Педагогические технологии воспитания экологической культуры учащихся
Лауреатами и дипломантами конкурсов стали более 300 учащихся в возрасте от 6 до 17 лет.
В целом качественные показатели конкурсновыставочной деятельности можно признать высокими. (Например, на вопрос «Хотели бы Вы покинуть Отечество?», учащиеся (К = 250) «нет» отвечали 84%, «да» - 9%, не определились - 7%. Диагностические данные по той же программе вначале экспериментальной работы составляли соответственно: 63%, 24% и 13%.)
Если в традиционном процессе патриотичес-ки-ориентированного образования происходит присвоение (интериоризация) ребенком отчужденных ценностных образцов, пусть и дидактически оформленных учителем, то с помощью средств советской живописи в процессе творческого самореализации (экстериоризации) воспи-туемые сознательно и активно воспроизводят принятый социальный опыт и выражают свои патриотические чувства. Поэтому в педагогическом процессе урок изобразительного искусства является «единственным, на котором возможно количество правильных ответов (выразительных работ), совпадающих с числом учащихся» [3, с. 73].
Таким образом, анализ показал, что учащиеся ДХШ и ДТТТИ в процессе конкурсно-выставочной деятельности воспроизводят (социальные и индивидуальные) ценности с помощью специфических средств. К ним относятся художественные образы, изобразительно-выразительные средства, художественные материалы, инструменты и техники, а также конкурсы и выставки детского изобразительного творчества. Педагогический потенциал советской живописи в процессе современного дополнительного худо-
жественного образования направлен на организацию комплекса педагогических условий, способствующих формированию у детей и подростков личностного патриотизма; целостному развитию личности посредством эстетизации; реализации творческих задатков учащихся; овладению навыками реалистического изобразительного искусства.
Библиографический список
1. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы. Документы. Воспоминания / Ред.-сост. В.Н.Перельман. - М.: Советский художник, 1962. - 404 с.
2. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.
1. - СПб.: «Кольна», 1995. - 672 с.
3. Жуков Д.Л. Роль изобразительного искусства в развитии школьника // Организация воспитательной работы в образовательном учреждении: Материалы второй региональной научнопрактической конференции. - Вологда: ВРО ОДОО «МАН «Интеллект будущего», 2008. - С. 70-74.
4. Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: Автореф. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 40 с.
5. История русской живописи: Первая половина ХХ века / В. Роньшин. - М.: Издательство «Белый город», 2007. - 127 с.
6. Круглова Т.А. Искусство соцреализма как культурно-антропологическая и художественнокоммуникативная система: исторические основания, специфика дискурса и социокультурная роль. Автореф. ... д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 2005. - 46 с.
УДК 372
Д.В. ЗАЙЦЕВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается понятие «педагогическая технология». Озвучены основные принципы с помощью которых возможно реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий в воспитании экологической культуры учащихся.
Ключевые слова: культура, экология, воспитание, педагогические технологии.
© Д.В. Зайцев, 2009
25
Педагогика
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей и многим другим следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогичес-ких оснований феномена «экологическая культура и её воспитание у современных школьников».
Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек - природа».
Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Основную причину затруднений в воспитании экологической культуры школьников учителя видят в не разработанности технологии экологического воспитания.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Говоря о технологии воспитания экологической культуры, имеется в виду такое сочетание педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает эко-
культурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии.
Реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий удаётся лишь при соблюдении следующих принципов: 1) соблюдение целостного подхода в развитии личности (то есть одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики); 2) строгая ориентация на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; 3) обеспечение преемственности в воспитании экологической культуры детей от младшего к старшему возрасту; 4) социокультурная преемственность (обращение к корням народной педагогики); 5) субъектность (ребёнок является активным участником экологической деятельности); 6) учёт региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 7) повышение общей и собственной экологической культуры самих учителей.
В воспитании экологической культуры школьника акцент должен делается на формирование отношения к самому себе и ближайшему окружению - сверстникам, учителям, родителям. Это связано со спецификой мироощущения учащихся - социальный аспект отношений более значим, чем отношение к природе, которую они воспринимают как жизненный фон. Поэтому развитие экологической культуры у школьников связано с динамикой в системе отношений от персонифицированного отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности.
Отсюда выбор технологических средств осуществляется с таким расчётом, чтобы они в первую очередь способствовали пониманию ребёнком собственного «Я», стимулировали у него желание заниматься физической культурой, культурой поведения и навыками диалогового общения, поощряя любые контакты с природой, развивали любознательность, ощущение красоты окружающего мира, умение наблюдать.
К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям учащихся, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе.
26
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
Требования к педагогу-хореографу при организации художественно-проектной деятельности
Технологии воспитания экологической культуры выполняют функцию двойного назначения
- они позволяют сократить разрыв между базовым и дополнительным образованием и перейти к педагогике развития, расширяя общий кругозор и эмоциональный мир школьника.
Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой. Результаты проведённых социологических опросов позволяют утверждать, что большинство учителей (80%) обеспокоены состоянием окружающей среды, однако это никак не сказывается на их активности. При исследовании готовности учителя к воспитанию экологической культуры были выявлены следующие проблемы, с которыми они сталкиваются: слабая методическая подготовка (32%); дефицит времени (11%); недостаточная разработанность современных технологий в области воспитания экологической культуры (20%); недостаточная помощь со стороны семьи (7%); отсутствие методического материала (40%); недостаточная помощь со стороны администрации школы (10%). По мнению педагогов, наиболее неразработанной в воспитании экологической культуры школьников является их методическая подготовка в области современных образователь-
ных технологий: диалоговых, игровых, тренинговых.
Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности учителя, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости.
Эффект воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом «вынужден», то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом «хочу» или «не могу иначе», то и результативность воспитания экологической культуры возрастает.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.
- СПб., 2002.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс.
- М.: Владос, 2001.
УДК 78 Е.Л. МИРОНОВА
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ-ХОРЕОГРАФУ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На современном этапе образовательного процесса актуализируются преимущества художественно-проектной деятельности в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Методика организации художественно-проектной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках хореографии показала, что в совместной деятельности с взрослыми дети проектируют свою жизнь в пространстве хореографической группы, проявляя изобретательность и оригинальность, приобретают творческий опыт, т.е. становятся авторами собственных творческих проектов.
Ключевые слова: художественная деятельность, хореография, проектная деятельность, художественно-проектная деятельность.
© Е.Л. Миронова, 2009
27