Научная статья на тему 'Педагогические технологии в профессиональной подготовке управленческих кадров органов внутренних дел'

Педагогические технологии в профессиональной подготовке управленческих кадров органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАДРОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / VOCATIONAL TRAINING / PRINCIPLES OF ACTIVITY OF POLICE / SYSTEM OF TRAINING AND EDUCATION OF SHOTS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Ю. Ю.

В статье рассматриваются некоторые актуальные педагогические технологии в профессиональной подготовке кадров органов внутренних дел: принятия решения, контроль в педагогическом процессе; их содержание и особенности, а также дидактические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical technologies in vocational training of administrative shots of law-enforcement bodies

In article some actual pedagogical technologies in vocational training of shots of law-enforcement bodies are considered: decision-making, control in pedagogical process; their contents and features, and also the didactic requirements imposed to pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в профессиональной подготовке управленческих кадров органов внутренних дел»

Ю.Ю. ТАРАСОВ,

начальник кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами

(Академия управления МВД России)

94

YU.YU. TARASOV,

chief of chair of psychology, pedagogics and the work organization with shots (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 378

Педагогические технологии в профессиональной подготовке управленческих кадров органов внутренних дел

Pedagogical technologies in vocational training of administrative shots of law-enforcement bodies

В статье рассматриваются некоторые актуальные педагогические технологии в профессиональной подготовке кадров органов внутренних дел: принятия решения, контроль в педагогическом процессе; их содержание и особенности, а также дидактические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям.

Педагогическая технология, руководитель, профессиональная подготовка, принципы деятельности полиции, система обучения и воспитания кадров органов внутренних дел.

In article some actual pedagogical technologies in vocational training of shots of law-enforcement bodies are considered: decision-making, control in pedagogical process; their contents and features, and also the didactic requirements imposed to pedagogical technologies.

Pedagogical technology, head, vocational training, principles of activity of police, system of training and education of shots of law-enforcement bodies.

В результате преобразований в системе МВД России стало очевидно, что решающим фактором успеха проводимой реформы является человеческий ресурс. В этой связи возникла необходимость формирования стратегического подхода к управлению персоналом, в основе которого — наличие долгосрочной концепции кадровой политики Министерства внутренних дел, основанной на качественной системе подготовки управленческих кадров. При этом обновление кадрового потенциала полицейских и иных подразделений органов внутренних дел напрямую связано с формированием нового профессионального и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Эффективность деятельности МВД России является одним из приоритетов в ключевые моменты жизни государства, общества и отдельных граждан, когда осуществление этой деятельности сопряжено с немалыми трудностями, важнейший путь преодоления которых — рабо-

та с людьми. Любые реформы и решения будут малоэффективными без усиленного внимания к подготовке кадров, их воспитанию, тесно связанному с социокультурными характеристиками.

Принятый 7 февраля 2011 г. Федеральный закон «О полиции» № З-ФЗ, как и ряд новых ведомственных актов МВД России, посвящен, в том числе, и вопросам обучения и воспитания кадров [1, 2, 3, 4]. В этих документах перед МВД России поставлена задача модернизации системы обучения и воспитания кадров органов внутренних дел, приведения ее в соответствие с современными требованиями общества и государства, предъявляемыми к правоохранительной деятельности и сотрудникам правоохранительных органов.

Целью таких преобразований является, среди прочего, организация обучения руководителей всех звеньев теории и практики воспитания подчиненных, повышение их педагогической и управленческой компетентности.

Эти и многие другие обстоятельства обусловливают значимость качественной профессиональной подготовки прежде всего управленческих кадров органов внутренних дел, ответственных за действия подчиненных сотрудников. Их совместные профессиональные действия должны осуществляться в строгом соответствии с принципами, заложенными в федеральном законодательстве.

К базовым принципам деятельности органов внутренних дел, закрепленным Федеральным законом «О полиции», относятся: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан и т. п. Данные принципы и обязанности полиции, в свою очередь, согласуются с основными конституционными принципами, в частности, с положениями ст. 2 Конституции Российской Федерации о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства.

Обучение и воспитание сотрудников органов внутренних дел слаженным профессиональным действиям в соответствии с заявленными принципами — основная задача руководителя, реализовывать которую он стремится уже в процессе профессиональной подготовки.

В одном из своих первых интервью в качестве Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Владимир Александрович Колокольцев заметил, что главная проблема полиции сегодня — доверие людей, вернуть которое крайне важно, поскольку «без должной поддержки граждан никакая профессиональная структура не будет эффективной». Кроме того, он подчеркнул, что «повышение профессионализма и качества кадрового состава полиции — приоритетная задача...» руководящего состава МВД России, в связи с чем необходимо развивать профессионально-педагогическую компетентность самих руководителей, в частности, посредством совершенствования педагогических технологий профессиональной подготовки управленческих кадров [5].

Действительно, значительная роль в решении поставленных задач принадлежит руководителям органов внутренних дел, от управленческой и педагогической компетентности которых во многом зависят как эффективность деятельности по борьбе с преступностью, укреплению законности и правопорядка, так и отношение населения к этим органам. Руководитель — это социальный педагог, ежедневно решающий множество задач по профессиональному обучению, воспитанию и развитию персонала органов внутренних дел, и от того, насколько он успешен, целеустремлен, моти-

вирован к этой деятельности, зависит и успешность его сотрудников.

На современном этапе в центре внимания и исследования зарубежных и отечественных психологов находится проблема личности, а для педагогической науки актуальным является создание личностно ориентированных технологий обучения и управления образованием. Поэтому предполагается, что разработка эффективных технологий обучения — это творческий процесс, направленный на всестороннее развитие личности специалиста, состоящий в анализе целей и возможностей и выборе форм, методов и средств обучения и управления системой образования, образовательными организациями, обеспечивающих реализацию этих целей и возможностей.

Принятый Государственной Думой Российской Федерации и вступивший в силу 1 сентября 2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, описывает его структуру, федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также вводит новые формы получения образования и обучения, что, по существу, отражает процесс усовершенствования механизма получения образования в Российской Федерации [2].

Таким образом, для подготовки кадров органов внутренних дел интерес представляют следующие виды получения образования: профессиональное образование, профессиональное обучение и дополнительное образование. Все они нацелены на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков и формирование компетенций для успешного выполнения профессиональной деятельности (профессиональное образование) или отдельных профессиональных функций (профессиональное обучение). Специфика дополнительного образования выражена в отсутствии повышения уровня образования при необходимом удовлетворении всесторонних образовательных потребностей личности.

В реализации механизма получения образования в сфере подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел, осуществляемой в Академии управления МВД России, несомненную ценность собой являют разнообразные педагогические технологии инновационного характера, внедряемые как на основе развернутых в Академии кафедральных полигонов, так и вне их.

С точки зрения международного опыта, педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего педагогического процесса управления людьми с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм их образования и воспитания (ЮНЕСКО).

95

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

96

Это научно-методические разработки, проводимые с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих управленческую эффективность, конструирования и применения приемов и средств, а также посредством оценки эффективности применяемых методов.

К особенностям педагогической технологии относится то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое оптимальное место в целостном педагогическом процессе. Никакая технология не может заменить живого, эмоционального человеческого общения. Разработка и применение любой педагогической технологии требуют высочайшей творческой активности преподавателя и обучающихся. Активность слушателей проявляется в возрастающей самостоятельности, взаимообучении на основе технологического инструментария, технологическом творчестве. Огромное значение для активизации участия обучающихся в технологическом процессе имеют психологическая установка на глубокое освоение профессиональных задач, введение элементов игры (игровая технология), а также постановка перспектив опережающего характера.

Педагогическая технология — это, по существу, хорошо спроектированная, целенаправленная деятельность, представляющая ряд логически построенных учебных этапов с применением точно обозначенных приемов, когда для каждого этапа предполагается определенный результат, который может быть быстро выявлен.

В педагогической технологии цели задаются в некоторых аспектах.

1. Диагностично поставленная цель означает следующее:

— дано четкое описание качества, которое необходимо сформировать;

— имеется точный способ диагностики этого качества;

— возможно изменение последнего;

— принята шкала оценки качества (например, опознание, различие, владение основными алгоритмами, продуктивные действия, творческое применение).

2. Конструктивно поставленная цель означает, что она определена с учетом профессиональных возможностей преподавателя и обучаемых.

Современная парадигма управления и образования закладывает в основу не столько знания, умения, навыки и компетенции, а личность, ее становление и развитие. Компетенции — это лишь средство становления личности профессионала.

Технологии различаются в зависимости от уровня.

Выделяют, как правило, четыре уровня технологий: теоретическое представление о пе-

дагогическом процессе, обеспечивающем решение управленческих задач, принципах его организации и факторах успешности; представление через правила, рекомендации, алгоритмы действий преподавателя и обучаемых; конкретный проект (технология конструирования конкретного занятия, допустим, на полигоне кафедры); описание последовательности и характера действий преподавателя и обучаемых (технология применения конкретного метода, приема).

Прямыми задачами педагогической технологии и технических процессов являются следующие:

— отработка глубины и прочности знаний, закрепление умений и навыков, компетенций в различных областях деятельности;

— отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

— научные действия с технологическим инструментарием;

— развитие технологического мышления, умений самостоятельно планировать, стандартизировать свою учебную, самообразовательную деятельность;

— воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и несения службы. Педагогическая технология слагается следующим образом:

— описание, методологическое и теоретическое обоснование;

— определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом;

— конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных задач);

— моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств);

— проектирование желаемого результата;

— отбор наиболее значимого материала, его структурирование;

— определение ценностных компонентов изучаемого материала;

— система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль);

— оценка эффективности (критерии, показатели);

— система коррекционных мер;

— подготовка самих преподавателей;

— мотивация обучающихся. Технологическая компетентность преподавателя зависит от профессионально-педагогического опыта, желания и возможности работать по инновационным образовательным моделям, готовности применить новую стратегию педагогического управления, стратегию развития личности.

Одной из характерных технологических особенностей учебного процесса Академии управления МВД России является технология обуче-

ния принятию решений руководителями территориальных органов МВД России на различных уровнях.

Принятие решения нуждается в оценке возможностей (воспитанности, профессионального мастерства, способностей) тех, кто будет его выполнять.

Подавляющее большинство решений приносят определенный педагогический результат, даже если он не осознается. Наконец, в комплексе принимаемых решений должны быть педагогические, нацеленные на вопросы воспитания, повышения обученности, кадровые решения и др.

Руководство выполнением решений нуждается и в педагогических мерах (наблюдение за действиями исполнителей, контроль, воспитательные и дисциплинирующие воздействия, помощь, советы, коррекция). Подведение итогов также содержит много поводов для воспитательных и обучающих воздействий, а также последующих мер по устранению обнаруженных недостатков. Не менее сложна общая технология контроля в педагогическом процессе.

Контроль — обязанность каждого преподавателя. Исходная предпосылка благоприятного влияния — конструктивистская позиция педагога, выражающаяся в стремлении найти и подсказать обучаемым пути и способы улучшения дела, а не в поиске поводов для упреков, критики и «разносов». Имеет значение и отслеживание педагогических факторов, которые характеризуют как учебный коллектив, так и отдельных слушателей. Разумно контролировать реализацию педагогических функций слушателями в профессиональной деятельности, организованность и качество функционирования системы воспитания и обучения, педагогические свойства слушателей, суть их педагогических трудностей и др.

Обучаемые всегда подмечают, за что их хвалят или критикуют преподаватели, что признается ценным, на что не обращают внимания, за что поощряют, наказывают и т. п. Они стремятся к положительным оценкам, и на этой основе у них складываются представления о должном

Список литературы

1.

3.

О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2012. 31 дек. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей

и необходимом, профессиональном и непрофессиональном, а затем и убеждения, привычки, нормы поведения.

Объективная оценка оказывает нужное воспитательное влияние. Субъективизм в оценках нетерпим. Оценивать объективно — означает отмечать не только недостатки, но и положительные стороны. По данным исследований, проводимых УРЛС Академии управления МВД России, похвала приводит к положительным результатам в учении в 88 % случаев, в то время как критика в 11 % ситуаций улучшает, и, чаще, ухудшает их. «Наука не обижать», не приносить огорчения обучаемым без деловой и воспитательной необходимости — самая доступная, но зачастую сложная для части педагогов задача.

Помочь слушателям добиться успехов, поверить в себя, побудить к самосовершенствованию, повысить требовательность к себе — вот главные воспитательные задачи в педагогическом процессе Академии управления МВД России. Порой в обстоятельствах, дающих основания для критики, есть смысл отказаться от нее. В теории управления существует точка зрения, отстаивающая правоисполнителей на совершение отдельных, не очень существенных ошибок, поскольку их больше у того, кто работает самостоятельно, творчески, инициативно. Острое реагирование педагога на каждый промах обучаемого наносит серьезный урон всему процессу воспитания: некоторые преследуемые непрерывной критикой слушатели мирятся с положением «неудачника» или «преследуемого преподавателем». Поэтому иногда от критики целесообразно отказываться и дать такому слушателю очень легкое, заведомо выполнимое поручение, чтобы иметь повод для искренних положительных высказываний в его адрес. Порой таким способом можно достичь перелома в учебной деятельности не очень усердного обучаемого.

Реализуя различные механизмы получения профессионального образования важно помнить простую истину: обучая сегодня как вчера, можно упустить завтра.

в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663.

Маетная Е, Карачева Е. Если мы требуем соблюдения законности со стороны граждан, то сами должны быть безупречны: интервью с В.А. Колокольцевым, Министром внутренних дел РФ // Известия. 2012. 24 мая.

97

E-mail: ulytarasov@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.