Научная статья на тему 'Педагогические проблемы организации процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России'

Педагогические проблемы организации процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
курсанты / вузы МВД / практика обучения / профессиональная подготовка / физическая подготовка. / cadets / institutions of the Ministry of Internal Affairs / educational practice / professional training / physical training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Сергей Анатольевич, Шевченко Антон Ростиславович

Анализ научных данных показывает, что уровень профессиональной подготовки многих выпускников вузов МВД не соответствует современным требованиям. Физическая подготовка является частью служебно-прикладной профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Эксперты выявили ряд педагогических проблем, возникающих в практике освоения курсантами данной дисциплины. Выявлен недостаток действенных межпредметных логических связей между специальными дисциплинами в процессе обучения курсантов. Недостаточно используются в практике образовательной деятельности вузов МВД современные рейтинговые технологии. Для решения данных проблем специалисты рекомендуют использовать стимулирующие методы контроля курсантов и интегративные формы проведения практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомин Сергей Анатольевич, Шевченко Антон Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF THE PHYSICAL TRAINING PROCESS OF THE CADETS OF THE HIGHER SCHOOL OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The analysis of scientific data shows that the level of professional training of many graduates does not meet modern requirements at universities of the Ministry of Internal Affairs. Physical training is a part of the vocational training of the future police officers. Besides, the experts have identified a number of pedagogical problems that arise during the practice of military students mastering this discipline. The lack of effective inter subject logical connections between special disciplines has been revealed in the process of training the military students. Modern rating technologies are not used enough in the practice of educational activities of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs. Moreover, the experts recommend the use of stimulating methods for monitoring students and integrative forms of practical training to solve these problems.

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы организации процесса физической подготовки курсантов вузов МВД России»

УДК: 37.037.1:796.814

DOI 10.24411/2409-3203-2019-1936

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Фомин Сергей Анатольевич

преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВПО СибЮИ МВД России

Россия, г. Красноярск Шевченко Антон Ростиславович преподаватель кафедры физической подготовки ФГКОУ ВПО СибЮИ МВД России Россия, г. Красноярск

Аннотация: Анализ научных данных показывает, что уровень профессиональной подготовки многих выпускников вузов МВД не соответствует современным требованиям. Физическая подготовка является частью служебно-прикладной профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. Эксперты выявили ряд педагогических проблем, возникающих в практике освоения курсантами данной дисциплины. Выявлен недостаток действенных межпредметных логических связей между специальными дисциплинами в процессе обучения курсантов. Недостаточно используются в практике образовательной деятельности вузов МВД современные рейтинговые технологии. Для решения данных проблем специалисты рекомендуют использовать стимулирующие методы контроля курсантов и интегративные формы проведения практических занятий.

Ключевые слова: курсанты, вузы МВД, практика обучения, профессиональная подготовка, физическая подготовка.

PEDAGOGICAL PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF THE PHYSICAL TRAINING PROCESS OF THE CADETS OF THE HIGHER SCHOOL OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Fomin Sergey A.

Lecturer of the department of physical training Siberian law Institute of the MIA of Russia Russia, Krasnoyarsk Shevchenko Anton R.

Lecturer of the department of physical training Siberian law Institute of the MIA of Russia Russia, Krasnoyarsk

Abstract: The analysis of scientific data shows that the level of professional training of many graduates does not meet modern requirements at universities of the Ministry of Internal Affairs. Physical training is a part of the vocational training of the future police officers. Besides, the experts have identified a number of pedagogical problems that arise during the practice of military students mastering this discipline. The lack of effective inter subject logical connections between special disciplines has been revealed in the process of training the military students. Modern rating technologies are not used enough in the practice of educational activities of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs. Moreover, the experts recommend the

use of stimulating methods for monitoring students and integrative forms of practical training to solve these problems.

Keywords: cadets, institutions of the Ministry of Internal Affairs, educational practice, professional training, physical training.

Введение. Современная система высшего профессионального образования должна обеспечить качественный уровень подготовки специалистов - профессионалов в своей области знаний, владеющих практическим опытом успешного применения компетенций в трудовой деятельности. Известно, что в вузах МВД России подготовка курсантов связана с рядом педагогических проблем, одна из которых некоторое несоответствие действующих учебных рабочих программ обучения реальной криминогенной ситуации, сложившейся в стране [3; 5]. Анализ мнений ученых, посвященных оценке эффективности существующей в образовательных организациях МВД России педагогической модели обучения, показывает, что большинство специалистов не считают действующую модель достаточно эффективной для подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к профессиональной деятельности. В частности В.Г. Лупырь подчеркивает, что в процессе обучения курсантов присутствует значительная диспропорция существующими организационно-педагогическими условиями и возможностями обучающихся объединить полученные знания и приобретенные навыки в целостную систему [5]. Специалисты указывают на недостаточный уровень готовности выпускников вузов МВД - будущих офицеров полиции к осуществлению эффективной правоохранительной деятельности и призывают к существенной модернизации процесса обучения курсантов и повышению качества их профессиональной подготовки, в том числе и физической, к предстоящей правоохранительной деятельности [2].

Специалисты отмечают, что процесс физической подготовки курсантов в вузах МВД осуществляется сегодня на основе довольно жесткой регламентации процесса обучения, который не способствует формированию, как ценностей физической культуры личности будущих офицеров, так и необходимых профессиональных компетенций, и не имеет достаточной направленности к овладению обучающимися профессионально-педагогическим опытом в сфере физической культуры и здоровьесбережения [3; 6].

Цель нашего исследования - выявление основных педагогических проблем, связанных с процессом обучения и профессиональной физической подготовкой курсантов вузов МВД России и поиск вариантов их решения.

Основной материал статьи.

Существующая педагогическая система профессиональной подготовки курсантов предполагает разделение на ряд учебных специальных дисциплин: физической, огневой, тактико-специальной подготовки будущих офицеров. Учебные занятия по данным дисциплинам проводятся без должных структурно-логических связей между различными аспектами профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД, что противоречит требованиям к уровню профессиональной подготовки офицеров полиции в ситуации роста числа правонарушений. Отсутствие или недостаток межпредметных логических связей между специальными учебными дисциплинами, приводит, по мнению специалистов, к некоторой неспособности обучающихся в полном объеме овладеть всеми специальными знаниями и навыками и нарушению целостности педагогической системы обучения. В частности, ученые указывают на недостаточный уровень формировании способности курсантов к эффективному комплексному применению физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств в практике правоохранительной деятельности, что противоречит требованиям к уровню профессиональной подготовки офицеров полиции [5]. Эксперты подчеркивают, что отсутствие у сотрудников ОВД твердо сформированных навыков эффективного комплексного применения боевых приемов борьбы, специальных

средств и огнестрельного табельного оружия довольно часто приводит к грубым ошибкам и неоправданным потерям среди личного состава в ситуациях силового пресечения различных правонарушений [2]. Недостаток комплексной системной подготовки будущих сотрудников полиции в связи с разрозненным преподаванием изначально педагогически связанного цикла дисциплин: физической, огневой, тактико-специальной подготовки разными специалистами и различной методикой преподавания, приводит к недостаточному уровню сформированности у будущих офицеров служебно-прикладных профессиональных и двигательных навыков.

Одной из важных психолого-педагогических задач является совершенствование межличностных отношений между курсантами в период обучения в вузах МВД. Специалисты указывают, что курсанты, имеющие опыт физкультурно-спортивной деятельности и обладающие хорошим уровнем физической подготовленности, значимо превосходят других курсантов по уровню коммуникабельности и общения [1]. Таким образом, в процессе обучения курсантов необходимо использовать методы и технологии, способствующие росту физкультурно-спортивной активности молодых людей. Сегодня многие ученые предлагают активно использовать рейтинговые технологии в практике образовательной и воспитательной деятельности современной высшей школы. В частности, применять технологии рейтинга физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в сочетании с материальной поддержкой и возможностью учета результатов данного рейтинга в общем учебном рейтинге лиц, получающих высшее профессиональное образование. Доказано, что использование подобных рейтинговых технологий, стимулирующих физическую активность обучающихся, значимо способствует, как росту физкультурно-спортивных достижений, так и укреплению физического и психического здоровья молодых людей [7]. К сожалению, действующие учебные программы подготовки будущих офицеров не имеют четкой направленности на формирование у курсантов стойкой мотивации к активной физкультурно-спортивной деятельности в период обучения.

Обзор и анализ литературных данных по исследуемой проблематике показал наличие серьезного педагогического противоречия между достаточно высоким потенциалом использования различных технологий и систем рейтингового контроля над физической пригодностью курсантов и крайним недостатком практического применения подобных технологий и систем в практике образовательного процесса вузов МВД России. В частности, Г.Л. Драндров указывает на довольно слабую эффективность действующей системы педагогического контроля в высшей школе и рекомендует активно использовать системы рейтингового контроля в процессе физической подготовки курсантов - будущих офицеров полиции [4]. По мнению ученых крайне эффективными на сегодняшний день будут методы педагогического контроля, позволяющие значимо стимулировать курсантов, демонстрирующих положительную динамику роста показателей физической и служебно-прикладной физической подготовки в период обучения [4; 8].

Некоторые специалисты указывают также на недостаток современных научно-методических разработок, посвященных поиску способов эффективной модернизации образовательно-воспитательного процесса в вузах МВД России. С.Н. Баркалов указывает также на довольно низкий уровень заинтересованности преподавательского состава данных образовательных организаций в активном поиске и использовании современных образовательных технологий в педагогической деятельности [2]. Уровень подготовки научно-педагогических кадров, способных обеспечить качественный уровень подготовки офицеров полиции к правоохранительной деятельности, является сегодня определенной проблемой для большинства образовательных организаций МВД России.

Заключение. Анализ научных данных выявил единство мнений большого количества специалистов о наличии значимых педагогических проблем в практике образовательного процесса по физической подготовке курсантов в вузах МВД России.

Данные проблемы связаны с отсутствием эффективных технологий рейтингового контроля над уровнем физической пригодности курсантов и низкой мотивацией к совершенствованию своего физического статуса. Также выявлен серьезный недостаток межпредметных логических связей между рядом специальных дисциплин, что оказывает негативное влияние на уровень профессиональной подготовки будущих офицеров полиции к осуществлению эффективной правоохранительной деятельности. Уровень педагогических кадров вузов МВД, проводящих обучение курсантов, на сегодняшний день не является оптимальным. В данных условиях специалисты рекомендуют более активно применять в практике педагогического процесса рейтинговые технологии, позволяющие стимулировать курсантов к увеличению уровня своей физической и служебно-прикладной физической подготовки. Также необходимо значимо увеличивать количество практических занятий, проводимых в рамках междисциплинарных связей или интегративных специальных курсов, содействующих формированию комплексных специальных навыков у курсантов вузов МВД.

Список литературы:

1. Андреев Ю.Ю. Педагогическая технология воспитания позитивных межличностных отношений курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами физической культуры: Дис.. .канд. пед. наук. - СПб. - 2012. - 215 с.

2. Баркалов С.Н. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования / С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов // Общество и право. - 2014. - №4 (50). - С.299-304.

3. Гуралев В.М. Обеспечение практической направленности обучения на занятиях по физической подготовке в вузах МВД РФ / В.М. Гуралев, А.В. Гуралев, А.Ю. Осипов, В.А. Филиппович // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - №52-3. - С.34-41.

4. Драндров Г.Л. Педагогические условия применения рейтингового контроля в обучении курсантов вузов МВД России дисциплине «Физическая подготовка» / Г.Л. Драндров, Н.Ю. Муратшина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28523 (дата обращения: 14.08.2019).

5. Лупырь В.Г. Организационно-педагогические условия профессиональной служебной и физической подготовки курсантов МВД России (междисциплинарный аспект) / В.Г. Лупырь // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - 32 (61). - С.12-15.

6. Тапунов Ю.Н. Теоретико-методические аспекты физической подготовки курсантов вузов МВД / Ю.Н. Тапунов // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2010. - №1. - С.10-14.

7. Osipov A. Physical education and sports achievement ratings as a significant factor to increase the level of physical activity of students and staff in high school / A. Osipov, T. Zhavner, I. Batunova, et al. // Journal of Physical Education and Sport. - 2018. - №2. - P.592-599. DOI:10.7752/jpes.2018.02086

8. Osipov A. Components of positive impact of exposure on university physical culture and sports on students' physical activity / A. Osipov, M. Kudryavtsev, P. Fedorova, et al. // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - №2. - P.871-878. DOI: 10.7752/jpes.2017.02133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.