Ю. Ю. ТАРАСОВ,
начальник кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
Н. В. СЕРДЮК,
заместитель начальника кафедры психологии, педагогики организации работы с кадрами,
доктор педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)
YU.YU. TARASOV,
chief of chair of psychology, pedagogics and the work organization with shots
N. V. SERDYUK,
deputy chief of chair of psychology, pedagogics and the work organizations with shots,
doctor of pedagogical sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 378.3
38
О становлении научной школы «Юридическая педагогика» в контексте компетентностного подхода
About formation of school of sciences "Legal pedagogics' in a context of competence-based approach
В статье представлено обоснование сравнительно новой отрасли педагогического знания - юридической педагогики и раскрыты ее основные направления исследования в рамках научной школы, сложившейся на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России.
Юридическая педагогика, педагогический процесс, образовательные организации, педагогические технологии, педагогическая герменевтика, компетентностный подход.
The article deals with the grounds of a comparatively new field of pedagogics-judicial pedagogics. The article also considers its major trends within the frames of the scientific research conducted at the Department of Psychology, Pedagogics, and Personnel Organization.
Judicial pedagogics, pedagogical process, educational organizations, pedagogical germenevtics, pedagogical technologies, competence approach.
Кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами является ведущей в области разработки проблем, связанных с психологическим и педагогическим обеспечением управленческой и оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, нормативным правовым обеспечением прохождения службы, организацией профессионального обучения и воспитательной работы с личным составом.
Своим высоким образовательным уровнем, плодотворной научно-исследовательской работой и особой творческой атмосферой сотрудники кафедры завоевали широкое признание,
уважение и популярность. Их отличает новаторский дух, постоянное стремление к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в соответствии с потребностями каждого нового этапа развития нашей страны. С ней связаны имена известных ученых А. М. Столяренко, Л. М. Колодкина, И. В. Горлинского, сыгравших исключительно важную роль в развитии и внедрении психологических, педагогических и юридических знаний в системе органов внутренних дел.
Кафедра гордится преподавателями — выпускниками факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, внесших огромный вклад
в создание и развитие психологической службы, разработку и реализацию комплекса мер, направленных на укрепление морально-психологического климата, подготовку практических психологов в системе МВД России.
Научные разработки, учебно-методические материалы, подготовленные на кафедре, активно используются в учебном процессе образовательных учреждений МВД России и в организации практической деятельности органов внутренних дел. Ее сотрудники принимают непосредственное участие в разработке нормативных правовых актов МВД Российской Федерации, регулирующих государственно-служебные отношения сотрудников.
За 40 лет своего существования кафедра стала научно-координационным центром в системе образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России по проблемам юридической психологии, профессиональной педагогики и организации работы с личным составом органов внутренних дел. Профессорско-преподавательский состав кафедры работает в тесном контакте с Департаментом государственной службы и кадров, другими подразделениями МВД России, практическими органами и учреждениями, регулярно привлекается к разработке проектов нормативно-правовых актов по работе с личным составом органов внутренних дел, психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности, а также по совершенствованию законодательной базы системы государственной службы в Российской Федерации. Кафедра всегда активно представляла свои научные разработки на международном, всесоюзном и всероссийском уровнях, привлекала к научному сотрудничеству ведущих отечественных ученых. С кафедрой в разные годы тесно сотрудничали академики А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, члены-корреспонденты АН СССР и РАН Б. Ф. Ломов, А. Л. Журавлев, доктора наук А. Р. Ратинов, Е. В. Шорохова, К. К. Платонов, В. В. Давыдов, А. Г. Ковалев, Б. Д. Парыгин, А. М. Матюшкин, М. М. Коченов, О. Д. Ситковская, А. М. Яковлев, Л. И. Уманский, профессора Т. Ю. Базаров, О. С. Анисимов, В.А.Давыдов, И. А. Липский, А. К. Быков, Ю. П. Зинченко, Ю. М. Забродин и многие другие.
На кафедре представлены четыре научные школы: юридической психологии (основоположники — профессора А. И. Китов и А. М. Сто-ляренко), социальной психологии (профессора А. М. Столяренко, В. И. Черненилов), юридической педагогики (профессора И. В. Горлинский, А. М. Столяренко, А. В. Буданов) и управления персоналом и организационных основ работы с кадрами органов внутренних дел (профессор Л. М. Колодкин).
С этапа зарождения кафедры сформировалась самостоятельная научная школа, занимающаяся научными исследованиями в области юридической педагогики. Ученые, принадлежащие данной школе, преподают слушателям основных факультетов, факультета подготовки научно-педагогических кадров, а также повышения квалификации, переподготовки кадров и школы педагогического мастерства Академии управления МВД России не только юридическую педагогику, но и педагогику управления, педагогику юридического образования [4]. Изменение задач, стоящих перед органами внутренних дел в связи с развитием общественных отношений в стране, обусловливало изменение сущности кафедры, вначале образованной как кафедра психологии управления (1973 г.): с 1981 по 1987 гг. она функционировала уже как кафедра психологии управления и педагогики; с 1987 по 1992 гг. — психологии, педагогики управленческой деятельности органов внутренних дел и с 1996 г. по настоящее время — как кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами. Таким образом, педагогический компонент в работе кафедры присутствовал всегда, и было необходимо научное обоснование для реализации потенциала педагогических дисциплин, преподаваемых на кафедре, а также осуществления плановых научных исследований по педагогической проблематике, обеспечивающих практику деятельности органов внутренних дел и работы с персоналом.
Инициативная разработка учеными кафедры новой отрасли педагогики — юридической педагогики — является одним из наиболее значимых достижений последних 15 лет. Юридическая педагогика — мощный резерв совершенствования работы с кадрами и оперативно-служебной деятельности. За годы своего существования (с декабря 1973 г. по настоящее время) кафедра психологии, педагогики и организации работы с кадрами стала настоящим научно-координационным центром в системе образовательных и научно-исследовательских учреждений по проблемам юридической педагогики и организации работы с личным составом органов внутренних дел. Профессорско-преподавательский состав кафедры работает в тесном контакте с практическими органами и учреждениями, регулярно привлекается к разработке проектов нормативных правовых актов по работе с личным составом органов внутренних дел, по профессиональному обучению кадров.
У истоков научной школы «Юридическая педагогика» стояли профессора А. М. Столяренко, И. В. Горлинский, А. В. Буданов. В настоящее время научную школу возглавляет профессор кафедры Алексей Михайлович Сто-
39
Н
Ы <
■л
оо
I
S S
2 И
bS
<
40
ляренко, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы [11].
Современная тематика научной школы «Юридическая педагогика» обращена к проблемам профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на основе инновационных педагогических технологий, к обобщению зарубежного опыта подготовки полицейских кадров и возможностям адаптации этого опыта в российских условиях, к развитию профессионально-педагогической компетентности и педагогической культуры руководителей органов внутренних дел [3].
Перспективная тематика научной школы связана с развитием новой отрасли педагогического знания — педагогической герменевтики и педагогики понимания, обращенной к выработке личностных смыслов в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, всестороннем понимании педагогических феноменов в правоохранительной деятельности и их корректной интерпретации в решении педагогических задач [9, 10].
Развитие педагогического процесса в образовательных организациях правоохранительных органов предполагается за счет уточнения научного представления о сущности педагогического процесса, его закономерностях, специфики обучения слушателей и курсантов. Перспектива развития школы видится также в разработке методологических проблем профессионального обучения, в оптимизации системы воспитания в образовательных учреждениях правоохранительных органов [2].
Целостный подход к анализу педагогического процесса в образовательных учреждениях правоохранительных органов позволяет рассматривать его с нескольких сторон: с научной — как интегральную категорию педагогической науки, объединяющую воспитание и самовоспитание, образование и самообразование, обучение и учение, развитие и психологическую подготовку сотрудников и профессиональных групп. С практической стороны учебно-воспитательный процесс имеет деятель-ностный характер, т. е. представляет собой специально организованную, управляемую и взаимообусловленную деятельность преподавателя и слушателей, направленную на формирование профессионалов высшей квалификации, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [5].
Сравнительная педагогика профессионального образования кадров правоохранительных органов за рубежом позволяет реализовать в научных исследованиях по правоохранительной тематике сравнительно-аналитический подход
к использованию зарубежного опыта, т. е. оценить преимущества и недостатки тех или иных педагогических явлений в зарубежной правоохранительной системе и выработать конкретные рекомендации о целесообразности адаптации зарубежного опыта на российской почве [7].
Перспективы этого направления обусловливают объективность расширяющегося международного сотрудничества правоохранительных органов, в том числе в сфере подготовки кадров правоохранительных органов, и необходимости сближения профиля подготовки специалистов правоохранительной сферы для решения глобальных задач по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, предупреждению террористической угрозы.
Ученые кафедры планируют дальнейшее развитие теорий и положений сравнительной юридической педагогики для создания возможностей использования передового зарубежного опыта в сфере подготовки и деятельности управленческих кадров органов внутренних дел России, осуществлять разработку эффективных педагогических технологий в сфере управленческой, правоохранительной, правоприменительной, профилактической, образовательной деятельности сотрудников правоохранительных органов России.
Приоритетной на данном этапе развития научной школы является разработка проблемы личной профессиональной безопасности [1]. Следствием развития данной школы является, в фундаментальном смысле, развитие прикладных отраслей педагогической науки для правоохранительных органов, в практическом отношении — снижение виктимности служебной деятельности сотрудников, профилактика их профессиональной деформации на ранних стадиях развития данного явления, оптимизация деятельности кадрово-воспитательных аппаратов, службы практических психологов, управленческого сегмента правоохранительных органов [8].
Перспективным вектором развития данного направления школы является усложнение объекта исследования — от уровня личности до уровня организации: разработка психолого-педагогических основ обеспечения профессиональной безопасности правоохранительных органов. Как специальное направление научного исследования следует рассматривать изучение психолого-педагогических проблем профилактики и преодоления профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов.
Качество подготовки сотрудников правоохранительных органов во многом зависит от качества подготовки самих преподавателей образовательных учреждений. В связи с этим перспективными направлениями научных
исследований данной школы являются: разработка и включение в процесс подготовки преподавателей инновационных психолого-педагогических технологий обучения; выработка рекомендаций по обновлению содержания и методики подготовки; исследование возможностей личностно-ориентированного подхода в подготовке преподавателей и в активизации их профессионального самосовершенствования [5].
Перспективными являются такие научные направления, как: педагогическая герменевтика в правоохранительных органах; формирование системы профессиональной речевой подготовки сотрудников органов внутренних дел и развитие компетентностного подхода в подготовке руководителей территориальных органов МВД России [6, 12]. Данные направления предполагают овладение руководителями правоохранительных органов педагогическими техно -логиями в работе с персоналом. Перспективы развития педагогической герменевтики видятся в оптимизации профессионального сознания руководителя, развития его широты, гибкости, вариативности и создании новых педагогических технологий принятия оперативных решений, в том числе по педагогическим вопросам, т. е. результативному профессиональному об-
Список литературы
1. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел: монография. М., 1997.
2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общей ред. В. Я. Кикотя. М., 2009.
3. Столяренко А. М. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории: учеб. пособ. М., 1999.
4. Прикладная юридическая педагогика: учебник / под общ. ред. проф. В. Я. Кикотя. М., 2008.
5. Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел: учебник. М., 2013.
6. Профессионально-личностные ориентации в современном высшем образовании: учеб. пособ. М., 2014.
7. Носкова Л. Г. Формирование системы профессиональной речевой подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. М., 2014.
учению, воспитанию и развитию сотрудников органов внутренних дел.
Формирование системы профессиональной речевой подготовки обращено к развитию профессионального языка и мышления сотрудника органов внутренних дел как языковой личности. Становление компетентностного подхода связано с подготовкой профессионала для органов внутренних дел, прежде всего руководителя, обладающего широким набором общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих эффективно управлять коллективами органов внутренних дел с методологически выверенных психолого-педагогических позиций в соответствии с новыми вызовами и угрозами безопасности [3].
В настоящее время учеными кафедры разрабатываются предложения об образовании новой научной специальности: «Юридическая педагогика». Объектом ее исследований должны стать юридически значимые факты жизни государства, общества, групп и граждан, а предметом — их взаимосвязи с педагогическими феноменами, закономерностями и механизмами. Необходимость и своевременность ее образования вызвана потребностями развивающейся в этом направлении юридической, педагогической науки и практики.
8. Нурлыбаева Г. К. Нравственное воспитание руководящих кадров полиции стран Европы в процессе профессиональной подготовки: учеб. пособ. М., 2007.
9. Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: монография. М., 2003.
10. Сердюк Н. В. Педагогическая герменевтика в деятельности руководителя органа внутренних дел. М., 2008.
11. Сердюк Н. В. Педагогика понимания в органах внутренних дел: учеб. пособ. М., 2013.
12. Тарасов Ю. Ю. Педагогические технологии в профессиональной подготовке управленческих кадров органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30).
Тел.: 8 (499) 150-29-59
41