Научная статья на тему 'Перспективы введения в Российской Федерации патроната как правового института'

Перспективы введения в Российской Федерации патроната как правового института Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1080
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРОНАТ / ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / ПРАВА / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ / РЕБЁНОК / СЕМЬЯ / ОПЕКА / ВОСПИТАТЕЛЬ / ФЕДЕРАЦИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / PATRONAGE / RIGHTS / PROPRIETARY / CHILD / FAMILY / FOSTER / EDUCATOR / JUVENILE / FEDERATION / COMPETENCE / PROTECTION OF JUVENILES'' RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резяпова Гузель Фратовна

Анализируется институт патроната, или патронатной семьи, как способ создания улучшенных по сравнению с детскими домами условий проживания и образования детей. Рассматриваются проблемы и возможность введения в Российской Федерации отдельных институтов по защите прав несовершеннолетних. Отмечается опережающее учреждение патроната в отдельных субъектах РФ в отсутствие федерального регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of Introduction of Patronage as a Legal Institute in the Russian Federation

The article includes analysis of patronage or patronage family as the means for creating better conditions for housing and education of children in comparison with the orphanages. The article is about certain institutions for protection of juveniles' rights, the problems and possibility of the implementation of such institutions in Russia. The author notes that in some constituent subjects of the Russian Federation the development of patronage is advanced in the absence of federal regulation.

Текст научной работы на тему «Перспективы введения в Российской Федерации патроната как правового института»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 2 (51). С. 75-82.

УДК 347.1

ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПАТРОНАТА

КАК ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА

PROSPECTS OF INTRODUCTION OF PATRONAGE AS A LEGAL INSTITUTE

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Г. Ф. РЕЗЯПОВА (G. F. REZIAPOVA)

Анализируется институт патроната, или патронатной семьи, как способ создания улучшенных по сравнению с детскими домами условий проживания и образования детей. Рассматриваются проблемы и возможность введения в Российской Федерации отдельных институтов по защите прав несовершеннолетних. Отмечается опережающее учреждение патроната в отдельных субъектах РФ в отсутствие федерального регулирования.

Ключевые слова: патронат; патронатная семья; права; имущественные, ребёнок; семья; опека; воспитатель; федерация; полномочия; защита прав несовершеннолетних.

The article includes analysis of patronage or patronage family as the means for creating better conditions for housing and education of children in comparison with the orphanages. The article is about certain institutions for protection of juveniles' rights, the problems and possibility of the implementation of such institutions in Russia. The author notes that in some constituent subjects of the Russian Federation the development of patronage is advanced in the absence of federal regulation.

Key words: patronage; rights; proprietary; child; family; foster; educator; juvenile; federation; competence; protection of juveniles' rights.

В последние годы в нашей стране особую актуальность приобрёл такой институт, как патронат, или патронатная семья, основной целью создания которого, является улучшение (по сравнению с детскими домами) условий проживания и образования несовершеннолетних детей.

Правовая природа патроната очень схожа с приёмной семьей. Однако следует отметить отсутствие федерального регулирования патроната в отдельных субъектах РФ. Так, законодательство отдельных субъектов РФ различает два вида патроната: 1) социальный патронат, осуществляемый соответствующими органами власти и учреждениями; 2) патронат, осуществляемый патронатными воспитателями. В данном случае можно сделать вывод о необходимости регулирования патроната законами, а не подзаконными актами.

Круг лиц, которые не могут быть патро-натными воспитателями, устанавливается в законах 28 субъектов РФ, а в 11 субъектах

вообще не оговаривается. При этом требования к лицам, желающим стать патронатными воспитателями, предъявляются как непосредственно к личности граждан (морально-нравственным качествам, состоянию здоровья и др.), так и к их имущественному положению (наличие жилой площади, ежемесячного дохода и др.).

Так, к наиболее распространённым и часто встречающимся в законах категориям лиц, в отношении которых запрещено патро-натное воспитание, относятся: кровные (биологические) родители; лица, лишённые родительских прав или ограниченные в родительских правах; лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребёнка в соответствии с установленным

© Резяпова Г. Ф., 2017

Правительством РФ перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную семью или патронатную семью [1]; лица, отстранённые от исполнения обязанностей опекуна (попечителя), приёмного родителя, па-тронатного воспитателя за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

Между тем лишь в отдельных законах субъектов РФ содержатся требования, касающиеся личности не только патронатных воспитателей, но и членов их семей. Так, в субъектах РФ (республиках Тыва, Саха-Якутия, Хакасия; Забайкальском, Красноярском краях, Калининградской, Сахалинской, Псковской областях) не допускается патро-натное воспитание в отношении супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лиц, имеющих судимость, либо лиц, члены семей которых имеют судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан и проживают вместе с ними; лиц, не состоящих в браке между собой, в отношении одного и того же ребёнка.

Вместе с тем в законах некоторых субъектов РФ содержатся положения, касающиеся имущественных требований к лицам, желающим стать патронатными воспитателями, а именно не допускается передача ребёнка лицам, проживающим в жилых помещениях, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, а также не имеющим постоянного места жительства (Улья -новская область, Красноярский край, Смоленская область, Республика Хакасия); лицам из числа малоимущих граждан. В частности, в Удмуртской Республике установлены ограничения для лиц, которые на момент подачи заявления не имеют дохода, обеспечивающего патронируемому ребёнку (детям) установленный в республике прожиточный минимум.

Кроме того, в ряде регионов при определении круга лиц, которые не могут быть патронатными воспитателями, содержатся положения, носящие отсылочный характер, а именно патронатными воспитателями не могут быть лица, которые по состоянию здоровья, согласно п. 1 ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), не могут осуществлять обязанности по вос-

питанию ребёнка; лица, предусмотренные абз. 6 п. 1 ст. 146 СК РФ.

В требованиях к личности патронатного воспитателя существует ряд стандартных ограничений, способствующих охране прав ребёнка. В основном из анализируемых законов субъектов РФ следует, что патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние дееспособные граждане РФ обоего пола независимо от семейного положения. При этом в некоторых случаях оговаривается, что патронатный воспитатель является законным представителем (совершеннолетнее дееспособное лицо), обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя), в том числе правом распоряжаться имуществом подопечного от его имени (с согласия уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа), и действует на основании договора о патронатном воспитании.

К особым условиям, определяющим критерии возможности стать патронатным воспитателем, в законах ряда субъектов РФ (Ставропольского края, Республики Хакасия, Алтайского края) относятся следующие положения: граждане, имеющие заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем); имеющие высшее или среднее профессиональное образование; годные по состоянию здоровья для воспитания детей.

При этом в Законе Республики Хакасия «О патронатном воспитании» [2] и в Законе Республики Саха-Якутия «О патронатном воспитании» [3] содержатся положения, касающиеся возрастных ограничений при принятии решения о назначении патронатным воспитателем. Так, если в законе субъекта Саха-Якутия разница в возрасте между па-тронатным воспитателем и ребёнком, переданным на патронатное воспитание, должна быть не менее 14 лет, то в Республике Хакасия разница в возрасте должна быть не менее 16 лет.

Примечательно, что в Чувашской Республике создаются специальные комиссии по рассмотрению кандидатур опекунов (попечителей), приёмных и патронатных семей [4].

Следует отметить, что список требований, предъявляемых к кандидатам на роль патронатного воспитателя, не соответствует ни ст. 127 СК РФ (лица, имеющие право быть

усыновителями), ни ст. 146 СК РФ (опекуны (попечители) детей). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 127 и ч. 1 ст. 146 СК РФ усыновителями, опекунами (попечителями) не могут быть лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребёнку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); лица, не имеющие постоянного места жительства; не прошедшие подготовки в порядке, установленном СК РФ; а также лица, состоящие в союзе, заключённом между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешён, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке [5].

Согласно данным статьям СК РФ в па-тронатные воспитатели могут попасть лица, имеющие погашенные судимости за любые виды преступлений, без какого бы то ни было образования, а также лица одного пола, как состоящие в зарегистрированном браке, так и находящиеся в фактических брачных отношениях.

В законах субъектов РФ не приводятся положительные отличия патронатного воспитателя, позволяющие однозначно отличать его от приёмных родителей, опекунов, попечителей. Между тем в семейном законодательстве имеются нормы, предусматривающие временную передачу ребёнка в семью (ч. 3-6 ст. 155.2 СК РФ) в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и др.), схожие по многим параметрам с нормами законов субъектов РФ, регламентирующих патронатное воспитание (п. 9-11 постановления [6]).

Более того, законодательство о патро-натном воспитании не содержит обязательного требования к патронатным воспитателям находиться при принятии ребёнка в семью в зарегистрированном браке. Между тем временная передача ребёнка возможна только в семью граждан, а не гражданину Российской Федерации - совершеннолетнему лицу, независимо от пола и семейного положения, что также является упущением в законах субъектов РФ. При этом лишь в одном субъекте РФ

оговаривается, в каких случаях патронатным воспитателем оформляется второй супруг и в каких случаях с ним заключается договор. Так, в законе Республике Башкортостан закреплено, что при передаче на патронатное воспитание более двух детей договор заключается со вторым членом семьи, а п. 1.4. Постановления Администрации Тамбовской области закреплено, что лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть патро-натными воспитателями одного и того же ребёнка [7].

Требования к условиям проживания ребёнка (патронатного воспитанника) в семье патронатных воспитателей также относятся к одним из существенных, однако они предусмотрены в законах лишь 14 субъектов РФ. В основном данные требования относятся к жилому помещению, которое должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. В числе прочих немаловажным является также необходимость предоставления документов, подтверждающих право заявителя на пользование занимаемым им жилым помещением. В данном случае закон исключает возможность быть патронатными воспитателями для тех лиц, которые не имеют постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям.

Таким образом, при передаче ребёнка на патронатное воспитание в большинстве субъектов РФ необходимо выполнение лишь формальных критериев, подтверждённых документально. Между тем подтверждение таких критериев, как официальный доход на члена семьи, возрастной ценз для патронат-ных воспитателей, предпочтение полных семей неполным, наличие официально зарегистрированного брака, состояние здоровья всех членов семьи, не предусмотрено.

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует только при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату. Однако в представленных законах субъектов РФ о патронатном воспитании усматривается, что в большинстве своём (в 29 субъектах РФ) для лиц, претендующих стать патронатными воспитателями,

прохождение специального обучения, повышение квалификации не предусматривается, и лишь в двух субъектах РФ обучения является обязательным. Соответственно, законодательство субъектов РФ о патронатном воспитании не содержит положения о необходимости прохождения специального обучения лицами, желающими стать патронатными воспитателями, перед тем как заключить с ними договор, в том числе законодательство не содержит положения о том, какого характера должно быть обучение, повышение квалификации. К исключениям можно отнести Томскую область, в законе которой имеются положения, конкретизирующие данные требования. Так, согласно ст. 11 Закона Томской области «О патронатном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» патронатный воспитатель обязан повышать свою квалификацию, аттестоваться в установленном порядке, а также участвовать в семинарах и других обучающих мероприятиях, организуемых учреждением для воспитателей, систематически заниматься самообразованием по вопросам воспитания, развития и охраны здоровья ребёнка (детей) [8].

Таким образом, отсутствие в нормах законов субъектов РФ обязательных требований по профессиональной подготовке лиц, желающих стать патронатными воспитателями, является серьёзным упущением, нарушающим прежде всего права и законные интересы ребёнка (детей).

В законодательстве субъектов РФ неоднозначным является также вопрос о том, кто непосредственно осуществляет отбор лиц, желающих стать патронатными воспитателями. Так, к примеру, в соответствии с п. 2 Порядка отбора патронатного воспитателя в Ульяновской области отбор, учёт и подготовка граждан, выразивших желание стать патронатными воспитателями, осуществляются органами опеки и попечительства. Отбор граждан, выразивших желание стать па-тронатными воспитателями, может также проводиться организациями [9].

При передаче ребёнка на патронатное воспитание в законах 22 субъектов РФ учёт его мнения не предусматривается. Между тем в законодательстве 30 субъектов РФ передача ребёнка, достигшего возраста 10 лет, на патронатное воспитание осуществляется

только с его согласия. При этом только в Постановлении Правительства Ульяновской области «Об отдельных вопросах осуществления деятельности патронатной семьи в Улья -новской области» говорится о том, что передача в патронатную семью ребёнка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия [10]. Ни в каких других законах субъектов РФ письменная форма получения согласия на передачу ребёнка в патронатную семью не предусматривается.

Более того, ни в одном законе субъекта РФ не указано в качестве одного из главных условий установления патроната согласие родителей, не лишённых родительских прав и являющихся законными представителями своего ребёнка, как не указано, в принципе, такое согласие со стороны родителей и на заключение договора.

Не во всех законах субъектов РФ содержится требование, предусматривающее получения согласия членов принимающей семьи при передаче ребёнка на патронатное воспитание. Если в 11 субъектах РФ (Том-ской, Архангельской, Сахалинской, Брянской областях, Приморском и Красноярском краях, республиках Тыва, Хакасия, Саха-Якутия, а также Удмуртской, Чувашской) такое требование предусмотрено, то в остальных 28 субъектах оно отсутствует.

Нет однозначного критерия, ограничивающего возраст ребёнка, до которого может осуществляться патронатное воспитание. Если до достижения 18 лет закон ограничивает возраст в 15 субъектах РФ, то в 6 субъектах РФ - при обучении в общеобразовательных и профессиональных учреждениях - до окончания такого обучения, но не дольше, чем до достижения возраста 23 лет, в остальных о предельном возрасте ничего не говорится. Между тем по достижении совершеннолетия статус ребёнка изменяется, изменяется также объём его прав [11]. Так, в Пермском крае предусмотрена социальная поддержка в виде постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патронатных и приёмных семей (далее - лица из числа детей, ос-

тавшихся без попечения родителей), оказываемая по их письменному заявлению [12].

Число детей, передаваемых на воспитание одному патронатному воспитателю, в законодательстве субъектов РФ также неоднозначно. В большинстве случаев количество детей закон ограничивает (передаётся не более 3 детей), но делается исключение для братьев и сестёр или близких родственников (27 субъектов). Однако единичным случаем является установленное в законе «О формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и о патронате в Чукотском автономном округе» ограничение с указанием передачи не более 8 воспитанников, исключений при этом для братьев и сестёр или близких родственников не делается (Чукотский автономный округ).

Договор о патронатном воспитании может быть краткосрочным либо долгосрочным. Так, в Законе Пермской области «О патронатном воспитании» предусматриваются следующие сроки устройства ребёнка (детей) на патронатное воспитание: экстренное устройство (до 3 дней); устройство на короткий период времени (до 6 месяцев); устройство на длительный срок (свыше 6 месяцев). При этом срок, на который ребёнок передаётся на патронатное воспитание, определяется договором об устройстве ребёнка и указывается в трудовом договоре с патронатным воспитателем.

Кроме того, исходя из смысла ч. 1 ст. 7 Закона Сахалинской области «О патронатном воспитании», допускалась передача ребёнка (детей) на патронатное воспитание, которое могло осуществляться в следующие сроки: 1) передача на короткий период времени без заключения договора - на период каникул, в праздничные и выходные дни; 2) передача на срок, предусмотренный договором о передаче ребёнка (детей) на патронатное воспитание [13].

В соответствии с п. 1.1, 1.2 Постановления главы округа Муром Владимирской области от 28 июля 2005 г. № 2046 «Об утверждении положения о патронатной семье с кратковременным пребыванием» патронатная семья рассматривается исключительно как временная форма устройства на воспитание в семью с кратковременным пребыванием. При этом патронатная семья создаётся в це-

лях наиболее быстрой адаптации ребёнка в семейных условиях и может являться промежуточным звеном на пути к созданию приёмной семьи.

Таким образом, в большинстве законов срок осуществления патронатного воспитания устанавливается в договоре индивидуально, исходя из конкретных нужд ребёнка, срок пребывания ребёнка в семье может оговариваться в плане мероприятий по защите прав ребёнка, утверждаемом органом опеки и попечительства.

Между тем в законах субъектов РФ однозначно не определяется, с какого момента возникают права и обязанности патронатных воспитателей: с момента выдачи заключения о статусе патронатных воспитателей, с момента заключения договора о патронатном воспитании либо с момента принятия соответствующего акта органа опеки и попечительства.

Так, в соответствии с п. 2 Положения об организации патронатного воспитания в г. Москве [14] при передаче ребёнка-сироты, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на патронатное воспитание права и обязанности законного представителя ребёнка возникают у патронатного воспитателя с момента принятия акта (постановления) уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа.

Возможность досрочного расторжения договора о патронатном воспитании предусмотрена в законах 23 субъектов РФ. Расторжение договора может осуществляться по инициативе органов опеки и попечительства либо учреждения (организации), а также по инициативе патронатных воспитателей. В некоторых случаях договор может быть расторгнут досрочно по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также федеральным законом. Такие случаи предусмотрены и в Законе Республики Саха (Якутия) «О патронатном воспитании» [15].

При этом права кровного родителя, не лишённого родительских прав, как законного представителя ребёнка ущемляются, поскольку ему не даётся право быть инициатором расторжения договора в случае наличия угрозы для жизни и здоровья лица, в отношении которого установлен патронат, пре-

небрежения его интересами со стороны па-тронатного воспитателя, что противоречит общим положениям о договоре, установленным нормами ГК РФ [16].

Говоря о содержании договора, следует отметить, что в 10 субъектах РФ (г. Москве, Московской, Курской, Нижегородской, Мурманской, Псковской, Архангельской, Сахалинской областях, Ставропольском и Красноярском краях), кроме основных условий его заключения, включены также: меры по защите прав и законных интересов ребёнка; размер, порядок и условия выделения средств, выплачиваемых на содержание ребёнка; порядок осуществления контроля за выполнением плана по защите прав ребёнка, условия образования, ответственность сторон за нарушение условий; размер вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю; основания и условия изменения и прекращения договора; способы воспитания.

Обязанности патронатного воспитателя прописаны в законах 26 субъектов РФ. Примечательно, что в основном во всех законах патронатные воспитатели по отношению к принятому в патронатную семью ребёнку исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.

В числе отдельных обязанностей, указанных в законах некоторых субъектов РФ, можно выделить следующие: не препятствовать общению ребёнка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребёнка (Оренбургская область); проходить систематическое медицинское обследование в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для сотрудников детских учреждений (Томская область), участвовать в семинарах и других мероприятиях, заниматься самообразованием по вопросам воспитания и охраны здоровья детей; отвечать за реализацию плана по защите прав ребёнка (Республика Башкортостан).

Права патронатного воспитателя прописаны в законах 18 субъектов РФ, в законах 20 субъектов РФ отсутствуют, а одного не определяются (Республика Мари-Эл), но даётся ссылка на другой закон, согласно ко-

торому «права и обязанности опекунов и попечителей, осуществляющих опеку и попечительство в соответствии с договором о па-тронатном воспитании, определяются гражданским и семейным законодательством Российской Федерации».

В числе общих и основных прав патро-натного воспитателя можно выделить: право выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия; запрашивать и получать от учреждения информацию о социальном статусе ребёнка, его физическом, умственном, эмоционально-психологическом развитии и другие необходимые для работы сведения; самостоятельно определять распорядок дня, выбирать форму организации жизни и быта ребёнка, совместно с учреждением по патронату определять способы воспитания ребёнка (детей); бесплатно обучаться на специальных курсах для патронатных воспитателей.

В отдельных случаях в законах некоторых субъектов РФ в интересах ребёнка, помещённого на патронатное воспитание, орган опеки и попечительства в договоре о патро-натном воспитании может указать отдельные действия, которые патронатный воспитатель совершать не вправе, в том числе может запретить патронатному воспитателю изменять место жительства ребёнка, помещённого на патронатное воспитание (Закон Республики Карелия «О патронатном воспитании»).

В законах 32 субъектов РФ предусматривается, что разрабатывается план, программа, по которому работает патронатный воспитатель с ребёнком, взятым на патронат. В большинстве субъектов РФ данный документ называется планом по защите прав и интересов ребёнка. При этом в одном субъекте РФ - Республике Адыгея - данный документ имеет название «план по защите прав детей, нуждающихся в государственной защите, - акт учреждения, предоставляющего патронат, содержащий перечень перспективных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, с указанием сроков их выполнения; индивидуальный план развития детей».

Данный документ (план) разрабатывается либо органом опеки и попечительства, ли-

бо учреждением совместно с патронатным воспитателем, при этом в некоторых субъектах РФ (в частности, Краснодарском крае) -с учётом мнения ребёнка, достигшего 10 лет.

В законах субъектов РФ также не содержится положений, запрещающих патронатным воспитателям применять к ребёнку телесные (физические) наказания и (или) другие меры воздействия, которые могут оцениваться как насилие над ним. Исключением является Закона Республики Башкортостан «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан» и Положение о патронатной семье, в соответствии с ч. 6 ст. 8 которого «запрещается применение патронатным воспитателем в отношении ребёнка, переданного на патронатное воспитание, телесных наказаний и таких мер воздействия, как отказ в удовлетворении его разумных потребностей в пище, сне, одежде, а также в предоставлении возможности контактов с кровными родителями, родственниками и друзьями».

1. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребёнка, принять его под опеку (попечительство), взять в приёмную или па-тронатную семью : Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 // СЗ РФ. - 2013. - № 36. - Ст. 4577.

2. О патронатном воспитании : Закон Республики Хакасия от 30 июня 2008 г. № ЗЗ-ЗРХ // Гарант.ру : информ.-правовой портал. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/hakas/179041 (дата обращения: 05.05.2017).

3. О патронатном воспитании : Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2009 г. № 785-3 № 457-IV // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document /895236099 (дата обращения: 05.05.2017).

4. О создании комиссии по рассмотрению кандидатур опекунов (попечителей), приёмных и патронатных семей : Постановление главы Батыревского района Чувашской Республики от 21 февраля 2007 г. № 66 // Законы и бизнес в Российской Федерации : [сайт]. - URL: http://zakon-region.ru/1/165015 (дата обращения: 05.05.2017).

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12 мая 2012 г. № 474, от 14 февраля 2013 г. № 118, от 2 июля 2013 г. № 558). - П. 9-11. - Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении положения о патронатной семье : Постановление Администрации Тамбовской области от 1 июля 2011 г. № 781 (в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 17 октября 2011 г. № 1424) : (утратило силу с 22.09.2014) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/948007587 (дата обращения: 05.05.2017).

8. О патронатном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Закон Томской области от 8 июня 2005 г. № 89-ОЗ // Официальные ведомости. - 2005. -13 июня. - № 16 (131).

9. Об отдельных вопросах осуществления деятельности патронатной семьи в Ульяновской области : Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 21 сентября 2010 г. № 306-П (ред. от 1 марта 2013 г.) // Гарант.ру : информ.-правовой портал. - URL: http://www.garant.ru/hotlaw/ulyanovsk/280939 (дата обращения: 05.05.2017).

10. Там же.

11. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Гене -ральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) : (вступ. в силу для СССР 15 сентября 1990 г.). -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О внесении изменения в Порядок и условия осуществления постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патронатных и приёмных семей, утвержденные Постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2007 г. № 40-п «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» : Постановление Правительства Пермского края от 1 февраля 2011 г. № 45-п // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. - 2011. - № 5.

13. О патронатном воспитании : Закон Сахалинской области от 14 октября 2005 г. № 71-ЗО : (утратил силу с 25 декабря 2010 г. на основа-

нии Закона Сахалинской области от 8 декабря 2010 г. № 115-ЗО) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document /802039197 (дата обращения: 05.05.2017).

14. О мерах по обеспечению реализации закона города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» : Положение об организации патронатного воспитания, утв. Постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 433-ПП (в ред. поста-

новлений Правительства Москвы от 27 февраля 2013 г. № 112-ПП, от 4 июля 2013 г. № 437-ПП). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15. О патронатном воспитании : Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2009 г. № 785-3 № 457-1У.

16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), от 30 ноября 1994 г № 51-ФЗ (ред. от 2 ноября 2013 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.