотивом поведения школьника подросткового возраста являются его потребности. Потребность, как пишет В.К. Вилюнас, это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов [1, с. 94-95]. Именно в этот возрастной период жизни подростка важно направить его в русло овладения ценностями физической культуры. Это тем более важно, что данные базовые потребности соответствуют возрастным особенностям обучающихся. При этом можно согласиться с мнением С.Н. Ковалева, который полагает, что у подростков этого возраста следует развивать интерес и привычку к тем общеразви-вающим упражнениям физической культуры, заниматься которыми сможет и будет иметь возможность каждый ученик и после окончания школы, в том числе будучи даже в зрелом возрасте [4, с. 29].
В нашей опытной работе потребность рассматривается как категория, в которой фиксируется объективное отношение между личностью и социальной группой, требующие определенных действий со стороны субъекта на основе осознания этого отношения. Из анализа различных подходов и суждений к понятию «потребность» можно выделить некоторые подходы, на достаточно высоком уровне обобщенности, к определению различных дидактических понятий: а) определение сущности понятия; б) раскрытие его содержания путем перечисления характерных признаков и свойств; в) установление или уточнение этимологии самого понятия. Приоритетным в сущности содержания потребности в физической культуре обучающихся является преодоление противоречия, которое обусловлено диалектикой развития подросткового спорта, с выходом
на качественно новый уровень роста.
Опытная работа по проблеме формирования потребности в занятиях физической культурой была проведена на базе лицея № 11, средней общеобразовательной школы № 69 г. Челябинска и колледжа физической культуры Уральского государственного университета физической культуры. Для решения задач исследования мы опираемся на классическое определение ключевого понятия, приведенное в учебном пособии Е.П. Ильина, «потребность - желание, нужда в чем-либо» [3, с. 119]. В литературных источниках довольно часто встречается подмена понятий: потребности - мотивами или интересами, потребности в физической культуре - потребностями в двигательной активности, которая опять же сводится лишь к занятиям физическими упражнениями или двигательной активности. Исходя из этого, сделана попытка изобразить схематично структуру причинно-следственных связей в удовлетворении потребностей подростков в физической культуре, которая выглядит следующим образом [4, с. 23]: ближайшей причиной действия является цель; причиной возникновения конкретной цели - мотив; причиной существования мотива - интересы; причиной интереса - потребность. На потребность, как известно, по мнению М.Е. Питановой, прямое воздействие оказывает и воля субъекта [7, с. 77].
Для решения задач формирования потребности в занятиях физической культурой были сформированы две группы обучающихся колледжа. Одна группа (п=22) - бакалавры физической культуры (ПФК); вторая группа (п=20) старшие подростки целенаправленно не занимающиеся физической культурой (НФК).
Реализация экспериментальной методики осуществлялась на основе следующих форм организации занятий: академические занятия по курсу физической культуры; формы занятий урочного типа (занятия в секциях, клубах, командах и т.п.); самодеятельные формы занятий (внеурочные), подобные урочным (самостоятельные занятия, вне образовательной организации).
0
¡5
1
О ф
* с
о ^ ФЮ
¡3
ГО со
о
X .0 с; о ¡£
3
н о о
X
ю ф
° Ф ф о.
115
го о
о к
о °
ш о
X ^
о
Ш Ш
Центральное место в методике формирования потребности в занятиях физической культурой отводится технологии количественной оценки интегральной потребности подростков в физической культуре. Этот вопрос уже был предметом анализа в работах Л.П. Дмитриенковой [2], С.Н. Ковалёва [4], С.О. Кожакиной [5], Е.И. Шеенко [8]. При этом самостоятельная деятельность обучающихся требует перестройки менталитета преподавателя физической культуры, овладения им гуманными, демократическими методами построения взаимоотношений с подростками, целенаправленной разработки системы урочных и внеурочных заданий. Важным условием формирования потребности в занятиях физической культурой являются субъектно-субъектные отношения в системе «преподаватель-обучающийся», так как стиль руководства влияет на формирование менталитета обучающихся, на использование в их будущей деятельности здоровьесберегающих технологий. Ведь именно они (учителя, преподаватели), в том числе личным примером, должны показывать, какие аргументы, мотивы, принципы, средства, методы и т.п. (то, что в совокупности составляет методику обучения) могут взять на вооружение будущие выпускники, чтобы воспитать у своих подопечных устойчивую потребность в физической культуре.
С целью изучения субъект-субъектных отношений в системе «педагог-обучающийся» была разработана специальная анкета. Исследование показало, что у педагогов, работающих с обучающимися группы специальности ПФК, незначительно преобладает «сотрудничающий стиль» педагогической деятельности, который характеризуется проявлением эмоционального сопереживания, отзывчивостью, верой в силы учащегося. Анкетирование показало, что 29,7 % педагогов придерживаются авторитарного стиля руководства, особенно в отношении подростков, сориентированных на физкультурно-массовую и оздоровитель-
ную работу. Преподаватели физической культуры, работающие с нефизкультурной группой (НФК), отличаются либеральным стилем руководства и более высокими умениями устанавливать отношения сотрудничества и взаимопонимания. Однако ребята нефизкультурных специальностей отмечают у своих преподавателей низкое владение профессиональными навыками и умениями, прежде всего, умениями аргументировать требования по физической культуре. Этот факт позволяет педагогам более внимательно оценить и скорректировать свою педагогическую деятельность.
Логика организации опытно-экспериментальной работа привела нас к необходимости определения понятия физической воспитанности. Физическая воспитанность по определению Е.И. Ше-енко, это результат физического воспитания, оцениваемый качеством и количеством специальных знаний, умений, навыков управлять своим здоровьем, физической и функциональной подготовленностью, использовать эти знания в прогнозируемой профессиональной деятельности, при создании семьи и др. [8, с. 68-72]. Другими словами, по мнению автора, физическая воспитанность - это состояние, характеризующееся определенным уровнем интегральной потребности в физической культуре подростка старшего школьного возраста.
Ниже, в табл. 1, приведены коэффициенты корреляции, отражающие взаимосвязь потребности в физической культуре с другими блоками образовательной программы. Для оценки тесноты взаимосвязи показателей экспериментальных и контрольных групп мы воспользовались коэффициентом корреляции Пирсона [1, с. 115-116].
Рассматриваемые примеры убедительно показывают, что уровень физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста не единственный показатель, который характеризует потребность у обучающихся в занятиях физической культурой.
Табл. 1. Коэффициенты корреляции потребности в занятиях физической культурой учащихся старшего школьного возраста
Содержательные характеристики воспитанности Потребности в занятиях физической культурой
Экспериментальная группа ПФК (п=22) Контрольная группа ПФК (п=22) Экспериментальная группа НФК (п=20) Контрольная группа НФК (п=20)
Академическая успеваемость 0,714 0,811 0,726 0,809
Функциональная подготовленность 0,789 0,436 0,603 0,475
Физическая подготовленность 0,274 0,513 0,436 0,428
Умения и навыки 0,516 0,769 0,462 0,387
Знания по предметам программы 0,675 0,544 0,670 0,629
Прилежание (воспитанность) 0,543 0,679 0,712 0,649
Умение самостоятельно использовать средства физической культуры 0,588 0,563 0,896 0,734
Уровень заболеваемости 0,204 0,418 0,372 0,314
Пропуски занятий 0,208 0,196 0,205 0,176
Выводы. Сложившаяся проблемная ситуация по формированию потребности обучающихся в занятиях физической культуройявляетсяследствиемнеразрабо-танности теоретико-методологических и организационно-методических подходов к процессу воспитания личности обучающегося, способной к самоизменению. Теоретические аспекты формирования потребности у молодежи в физическом самосовершенствовании носят пока все еще дискуссионный характер. Поэтому задача всесторонне, физически воспитанного молодого человека, готового к различным формам жизнедеятельности, не потеряла своей актуальности в настоящее время и, надеемся, в будущем.
Нельзя сводить физическое воспитание подростков только к физической подготовленности для достижения высших спортивных результатов. При такой узкой направленности физического воспитания у обучающихся не формируется устойчивая и, тем более, органическая потребность в физической культуре как части общей культуры человечества. Отметим здесь и то, что обязательное внедрение Комплекса ГТО в организациях всех ступеней образования диктует необходимость обновления содержания физкультурного воспитания подростков, наполняя его нетрадиционным привлекательным, но в то же время доступным содержанием.
Библиографический список
1. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст]: монография / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990. - 288 с.
2. Дмитриенкова, Л.Н. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: психологические аспекты подготовки спортсменов [Текст] / Л.П. Дмитриенкова. - Смоленск: Знание, 2008. - 298 с.
3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
0
¡5
1
О ф
* с
о ^ ФЮ
¡3
ГО со
о
X .0 с; о ¡£
3
н о о
X
ю ф
° Ф ф о.
115
го о
о к
о °
4. Ковалев, С.Н. Актуализация потребности школьников в патриотическом воспитании средствами спорта [Текст]: метод. рекомендации / С.Н. Ковалев. - СПб.: Ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгаф-та, 2012. - 76 с.
5. Кожакина, С.О. Психология физической культуры [Текст]: учеб. пособие / С.О. Кожакина. -М.: Владос-пресс, 2008. - 178 с.
6. Логинов, В.В. Актуализация потребности школьников в занятиях физической культурой [Текст] / В.В. Логинов // Педагогическая наука и образования: тематич. сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн. - Вып. 15. - Челябинск: Уральская академия, 2015. - 306 с.
7. Питанова, М.Е. Становление субъектности в ходе обучения [Текст] / М.Е. Питанова // Инновации в образовании. - 2011. - № 9. - С. 76-82.
8. Шеенко, Е.И. Оценка профессиональной деятельности преподавателей физической культуры студентами педагогических специальностей [Текст] / Е.И. Шеенко, Ю.В. Луконин // Физическая культура, спорт, здоровье: региональный сб. науч.-исслед. Работ / под ред. Ю.С. Паутова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. - Вып. 6. - С. 170-178.
Referencеs
1. Viliunas V.K. Psychological mechanisms of human motivation. M.: MGU. 1990. P. 288. [in Russian].
2. Dmitrienkova L.N. Comparative characteristics of achievement motives in different sports: psychological aspects of training athletes. Smolensk, Znanie. 2008. P. 298. [in Russian].
3. Ilin E.P. Psychology of physical training. M.: Prosveshchenie, 1987. P. 287. [in Russian].
4. Kovalev S.N. Actualization of school students' need in patriotic education via sports. SPb.: Univ. Phys. Cult. imeni P.F. Lesgafta, 2012. P. 76. [in Russian]
5. Kozhakina S.O. Psychology of physical culture. M.: Vlados-press, 2008. P. 178. [in Russian]
6. Loginov V.V. Actualization of school students' need in physical training classes. Pedagogicheskaia nau-ka i obrazovanie. Ed. By A.Ya. Nayn. Vyp. 15. Chelyabinsk, Uralskaia academia, 2015. P. 306. [in Russian]
7. Pitanova M.E. Subjectivity development in training. Innovatsii v obrazovanii. 2011. № 9. P. 76-82. [in Russian].
8. Sheenko E.I. Assessment physical training teachers professionalism by the students of educational programs. Fizicheskaia kultwra, sport, zdorovie. Barnaul, Izd-vo AltGTU, 2005. Vypusk 6. P. 170-178. [in Russian].
Сведения об авторе: Логинов Виктор Викторович,
кандидат педагогических наук, докторант, кафедра педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Loginov Viktor Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education), Doctoral Candidate, Department of Pedagogy,
Ural State University of Physical Culture,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]