ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2017. №4(50)
УДК 37.032:371.13
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОБЩИХ ОСНОВ ПЕДАГОГИКИ
© Искандер Ярмакеев
A COURSE IN FOUNDATIONS OF PEDAGOGY: SHAPING THE PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL OUTLOOK
OF FUTURE TEACHERS
Iskander Yarmakeev
This article examines the place and role of the Foundations of Pedagogy Course in shaping the professional-pedagogical outlook of future teachers in the context of culturological and axiological approaches to education. The course is a transition stage on the way to the main general pedagogical university education at the intersection of cultural, philosophical, and social cycles of general professional teacher training. We prove that the Foundations of Pedagogy Course is able to lay the most important ideological-axiological and cultur-ological foundations of professional- pedagogical competence and pedagogical skills in students, and form a certain scientific-methodological basis for shaping a professional- pedagogical picture of the world in future teachers. The article concludes that the development of specific pedagogical competence and pedagogical skills in students must be based on their strong humanistic and humanitarian attitudes, their deep inner focus on an equitable pedagogical dialogue and cooperation with children. The article formulates the key tasks of shaping the professional-pedagogical outlook in future teachers, doing the Foundations of Pedagogy Course: their awareness of deep humanitarian and anthropological nature of pedagogical science, their understanding of the humanistic, axiological and culturological trends and prospects of education development , etc. To successfully realize the worldview potential of the Foundations of Pedagogy Course, we need a special organization of imparting educational information to students as well as the organization of their educational and cognitive activities, we also need to create special conditions for the educational process flow. Shaping the pedagogical worldview is a complex, contradictory, multi-faceted, and dynamic process, its successful implementation depends on the impact it has on the intellectual, emotional, volitional, and motivational spheres (taking into account age and individual characteristics), on the goal-oriented cognitive students' activities and our daily influence on their attitude to academic and future professional activities.
Keywords: foundations of pedagogy, general pedagogical education of future teachers, shaping professional-pedagogical outlook of future teachers, educational potential, complexity of modern education.
В статье в контексте культурологического и аксиологического подходов к образованию анализируется место и роль изучения общих основ педагогики, знаменующих собой переход к основному этапу общепедагогической подготовки в вузе на стыке с общекультурным, философско-обществоведческим циклом общепрофессиональной подготовки учителя, в формировании профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя. Доказывается способность процесса изучения общих основ педагогики заложить важнейшие мировоззренческо-аксиологические, культурологические основы профессионально-педагогической компетентности и педагогического мастерства студентов, стать своеобразным научно-методологическим фундаментом формирования у будущих учителей профессионально-педагогической картины мира. В статье делается вывод о том, что формирование конкретной педагогической компетентности и педагогического мастерства студентов должно происходить на фундаменте их прочной гуманистической и гуманитарной ориентации, глубокой внутренней направленности на равноправный педагогический диалог и сотрудничество с детьми. Сформулированы ключевые задачи формирования профессионально-педагогического мировоззрения будущих учителей в процессе изучения общих основ педагогики, таких как осознание будущими учителями глубокого гуманитарного и антропологического характера педагогической науки, формирование у них понимания гуманистических, аксиологических и культурологических тенденций и перспектив развития образования и т. п.
Делается вывод о том, что успешная реализация мировоззренческого потенциала общих основ педагогики требует особого подхода к передаче студентам учебной информации и организации их
учебно-познавательной деятельности, создания специальных условий протекания учебно-воспитательного процесса. Формирование педагогического мировоззрения - это сложный, противоречивый, многосторонний и динамичный процесс, успех которого обеспечивается воздействием на интеллектуальные, эмоциональные, волевые и мотивационные сферы (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) целенаправленной организацией активной познавательной деятельности студентов, повседневным влиянием на их отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: общие основы педагогики, общепедагогическая подготовка будущего учителя, формирование профессионально-педагогического мировоззрения будущего учителя, воспитательный потенциал, многоаспектность современного образования.
Изучение общих основ педагогики занимает особое место в системе общепедагогической подготовки будущего учителя. С одной стороны, оно знаменует собой переход к основному этапу общепедагогической подготовки, вводит студентов в круг базовых педагогических понятий и проблем, закладывает теоретико-методологические основы дальнейшего изучения педагогики, ее ключевых разделов - теории воспитания и теории обучения, а также частных методик обучения. С другой - по степени своей обобщенности, абстрактности изучаемых понятий освоение общих основ педагогики в известной мере приближается к общекультурному, философско-обществоведческому циклу общепрофессиональной подготовки учителя, затрагивая широкий спектр философских, социологических, культурологических и аксиологических проблем. В этом качестве изучение общих основ педагогики способно заложить важнейшие мировоз-зренческо-аксиологические, культурологические основы профессионально-педагогической компетентности и педагогического мастерства студентов, является своеобразным научно-методологическим фундаментом формирования у будущих учителей профессионально-педагогической картины мира.
Несмотря на всю значимость логико-теоретических и методологических аспектов педагогической подготовки учителя, характер его педагогической деятельности и качество ее результатов будут определяться прежде всего его базовыми мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Очень важно, чтобы формирование конкретной педагогической компетентности и педагогического мастерства студентов происходило на фундаменте их прочной гуманистической и гуманитарной ориентации, глубокой внутренней направленности на равноправный педагогический диалог и сотрудничество с детьми. А воспитанию такой позитивной направленности в значительной степени может способствовать воспитательный потенциал, заложенный в учебном материале по общим основам педагогики. Особенно отчетливо он
проявляется в лучших специализированных учебных пособиях [Гребенюк, Рожков], [Краев-ский].
Таким образом, воспитательный потенциал данного учебного материала отличается выраженным мировоззренческим, культурологическим и аксиологическим характером. Прежде всего необходимо отметить богатый мировоззренческий потенциал данного материала, который определяется возможностью глубокого сущностного изучения гуманитарного и антропологического характера современной педагогической науки, ее базовых категорий и ключевых теоретических и методологических проблем, социокультурного и личностно ориентированного характера современного образования.
Особенности мировоззренческого потенциала процесса изучения общих основ педагогики обусловливают круг задач формирования профессионально-педагогического мировоззрения будущих учителей в ходе данного процесса, таких как:
- осознание будущими учителями глубокого гуманитарного и антропологического характера педагогической науки, ее роли в социокультурной трансформации современного общества, в развитии системы образования и в практической деятельности современного учителя;
- осознание будущими учителями глубокого социокультурного и гуманистического характера базовых педагогических категорий, их последовательной направленности на гуманизацию и демократизацию педагогических процессов и явлений;
- осознание будущими учителями глубокой социокультурной сущности образования как общественного явления и как особой формы социальной жизни, его исторического характера и роли в обеспечении устойчивости и стабильности жизни человека и общества, с одной стороны, и в ускорении культурных перемен и преобразований - с другой;
- осознание будущими учителями диалектической сущности образования как особой педагогической системы, целостного педагогического процесса воспитания и обучения, а также резуль-
тата присвоения личностью всех ценностей, рождающихся в процессе образовательной деятельности;
- осознание будущими учителями глубокого гуманистического и гуманитарного характера современного образования, его направленности на максимальное удовлетворение потребностей, запросов и интересов развивающейся личности;
- формирование у будущих учителей понимания гуманистических, аксиологических и культурологических тенденций и перспектив развития образования, направленных на последовательное культурное воспроизводство и развитие личности обучаемого;
- осознание будущими учителями диалектического единства и взаимовлияния педагогической науки и практики как различных способов освоения педагогической деятельности, необходимости органичного сочетания научной и практической педагогической деятельности учителя;
- осознание будущими учителями глубоких методологических, теоретических и мировоз-зренческо-аксиологических связей педагогики с другими науками, прежде всего с философией, социологией, этикой, эстетикой, физиологией и психологией, их значения для формирования целостного профессионально-педагогического мировоззрения учителя;
- осознание будущими учителями глубоко научного, строго закономерного характера педагогической деятельности современного учителя, необходимости серьезной теоретико-методологической подготовки к ней, активного профессионального самообразования;
- формирование у будущих учителей убеждения в необходимости последовательного овладения глубокими и прочными теоретико-педагогическими знаниями, основами методологической культуры для успешного осуществления будущей педагогической деятельности.
В процессе изучения общих основ педагогики будущие учителя имеют возможность осознать особый статус педагогики в системе научных дисциплин благодаря ее выраженному гуманитарному, социокультурному характеру, с одной стороны, и антропологическому, естественно-научному характеру - с другой, а главное, благодаря ее последовательной направленности на защиту интересов подрастающего поколения, развивающейся личности. Важно, чтобы студенты уяснили гуманистическую направленность современной педагогической науки, ее роль в защите потребностей и интересов детей и юношества.
Будущие учителя должны глубоко осознать неразрывные связи образования и культуры, гу-
манистический и демократический характер современного образования, его направленность на решение жизненно важных проблем человека. Важно познакомить их с разными точками зрения на сущность образования, чтобы во взаимостолкновении и взаимопереплетении различных подходов они смогли бы найти свою собственную позицию по данному вопросу.
Немалый воспитательный эффект способно оказать ознакомление будущих учителей с существующей международно-правовой базой развития образования, в частности с конвенцией ООН о правах ребенка, двадцать девятая статья которой определяет направленность современного образования:
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
- воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и цивилизациям, отличным от его собственной;
- подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;
- воспитание уважения к окружающей природе [Воспитать человека, с. 9-10].
Необходимо подчеркнуть, что цели и содержание современного образования постепенно теряют технократический, отчужденный по отношению к человеческой сущности характер и переводятся в личностный план. Происходит их глобальная культурологизация, ориентация на формирование «человека культуры». Целевой основой современного образования становится диалектическое единство общественного и личного с приоритетом задач удовлетворения потребностей личности в саморазвитии.
Соответственно происходят и глобальные изменения в содержании образования, которое в новых социокультурных условиях должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Наряду с традиционными научными знаниями в него должны войти гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-эстетических чувств, определяющих поведение личности. Содержание
современного образования постепенно становится открытым: централизованно задается лишь проект его, единый в общих основных компонентах, в виде стандарта образования, типовой учебной документации, допускающей возможность широкого варьирования учебного материала каждым педагогом.
Особую роль в решении проблемы реформирования образования предстоит решить блоку гуманитарных наук. Они служат философским основанием для становления мировоззрения и определяют умение проникнуть в сущность общественных отношений, экономических и духовных процессов, происходящих в обществе. Гуманитарные дисциплины призваны обеспечить формирование у подрастающего поколения целостной картины мира.
В процессе изучения общих основ педагогики будущие учителя способны осознать многоас-пектность современного образования, связанную с различными плоскостями жизни и деятельности современного человека. Как верно отмечает академик Б. Т. Лихачев, человек в современном мире живет и действует в нескольких жизненно важных для него сферах. Прежде всего, это ноосфера рационального взаимодействия человека с природой, охватывающая производственно-экономическую, экологическую и даже космическую среду его обитания. Узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и природоохранительной деятельности человека, школьник постепенно осознает себя в качестве разумного существа вселенной. Как субъект общественной жизни, он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии с природой, экологического равновесия.
Многообразная сфера общественных (производственных, правовых, нравственных и др.) отношений - социосфера - позволяет подрастающей личности осознать себя в качестве общественного существа, ответственного перед людьми, обществом, своей совестью. А познание сферы своей собственной деятельности, или психосферы (разума, интуиции, эмоций, способностей, бессознательного), дает школьнику возможность осознать свою индивидуальность, личностные особенности, свойства и качества, сущностные силы, таланты и способности, создает благоприятные условия для самореализации, саморегуляции, достижения внутренней гармонии.
Таким образом, осмысление подрастающим поколением основ трех областей знания - ноосферы, социосферы и психосферы, по мнению ученого, дает возможность гармонизировать его отношения с окружающим миром, с обществом и
с самим собой. Такое осмысление должно быть заложено в научном и культурном содержании современного образования, дающего каждому ребенку возможность понимания мира, общества и себя, основ духовных ценностей в обществе, а также выбора и освоения любой профессии, поступления в любой вуз, выбора мировоззрения, оценки совершающихся событий, усвоения права, морали; гарантирующего всем и каждому развитие его личности и индивидуальности. Вместе с тем тенденция гуманизации современного образования требует последовательной дифференциации решения задач формирования личности ребенка как целостного и гармоничного человеческого существа в единстве его внутренней духовности и внешнего воплощения [Лихачев, с.439-442].
Важным аспектом гуманизации образования, содержащим в себе значительный культурно-воспитательный потенциал, является гуманитаризация образования, связанная с формированием у человека особой собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем [Запесоц-кий, с.26]. Соответственно, гуманитаризация образования направлена на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, способствующих формированию личностной зрелости обучаемых.
Необходимо подчеркнуть также последовательную преемственность культурно-образовательных традиций, способствующую непрерывному воспроизводству лучших достижений человеческой деятельности, науки и культуры, а с другой стороны - роль образования как мощного катализатора культурных преобразований в жизни общества и каждого отдельного человека. Студенты имеют возможность осознать роль образования в постепенном самопроявлении духовного начала, в развитии духовного потенциала каждого человека для осуществления процессов созидания и творчества. Они начинают понимать необходимость использования для ускорения этого процесса адекватных педагогических средств - создания особых педагогических условий, подбора специальных методов и технологий, обеспечивающих личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности.
Важно, чтобы будущие учителя пришли к серьезному мировоззренческому выводу о том, что в основе современного образования должно лежать культурное самоопределение человека, необходимым условием которого является реализация человеком своего выбора в кросскультур-ном мировом пространстве. Процессы обучения
и воспитания соответственно становятся важными аспектами культурной жизни каждого народа. В едином образовательном процессе происходит становление внутренне формируемого индивидуального образовательного пространства каждого отдельного человека на основе приобщения к мультикультурной среде в единстве с субкультурными особенностями государственных, национальных, социальных и профессиональных групп и сообществ [Ситаров, с. 26].
Успешная реализация мировоззренческого потенциала общих основ педагогики требует особой организации передачи студентам учебной информации и организации их учебно-познавательной деятельности, создания специальных условий протекания учебно-воспитательного процесса. Формирование педагогического мировоззрения - это сложный, противоречивый, многосторонний и динамичный процесс, успех которого обеспечивается воздействием на интеллектуальные, эмоциональные, волевые и мотивацион-ные сферы (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) целенаправленной организацией активной познавательной деятельности студентов, повседневным влиянием на их отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности.
Значительная роль в данном процессе принадлежит личности преподавателя педагогики, его духовному богатству, нравственной целостности, внутренней убежденности в истинности преподносимых им педагогических идей и ценностей. Он должен обладать широким педагогическим и общенаучным кругозором, высокой методологической и педагогической культурой, показывать личный пример, соответствие слова и дела, умело направлять учебную деятельность студентов, руководить их самообразованием и самовоспитанием.
Ярмакеев Искандер Энгелевич,
доктор педагогических наук, профессор,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. ermakeev@mail.ru
Список литературы
Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. -М.: Вентана-Граф, 2003. - 384с.
Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 163с.
Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 455с
Краевский В. В. Общие основы педагогики // Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2002. С.5-116.
Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. М.: Юрайт-М, 2001. 607с.
Ситаров В. А. Дидактика / Под ред. В. А. Сласте-нина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 368с.
References
Vospitat' cheloveka: Sbornik normativno-pravovykh, nauchno-metodicheskikh, organizatsionno-prakticheskikh materialov po problemam vospitaniia (2003) [Educating a Person: A Collection of Normative-Legal, Scientific-Methodological, and Organizational-Practical Materials on the Problems of Education]. Pod red. V. A. Berezinoi, O. I. Volzhinoi, I. A. Zimnei. 384 p. Moscow, Ventana-Graf. (In Russian)
Grebeniuk, O. S., Rozhkov, M. I. (2003). Obshchie osnovy pedagogiki [Pedagogical Foundations]. 163 p. Moscow, Izd-vo VLADOS-PRESS. (In Russian)
Zapesotskii, A. S. (2002). Obrazovanie: filosofiia, kul'turologiia, politika [Education: Philosophy, Cultural Studies, Politics]. 455 p. Moscow, Nauka. (In Russian)
Kraevskii, V. V. (2002). Obshchie osnovy pedagogiki [Pedagogical Foundations]. Pedagogika / Pod red. P. I. Pidkasistogo. Pp. 5-116. Moscow, Ped. o-vo Rossii. (In Russian)
Likhachev, B. T. (2001). Pedagogika: Kurs lektsii [Pedagogy: A Course of Lectures]. 4-e izd. 607 p. Moscow, Iurait-M. (In Russian)
Sitarov, V. A. (2002). Didaktika [Didactics]. Pod red. V. A. Slastenina. 368 p. Moscow, Izd. tsentr "Akademi-ia". (In Russian)
The article was submitted on 14.12.2017 Поступила в редакцию 14.12.2017
Yarmakeev Iskander Engelevich,
Doctor of Pedagogy, Professor,
Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. ermakeev@mail.ru