АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 1 (23) 2013. с 97-101
УДК 371.134
ГЛОБАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ
Лариса Алексеевна Корнилова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет”
b gl ari sa@yandex. ru
экологическое мировоззрение; устойчивое развитие; глобальное экологическое мировоззрение; признаки глобального экологического мировоззрения; критерии готовности учителя; образовательные ситуации.
Вследствие возникшего глобального экологического кризиса остро стоит проблема подготовки будущих учителей к воспитанию у старшеклассников глобального экологического мировоззрения. Предложенные идеи, признаки глобального экологического мировоззрения и критерии готовности будущего учителя к формированию такого мировоззрения у старшеклассников, позволили разработать модели образовательных ситуаций по формированию данного качества у учеников старших классов. Принятие будущим учителем ценностей и идей глобального экологического мировоззрения, умение их включать в содержание обучения предмету, а также умение моделирования таких образовательных ситуаций, рассматривается как часть личностного аспекта в системе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.
THE GLOBAL ENVIRONMENTAL OUTLOOK AS THE PERSONAL ASPEKT OF ECOLOGICAL AND PEDAGOGIKAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS
Larisa Alekseevna Kornilova Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Volgograd state social-pedagogical University”
b gl ari sa@yandex. ru
ecological outlook, sustainable development, globalenvironmentaloutlook, signsofglobalenvironmentaloutlook, criteriaofteacher ’sreadiness, educationalsituations
Due to the current global environmental crisis is acute problem of preparing of future teachers to the education of the global environmental outlook of high school students. The ideas, the signs of the global environmental outlook and criteria of readiness of future teachers for the forming of this high school students’ outlook helped to develop a model of educational situations to establish the quality of the students of the high school. Adoption of future teacher of values and
ideas of global environmental outlook, the ability of including them in the content of teaching the subject, and the ability of modeling of these educational situations, is considered as a part of the personality aspect in the system of training of students ofpedagogical high school.
В условиях глобального экологического кризиса, возникшего вследствие бесконтрольного вмешательства человека в природу, низкого уровня экологической культуры, кризиса духовных ценностей и смыслов, остро стоит проблема подготовки будущих учителей к воспитанию у учащихся действенного мировоззрения, в котором было бы представлено понимание формирующимся человеком его места, роли в прогнозировании, в посильном участии в решении экологических проблем, а также понимание значения этих действий для него самого.
Как отмечал Моисеев Н.Н. необходимо «начать серьезно разрабатывать новую структуру общественных отношений в едином планетарном сообществе и менять структуру общественных ценностей». [1] Понимание и переживание своей сопричастности к глобальным проблемам, в том числе и экологическим, понимание необходимости их решения и роли собственной активности в этом процессе является одним из признаков мировоззрения, которое ряд исследователей называют экологическим (Алексеев В.П., Архангельская Р.В., Гагарин А.В., Глазачев С.Н., Марфенин Н.Н., Моисеев Н.Н., Ниязова А.А., Полещук П.В., Родзевич Н.Н., Чумаков А.Н. и другие). Обобщая исследования можно дать определение понятия «экологическое мировоззрение». «Экологическое мировоззрение» - это система представлений о взаимоотношениях в мире, способствующая самосознанию, развитию мышления, отражающаяся в отношении к природе, обществу, людям. Несмотря на многочисленные научные работы понятие «экологическое мировоззрение» недостаточно часто используется в научной литературе, хотя в ряде работ раскрываются его содержательные аспекты. Это связано с тем, что экологическое мировоззрение в настоящее время находится в стадии становления, поэтому понятийная основа экологического мировоззрения не устоялась. Как отмечает Марфенин Н.Н. «современное экологическое мировоззрение представляет собой следующий шаг развития гуманистической этики. Теперь уже речь идет не только о взаимном уважении между современниками, но и заботе о благополучии будущих поколений, о сохранении биосферы - «общего дома», в котором мы живем все вместе со множеством других населяющих ее видов живых существ. Это мировоззрение призвано обеспечить устойчивое развитие человечества, т.е. сохранение в течение неограниченно долгого времени стабильной и благоприятной для жизни людей окружающей среды» [2]. В настоящее время экологические проблемы приобретают глобальный масштаб, также и мировоззрение человека становится глобальным (Алексеев В.П., Чумаков А.Н. и др.). Высказывание Марфенина Н.Н. справедливо можно считать тому подтверждением. Проанализировав накопленный пласт знаний в области развития и становления учения об экологическом мировоззрении, мы полагаем, что в основу глобального экологического мировоззрения личности могут лечь следующие идеи: космизма, коэволюции и нравственной ответственности человека за судьбу «космосогенеза».
Нами была предпринята попытка выделить основные признаки глобального экологического мировоззрения и разделить их на группы.
1-я группа - ценностно-смысловая, включающая совокупность мотивов, смыслов, переживаний, в которых представлено понимание ценностей и главной из них -определение смысла жизни в контексте своей принадлежности к мировым процессам. Человек «черпает» свой смысл жизни из пространства ценностей - коллективного смыслового поля, в соответствии с которым определяется совокупность его жизненных целей. Именно наличие целей придает действиям человека осмысленность [3]. Определив смысл жизни в контексте своей принадлежности к мировым процессам, личность ориентируется на систему гуманистических ценностей - совокупность норм, установок, идеалов гармоничного бытия человека в природе и обществе. К гуманистической системе
ценностей нами отнесены: 1) жизнь во всех ее проявлениях; 2) человек и его жизнь как высшая ценность; 3) природа; 4) культурное наследие, обычаи и традиции; 5) деятельность, связанная с рациональным природопользованием; 6) экологическая ответственность; 7) нравственная ответственность; 8) устойчивое развитие природы и общества.
2-я группа - мировоззренческие знания, обеспечивающие ориентировку в мире. Понятие ориентировки широко используется в психологии (Гальперин П.Я., Талызина
Н.Ф.). В основе ориентировки в мире лежит образ современного мира, который чаще всего представляется «опутанным» сетью автомобильного, железнодорожного, водного, авиатранспорта, Интернет, телевидение, радио, телеграф, космических телекоммуникаций и т.п. Это сеть глобальна. Она будто «сжимает» мир, дает возможность легко представить и увидеть, (через Интернет, телевидение, фото), любую часть нашей планеты, ориентироваться в происходящих событиях, и даже быть невольным их свидетелем или участником. Важным элементом такого образа мира является отношение человека к событиям, происходящим в нем, ориентация на сохранение благополучия мира, понимание того, что это зависит от каждого человека, живущего на Земле [4,5].
3-я группа - характеристики умений, компетентностей, поведения с позиции оценки мировых экологических ситуаций, их последствий. Личность, обладающая глобальным мировоззрением, способна дать собственную оценку событиям и их последствиям, происходящим на локальном уровне, а также дать оценку последствий для всей планеты, для окружающей среды и для каждого жителя Земли. К этой группе относится и владение научными основами прогноза глобальных экологических проблем и их влияния на дальнейшую жизнь человечества. Умение давать оценку глобальным экологическим проблемам позволяет личности осознать, идентифицировать и самостоятельно осуществлять типизацию возникших новых экологических проблем в различных регионах планеты на основе схожих географических условий. На основе полученной типизации можно спрогнозировать появление новых глобальных экологических проблем и дать оценку наносимого ими вреда для окружающей среды и человечества.
4-я группа - рефлексивные качества личности в аспекте осознания своих поступков, поведения по отношению к окружающей среде, природе; в осознании ценности жизни. Осознание ценности жизни, своих поступков, поведения по отношению к окружающей среде, природе, понимание взаимообусловленности природных явлений, умение прогнозировать и давать оценку возможным последствиям антропогенного воздействия на природу. Человек осознает, что последствия экологических кризисов, в большинстве случаев, необратимы, и если возможно восстановление природных объектов, то на это могут уйти десятилетия, а может и сотни лет. И, как следствие, личность анализирует свои действия, поступки и поведение по отношению к окружающему его миру на локальном уровне. Осознание, что жизнь и здоровье, а также жизни и здоровье окружающих людей, окружающей природы зависят от него самого, в следствии чего, ему присуще устойчивое чувство нравственной ответственности не только за свою жизнь, но и за отдаленные последствия своих поступков. Данный признак глобального мировоззрения личности проявляется, прежде всего, в том, что такого рода ответственность порождает особый тип поведения личности в социоприродной среде, когда она прогнозирует последствия своих поступков для этой среды. Со-бытие с природой, своеобразный диалог с миром востребован сегодня на всех этапах нравственного самоопределения личности. Критерием нравственности становится осознание своего соучастия в глобальных проблемах и реальные попытки оказать влияние на их разрешение. [6]
Проведенный анализ философской, психологической и педагогической литературы по данной проблеме, дает нам возможность определить понятие «глобальное экологическое мировоззрение» следующим образом: «глобальное экологическое
мировоззрение» - это личностное образование, представляющее собой систему взглядов,
убеждений и ценностей, основанных на экологических представлениях и знаниях, позволяющее личности ориентироваться в мире; основанное на чувстве нравственной ответственности за со-бытие с природой, определяющие ее поведение в окружающем мире.
Реальная угроза самоуничтожения природной среды побуждает человечество к поиску новых путей развития, позволяющих избежать глобальной экологической катастрофы. Изменение отношения к природе с позиции сохранения ее функций и разнообразия привело к разработке новой модели общественного развития, названной устойчивым развитием. Как отмечает Панов В.И., один из основных результатов реализации концепции образования для устойчивого развития заключается в осознании ведущей роли сознания людей в решении и самое главное в предотвращении экологических проблем.
Подготовка будущего учителя к формированию у учащихся глобального экологического мировоззрения выступает как целостный педагогический процесс. Экологическая компетентность, сформированная у студентов на основе ведущей учебной деятельности позволяет осуществить основные принципы экологического образования: переход от абстрактных экологических проблем к реальным; от проблем личной экологической безопасности к экологическим проблемам окружающей среды, от локальных экологических проблем к глобальным. Экологическая компетентность -явление сложное и многофакторное. Его изучению посвящены исследования С.В. Алексеева, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.В. Хуторского, О.Д. Арефьевой, Г.Б. Барышниковой, С.В. Владимирской, Ф.С. Гайнулловой, С.Н. Глазачева, И.В. Петрухиной, О.Н. Пономаревой, Л.Е. Пискуновой, Н.В. Ромейко, Е.А. Шульпиной, Ю.Н. Назаровой и др. Обобщая различные подходы к пониманию «экологической компетентности» можно отметить, что она подразумевает под собой совокупность «знаниевого» компонента в данной области; умений видеть и решать экологические проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, а также ставить цель и планировать экоцентрическую деятельность; осуществлять сбор и анализ необходимой информации; способность применять эти знания и умения в конкретной области.
В качестве основных критериев готовности учителя к формированию глобального мировоззрения старшеклассников в образовательном процессе выступают:
1. Принятие ценностей глобального мировоззрения - убеждение в возможности гармонических отношений человека с природой, в способности людей договориться и поддерживать баланс интересов, в приоритете планетарных интересов над любыми частными.
2. Направленность на воспитание у учащихся осознания ими своей сопричастности к глобальным экологическим проблемам и возможности прогнозирования и участия в их решении (на своем уровне).
3. Нахождение возможностей включения идей глобального мировоззрения (идеи космизма: о месте человека в природе и его взаимоотношении с Космосом, о рациональном и нравственном началах человека, что они взаимны, и человечество едино как планетарная общность людей; идея коэволюции - совместное развитие природы и общества; идея нравственной ответственности - особый тип поведения человека в социоприродной среде, когда он прогнозирует последствия своих поступков для этой среды) в содержание обучения предмету.
4. Умение создавать в процессе обучения ситуации освоения категорий и норм глобального мировоззрения посредством диалога, обсуждения практических ситуаций, мини-исследований, творческих эссе, рефлексии своего поведения в окружающей среде.
5. Умение включать учащихся в социокультурные и экологические проекты, связанные с гармонизацией отношений человека с природой.
Выявленные критерии стали основанием для моделирования образовательных ситуаций, последовательное решение которых, в свою очередь, представляет технологию
формирования исследуемого качества. Первая из таких ситуаций предполагала моделирование ситуации создания условий для понимания учащимися значимости решения глобальных экологических проблем для окружающих людей и для их собственного благополучия. При создании данной ситуации учителю необходимо самому принять и усвоить ее основную идею, ведь именно учитель будет объяснять учащимся значение решения глобальных экологических проблем для окружающих людей и для их собственного благополучия. Важным моментом является демонстрация учителем перед учащимся своего личного отношения к глобальным экологическим проблемам и к их последствиям. Учитель должен внушить учащимся тревогу за последствия таких проблем. Основными приемами при актуализации данной ситуации являются включение в ее содержание: материала, который несет в себе яркую эмоциональную информацию; проблемных вопросов; использование мультимедийной информации из Интернет; высказываний компетентных экспертов в природоохранной области; привлечение и поддержание контактов с различными информационными сообществами (клубы, интернет-сообщества, организации по охране и защите природы); использование художественной литературы, художественных и документальных фильмов и т.п.).
Следующая ситуация - побуждение учащихся к принятию решения о экологосообразном поступке и прогнозированию его последствий. Поступок - это самопреодоление, преодоление господствующих в обществе стереотипов. Суть экологосообразного поступка заключается в том, что человек находясь перед выбором, всегда знает результат своего поступка в отличие от поступка в его общем понимании (Аристотель, Кант И., Бахтин М.М.). В отличие от псевдопоступка, для совершения поступка человек ориентируется на свои моральные принципы и он не нуждается во внешнем контроле и оценке своих действий. Основными приемами создания данной ситуации являются: постановка учащихся перед выбором; актуализация нравственных коллизий; побуждение к действию при отсутствии внешнего контроля - учащийся должен сам принять решение.
И наконец, ситуация стимулирования опыта участия в решении глобальных экологических проблем. Суть моделирования данной ситуации заключается в вовлечении учащихся в различные проекты по решению экологических проблем на локальном уровне.
Принятие будущим учителем ценностей и идей глобального экологического мировоззрения, умение их включать в содержание обучения предмету, а также умение моделирования таких образовательных ситуаций, рассматривается нами как часть личностного аспекта системы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, как целостный педагогический процесс, который осуществляется в рамках системы профессионально-педагогической подготовки, направленный на становление и развитие мировоззренческой позиции и формирование готовности будущего учителя к профессионально-педагогической работе по формированию глобального экологического мировоззрения у старшеклассников.
Литература
1. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. // Н.Н. Моисеев, Экология и жизнь (2-3, 1997)).
2. Марфенин Н.Н. Экология и гуманизм (меняющиеся правила жизни). "Россия в окружающем мире". // Аналитический ежегодник. 2000
3. Рюмшина Л.И. Смысл жизни как онтологическая проблема. (Электронный ресурс: http://hpsy.ru/public/x2719.htm.).
4. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. С. 77-80.
5. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2009. 432 с.
6. Сериков В.В. Общая педагогика: Избранные лекции. - Волгоград: Перемена, 2004. -278 с.