УДК 374.32 Б01 10.17238/188п1998-5320.2016.23.157
В. В. Логинов, А. Я. Найн,
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТРЕБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКА
Охарактеризованы основные результаты теоретического и практического исследования проблемы актуализации потребности школьников в физической культуре. Выявлено содержание ключевых дефиниций «актуализация» и «потребность» в развитии физической активности юных спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств. На основе различных подходов приведены на высоком уровне обобщённости требования к определению содержания различных понятий. Сформулирован комплекс психолого-педагогических условий, актуализирующих потребности в развитии физической активности спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств в организациях различного спортивного профиля.
Ключевые слова: актуализация, потребности, школьники, физическая культура, феномен, развитие, физическая активность, подросток.
Многие результаты, полученные педагогами, психологами, медиками и специалистами других гуманитарных исследований, показывают: чем активнее человек проявляет себя в повседневной деятельности, тем лучше и быстрее действует в постоянно меняющихся условиях окружающей среды, лучше справляется со многими заболеваниями, успешнее предотвращает их средствами профилактики [2, с. 89].
Напротив, преувеличенная, не всегда правильно контролируемая гиперактивность снижает общий уровень физического здоровья человека. Примером, иллюстрирующим этот вывод, является повышенная активность к неблагоприятным внешним воздействиям у высококвалифицированных спортсменов.
В условиях гуманистической парадигмы, в центре всех образовательных процессов находится личность обучающегося, способная к самоизменению своей индивидуальности. Последнее, как полагают З. К. Меретукова и М. А. Писаревская, всегда связано с процессами актуализации и самоактуализации [5, с. 68]. Эти дефиниции в отечественной педагогике не являются новыми, однако в теории и методике физкультурного образования они не получили достаточной интерпретации.
Понятие «актуализация» этимологически связано с латинским «actuaПs», то есть «деятельно-стный». Это позволяет трактовать актуализацию как приведение потенциального (латентного) состояния обучающегося в состояние физической активности. В этом же смысле актуализация рассматривается и в философии как дефиниция, означающая изменение бытия на основе идеи перехода от возможности к действительности. В другой науке, социологии, «актуализация» исследуется как часть более общего понятия «социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменения в социальной среде.
Сегодня заметно повышаются научный интерес и публикационная активность по проблеме актуализации потребности школьников в физической культуре в образовательных организациях физкультурной направленности и отрасли физической культуры в целом. Однако рост градуса научной активности в этой области физкультурного образования обусловлен не только очевидными факторами, что и стало тем вызовом, который определил основную доминанту научных изысканий современности.
Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года провозглашается идея настоятельного развития активной двигательной деятельности в обыденной жизни в сочетании с воздействиями организованного физического воспитания подростков, которая создаёт условия для интенсивного развития движений уже на первом этапе онтогенеза [3]. Ведущей идеей данной концепции является оптимизация процесса физического совершенствования каждого человека с учётом его индивидуальных морфофункциональных особенностей и специфики его моторных способностей. Её отличительной особенностью, по мнению Б. С. Галимова и Г. Х. Мусина, является интегративный характер формируемой на её основе области знания, органическое единство социального и биологического её аспектов, целенаправленное объединение научного и технологического начал в сфере её практической реализации [3, с. 109-110]. Чем выше двигательная активность подростка, тем сложнее и разнообразнее должны быть в этот период потребности в двигательных упражнениях и выполняемых задачах, тем более высокий уровень устойчивого развития происходит в соответствии с физкультурно-образовательным императивом.
Наблюдения и опыт преподавательской деятельности показывают, что пока нет серьёзных исследований, которые бы раскрывали новые возможности социально полезных утилизаций высокого уровня физической активности детей и подростков. Это объясняется отсутствием обобщённого комплексного подхода к проблеме актуализации потребности школьников в физической культуре. Однако, как указывает В. К. Бальсевич, именно несформулированность проблемы физической активности как социально-биологического явления в значительной степени сдерживала построение эффективных технологий для организационно-методического обеспечения потребности в физической активности человека на всех этапах его индивидуальной эволюции [2, с. 85].
В «Философском энциклопедическом словаре» [9] отмечается, что потребности - это ведущий компонент структуры личности, основа её поведения. Для неё интересны взаимосвязи потребности и сознания, потребностей и способностей, задатков, потребностей и интересов, воли, темперамента, характера, чувственно-эмоциональной сферы и других качеств личности. Для социальной психологии потребности - движущая сила активности социальных субъектов. Потребность в социальной психологии понимается как внутреннее состояние личности, социальной группы, общности в зависимости от внешних факторов. Потребности - это источник активности социальных субъектов [6, с. 62].
Анализ литературных источников [1-9] показывает наличие различных подходов, в том числе и в теории и методике физической культуры, к определению потребностей, их сущности и содержанию. Большинство исследователей подчёркивают многоаспектность понимания природы происхождения, функционирования и развития сложного системного образования - потребностей: обращают внимание на их конкретно-исторический характер, определяемый развитием духовного и материального производств; анализируют критериально-оценочные характеристики потребностей. Так, например, Р. М. Байгильдин характеризует потребность как объективное социальное явление, как противоречие. Потребность, по мнению автора, это явное противоречие между социальным субъектом (человеком, социальной группой, классом, обществом в целом) и объективными условиями его жизнедеятельности, которое разрешается и воспроизводится в процессе осознаваемого деятельност-но-субъективного взаимодействия» [1, с. 160-162].
Авторы монографии «Биосистемы: опыт потребностного подхода» Б. С. Гаримов и Г. Х. Мусин приводят следующее определение: «Потребность - система, обусловленная предметно направленной, динамичной, противоречивой взаимосвязью биологических и общественных организмов с окружающей средой, выступающая как их необходимый момент жизни и исходный источник активности» [3, с. 47]. В этом определении, как представляется, субъективность давлеет над объективностью, что и определяет субъективность поступков индивида для их удовлетворения.
В нашем изыскании потребность рассматривается как категория, в которой фиксируется объективное отношение между личностью и социальной группой, требующее определённых действий со стороны субъекта на основе осознания этого отношения.
Из анализа различных подходов и суждений о данной дефиниции можно выделить некоторые способы на достаточно высоком уровне обобщённости к определению различных понятий: во-первых, определение сущности понятия; во-вторых, раскрытие его содержания путём перечисления характерных признаков и свойств; в-третьих, установление или уточнение значений понятия. Мы считаем, что главное в сущности актуализации потребности в физической культуре обучающихся (дети, подростки, студенты) - в преодолении явного противоречия, которое обусловлено диалектикой развития (детского, подросткового и спорта высших достижений) с выходом на качественно новый уровень роста. Это совсем не означает, что массовость отечественного спортивного движения, которая была ранее, изжила себя. Наоборот, в современных условиях она должна приобрести новые качественные признаки, осваивать всё лучшее, что появилось в мировой физкультурно-образовательной практике, проектировать и строить принципиально новую систему физкультурного образования, ориентированную на потребности общества XXI века (В. С. Беляев, 2015).
В организованной нами опытной работе основной целью было определить комплекс психолого-педагогических условий, актуализирующих потребности в физической культуре. В литературе содержится большое количество определений условия педагогические условия, психологические условия, организационные условия - ни одно из них содержательно требованиям нашего физкуль-турно-образовательного изыскания не отвечает. Поэтому мы придерживаемся определения «психолого-педагогические условия», объединяющего одновременно содержательные признаки двух наук, приведённого в тематическом сборнике научных трудов «Педагогическая наука и образование» [7]. Психолого-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей содержания,
форм, методов, средств, педагогических приёмов и материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели.
В опытной работе по анкетированию участвовали студенты-спортсмены младших курсов Уральского государственного университета физической культуры и старшеклассники-спортсмены, занимающиеся прикладными видами единоборств (п=106 чел.). Исследование проводилось в условиях обычного образовательного процесса. Во всех пяти группах занятия обеспечивались одним преподавательским составом. Особое внимание в работе уделялось при этом методу интроспекции.
В ходе исследования были обоснованы, разработаны и затем подвергнуты экспертизе с целью определения ранговой структуры следующие психолого-педагогические условия (табл.).
Данные, полученные путём анкетирования обучающихся (методики М. Шутук), дополнялись другими методами исследования: методом экспертных оценок, целенаправленного педагогического наблюдения, ретроспективного анализа собственной педагогической деятельности, беседы, анализа продуктов спортивно-тренировочной деятельности. Всё это способствовало накоплению массы эмпирического материала, представляющего в общем виде состояние проблемы актуализации потребности школьников в развитии физической активности.
Нами на лабораторном этапе исследования использовался и опросник Ю. Грея (Голландия) для диагностики мотивационно-потребностной установки, состоящий из 64 вопросов. Адаптация методики состояла в том, чтобы упростить содержательную стилистику теста и использовать ключевые дефиниции в контексте определения ранговой структуры в конкретном психолого-педагогическом условии.
Ранговая структура психолого-педагогических условий, актуализирующих потребности школьников в физической культуре, п=106
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Разработка современных комплексных средств тренировки силовых и морально-волевых качеств 20,1
2 Разработка критериально-оценочной системы оценки показателей успешности выступлений на школьных олимпиадах 18,5
3 Повышение уровня объективности судейства спортивно-тренировочных и показательно-состязательных мероприятий различных категорий 17,0
4 Увеличение времени и доли спортивно-тренировочных упражнений, актуализирующих потребности обучающихся в занятиях физической культурой 16,2
5 Оптимальное сочетание (планирование) школьно-урочных занятий и спортивно-тренировочных (внешкольных) 15,4
6 Создание благоприятной обстановки в процессе организации спортивно-тренировочных сборов, развивающих физическую активность 13,2
7 Перманентные встречи школьников с олимпийскими спортсменами, заслуженными тренерами регионального и федерального уровней 11,3
8 Привлечение к процессу воспитания морально-волевой физической активности ветеранов спорта 9,8
9 Активная рекламно-пропагандистская деятельность в развитии физической культуры и спорта 8,0
10 Требования государственного стандарта по физической культуре к воспитанию физической активности школьников 6,9
Для определения ранговой структуры психолого-педагогических условий, актуализирующих потребности школьников в занятиях физической культурой, развивающих физическую активность, был организован мониторинг. Для этого привлечены девять специалистов (два мастера спорта международного класса, один олимпийский чемпион, четыре мастера спорта по различным видам спорта и два руководителя спортивно-образовательных организаций).
Мониторинг - непрерывное наблюдение за происходящими изменениями и корректировкой первоначально полученных результатов [9, с. 372]. Л. И. Коновалова определяет педагогический мониторинг как форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации
о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития [4, с. 149]. Краткое, но наиболее полное, по нашему мнению, определение приводит З. К. Меретукова [6, с. 62]: «педагогический мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование состояние педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития)».
В ходе исследования были обоснованы психолого-педагогические условия актуализации потребности школьников в занятиях физической культурой и определён их ранговый показатель (таблица): разработка современных комплексных средств тренировки силовых и морально-волевых качеств, активная рек-ламно-пропагандистская деятельность в развитии физической культуры и спорта; повышение уровня объективности судейства тренировочных и показательно-состязательных спортивных мероприятий различных категорий; увеличение времени и доли спортивно-тренировочных упражнений, актуализирующих потребности подростков в занятиях физической культурой; оптимальное сочетание (планирование) школьных (урочных) и спортивно-тренировочных (внешкольных) занятий.
Большое значение в актуализации потребности подростков в занятиях физической культурой, как отмечают респонденты, имеют привлечение ветеранов спорта, создание благоприятной обстановки в процессе организации спортивно-тренировочных сборов, развивающих физическую активность; встречи школьников с олимпийскими спортсменами, заслуженными тренерами регионального и федерального уровня.
Таким образом, предложенная и апробированная в длительной опытной работе классификация психолого-педагогических условий позволяет достаточно успешно осуществлять развитие физической активности подростка. Отмеченные явления в наибольшей степени влияют и на эффективность воспитания патриотизма у юных спортсменов, занимающихся прикладными видами единоборств.
Библиографический список
1. Байгильдин, Р. М. Методологические аспекты исследования потребностей / Р. М. Байгильдин // Вестник Баш. гос. ун-та. - 2010. - № 3 (том 15). - С. 160-162.
2. Бальсевич, В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема / В. К. Бальсевич // Вопросы философии, - 1986. - № 4. - С. 78-89.
3. Галимов, Б. С. Биосистемы: опыт потребностного подхода : монография // Б. С. Галимов, Г. Х. Мусин. - Уфа : Баш. гос. ун-т, 2009. - 284 с.
4. Коновалова, Л. И. Актуализация и самоактуализация творческих способностей учащихся / Л. И. Коновалова // Ученые записки. Электрон. Науч. журнал Курского гос. ун-та. - 2014. - № 3 (31). - С. 145-150.
5. Меретукова, З. К. Культура дидактического вопросополагания: истоки, содержание, формирования // З. К. Меретукова, М. А. Писаревская. - Майкоп : Изд-во «Магарин О. Г.», 2011. - 268 с.
6. Меретукова, З. К. Полифункциональная сущность актуализации знаний учащихся / З. К. Меретукова // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. - 2012. - № 10. - С. 60-63.
7. Педагогическая наука и образование : тематический сборник научных трудов. Выпуск 12. - Челябинск: Уральская академия, 2012. - 380 с.
8. Столяров, В. И. Переход с эмпирического на теоретический уровень научного анализа как методологическая основа проектирования программ физической культуры, спорта и олимпизма / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 3-4.
9. Философский энциклопедический словарь. - М. : ИНФРА - М., 2002. - 468 с.
V. V. Loginov, A. Ya. Nain, The Ural state University of physical culture THE NEED'S ACTUALIZATION OF STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE AS A PHENOMENON OF THE PHYSICAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF THE TEENAGER
It is described the main results of theoretical and practical research problems of the need's actualization of students in physical culture. It is identified the content of the key definitions of "actualization" and "need" in the development of physical activity of young sportsmen, which is engaged in applied martial arts. On the basis of different approaches is it given the requirements for the content determination of various concepts. It is formulated the complex of psycho-pedagogical conditions, which are actualized needs for physical activity of sportsmen, who is engaged of applied martial arts in the sports organizations of different profile.
Keywords: actualization, needs, students, physical culture, phenomenon, development, physical activity, teenager.
Reference
1. Baygil'din R. M. Methodological aspects of research needs. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010, No. 3, (Vol. 15), pp. 160 - 162.
2. Bal'sevich V. K. The phenomenon of physical activity as a socio-biological problem. Voprosy filosofii, 1986, No. 4, pp. 78-89.
3. Galimov B. S., Musin G. Kh. Биосистемы: опыт потребностного подхода [Biosystems: the experience requirement approach]. Ufa, Bashkirskiy Gosudarstvennyy Universitet Publ., 2009, 284 p.
4. Konovalova L. I. The actualization and self-actualization of creative abilities of pupils. Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014, No. 3 (31), pp. 145-150.
5. Meretukova Z. K., Pisarevskaya M. A. Kul'tura didakticheskogo voprosopolaganiya: istoki, soderzhanie, formirovaniya [Culture of didactic questioning: sources, content and formation]. Maykop, Magarin O. G. Publ., 2011, p. 268.
6. Meretukova Z. K. The multifunctional nature of actualization of students' knowledge. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. No. 10. pp. 60 - 63.
7. Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie: tematicheskiy sbornik nauchnykh trudov. Issue 12. Chelyabinsk: Ural Academy Publ., 2012. 380 p.
8. Stolyarov V. I. The transition from the empirical to the theoretical level of scientific analysis as a methodological basis for the design of physical culture programs, sport and Olympism. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2015, No. 5, pp. 3 - 4.
9. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Encyclopedic dictionary of philosophy]. Moscow, INFRA Publ. Moscow, 2002. 468 p.
© В. В. Логинов, А. Я. Найн, 2016
Авторы статьи:
Виктор Викторович Логинов, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Альберт Яковлевич Найн, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск.
Рецензенты:
А. М. Кузьмин, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск.
О. Л. Карпова, доктор педагогических наук, профессор, Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений».
УДК 37.01+372.878 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.23.161
К. Ю. Плотников, Центр образования № 47 города Иркутска
ПОТЕНЦИАЛ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ У ПОДРОСТКА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Материал статьи актуализирует проблему занятий вокалом не только с точки зрения одной из разновидностей музыкальной деятельности, но, и это главное, - с точки зрения формирования личностных качеств обучающегося (подростка, молодого человека), в первую очередь - развития уверенности в себе. Предлагаемый автором подход, названный «3Д», связывает основные правила вокала с достигаемыми при их использовании при поддержке музыкально-компьютерных технологий главными эффектами пения. Материал может быть адресован не только коллегам-учёным, но и учителям-практикам.
Ключевые слова: вокал, певческое дыхание, дикция, художественный образ, уверенность в себе, музыкально-компьютерные технологии, общее образование.
Наш современник, кем бы он ни был по профессии, непременно имеет отношение к педагогике, являясь (реально или потенциально) обучающимся или воспитуемым, учителем и воспитателем для своего ребёнка, коллеги. Именно поэтому через каждого, так или иначе, проходят как успехи, так и огрехи образования, надежды и свершения его модернизации, информатизации, глобализации, индивидуализации и т. д. Причём, говоря об образовании, мы изначально будем понимать под ним совокупность: а) обучения и воспитания; б) общего и т. н. дополнительного его компонента; в) традиционного и т. н. инновационного его составляющего.