УДК 378 ББК 74.480.26
Ю.В. Андросова
педагогические аспекты формирования профессионально-педагогического мировоззрения студентов - будущих учителей
В статье рассматриваются подходы к формированию профессионально-педагогического мировоззрения студентов - будущих учителей. Автор доказывает, что существует необходимость организации учебной и воспитательной работы в вузе с учётом направленности на формирование профессионально-педагогической системы ценностей студентов - будущих учителей и, таким образом, профессионального мировоззрения. Выделяются также принципы каждого подхода, позволяющие сформировать профессионально-педагогическое мировоззрение будущего учителя как системно-личностное образование.
Ключевые слова: ценностно-смысловой подход, системный подход, личностно ориентированный подход, контекстный подход, мировоззрение личности, система ценностей.
Y.V. Androsova
pedagofical aspects of forming future teacers' professional - pedagogical outlook
The article considers approaches to forming intending teachers' professional outlook. The author proves the necessity of educational activity directed at developing future teachers' professional and pedagogical system of values, i.e. professional outlook. Principles of each approach, which help form intending teachers' professional outlook as a system-personal formation, are highlighted.
Key words: motivation, motives, outlook of personality, system of values, value orientations, professional self-determination.
В настоящее время проблема формирования профессионально-педагогического мировоззрения является актуальной, т.к. произошедшие за последние годы изменения в области образования заставляют по-новому взглянуть на личность учителя. Сегодня учитель должен не просто хорошо знать и уметь преподавать свой предмет, уметь разрабатывать и реализовывать программы учебных дисциплин, но и выполнять ряд других действий, направленных на формирование мотивации к обучению, на воспитание у детей патриотизма, любви к Отечеству, толерантности, на создание доброжелательной атмосферы к обучению. Также в обязанности учителя входит проектирование и создание ситуаций, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребёнка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребёнка). Сегодня образова-
ние вновь определяет своей главной задачей воспитание личности и гражданина, а это означает формирование у школьников в первую очередь ценностных ориентиров. Таким образом, становится понятно, что формирование ценностных ориентиров может осуществить только профессионал, мастер своего дела, учитель, обладающий сформированным профессионально-педагогическим мировоззрением. Проблема формирования профессионально-педагогического мировоззрения студентов - будущих учителей напрямую связана с формированием у них (студентов) профессионально-педагогической системы ценностей. Ценности являются системообразующим компонентом, «содержательным ядром» [5, с. 15] мировоззрения личности, а значит, напрямую влияют на другие компоненты мировоззрения личности.
Проблема формирования профессионально-педагогического мировоззрения студентов - будущих учителей представляется важной как социальной, так и педагогической проблемой, так как происходящие в современном российском обществе изменения требуют, чтобы учитель школы обладал определёнными моральными качествами, был нравственно развитым, ориентированным «на воспроизведение и созидание ценностей, определяющих смысл жизни человека, ориентирующих его на духовно-практическое освоение действительности» [1, с. 4]. В науке появилось понимание того, что ценности являются тем инструментом, с помощью которого осуществляется выбор отношений к миру и к людям. Именно ценности являются ориентиром личности в обществе, позволяют осуществлять моральный выбор. Ценностная «база» будущего учителя формируется в результате его взаимодействия с социумом, откуда он «получает» ценности, «регулирующие и направляющие его деятельности и взаимодействие с миром и с людьми» [1, с. 5]. Далее, в процессе обучения и воспитания, взаимодействия с другими людьми происходит преобразование ценностей общества в ценности личности будущего учителя. Процесс обучения в вузе является одновременно и процессом приобщения будущего учителя к профессионально-педагогическим ценностям, которые он «усваивает» в результате специально организованной деятельности преподавателя вуза. Будущий учитель, при условии ориентации обучения в вузе на профессионально-педагогические ценности, получит возможность в процессе своей педагогической деятельности приобщать учащихся школы к общечеловеческим, высшим, духовным ценностям.
Исследование проблемы формирования профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя через формирование системы профессиональных ценностей связано с определением подходов к её формированию.
Анализ научной литературы позволяет определить подходы, которые могут быть использованы в процессе подготов-
ки будущего учителя к педагогической деятельности в целом. Для решения поставленных нами задач в результате проведённого нами анализа были выделены следующие подходы: ценностно-смысловой, системный, личностно ориентированный, контекстный. Опора на данные подходы позволяет решать теоретические и практические задачи нашего исследования, а именно выделить условия формирования профессионально-педагогического мировоззрения и собственно процессформиро-вания профессионально-педагогических ценностей в период обучения в вузе.
Опираясь на идеи учёных, разработавших системный подход (И.В. Блау-берг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), можем определить, что «системный подход» — направление методологии специально-научногопознанияисоциаль-ной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Данный подход позволяет раскрыть структуру, обосновать содержание компонентов профессионально-педагогического мировоззрения личности, выделить группы ценностей, относящихся к профессионально-педагогическим. Профессионально-педагогическое мировоззрение как система состоит из взаимодействующих компонентов, среди которых ценности являются системообразующей составляющей, ядром данной системы. Также профессионально-педагогическое мировоззрение личности как системное образование является частью более крупной и сложной системы - мировоззрения личности. Таким образом, процесс формирования профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя оказывает влияние на мировоззрение личности будущего учителя в целом. Деятельность преподавателя по привитию профессионально-педагогических ценностей студентам - будущим учителям наряду с деятельностью студентов, в ходе которой у них формируется профессионально-педагогическое мировоззрение, является элементом процесса обучения в вузе как целостной системы. Результатом взаимодействия преподавателя и студента является «получение»
о ¡£
о ф
т
е
го ч ф с
о
X .0
го
X
о ^
о о
"9" Ф ° с;
С Ii*
го 2
со ^
я ^ 2
О.Ю ° I
ф ф = я
О О И ш го о
Ч О. ф ^
С 2
го m о о о
Ч X
С Dû 2
студентом набора профессионально-педагогических ценностей, являющихся структурообразующим элементом профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя.
Личностно ориентированный подход на современном этапе развития образования является одним из ведущих (В.П. Бездухов, С.В. Белова, В.В. Кра-евский, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) и понимается как «этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования». [2, с. 40] Личностно ориентированный подход предполагает получение студентами - будущими учителями личного педагогического опыта, который «имеет индивидуальную эмоционально-чувственную форму и проявляется в виде личностно значимого вывода» [3, с.108]. Переживание каких-либо событий, переосмысление их приводит к переоценке ценностей личности и выдвижению определённых ценностей на первое место в иерархии ценностей. Таким образом, формирование системы профессионально-педагогических ценностей студентов - будущих учителей возможно через создание ситуаций, которые ставят студента на место преподавателя и позволяют не просто примерить на себя данную роль, но и сделать вывод из собственного опыта, преодолеть свой внутренний барьер и наметить дальнейшую линию поведения. Для этого образовательный процесс должен предполагать возможность творческого проявления личности, включать диалог-рефлексию.
Другой подход, который необходимо применять в процессе формирования профессионально-педагогического мировоззрения студентов-будущих учителей, это знаково-контекстный (контекстный) подход (А.А. Вербицкий). Данный подход предполагает, что качественно построенный процесс обучения представляет собой «движение собственной деятельности студента от традиционной академической учебной деятельности (усвоение знаний) через квазипрофессиональную (деловые игры, лабора-
торные работы и другие имитации) и учебно-профессиональную деятельности (пробная деятельность в данной профессиональной сфере, например, в виде практики) к собственно профессиональной деятельности» [4, с. 13]. Именно такое «движение» позволит приобщать будущих учителей к профессионально-педагогическим ценностям. Знания, умения и навыки в контекстном обучении являются не предметом, а средством, с помощью которого специалист решает задачи, возникающие в процессе его деятельности. В рамках данного подхода возможно воссоздание реальных профессиональных ситуаций и отношений занятых в них людей. В результате студент намечает «контуры своего будущего профессионального труда» [3, с. 113].
Ценностно-смысловой подход является одним из ведущих подходов на современном этапе развития образования (Е.Г. Белякова, Е.Н. Гончарова, О.П. Морозова, А.И. Шемшурина, О.Ю. Яценко и др.). Ценностно-смысловой подход, применительно к теме нашего исследования, позволяет приобщать студентов -будущих учителей к профессионально-педагогическим ценностям путём включения их в отношения, в которых данные ценности заключены (смыслоориенти-рованные ситуации). Данные ситуации могут возникать спонтанно, а также целенаправленно создаваться преподавателем, в том числе и в контексте деятельности на занятиях по иностранному языку. Отметим, что отношения, воспроизводимые в процессе общения, позволяет познать и принять профессионально-педагогические ценности, а участие будущих учителей в имитации профессиональной деятельности позволяют наделить эти ценности личностным смыслом. Включение студентов - будущих учителей в отношения, заключающие в себе профессионально-педагогические ценности, способствует приобщению будущих учителей к данным ценностям. Таким образом, отношения к коллегам, ученикам, родителям, воспроизводимые студентами под руководством преподавателя, образуют содержание ценностно-смыслового подхода. Понимание содер-
жания ценностно-смыслового подхода к приобщению студентов - будущих учителей к профессионально педагогическим ценностям позволяет нам полагать, что данный подход предназначен для включения будущих учителей в систему отношений с другими людьми на базе освоенных ими знаний о нравственных, высших, духовных ценностях.
Опираясь на основные идеи выделенных подходов и учитывая их роль в формировании профессионального мировоззрения будущего учителя, выделим такие принципы каждого подхода, реализация которых при организации процесса формирования профессионального мировоззрения будущего учителя, отбора содержания и методов работы позволит сформировать профессионально-педагогическое мировоззрение как системно-личностное образование. На наш взгляд, такими принципами являются принцип целостности и системности (системный подход), принцип проблемности (контекстный подход), принцип сознательности и активности (личностно ориентированный подход), принцип гуманизма, ценностной ориентации, смысловой активности, перехода ценностей «для себя» в ценности «для других», личностного взаимодействия, открытости (ценностно-смысловой подход).
Принцип целостности предполагает рассмотрение профессионально-педагогических ценностей как целого и одновременно как части более крупной системы - профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя. Принцип системности заключается в целостном формировании профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя с учётом связей между его структурными компонентами. Принцип проблемности пред-
полагает создание проблемных ситуаций и вовлечение студентов - будущих учителей в них, а также применение форм и методов работы, адекватных тем, которые применяются для решения проблем в профессиональной деятельности. Принцип сознательности и активности предусматривает отбор содержания, форм и методов обучения, который обеспечивает осознание личностного смысла приобретаемых знаний, а значит и принятие транслируемых преподавателем профессионально-педагогических ценностей. Принцип гуманизма предполагает организацию процесса познания студентами - будущими учителями профессионально-педагогических ценностей через сообщение знаний о ценностях, через сопоставление ассоциативного представления будущих учителей о таких ценностях с научным знанием о них, через представление учащимся данных ценностей как направленных на другого человека. Преподаватель, используя контекст реальных жизненных ситуаций, раскрывает содержание профессионально-педагогических ценностей, что позволяет студентам увидеть как та или иная ценность влияет на взаимоотношения учителя с учащимися, родителями, коллегами. Реализация данного принципа позволяет избежать сообщения профессионально-педагогических ценностей студентам - будущим учителям как о неких абстрактных, оторванных от реальной действительности понятий.
Таким образом, перечисленные выше подходы позволяют формировать профессионально-педагогическую систему ценностей студентов - будущих учителей, которая (система ценностей), являясь системообразующим компонентом профессионального мировоззрения будущего учителя в свою очередь позволит сформировать данную систему.
Библиографический список
1. Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя [Текст]: монография / Л.В. Вершинина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 258 с.
2. Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций [Текст] / Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - №2. - С. 40-52.
о ^
о ф т
е
го ч ф с
о
X .0 с; го
X
о ^
о
о ф,^
"9" Ф ° с;
с Ii*
го 2
со ^
я ^ 2
О.Ю ° I
ф ф
о ^ го ¡3
ф ф = Я
О О И со го о
Ч О. ф ^
а ш
3. Дичинская, Л.Е. Формирование готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Е. Дичинская. - Самара, 2012. -220 с.: ил.
4. Калашников, В.Г. Контекстный подход к выработке критериев качества образовательных систем [Текст] / В.Г. Калашников // Педагогика и психология образования. - 2011. - № 4. - С. 11-14.
5. Сагатовский, В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: в 3 ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь [Текст] / В.Н. Сагатовский. - СПб.: СГУ, 1997. - 224 с.
References
1. Vershinina L.V. Theoretical foundations of value consciousness formation. М.: Moscow Psychology-Social Institute, 2009. P. 258. [in Russian].
2. Guljancz S.M. The essence of personality-oriented approach in education from modern education concept' point of view. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2009. №2. P. 40-52. [in Russian].
3. Dichinskaya L.E. The development of intending teachers' readiness to develop self-assessment in primary school children. Dis. ... cand. of sciences (Education). Samara, 2012. P. 220. [in Russian].
4. Kalashnikov V.U. Contextual approach of education systems' quality. Pedagogika ipsikhologia obrazova-nia, 2011. №4. P. 11-14 [in Russian].
5. Sagatovskiy V.N. Developing Harmony Philosophy: Philosophical bases of outlook. Introduction: pedagogy and psychology. Collect of 3 vols. St. Petersburg: SGY, 1997. V. 1. P. 224 [in Russian].
Сведения об авторе: Андросова Юлия Владимировна,
аспирант, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара, Российская Федерация. E-mail: donskaya_yulia@mail.ru
Information about the author: Androsova Yulia Vladimirovna,
Post graduate student, Senior Lecturer,
Department of Foreign Languages
Samara State University of Social Sciences and
Education,
Samara, Russia.
E-mail: donskaya_yulia@mail.ru
УДК 378 ББК 74.480
Е.А. Бароненко, Е.Б. Быстрай, Ю.А. Райсвих, Т.В. Штыкова
модульное обучение в процессе
подготовки магистрантов к межкультурному
«_» _
взаимодеиствию1
В статье акцентируется значимость применения модульного обучения в процессе подготовки магистрантов к межкультурному взаимодействию. Статья раскрывает понятия «модуль», «модульное обучение», она освещает различные виды модулей, которые могут быть реализованы в рамках деятельности магистратуры «Теория и практика преподавания иностранных языков в вузе».
Ключевые слова: модуль, модульное обучение, виды модулей, межкультурное взаимодействие, Болонский процесс.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Коммуникативно-технологические основы подготовки обучающихся к межкультурному взаимодействию в евроконтексте» (договор на выполнение НИР № 16-893 от 07.07.2016 г., заказчик -ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»).