Технологии воспитания экологической культуры выполняют функцию двойного назначения
- они позволяют сократить разрыв между базовым и дополнительным образованием и перейти к педагогике развития, расширяя общий кругозор и эмоциональный мир школьника.
Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой. Результаты проведённых социологических опросов позволяют утверждать, что большинство учителей (80%) обеспокоены состоянием окружающей среды, однако это никак не сказывается на их активности. При исследовании готовности учителя к воспитанию экологической культуры были выявлены следующие проблемы, с которыми они сталкиваются: слабая методическая подготовка (32%); дефицит времени (11%); недостаточная разработанность современных технологий в области воспитания экологической культуры (20%); недостаточная помощь со стороны семьи (7%); отсутствие методического материала (40%); недостаточная помощь со стороны администрации школы (10%). По мнению педагогов, наиболее неразработанной в воспитании экологической культуры школьников является их методическая подготовка в области современных образователь-
ных технологий: диалоговых, игровых, тренинговых.
Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности учителя, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости.
Эффект воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом «вынужден», то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом «хочу» или «не могу иначе», то и результативность воспитания экологической культуры возрастает.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.
- СПб., 2002.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс.
- М.: Владос, 2001.
УДК 78 Е.Л. МИРОНОВА ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ-ХОРЕОГРАФУ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На современном этапе образовательного процесса актуализируются преимущества художественно-проектной деятельности в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Методика организации художественно-проектной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках хореографии показала, что в совместной деятельности с взрослыми дети проектируют свою жизнь в пространстве хореографической группы, проявляя изобретательность и оригинальность, приобретают творческий опыт, т.е. становятся авторами собственных творческих проектов.
Ключевые слова: художественная деятельность, хореография, проектная деятельность, художественно-проектная деятельность.
© Е.Л. Миронова, 2009
27
На современном этапе образовательного процесса актуализируются преимущества художественно-проектной деятельности в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания. Составляющие данного понятия получили широкое распространение в практике обучения и позиционируются как инновационный подход в хореографической подготовке детей.
Одной из составляющих понятия «художественно-проектная деятельность» (ХПД) является художественная деятельность по самореализации сущностных сил общественного человека, его способностей, потребностей, дарований, творческих возможностей. Именно в искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение всех основных видов деятельности: познавательный, ценностно-ориентационный, преобразовательный, коммуникативный. Обращенность художественной деятельности к эмоционально-чувственной стороне процесса познания, «общественно выработанный способ индивидуального «жизнеприятия», постижения мира посредством переживания и самочувствия» способствует овеществлению собственно предмета искусства [1].
В процессе художественной деятельности у ребенка развиваются интеллектуальные, сенсорные процессы; эмоционально-интеллектуальные, активизируются регулятивные механизмы деятельности (внимание, воля); интенсивно формируются личностные образования - активность, самостоятельность, интерес, потребность в осуществлении творческой, многообразной, разносторонней деятельности, одновременно приобщающей детей к труду, познанию, искусству
Хореография как сенситивный вид художественной деятельности детей от 7 до 10 лет создает возможности широкого общения с новым видом искусства, отражающим действительность, проникающим в глубокие сферы познания природы, человека, отношений людей к прекрасному; формирования не только комплекса знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально-творческой деятельности, художественного вкуса, сознательного отношения к искусству, возможности эстетического развития в области искусства танца.
Проектная деятельность (ПД) - еще один элемент ХПД. Проектирование рассматривают как один из видов деятельности, которая связана с выполнением заданий на воспроизведение по
образцу и поисковых заданий, заданий по усовершенствованию конструкции уже известных объектов и творческих заданий по созданию новых объектов. Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова определяют суть ПД как предположение вариантов будущей деятельности и прогнозировании ее результатов [3]. К этапам ПД относят: реализацию; прогнозирование результатов; создание новых объектов.
Участие в ПД развивает исследовательские и творческие способности детей: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять ее результаты.
Таким образом, ХПД можно назвать четко выстраиваемую организацию человеческой деятельности, при выполнении которой развивается творческая деятельность, реализуемая в области искусства, направленная на познание и преобразование окружающей действительности путем создания субъективно или объективно значимых ценностей.
ХПД детей младшего школьного возраста позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей. Для ребенка 7 -10 лет характерна «колоссальная жажда жизни» [4, с. 29], что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Отечественные ученые (А. Запорожец, Э. Эльконин, М. Лисина,
О. Г азман, В. Бедерханова, Н. Крылова, А. Савенков, Д. Фельдштейн и др.) подчеркивают, что развитие творчества способствуют уважение к его личности, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации, самодвижения, т.е. удовлетворение потребности ребенка в конструировании собственного мира детства. И это развитие проживается ребенком в форме игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Самое решающее звено этой новации - педагог-хореограф. Из носителя знаний и информации, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над проектом позволяет выстроить «бесконфликтную педагогику» [2, с. 64], вместе с детьми вновь и
вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
По своей структуре ХПД представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя три основных этапа:
- этап предпроектной подготовки;
- исполнительский этап;
- итоговый этап.
Организация каждого из этих этапов ХПД должна соответствовать его дидактической сущности.
1. Особое внимание следует обратить на этап предпроектной подготовки, на котором происходит:
- формирование проектного замысла;
- определяется тема проекта;
- отбираются необходимые источники инфор-
2. Исполнительский этап является продолжением ХПД. На данном этапе работы выдвинутые идеи проверяются практическим путем.
На исполнительском этапе:
- выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации;
- происходит разделение задач между участниками;
- определяется схема их взаимодействия;
- планируется порядок работ.
Одной из особенностей мышления детей младшего школьного возраста является то, что первоначальный замысел (т.е. создание определенного образа художественного произведения) может быть не вполне отчетливым и даже недостаточно
мации;
- составляется маршрутная карта реализации проекта;
- формируется творческая группа (на основе интереса к проблеме).
Планируя внедрение ХПД в учебный процесс, внимание педагогу-хореографу следует уделить изучению особенностей и технологического инструментария проектного метода с тем, чтобы дать возможность детям хореографической студии почувствовать «вкус» к самостоятельной и конструктивной работе, обрести навыки группового сотрудничества.
Важным моментом является подключение детей к определению содержания структуры проекта, вовлечение в процесс постановки проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной, формируют мотивацию работы над проектом.
устойчивым. В связи с этим на исполнительском этапе работы у детей может возникнуть потребность в дополнении и уточнении данного хореографического образа при выполнении ХПД. Для этого им может понадобиться повторное обращение к слайд- или видеофильмам, благодаря которым более детально изучаются стилистические особенности танца, которые отличают его от танцев других народов.
3. Итоговый этап организации ХПД может осуществляться в различных формах соответствующей содержанию проекта (постановка спектакля, презентация видеофильма, мультимедиа-шоу, проведение экскурсии и т.д.).
По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащиеся получают возможность предоставить плоды своего труда.
Действия педагога-хореографа и учащихся на этом этапе работы
Педагог-хореограф Учащийся
- Предлагает тематическое поле. - Мотивирует учащихся к обсуждению. - Предлагает схемы анализа потребностей. - Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему. - Консультирует учащихся при постановке цели, при необхздимости корректирует ее формулировку. - Обсуждает тему. - Определяет свои потребности. - Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор. - Ище т противоречия, формулирует (возможно, с помощью педагога) проблему. - Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
29
Действия педагога-хореографа и учащихся на этом этапе работы:
Педагог-хореограф Учащийся
- Направляет процесс поиска информации учащимися (при необждимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). - Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. - Организует процесс анализа альтернативных решений. - Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели. - Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. - Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. - Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. - Осуществляет выбор. - Осуществляет процесс планирования. - Оценивает ресурсы. - Определяет свое место (роль) в проекте. - Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. - Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
- Наблюдает. - Контролирует соблюдение правил техники безопасности. - Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. - Отвечает на вопросы учащихся. - Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. - Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. - При необходимости консультируется с педагогом (экспертом).
Действия педагога-хореографа и учащихся на этом этапе работы
Педагог-хореограф Учащийся
- Организует презентацию, представленную в виде концертного выступления. - Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. - При необждимости консультирует учащижя по вопросам подготовки концертного выступления.. - Выступает в качестве э ксперта. - Выбирает (предлагает) форму презентации. - Г отовит и проводит презентацию. - При необждимости консультируется с педагогом (экспертом). - Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп учащижя).
Педагог-хореограф несет ответственность за создание условий для оформления результатов ХПД.
Фиксация результатов в работе хореографического коллектива может быть представлена в форме концертного выступления. Главное, что ХПД должна быть нацелена на формирование у детей творчества, способностей к изобретательству и рационализаторству. Следовательно, при ее организации внимание следует уделить наиболее существенной части - мысленному прогнозированию, составлению замысла в соответ-
ствии с поставленной целью.
Таким образом, педагог-хореограф занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как взаимообога-щение их личностного опыта.
В ХПД педагог проявляет:
- умение выбирать наиболее интересные и практически значимые темы для проектов;
Основные направления музыкально-инструментальной деятельности и их ... потенциал
- владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых методов;
- умение организовывать учебно-воспитательную работу по предмету, ориентированную на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).
ХПД в хореографической подготовке позволяет детям младшего школьного возраста:
- проявить творческую индивидуальность, расширить кругозор;
- освоить основные этапы работы над созданием танцевального произведения;
- приобрести прочные танцевальные навыки;
- применить практические умения не только в области исполнительского мастерства, но и «увидеть» себя в роли постановщика - балетмейстера;
- научиться работать в коллективе - хореографической группе;
- решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности - обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками;
- обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого;
- применять полученные знания и умения с пользой для себя и окружающих.
ХПД ориентирована на формирование таких отношений «ребенок-взрослый», которые строятся на со-участии в деятельности. Педагог ведет ребенка к со-участию постепенно: от наблюдений за его самостоятельной деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству
и, наконец, к сотрудничеству
Библиографический список
1. Бандуристый Ф. Художественное проектирование как основа межпредметных связей в школе // Искусство в школе. - 2004. - N° 3. - С.73-75.
2. Богачева Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в ВУЗах культуры и искусств: Дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2007. -189 с.
3. Лебедева Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Л.И.Лебедева, Е.В.Иванова // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 116-120.
4. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности младших школьников в процессе учебно-проектной деятельности (на примере обучения технологии): Дисс. ... кандидата педагогических наук. - Ярославль, 2005. - 203 с.
УДК 785 Г.Р. МУРТАЗИНА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
В статье автор представляет структуру музыкально-инструментальной деятельности, включающую такие направления, как слушательская, исполнительская, педагогическая, дирижерская, музыковедческая, методическая, производственная, издательская, менеджерская, импровизационно-композиторская и подробно раскрывает их воспитательный и развивающий потенциал.
Ключевые слова: музыкально-инструментальная деятельность, воспитательный и развивающий потенциал.
На протяжении всей истории человечества рода деятельности: педагогов, психологов, соци-
проблема воспитания является предметом при- ологов, философов, историков, культурологов и
стального внимания со стороны ученых разного т.д. Это не случайно. Духовное, нравственное здо-
© Г.Р. Муртазина, 2009
31