Т. С. Белоненко*
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Р. С. СТРУЧКОВОЙ
В статье речь идет о том, как в процессе обучения происходит развитие и совершенствование теории и методики хореографического искусства. Принцип работы Р. С. Стручковой как репетитора-педагога — достижение артистизма в овладении совершенной техникой и музыкальностью.
Ключевые слова: артистизм, педагог, репетитор, традиции, хореографическое искусство.
T. Belonenko. R.S. STRUCHKOVA'S PEDAGOGICAL PRINCIPLES
This article is devoted to the process of development and mastery in the field of theory and methodology of the choreographic art during the period of practical studying. Pedagogical principles elaborated by R. S. Struchkova are centred around the artistry of delivery in mastering to perfection the ballet technique and musicality.
Key words: artistry, teacher, coach, tradition, choreography art, classical dance.
Хореографическое искусство постоянно обогащается новыми пластическими красками и выразительными приемами. Этот процесс оказывает влияние на теорию и практику хореографического образования. Одной из важнейших задач школы классического танца, как известно, является задача сохранения традиций: академизма манеры исполнения, технической точности, грамотности владения элементами классического танца, пластической выразительности и др.
Традиции, педагогический опыт служат основой, фундаментом для развития и поисков нового в балетной педагогике. Осмысление, проверка на практике достижений прошлого, не подражая, не имитируя, но непременно выбирая, — это то, что нужно сегодня для решения той или иной творческой задачи.
* Белоненко Татьяна Сергеевна — аспирантка кафедры хореографии Российского университета театрального искусства — ГИТИС. E-mail: [email protected].
Главная цель этого подхода — рассмотрение и анализ традиций — достижений педагогической методики, не как совокупности готовых рецептов и приемов, а в качестве материала, на основе которого можно достичь профессионального мастерства. По сути, это — явление преемственности.
Все, что дала Е. П. Гердт Р. С. Стручковой и как исполнительнице, и как педагогу приумножилось ею в балетном классе. «Ее педагогическая деятельность верна русской классической школе и позволило ей продолжить, образно говоря, свой творческий полет в стенах родного театра. Передавая новому поколению традиции, воспитывая в них все то, чем отличалось ее творчество на балетной сцене, Раиса Стручкова осуществляет связь времен, столь необходимую в нашем искусстве», — писал Борис Акимов [Раиса Стручкова, 2002, с. 5].
«Я продолжаю свой танец в ученицах, — говорила Р. С. Стручкова. — Выразительные возможности классического танца безграничны, и я счастлива, что могу передать его богатства молодым артистам». Педагогом-репетитором Большого театра Р. С. Стручкова работала до последних дней своей жизни.
Известно, что способность запоминать танцевальные произведения, хорошая моторная память помогает передаче от одного поколения артистов другому того лучшего, что было накоплено талантом и трудом исполнителя, ставшего педагогом. Вот почему, утверждая, что балетный педагог — это призвание, с которым надо родиться, Р. С. Стручкова подчеркивала и то, что талантливый учитель — это еще и огромный театральный опыт: опыт общения с выдающимися партнерами, балетмейстерами, репетиторами, музыкантами-концертмейстерами и дирижерами, опыт участия в спектаклях классического и современного репертуара, что дает возможность «пропустить» через себя, через свое тело все детали, все нюансы, штрихи их хореографии.
Ежи Гротовский писал: «Считается, что память есть нечто независимое от всего человеческого тела. В действительности же — по крайней мере для актера — это совсем не так. Оно само и есть память.
Нужно разблокировать тело-память. Однако если мы начинаем диктовать себе: "здесь изменить ритм", "здесь порядок деталей" — мы вовсе не высвобождаем тело-память. Напротив,
именно потому, что мы себе это диктуем, мы его и блокируем. Действующей здесь становится сама мысль» [Е. Гротовский, 1989].
Все сказанное Е. Гротовским можно смело отнести к Р. С. Стручковой как педагогу. Прежде всего именно мысли, осознанности, целеподчиненности требовала она от своих воспитанниц. Р. С. Стручкова часто вспоминала в интервью и беседах слова своего педагога Е. П. Гердт, что артист балета должен прежде всего думать не о том, как сделать то или иное pas, а о том, какую мысль, эмоцию, душевное переживание выражает это движение, «всегда понимать, о чем танцуешь».
С. М. Эйзенштейн писал: «Думаешь всей полнотой своего "я". Еще Золя кричал: "Кто сказал, что думают одним мозгом!.. — Всем телом думаешь"» [С. М. Эйзенштейн, 1964—1971. Т. 4]. Вот этот феномен мышления телом являлся одним из компонентов того, что воспитывала Р. С. Стручкова в своих ученицах.
Овладение «мышлением тела» требует от балерины большого труда. Поэтому выносливость, терпеливость, собранность — вот первые качества, которые развивала у своих учениц Р. С. Струч-кова. Ведь именно они дают возможность приобрести и довести до совершенства технику танца. И лишь потом идут эмоциональность, одухотворенность и темперамент. Без которых, конечно, невозможно стать настоящей артисткой балета, но которых все же недостаточно. В Большом театре вспоминают, как однажды Раиса Стручкова, встретив молодую балерину, сказала ей: «В нашей профессии приходится каждый день доказывать себе, что ты можешь летать! Но полет — это огромный труд и огромное счастье».
Таким образом, выделяя индивидуальные особенности исполнительского творчества, можно с уверенность сказать, что все характерное для Стручковой-балерины у Стручковой-пе-дагога проецировалось на процесс воспитания ее подопечных. При этом Раиса Степановна понимала, что далеко не каждая ее подопечная может овладеть самыми высотами техники и быть виртуозом. Гораздо важнее ей было научить исполнительниц профессиональной культуре, заботе о красоте танца, чистоте исполнения.
Основные принципы работы Стручковой-репетитора, как и Стручковой-педагога по методике классического танца, — это синтез воспитания техники, музыкальности и артистизма.
С целью максимально совершенного овладения техникой свои уроки Р. С. Стручкова выстраивала на основе соблюдения строжайшего принципа — «от простого к сложному». Изучение следующего, более сложного элемента начиналось после детально отработанного предшествующего простого. Р. С. Стручкова отводила особое место позициям рук — требовала свободного, не зажатого, но строгого перевода рук из одной позиции в другую, без лишних остановок и выкручивания кистей. Пальцы рук сохраняют при этом свою группировку, свободно сгибаясь и выпрямляясь в положениях «arondie» и «allongee».
Осваивая положение форм «port de bras» ее ученицы приобретали опять же исполнительский апломб, способность твердо, уверенно фиксировать положение рук в пространстве. Р. С. Стручкова приучала учениц пластично переводить руки из позиции в позицию в различные танцевальные положения с точной фиксацией в конечной позе. Таким образом фиксировалась стройная система движений. При этом Р. С. Стручкова следила, чтобы локти и кисти образовывали округлую форму позиции, подчеркивала определенность и завершенность каждого танцевального жеста. То же можно сказать о движении головы.
Ученики Р. С. Стручковой знали, что наклоны корпуса должны быть в согласии с руками, подчеркивая каждый законченный жест в общей фигуре танца.
Говоря о развитии необходимой для каждой балерины «опорной силы ног», Р. С. Стручкова в экзерсисе у станка и на середине задавала достаточно большое количество «demi plie» и «releve» на полупальцах, что вырабатывало необходимую для устойчивости выворотность ног.
Р. С. Стручкова постоянно обращала внимание своих учениц, что demi plie — это основа эластичности будущего прыжка, где важен не только мощный толчок от пола, но и завершение приземления через пальцы на всю опору стопы.
Добиваясь от ученика грамотного, точного, согласованного выполнения движений рук, ног, головы в adagio и allegro, Р. С. Струч-кова уделяла внимание постановке корпуса своих подопечных. Во время движений plie, releve в allegro она следила, чтобы спина и поясница были не распущенны, а собраны и подтянуты. Не останавливаясь на этом, она требовала от своих учениц следить за осан-
кой не только в рабочем классе, но и в жизни. Говорила всегда, что балерина должна нести себя не только на сцене, но и в жизни.
Список литературы
Гротовский Е. Оголенный актер // Е. Гротовский. Актер в современном театре: Сб. науч.тр. Л., 1989. Раиса Стручкова. М., 2002. Эйзенштейн С. М. Избр. произв. М., 1964—1971.
Художник С. Архангельский Редактор С. Колесниченко Корректор Н. Медведева Оригинал-макет О. Белковой
Адрес редакции и издателя
Россия. 125009 Москва, Малый Кисловский пер., 6, Российский университет театрального искусства - ГИТИС, Издательство «ГИТИС» Тел.: (495) 690-35-89, e-mail: [email protected]
Адрес распространителя
Объединенный каталог «Пресса России» — индекс №41238 Электронный каталог «Российская периодика» (ЭК) www.palt.ru Издательский дом «Экономическая газета»
124319 Москва, ул. Черняховского, д. 16. тел.(495) 152-65-58, е-mail: [email protected]
Подписано в печать .5. 09.12. Формат 60х90/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. п.л. 11,5. Заказ № Отпечатано с готового оригинал-макета в ППП «Типография "Наука"» 121099 Москва, Шубинский пер., 6