Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Педагогика
УДК 378
Р.А. Гусев*, А.А. Кочин**
Педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств
В статье рассматриваются сущность и содержание профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств. Определяются педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицеров и сотрудников силовых ведомств.
Ключевые слова: профессионализм, формирование профессионализма, управленческая деятельность, подготовка офицеров и сотрудников силовых ведомств, педагогические условия формирования профессионализма.
R.A. Gusev*, A.A. Kochin**. Pedagogical conditions of formation of professionalism of administrative activity of officer shots and employees of power departments. In article the essence and the maintenance of professionalism of administrative activity of officer shots and employees of power departments are considered. Pedagogical conditions of formation of professionalism of administrative activity of officers and employees of power departments are defined.
Keywords: professionalism, professionalism formation, administrative activity, preparation of officers and employees of power departments, pedagogical conditions of formation of professionalism.
В современных условиях все возрастающее значение приобретает необходимость решения проблем, связанных с обеспечением безопасности личности, общества, государства. Важнейший вклад в решение данных проблем вносят офицеры, сотрудники силовых министерств и ведомств — Министерства обороны (МО), Министерства внутренних дел (МВД), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), Федеральной миграционной службы, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др.) и, прежде всего, офицерские кадры Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации, Внутренних войск (ВВ) МВД России, Войск гражданской обороны (ГО) МЧС России, Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России, других войск, воинских формирований и органов, решающих задачи в области обороны и безопасности страны.
Одной из важнейших основ динамичного и поступательного развития российского государства и общества, обеспечения национальной безопасности и всех её составляющих является отечественная система образования и непосредственно система подготовки офицерских кадров (офицеров) и сотрудников силовых ведомств [1].
Подготовка офицерских кадров представляет собой деятельность органов государственной власти, соответствующих министерств и ведомств, служб, штабов, управлений, других органов управления, образовательных учреждений, их должностных лиц по обучению, воспитанию, профессиональному и личностному развитию офицеров, и производится прежде всего в
* Гусев, Роман Александрович, начальник службы связи Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8- 921- 425-92-75. E-mail: oe64@rambler.ru.
** Кочин, Андрей Анатольевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 7442439. mail@univermvd.ru
* Gusev, Roman Alexandrovich, the chief of a communication service of the St.-Petersburg military institute of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 8 921 425 92 75. E-mail: oe64@rambler.ru.
** Kochin Andrey Anatolevich, the deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 7442439. mail@univermvd.ru.
Статья поступила в редакцию 21 января 2011 года.
образовательных учреждениях (высших учебных заведениях) Министерства обороны, МВД России, МЧС России и других силовых ведомств [2].
Подготовка офицерских кадров включает сбор, изучение и анализ информации о потребности в кадрах и о состоянии их подготовки; принятие решения на подготовку; доведение задач до органов управления образованием и учебных заведений; планирование, организацию и контроль деятельности учебных заведений, образовательного процесса в них, а также непосредственно процессы обучения, воспитания, профессионального и личностного развития офицеров (будущих офицеров) и сотрудников силовых ведомств [3].
Одним из ключевых элементов мероприятий подготовки офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств является формирование профессионализмауправленческой деятельности.
Анализ теории и практики свидетельствует о необходимости усиления управленческой направленности подготовки офицеров и сотрудников силовых ведомств, формирования и развития их профессионализма, что позволит полнее реализовать в служебной деятельности современные требования к офицерам (сотрудникам) в соответствии с их конкретным должностным предназначением.
В настоящее время отмечается противоречие между потребностью общества в офицерах как высококлассных управленцах и уровнем профессиональной компетентности, подготовленности к управленческой деятельности офицеров — выпускников вузов силовых ведомств [4].
В частности, руководством МЧС России отмечалось, что в начале XXI столетия в условиях многократного увеличения объема решаемых задач (особенно после приема в состав МЧС России Государственной противопожарной службы) появилась негативная тенденция снижения профессионализма сотрудников Министерства в управленческом звене (особенно подразделений центрального аппарата) на фоне кадрового дефицита высококвалифицированных специалистов-управленцев.
В 2010 г. были приняты поправки в закон «О милиции» и Положение о службе в органах внутренних дел, а также в УК РФ и УПК РФ, направленные на ужесточение требований, предъявляемых к сотрудникам милиции. Кроме того, был разработан закон «О полиции», также направленный на повышение профессионализма сотрудников органов внутренних дел.
С учетом этого одной из актуальных задач совершенствования подготовки и деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств как руководителей, управленцев, готовых и способных к решению стоящих задач, является обоснование, определение и реализация педагогических условий формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств России. Различные аспекты профессионализма кадров управления рассматривались в ряде научных исследований (Ф.Б. Березин, А.В. Брушлинский, Д. Грейсон, А.А. Деркач, А.А. Реан, О.В. Ромашев, В.А. Розанова, Т.С. Кабаченко, Е.А. Климов, Г.С. Никифоров, H.H. Обозов, В.Ф. Перевалов, А.А. Урбанович, Я.В. Подоляк и др.).
Проблемы профессионализма и профессионализации офицерских кадров были изучены в работах военных ученых (А.Я. Анцупов, В.С. Артамонов, А.В. Барабанщиков, Ю.Н. Гончаров, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, В.В. Дударев, Ю.А. Елбаев, О.Ю. Ефремов, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, В.П. Каширин,
A.Г. Маклаков, С.И. Макшанов, Е.А. Могилевкин, Е.А. Молоткова, Ю.В. Новоселов, М.Н. Попов, Е.И. Рогов, С.И. Съедин, А.М. Столяренко, В.В. Сысоев, Н.Ф. Феденко, Б.Я. Шведин, В.А. Щеголев и др.).
Изучению управленческой деятельности сотрудников МВД России, офицеров внутренних войск посвящены труды В.И. Бегинина, А.Ф. Бондарука, А.В. Будникова, В.П. Ворожцова, Л.Г. Вяткина, Ю.Н.Голованова, С.А. Гончара, Н.В. Дмитриевой, В.А. Золоторева, А.В. Капкина, О.Д. Вьюшина,
B.П. Егоркина, А.Д. Казакова, А.А. Кочина, В.В. Попкова, О.М. Латышева, И.Э. Малашкевича, Н.М. Попова, А.В. Полозова, Н.Н. Силкина, В.Я. Слепова, А.А. Столярова, В.И. Хальзова и др.
Особенности подготовки сотрудников МЧС России к управленческой деятельности в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях рассмотрены в работах ученых МЧС России
B.С. Артамонова, Ю.Г. Баскина, А.Л. Воробьева, Н.Г. Винокуровой, А.А. Грешных, В.Г. Зазыкина,
C.П. Ивановой, В.П. Казначеева, С.В. Литвиненко, Л.Г. Почебут, В.Ю. Рыбникова, В.О. Солнцева, Л.С. Узун, Н.И. Уткина, С.К. Шойгу и др.
Анализ трудов по проблеме профессионализма свидетельствует, что профессионализм в целом рассматривается как определенное свойство, совокупность психофизиологических, психических, личностных качеств человека, формирующихся у него в процессе овладения и выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень осуществления данной деятельности, решения сложных профессиональных задач в различных условиях.
Высокие требования к человеку, его подготовке предъявляет профессиональная деятельность военнослужащего и особенно офицера (сотрудника), являющегося в большинстве случаев руководителем, организатором служебной, боевой, профессиональной деятельности подчиненных, их воспитания и подготовки. Свою существенную специфику имеет управленческая деятельность офицера в сложных, боевых, особых, чрезвычайных условиях [4; 5; 6].
Управленческая деятельность офицера обусловлена тем, что он организует, упорядочивает, регулирует общую служебно-боевую деятельность подчиненных, ставит задачи, планирует их выполнение и контролирует исполнение своих распоряжений.
В процессе формирования профессионализма управленческой деятельности офицеров следует учитывать, что служебно-боевая деятельность офицеров, сотрудников силовых ведомств в современных условиях — это суровое испытание физических и духовных сил человека, его способности активно противостоять действию многоплановых, в т.ч. экстремальных, крайне неблагоприятных для жизни факторов сохранять волю и решимость выполнить поставленную задачу. В особых, чрезвычайных
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Педагогика
условиях и сложных ситуациях управленческая деятельность может представлять собой борьбу целей, мотивов, убеждений, настроений, воли, мыслей.
В современной педагогике наблюдается увеличение количества исследований проблем военнопрофессионального образования, подготовки военнослужащих и сотрудников силовых ведомств. Указанные проблемы разрабатывались В.С. Артамоновым, И.А. Алехиным, А.В. Барабанщиковым, Ю.Г. Баскиным, А.К. Быковым, В.П. Давыдовым, В.А. Гадышевым, А.А. Грешных, В.Н. Гуляевым, П.Н. Городовым, О.Ю. Ефремовым, А.И. Каменевым, В.Я. Кикотем, Э.Н. Коротковым, А.Д. Лазукиным, С.В. Литвиненко, М.А. Лямзиным, В.И. Марченковым, Э.А. Нехвядовичем, В.Н. Новиковым, Ю.С. Руденко,
В.Д. Самойловым, Л.С. Узуном, В.П. Чернолесом, А.П. Шарухиным, С.К. Шойгу, В.А. Щеголевым и др.
Однако, как показал проведенный анализ, применительно к современной ситуации реформирования и развития системы подготовки офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств, возрастания сложности задач обеспечения безопасности, в контексте реализации компетентностного и др. современных подходов к подготовке кадров и тенденций развития образования проблема формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств не исследовалась. Соответственно, данная проблема является актуальной и значимой, что обусловливает потребность педагогической теории и практики в обосновании и реализации педагогических условий формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров.
В целом существующая система подготовки офицерских кадров, наряду с позитивными опытом, традициями, имеющимся научным, педагогическим, человеческим потенциалом, имеет определенные противоречия и недостатки, которые не позволяют в полной мере обеспечить её соответствие растущим запросам общества и потребностям силовых ведомств в современных кадрах.
Имеющиеся противоречия и недостатки проявляются в т.ч. и в снижении качества подготовки и решения стоящих задач, недостаточном уровне профессиональной подготовленности офицерских кадров к управленческой деятельности, особенно в части их практических умений и навыков по должностному предназначению [5].
В целом в существующей теории и практике формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств можно выделить следующие недостатки.
— отсутствие в системе подготовки офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств целостных научно обоснованных педагогических условий формирования профессионализма управленческой деятельности;
— низкая эффективность реализации научного, педагогического, управленческого, творческого потенциала всех субъектов системы подготовки офицерских кадров в плане формирования профессионализма управленческой деятельности;
— недостаточная разработанность научно-педагогических основ реализации в процессе формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров положений компетентностного, субъект-субъектного и др. подходов в соответствии с тенденциями развития образования и задачами обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Указанные обстоятельства, выявленные недостатки и противоречия подготовки и деятельности офицерских кадров определили необходимость обоснования и реализации педагогических условий формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств как фактора совершенствования подготовки и деятельности кадров силовых ведомств, обеспечения безопасности личности, общества, государства. Разработка и реализация педагогических условий формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств обеспечивает достижение высокого уровня профессионализма и компетентности выпускников вузов силовых ведомств, их соответствие предъявляемым требованиям и посредством этого способствует обеспечению безопасности личности, общества и государства.
В условиях модернизации российского общества и системы образования, реализации компетентностного подхода и положений Болонского процесса, качественных изменений в организации, содержании, технологиях обучения, воспитания, диагностики и контроля, возрастания требований к обеспечению безопасности личности, общества, государства необходимо совершенствование подготовки офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств. Этому может способствовать формирование профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств.
В процессе исследования были изучены вопросы подготовки офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России, Санкт-Петербургском университете МВД России, Военной академии связи, Новочеркасском военном институте связи, Северо-Западном региональном командовании внутренних войск МВД России. Кроме того, исследовательский материал был получен из др. вузов и органов управления силовых ведомств. В основу опытно-экспериментальной работы был положен комплексный педагогический эксперимент, который осуществлялся в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России и Военной академии связи. Исследование было проведено в 2007-2010 гг.
На первом (подготовительном) этапе (2007-2008 гг.) проводилось изучение научно-теоретических источников и практики подготовки офицерских кадров, осуществлялось определение и обоснование научной задачи, формулировалась гипотеза, выделялись направления научного поиска, планировалась экспериментальная работа, подбирался необходимый инструментарий, определялись и уточнялись критерии и показатели эффективности.
На втором (основном) этапе (2008-2009 гг.) был осуществлен комплексный педагогический эксперимент. Главным содержанием эксперимента явились проверка эффективности обоснованных в процессе исследования педагогических условий формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств. Третий (заключительный) этап (20092010 гг.) был посвящен проверке, обработке и обобщению полученных в процессе исследования результатов. Производилось обсуждение результатов исследования на заседаниях ученых советов, учебно-методических комиссий, кафедр вузов и предметно-методических комиссий, в индивидуальных беседах с должностными лицами вузов, органов управления, преподавателями, слушателями и курсантами. Были сделаны выводы и даны практические рекомендации по формированию профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров в ходе подготовки слушателей и курсантов вузов силовых ведомств.
В процессе исследования было установлено, что формирование профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств — это сложный многоплановый педагогический процесс обеспечения реализации требований государства, силовых ведомств, профессии к подготовке офицерских кадров, сотрудников силовых ведомств как субъектов управленческой деятельности;
Педагогическими условиями формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств являются следующие.
— формирование и развитие личностных качеств офицера как руководителя;
— формирование профессионализма офицеров и сотрудников силовых ведомств на основе опыта управленческой деятельности в боевой обстановке и в условиях чрезвычайных ситуаций;
— научное обоснование и методическое сопровождение процесса формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств;
— совершенствование практики применения стилей управления в деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств;
— совершенствование организации и технологии формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств;
— учет особенностей деятельности силовых министерств и ведомств, специфики подготовки и деятельности офицерских кадров (сотрудников) при построении и реализации моделей и технологий формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников;
— проведение диагностики и оценки качества формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств с использованием обоснованных методов, методик, критериев и показателей.
Модель формирования профессионализмауправленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств включает взаимосвязанные компоненты.
— целевой (определение целей и задач формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров);
— мотивационный (побуждение офицеров [будущих офицеров] к формированию профессионализма управленческой деятельности);
— содержательный (определяет содержательные аспекты профессиональной подготовки в вузе, направленные на формирование профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров);
— технологический (определяет педагогическую технологию формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров);
— результативный (диагностика и оценка результативности формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров).
Для оценки эффективности формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров выделены критерии.
— мотивационный (осознание обучающимися в вузах силовых ведомств важности формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров);
— когнитивный (знание и понимание офицером основных профессиональных понятий и норм, необходимых для успешного выполнения управленческой деятельности);
— деятельностный (навыки, умения и опыт успешного выполнения управленческой деятельности).
Развитие всех сфер жизни и задачи обеспечения безопасности личности, общества, государства
предъявляют новые требования к совершенствованию структуры и содержания профессиональной подготовки офицерских кадров профессионализму управленческой деятельности офицеров и сотрудников силовых ведомств России. Как показало проведенное исследование, важным фактором повышения эффективности профессиональной подготовки и деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств является реализация педагогических условий формирования профессионализма управленческой деятельности офицеров и сотрудников силовых ведомств.
Список литературы
1. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.
2. Шткин, Л. Г. Проблемы военной педагогики во внутренних войсках. — Москва: ГУК ВВ РФ, 1996.
3. Ефремов, О. Ю. Теория и практика педагогической диагностики в высшей военной школе России. — СПб., 2001.
4. Кочин, А. А. Совершенствование психологической подготовленности будущих офицеров к профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского института Г ПС МЧС России. — Вып. 1. — СПб.: Санкт-Петербургский институт Г ПС МЧС России, 2005.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (49) 2011
Педагогика
5. Узун, Л. С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях : дис. ... докт. пед наук. — СПб., 2000.
6. Устюжанин, В. Н. Формирование военно-профессиональных умений командиров подразделения и курсантов вузов внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1997.
Literature
1. Military pedagogics. — St.-Petersburg, 2008.
2. Vyatkin, L. G. Problem of military pedagogics in internal armies. — Moscow, 1996.
3. Efremov, O. JU. Theory and practice of pedagogical diagnostics at the supreme military school of Russia. — St.-Petersburg, 2001.
4. Kochin, A. A. Increase of efficiency of process of formation of the officer-professional in high school of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 1996.
5. U%un, L. The Theory and practice of vocational training of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia to actions in extreme situations. — St.-Petersburg, 2000.
6. Ustju%hanin, V. N. Formation of military-professional skills of commanders of division and cadets of high schools of internal armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 1997.
УДК: 37.032 В.Ё. Климентов*
Развитие теории и практики педагогики правосознания в современном российском обществе
В статье рассматриваются вопросы развития педагогической теории и практики педагогики правосознания в контексте правового воспитания российских граждан, формирования и развития правовой компетентности и правосознания всех слоев населения.
Ключевые слова: педагогика правосознания, правовое воспитание, развитие правосознания.
V.L. Klimentov *. Development of pedagogics of sense of justice in the modern Russian society. In article questions of development of the pedagogical theory and practice of pedagogic of sense of justice in a context of education of the Russian citizens, formations and developments of legal competence and sense of justice of all layers of the population are discussed.
Keywords: pedagogic of sense of justice, legal education, development of sense of justice.
В современных условиях развития российского общества особое внимание уделяется укреплению законности и правопорядка. Провозглашенное руководством страны утверждение и расширение личных прав и свобод личности должны сочетаться с укреплением законности, воспитанием у граждан безусловного уважения к закону [1]. В условиях осуществляемой в нашей стране самой значительной за последние годы реформы деятельности МВД России существенно возрастает роль права, правовых механизмов и рычагов как в деятельности органов внутренних дел, так и в целом в решении российским государством и обществом политических, социально-экономических, воспитательных задач, важное место среди которых занимает формирование правосознание как одного из компонентов механизма регулирования общественных отношений [3]. В связи с этим особую актуальность приобретает научное обоснование теории и практики правового воспитания российских граждан, формирования и развития правовой компетентности и правосознания всех слоев населения.
В современном обществе правовые знания, правовая компетентность востребованы практически всеми людьми, независимо от рода деятельности и общественного положения. В то же время необходимо заметить, что современные взаимоотношения права с политической и экономической практикой в нашей стране остаются непростыми. Это, в частности, проявляется в нигилистическом отношении части населения к праву и пренебрежении к закону. Часть предпринимателей, бизнесменов, руководителей предприятий, считают, что нельзя успешно работать в условиях рынка, не нарушая закона.
С этим непосредственно связана потребность в совершенствовании системы формирования правовых знаний, правовой культуры в целом, правосознания в образовательных учреждениях как главном социальном институте, готовящим к жизни новые поколения российских граждан, будущих должностных лиц, предпринимателей, учителей, экономистов, рабочих, инженеров, юристов, представителей других профессий.
* Климентов, Вячеслав Львович, старший преподаватель, Российский новый университет (г. Москва). Научный руководитель — заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С.М. Будённого, доктор педагогических наук профессор О.Ю. Ефремов. Адрес: Россия, г. Москва, ул. Радио, 22. Тел.: 89112648599. E-mail: 7683604@mail.ru.
* Klimentov, Vyacheslav Lvovich, Senior teacher RosNoU (Russian New University, Moscow). Address: Russia, Moscow, Street of Radio, h. 22. Ph.: 89112648599. E-mail: 7683604@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 21 января 2011 года.