Научная статья на тему 'Становление методов преподавания прыжковых движений в петербургской балетной школе'

Становление методов преподавания прыжковых движений в петербургской балетной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1222
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЕЦ / ПРЫЖКИ / ШКОЛА / ПРЕПОДАВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / МЕТОДИКА / КАНЦИАНИ / ИОГАНСОН / ЧЕКЕТТИ / ВАГАНОВА / ПОНОМАРЕВ / ПУШКИН / КОСТРОВИЦКАЯ / DANCE / JUMPING / SCHOOL / TEACHING / ESTABLISHMENT / SYSTEM / METHODOLOGY / KANTSIANI / YOGANSON / TCHEKETTI / VAGANOVA / PONOMAREV / PUSHKIN / KOSTROVITSKAJA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осипова Марина Казимировна

Статья посвящена анализу становления методики преподавания прыжковых движений в Петербургской балетной школе. Данная работа выявляет исторические предпосылки возникновения русской системы обучения классическому танцу в Петербурге, а также совершенствования раздела Allegro в уроке классического танца. Исследование опирается на основополагающие труды ведущих педагогов Петербурга (А. Вагановой, В. Костровицкой и А. Писарева), а также на воспоминания мастеров балета разных лет о преподавании классического танца и раздела Allegro признанными педагогами Е. Вязем, Э. Чекетти, Н. Легатом, М. Обуховым, В. Пономаревым, А. Пушкиным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment of methods of teaching jumping exercises in St. Petersburg ballet school

The article is devoted to the analysis of teaching methodology of jumpin exercises in St. Petersburg ballet school. This article investigates historic background of teaching classical dance in St. Petersburg, and also perfection in the system of teaching Allegro. This publication is based on the fundamental research of the leading teachers of St. Petersburg ballet school (A. Vaganova, V. Kostrovitskaja, A. Pisareva) and also on the memoirs of the leading dancers of the past about teaching classical dance and Allegro by such an outstanding teachers as E. Vyasem, E. Tcheketti, N. Legat, M. Obuhov, V. Ponomarev, A. Pushkin.

Текст научной работы на тему «Становление методов преподавания прыжковых движений в петербургской балетной школе»

СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЫЖКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПЕТЕРБУРГСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЕ

М.К. Осипова

Статья посвящена анализу становления методики преподавания прыжковых движений в Петербургской балетной школе. Данная работа выявляет исторические предпосылки возникновения русской системы обучения классическому танцу в Петербурге, а также совершенствования раздела Allegro в уроке классического танца. Исследование опирается на основополагающие труды ведущих педагогов Петербурга (А. Вагановой, В. Костровицкой и А. Писарева), а также на воспоминания мастеров балета разных лет о преподавании классического танца и раздела Allegro признанными педагогами Е. Вязем, Э. Чекетти, Н. Легатом, М. Обуховым, В. Пономаревым, А. Пушкиным.

Ключевые слова: танец, прыжки, школа, преподавание, становление, система, методика, Канциа-ни, Иогансон, Чекетти, Ваганова, Пономарев, Пушкин, Костровицкая.

Методы преподавания прыжковых движений в русской школе классического танца сформировались гораздо позже, чем в западноевропейской, только к началу XX в. Поэтому, чтобы стали понятными методические особенности петербургской школы, обратимся к возникновению систематического танцевального образования.

Большинство балетмейстеров, танцовщиков и преподавателей Императорской театральной школы были французами или получили профессиональное балетное образование по французской системе. Хотя появление итальянских и немецких профессионалов было не исключением, все же исторически сложилось так, что преподавание классического танца основывалось на французской методике обучения, на требованиях изящества и благородства, чистоты и мягкости исполнения.

За время существования Императорская школа танцев знала периоды упадка, когда обучению и ученикам не уделялось должного внимания, и периоды расцвета, которые приходили с появлением деятельных и фанатично преданных искусству танца людей. Так было в начале организации школы (1738), когда Ж. Ланде прилагал все усилия, чтобы выпустить на сцену придворного театра хорошо обученных русских танцовщиков и танцовщиц. После смерти Ланде в 1746 г. преподаватели танцев не всегда проявляли должного усердия в обучении воспитанников, и, хотя школа продолжала регулярно выпускать артистов на придворную сцену, качество подготовки постепенно снижалось.

В 1784 г. в Императорскую театральную школу пригласили из-за границы нового

преподавателя - итальянца Дж. Канциани. Воспитанник венецианской школы, выдающийся пантомимный актер и талантливый балетмейстер чрезвычайно активно и деятельно приступил к своим обязанностям. Его появление внесло заметное оживление в учебный процесс. У воспитанников увеличилось количество часов ежедневных занятий танцами и продолжительность всего обучения будущих артистов с трех лет пребывания в школе до шести. Следовательно, повышался профессиональный уровень выпускников. Благотворное влияние Канциани отмечали уже через год на выпускном показе воспитанников. Благодаря его бурной и самоотверженной деятельности к концу XVIII в. «русская балетная школа стала равноценной лучшим школам Запада» [1].

В течение XIX в. в Театральной школе регулярно преподавали профессиональные и требовательные мастера танца, такие как К. Дидло, П. Фредерик, Д. Ришар, В. Волкова, Е. Гюге. О некоторых из них сохранились воспоминания учеников школы тех лет. Отметим, что записи фиксировали лишь общие впечатления об особенностях преподавания педагогов. Наверняка, в арсенале таких учителей классического танца существовали приемы и методы овладения тем или иным движением, но это передавалось исключительно на практике от учителя к ученикам. Ни один из мемуаристов не ставил себе цели описать методы преподавания и обучения воспитанников искусству классического танца.

Интересен такой эпизод из жизни театральной школы. В начале 1850-х гг. на пост управляющего был назначен П. Федоров.

Просматривая бумаги, оставленные предшественниками, он «наткнулся на затерянное распоряжение - иметь по всем предметам записанные лекции, отпечатанные и просмотренные цензурой. Однако он вскоре убедился, что записать лекции по специальным предметам нет возможности. Главные руководители классов хореографии, драмы и пения наотрез отказались писать лекции, заявив, что учат они, как умеют, а писать им нечего! <...> Выяснилось, что хореографии, как науки, в обычном понимании этого слова, в театральном училище нет; что подлинные научные методы работы никогда в хореографии не применялись и что эта замечательная область человеческого творчества отдана на волю случайных знаний и способностей того или иного человека» [1, с. 209].

И тем не менее ежегодно из стен Театральной школы в театры столицы приходило молодое обученное пополнение.

С 1869 г. начал официально преподавать Х. Иогансон, получивший балетное образование у датского танцовщика и балетмейстера А. Бурнонвиля. Иогансон великолепно владел всем арсеналом прыжковых движений и умел передать это ученикам. Комбинационно продуманные уроки Иогансона последовательно и постепенно развивали выдержку, равновесие, точность в позах и движениях, силу прыжка.

Преемниками Х. Иогансона и его академической манеры преподавания танца явились его ученики П. Гердт, Н. и С. Легаты. Из женщин-преподавателей прекрасно разрабатывала силу и прыжок Е. Вазем.

Очевидно, не без влияния своего наставника Х. Иогансона, Е. Вазем в воспоминаниях писала, что главное достоинство классического танца есть его мягкость. Эта мягкость появляется «только от частых постоянных упражнений в приседании, т. е. <...> “плие”. Это “плие” и было мною поставлено в вершину угла моей системы преподавания» [2].

У Е. Вазем в средних классах обучалась

А. Ваганова. Она, по прошествии многих лет, всегда с воодушевлением и благодарностью вспоминала упорядоченные и продуманные уроки своей учительницы. Также Вагановой запомнилось стремление педагога давать конкретные и точные замечания и умение вырабатывать у учениц силу и мягкость ног.

Но в училище Вазем преподавала только десять лет с осени 1886 г. по осень 1896 г.

С 1896 г. в Театральное училище пригласили итальянца Э. Чеккетти на должность преподавателя женского отделения.

По воспоминаниям современников, особенностью обучения у Чеккетти была четкая разработанная им система овладения и совершенствования движений. Для каждого дня недели мастер имел определенные комбинации. Урок строился «на одном доминирующем па или типе па для обеих частей урока» [3]. Цикл занятий неукоснительно повторялся еженедельно.

Система планомерных занятий Чеккетти стала для своего времени одной из первых попыток придать урокам классического танца «строгую закономерность, управляемый, в полном смысле слова научный характер» [4]. Урок был очень труден: комбинации у палки выполнялись на одном дыхании, были длинные и утомительные своим однообразием. Это подготавливало к конечному разделу урока -Allegro, и вырабатывало те качества, которыми славился сам итальянский виртуоз. «Живым образом системы Чеккетти могла служить созданная им партия Голубой Птицы, в которой отразились блистательная техника и элевация самого исполнителя» [4, с. 29].

Среди достоинств классического экзерсиса итальянского мастера отмечалось и то, что «большое внимание, уделялось подходам, связующим pas. Они приобретали рельефность, внутреннюю энергию, которая затем находила выход в прыжках» [5]. Э. Чек-кетти непривычно внимательно подходил к работе стопы, в итоге добиваясь остроты и эластичности прыжка.

Во французской методике, которой придерживались ведущие преподаватели школы и вся труппа, к концу XIX - началу XIX в. стали проявляться, по определению А. Вагановой, «черты упадка» [6]. Излишнее внимание к изяществу, благородству, мягкости исполнения привело к вялости поз, бездушности рук с провисшими локтями, слабости исполнения виртуозных движений.

Поэтому очевидность приобретения положительных качеств в танце и рост технического совершенства учащихся, занимающихся у Чеккетти, была видна всем. Ведущие балерины Мариинского театра О. Преображенская, М. Кшесинская, В. Трефилова, А. Пав-

лова, воспитанные по французской системе, регулярно посещали его уроки. Таким образом, начиная с первых лет XX в. на нашей сцене в чистом виде уже нельзя было встретить ни французской, ни итальянской школ.

С появлением Э. Чеккетти преподаватели и танцовщики начинают обращать особенное внимание на его требования при обучении, на его разработанную и проверенную систему ведения уроков, на четкий регламентированный недельный цикл занятий. Цикл, по мнению русских педагогов, имеющий не только «плюсы», но и видимые «минусы». С начала преподавания итальянца против него ополчились поборники французской школы. П. Гердт решительно не принимал методы Чеккетти, считая их сухими и схематичными, а подчас грубыми. Так же М. Кшесинская, занимаясь у мастера, все-таки замечала, что «итальянская школа Чеккетти отнимала грацию и легкость в танцах» [7].

Таким образом, с конца 80-х гг. XIX в. и в первое десятилетие XX в. постепенно возникает и формируется целенаправленный интерес к приемам обучения наиболее сильных преподавателей.

Великолепный танцовщик, солист Мариинского театра Н. Легат был приглашен одновременно с Э. Чеккетти в училище. Он обладал тонким педагогическим даром. Его уроки, в отличие от итальянца, изменялись ежедневно, но продуманными и логически выстроенными были всегда. «То, что делалось у палки подготовляло к тому, что будет делаться в адажио, а аллегро разрешало все это напряжение» [3, с. 336]. Эта последовательность являлась творческим отражением систематизированных уроков Чеккетти. К Allegro Легат подводил постепенно, так подготавливая и разогревая учеников, что эта, завершающая, часть урока не вызывала особых сложностей.

В начале XX в. целая плеяда первоклассных танцовщиков, выходящих на сцену Мариинского театра, пришла в качестве преподавателей в Театральное училище. Кроме Н. и С. Легатов (1896) это и М. Обухов (1900), и М. Фокин (1904), чуть позже, в 1913 г., были приглашены В. Пономарев и В. Семенов.

Однако четкой и единой согласованности в методике преподавания классического танца все еще не существовало. М. Фокин, сам отличный танцовщик, выпустив по одному классу на мужском и женском отделениях,

ушел из училища. Стремление его творческой натуры развивать в учениках прежде всего артистизм не нашло поддержки среди преподавателей, и Фокин, покинув училище, к педагогической деятельности не возвращался.

Виртуозный, изящный М. Обухов великолепно знал законы классического танца. Обладая природным прыжком, он славился сильными четкими заносками, почти тринадцать лет этот танцовщик успешно обучал учеников средних и старших классов, но он рано умер - в 1914 г. Заметим, что и Фокин, и Обухов - оба «вышли из училища по классу Чеккетти, а до этого занимались у А. Ширяева и Н. Легата».

Как видим, в русской танцевальной школе с участием иностранцев постепенно складывалась своя самобытная система преподавания, своя система требований и своя эстетика. При этом попыток отразить в слове методы освоения классического танца еще не было. На этом заканчивается долгий дореволюционный период становления системы преподавания классического танца в Петербургском театральном училище.

Первые послереволюционные годы видимых изменений в преподавании не принесли. Хотя надо отметить особую самозабвен-ность работы педагогов школы тех лет. К началу 1920-х гг. в педагогический состав входили А. Ширяев, В. Пономарев (с 1913 г.),

В. Семенов (с 1913 г.), М. Романова (с 1917 г.), Л. Леонтьев (с 1918 г.), Е. Вечеслова-Снет-кова (с 1920 г.), А. Ваганова (с 1921 г.). С этого времени постепенно начинает формироваться общешкольная система требований к классическому танцу и в женских, и в мужских классах. Ежегодно школа начинает подготавливать для театра хорошо выученных артистов. Уже в 1923 г. А. Ваганова выпускает отличных танцовщиц О. Мунгалову и

Н. Млодзинскую, в 1924 г. - Н. Камкову и Е. Тангиеву. Следующий 1925 г. вписан в историю советского балета как год невиданного триумфа Марины Семеновой и ее педагога Агриппины Яковлевны Вагановой.

Этому предшествовали кропотливые, систематические занятия с ученицами. А. Ваганова целенаправленно работала в классе. Уже первые экзаменационные показы ее воспитанниц вызвали небывалый интерес среди педагогов училища. Постепенно складывались особые методы обучения и требования.

Итогом первого десятилетия педагогической деятельности А. Вагановой стала ее книга «Основы классического танца». Этот учебник был издан в 1934 г.

Впервые в книге доступным языком давалась характеристика всех основных движений классического танца, лаконично излагались методические указания их исполнения. Интересующий нас раздел седьмой -«Прыжки» - включил в себя разбор основных движений Allegro от начальных маленьких до больших. В предисловии к разделу целый абзац автор посвятила раскрытию и объяснению двух неотъемлемых элементов прыжка элевации и баллона.

В учебнике «Основы классического танца» большинство правил исполнения обращены к танцовщицам. Он явился точкой отсчета советской методической литературы по классическому танцу. Все следующие пособия такого рода в своей основе опираются на учебник А. Вагановой. Она была первым педагогом, зафиксировавшем на бумаге методические требования по исполнению движений классического танца.

У мужчин в 1930-е гг. методика и система преподавания еще только складывались, и книги, раскрывающей тайны мужского классического танца, на тот момент не было.

Если говорить о тренаже и технике именно в мужском классе, то, конечно, на первое место ставилось и ставится до сих пор освоение и выработка прыжка. Он является основным элементом выразительных средств мужского танца, и виртуозное владение разнообразными видами прыжков говорит о выучке и профессионализме, а в итоге служит раскрытию образа в спектакле. Именно на освоение и совершенствование прыжков направлен тренаж в мужском классе.

Огромный вклад в развитие методики мужского классического танца внес В.И. Пономарев. Он преподавал одновременно с А.Я. Вагановой. По утверждению его учеников, он явился первым педагогом, который выработал свой метод и требования в обучении мужскому классическому танцу.

Особенности преподавания В. Пономарева хорошо знал его ученик С. Каплан, выпускник 1930-го г. и, более двадцати лет, ведущий солист театра им. С.М. Кирова, и педагог училища. Над книгой о В. Пономареве и его методике ведения урока С. Каплан на-

чал работать в конце 1940-х гг.1 Можно не сомневаться, что при написании книги Каплан советовался со своим учителем.

Каплан выделил главные особенности, первоочередные задачи и цели, которые преследовал в своей каждодневной практике его учитель. «Прежде всего, Пономарев добивается того, что называется правильной классической школой: сильные выворотные ноги, являющиеся основой в развитии прыжка, при эластичном отрыве от пола и мягком приземлении после» [4, с. 36]. Пономарев вырабатывал чувство позы, чтобы в adagio и в allegro не терялись правильность и выразительность принятых положений. Затем Каплан отмечал: «В технике мужского танца есть огромная трудность - суметь перенести все позы, исполняемые на полу, в воздух» [4, с. 39].

Учитывая специфику мужского телосложения, Пономарев пересмотрел порядок исполнения некоторых начальных движений: plie предложил начинать не с I-ой, а со II позиции для лучшего разогрева танцовщиков; после adagio класс делал «frappes и petits battemens для переключения работы мышц, проработки мелких мышц стопы и голени, необходимой для блеска заносок и brio в allegro» [4, с. 39]. Пономарев уделял внимание battemens fondu, считая, что оно - «ключ к изучению труднейших движений: двойной cabriole на effacёe, двойной saut de basque, двойные sissonne en tournant и т. д.» [4, с. 39]. Каждое движение экзерсиса постепенно готовило мышечный аппарат танцовщика к заключительному разделу урока - Allegro. Воспитанники Пономарева отличались выработанным эластичным plie, ловкими занос-ками, выносливостью и силой в больших полетных прыжках. Из общих требований Пономарева к прыжкам необходимо отметить внимание педагога к бесшумному приземлению, т. е. к пружинистому и мягкому plie после прыжка, и связующим pas. Рas glissade, pas ^asse, pas failli, pas de bourree - эти движения, как не без оснований считал Пономарев, способствуют достижению эффекта легкости и танцевальности исполнителя.

Следующим преемником и продолжателем традиций своих преподавателей стал А. Пушкин, ученик школы Н. Легата и В. Пономарева. Он окончил училище в 1925 г., а с

1 Рукопись книги была найдена вдовой С. Каплана Т. Смирновой в 1986 г. [4].

1932 г. его принимают в педагогический коллектив хореографического училища.

По воспоминаниям учеников, на уроках Пушкина подготовка к прыжкам, как и у его предшественников, начиналась уже у палки с тщательной проработки движений экзерсиса. Педагог рассматривал первую часть урока как первый важный шаг к сценическому танцу. У А. Пушкина даже начальные комбинации plie и battements tendu, несмотря на свою простоту, уже сообщали телу собранность и готовили к последующим сложностям экзерсиса. Г. Альберт пишет о таком эпизоде на методическом заседании педагогов классического танца ЛХУ от 16 октября 1959 г. [5, с. 209]. На нем А. Пушкин решительно выступил против исключения из упражнений у палки battement tendu pour batterie. Он систематически задавал это движение у палки, т. к. считал его подготовительным шагом к правильному исполнению заносок. И действительно, его ученики мастерски владели техникой зано-сок, они чувствовали движение изнутри, мышцами, поэтому оно им так удавалось.

В аdagio на середине зала А. Пушкин тоже вводил прыжки, но в отличие от В. Пономарева эти прыжки выполнялись с продвижением или с одной ноги на другую. Движения sissonne faille, pas ^asse, pas faille, sissonne fermee, grand jete раздвигали само пространство. А. Пушкин «учил широте в танце, что очень важно для мужского исполнительского мастерства» [5, с. 187]. Экзерсис у палки и на середине зала постепенно подготавливал учеников к основной части урока - прыжкам.

Следующий труд, посвященный методике классического танца, вышел в 1968 г. Он необычен уже тем, что над ним работали два автора, два педагога классического танца ЛХУ им. А.Я. Вагановой. Это В.С. Костро-вицкая, она вела классический танец у девочек с 1937 по 1965 г., и А.А. Писарев, преподававший классический танец у мальчиков с 1944 по 1960 г. Таким образом, в книге «Школа классического танца» обобщен материал обучения и женскому, и мужскому классическому танцу [8].

Авторы рассматривают последовательность освоения каждого движения от простого к сложному и различные варианты его исполнения. В начале VIII главы, посвященной прыжкам, дана сжатая характеристика этого раздела движений и общие правила исполне-

ния. Наряду с основными требованиями классического танца, такими как обязательная выворотность, предельная натянутость стоп в прыжке и эластичное demi plie до и после прыжка, авторы указывают на разницу выполнения plie при исполнении различных прыжков. Они пишут: «Прыжки могут исполняться с углубленного demi plie и с короткой трамплинной отдачей от пола из demi plie, но в любом случае задерживаться на plie нельзя: plie - только посыл для прыжка» [8, с. 100].

Далее в восьмой главе рассказывается о каждом прыжковом движении в отдельности. Авторы объясняют отличительные особенности данного прыжка, разбирают последовательность его изучения, возможные варианты исполнения. Приводится пример исполнения прыжка с разделением по музыкальным тактам каждой фазы движения, а также окончательная его форма.

Отдельную главу В. Костровицкая и А. Писарев посвящают исполнению заносок. Дана характеристика этого вида движений, детально прописаны общие правила их выполнения. Затем идет рассмотрение каждого прыжка отдельно. Авторы описывают методику исполнения заносок и последовательность их изучения.

Итак, мы рассмотрели основополагающие труды петербургских авторов по методике обучения классическому танцу, уделяя особенное внимание разделу Allegro.

Если суммировать основные требования преподавателей к исполнению прыжковых движений, то они выкристаллизовались и сложились на протяжении двух столетий, начиная с конца XVII в. в Западной Европе. Методические требования к Allegro возникли при взаимопроникновении двух ведущих европейских школ: французской и итальянской. Именно на этой базе с течением времени сформировалась русская методика и педагогические приемы освоения всего многообразия Allegro.

Наличие выворотности, приобретаемое в экзерсисе у палки, - главное условие овладения всеми видами движений, в т. ч. прыжков, в классическом танце. Сильные выработанные ноги и стопы для стремительного упругого взлета и мягкого эластичного приземления. Координированные движения корпуса, головы, рук и ног, способствующие толчку, принятию и сохранению правильной позы в

прыжке и после приземления. Соблюдение перечисленных требований служит выработке и достижению основных составляющих прыжка элевации и баллона. Требования методики направлены на выявление и сохранение особенностей каждого отдельно взятого прыжка, его формы и характера исполнения.

На сегодняшний день в петербургской Академии русского балета преподают блистательные педагоги Л.Н. Сафронова, И.А. Трофимова, Б.Я. Брегвадзе, Г.Н. Селюцкий, Ю.И. Умрихин... У каждого из них в процессе обучения возникают свои особенные приемы подготовки учащихся к овладению прыжками. Это происходит на базе основных методических требований на ежедневных практических уроках с конкретным классом. Собственный многолетний опыт преподавателей позволяет работать с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Все эти факторы расширяют педагогические возможности обучения, а в целом, развивают и совершенствуют методику классического танца.

1. Прошлое балетного отделения Петербургского Театрального училища ныне Ленинградского государственного хореографического училища. Материалы по истории русского балета: в 2 т. / сост. М. Борисоглебский. Л., 1939. Т. 1. С. 31.

2. Вазем Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884. Л.; М., 1937. С. 209.

3. Блок Л. Классический танец. История и современность. М., 1987. С. 327.

4. Громов Ю., Звездочкин В., Каплан С. Мужской танец в петербургской балетной школе: педагогическое наследие В.И. Пономарева. СПб., 2004. С. 30.

5. Альберт Г. Александр Пушкин. Школа классического танца. М., 1996. С. 54.

6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.; М., 1948. С. 4.

7. КшесинскаяМ. Воспоминания. М., 1992. С. 92.

8. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л., 1986. С. 100.

Поступила в редакцию 15.09.2008 г.

Osipova M.K. Establishment of methods of teaming jumping exercises in St. Petersburg ballet s^ool. The ar-tide is devoted to the analysis of teaming methodology of jumpin exercises in St. Petersburg ballet s^ool. This ar-tide investigates historic background of teaming dassrcal da^e in St. Petersburg, and also perfedion in the system of teaming Allegro. This publkation is based on the fundamental research of the leading teasers of St. Petersburg ballet s^ool (A. Vaganova, V. Kostrovitskaja, A. Pisareva) and also on the memoirs of the leading da^ers of the past about teaming dassrcal da^e and Allegro by s^h an outstanding teasers as E. Vyasem, E. T^eketti, N. Legat, M. Obuhov, V. Ponomarev, A. Pushkin.

Key words: da^e, jumping, s^ool, teaming, establishment, system, methodology, Kantsiani, Yoganson, T^eketti, Vaganova, Ponomarev, Pushkin, Kostrovitskaja.

ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА В СУБЪЕКТНОМ ИЗМЕРЕНИИ

И.Ф. Бережная, А.В. Белошицкий

В статье анализируются различные подходы (феноменологический, процессуальный, деятельностный) к рассмотрению личности студента в субъектном измерении.

Ключевые слова: феноменологический, процессуальный, деятельностный подходы, полиморфизм, личность как субъект саморазвития и социальной деятельности, субъектность, субъектная активность, субъектное развитие.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В логике развертывания научного поиска и прикладных исследований в педагогической деятельности рассмотрение научных проблем может осуществляться в трех аспектах: феноменологическом, представляющем

проявление предмета познания; процессуальном, раскрывающем происходящие изменения, их динамику и результат; деятельностном, характеризующем направленность активности и предмет ее преобразования. Эти три аспекта комплементарны, т. е. они взаи-модополняют друг друга таким образом, что в результате обеспечивается в определенном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.