2. Формирование мониторинговых и маркетинговых служб для оценки деятельности организаций и вузов по выявлению тенденций развития, обновления содержания, совершенствования форм, методов и организации деятельности интегрированной системы многоуровневой подготовки специалистов в области информационного противоборства.
3. Подготовку педагогических кадров для новой образовательной системы.
Концепция подготовки специалистов в области ИП выступает как органичная
часть целостного содержания многоуровневой профессиональной подготовки и несет функцию теоретического фундамента, дающего ориентир в дальнейшей познавательной и профессиональной деятельности специалистов. Она позволяет: использовать содержание каждой учебной дисциплины как методологического средства в учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста; обеспечивать возможность реализации педагогической интеграции содержания всех учебных дисциплин, участвующих в формировании специалиста в области ИП; создавать условия для построения органически целостной системы профессиональной подготовки специалистов в области информационного противоборства в вузе, нацеленной на конечные результаты обучения.
Подготовка специалистов в области информационного противоборства - процесс длительный и трудоемкий. По сути дела речь идет о подготовке профессионала, способного в любой ситуации обеспечить сохранность и безопасность информационных ресурсов. Предложенные модель и концепция подготовки специалистов - первые шаги по созданию соответствующих организационных и педагогических условий подготовки специалистов в области информационного противоборства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заборский, В.В. О некоторых проблемах военного образования I В.В. Забор-ский, О.А. Миленный II Военная мысль. - 2005. - № 2. - С. 32-35.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО МЕДИЦИНСКОГО И ВЕТЕРИНАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный медицинский университет (СГМУ),
Ольга Васильевна Панина, старший преподаватель,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ)
Аннотация
В статье представлены сведения о разработке и внедрении педагогической технологии по воспитанию физической культуры у специалиста в условиях многоуровневого медицинского образования.
Ключевые слова: педагогическая технология, физическая культура, медицинское и ветеринарное образование
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF SPECIALISTS’ PHYSICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE MULTILEVEL MEDICAL AND VETERINARY
EDUCATION
Vladimir Ivanovich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Saratov state medical university,
Olga Vasilevna Panina, the senior teacher,
The Saratov state agrarian university it. N.I.Vavilov
Abstract
In this article the data of the development and introduction of pedagogical technology of spe-
cialist's physical education in the conditions of medical and veterinary education are demonstrated pointed out.
Keywords: pedagogical technology, physical education, medical and veterinary educations
ВВЕДЕНИЕ
Экономические реформы, интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации общественной жизни требуют от высшей школы активного поиска путей реформирования сложившейся в России системы образования. На основании Решения Коллегии Минобрнауки РФ от 01.02.2007 г. «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапного перехода на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований ранка труда и международных тенденций развития высшего образования» совершенствование системы профессионального образования требует разработки новой концепции роли кафедры физического воспитания в структуре образовательного процесса вуза. Реальное воплощение данной концепции в учебно-воспитательном процессе связано с разработкой современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый уровень профессиональной психофизической готовности специалистов, выпускаемых различными вузами. Технологический подход к профессиональноприкладной физической подготовке выпускников вуза должен обеспечивать формирование в процессе обучения необходимых психофизических качеств будущих специалистов, прикладных знаний, умений и навыков, которые реально помогут им адаптироваться к производственным условиям [1, 2, 7, 8].
В образовательных стандартах по отдельным категориям следует с особой тщательностью применить принципы международного союза транснационального образования (GATE) и положение «Кодекса лучшей практики в предоставлении транснационального образования» [6].
Многие ученые считают, что врач не вправе считать себя хорошо подготовленным, не обладая знаниями, умениями и навыками в области физической культуры [3,
4, 5].
Поэтому, на наш взгляд, современная система медицинского и ветеринарного образования требует разработки новой, более совершенной педагогической технологии воспитания физической культуры врача. Сегодня фактор конкурентоспособности на рынке труда требует от специалиста наличия высокого уровня здоровья, знаний, умений и навыков. В условиях адаптации на этапах многоуровневой подготовки спе-циалиста-врача именно профилированная физическая культура (ПФК) может служить надежной опорой в плодотворной профессиональной деятельности.
Актуальность исследования и проблема разработки модели педагогической технологии по воспитанию физической культуры личности в условиях многоуровневого образования специалиста-врача состоит в том, что отсутствуют два важных звена по воспитанию физической культуры личности будущего врача на старших, выпускных курсах вуза и на этапе последипломной подготовки.
МЕТОДИКА
В основе технологического подхода и методики воспитания ПФК личности лежит идея разработки и внедрения профилированных учебных модулей, а также учета результатов мониторинга индивидуальных физиологических, мотивационных, профессиональных и других характеристик у специалиста в условиях многоуровневого медицинского образования, а также возможности математического моделирования успешности обучения. Модель технологии воспитания профилированной физической культуры у специалиста в условиях многоуровневого образования специалиста-врача была разработана на кафедре физического воспитания СГМУ и на кафедре физической культуры СГАУ на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В образовательной системе вуза учебный модуль
определялся как основная организационно-содержательная единица (комплекс учебных занятий), охватывающая учебный материал, имеющая относительно самостоятельное значение в разделе курса “Физическая культура”. Технология процесса воспитания ПФК включала в себя систему модулей: входной (стартовый) который проводился с целью проверки исходных данных по психофизической подготовленности студента, его соответствия требованиям базисной программы; рубежный (промежуточный), который проводился с целью оценки уровня прикладной физической подготовки, умений и навыков студента; выходной — результат аттестации на окончательном этапе изучения и совершенствования дисциплины.
Цель - обеспечение качества физической культуры и психофизической подготовленности выпускаемого специалиста в условиях многоуровневого образования. Задачи:
1) на этапе довузовского обучения - целенаправленная профориентационная работа, оценки «хорошо» и «отлично» по физической подготовленности;
2) обучение в вузе - устойчивые профессиональные мотивы и интересы, формирование оптимальной двигательной активности, оценки по прикладной физической подготовленности: «хорошо» и «отлично»;
3) последипломная подготовка - высокий уровень готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности, оценки по психофизической подготовленности: «хорошо» и «отлично».
Авторская модель воспитания профилированной физической культуры содержит специальные разделы ПФК для лицеистов, собирающихся поступать на тот или иной факультет в вуз, для студентов по профилю обучения в вузе, а также для интернов, ординаторов, аспирантов и слушателей факультета повышения квалификации на этапе последипломной подготовки (учебный годовой модуль). Этапы технологии по воспитанию ПФК: 2-4 года - довузовское обучение (медико-биологические классы, лицей), 5-6 лет - обучение в вузе (в зависимости от факультета), 1-3 года - послевузовское обучение (интернатура, ординатура, аспирантура). Главной отличительной особенностью предлагаемой технологии является фактор усиления дополнительной образовательной и воспитательной направленности на всех этапах многоуровневой системы подготовки специалиста. Были разработаны и внедрены в педагогический процесс воспитания ПФК тесты, комплексы прикладных физических упражнений, а также учебно-методические пособия «Моторная память и двигательная деятельность человека», «Компьютер и глаза. Корригирующая гимнастика для глаз», «Профилированная физическая культура специалиста с использованием технических средств обучения и тренажеров».
В интересах исследования формирования направленности на профессиональное обучение рассматривались мотивы выбора профессии. Результаты первого опроса (начальный период подготовки, медицинский лицей) показали, что выбор респондентами будущей профессии врача по мотиву «желание помочь людям» был доминирующим -64,3% ответов. Значительная часть опрошенных решила стать врачом под влиянием родственников или друзей - 59,1%, из-за престижности профессии - 13,7%, по материальным соображениям -16,7%. Второй опрос через год и третий - через два года после начала обучения в вузе выявили некоторые изменения в ответах по отдельным мотивам. При первом анкетировании подавляющему числу (87,3%) нравилась их профессия. В процессе наблюдения у части респондентов возникло антипатичное или апатичное отношение к своей будущей специальности - 4,7% ответов в начале наблюдения, 11,9% - через год, 14,4% через два года после поступления в медицинский университет.
Полученные данные в группе педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что рассматриваемые характеристики функционального состояния сердечнососудистой системы организма улучшились уже к концу 5-го курса на 17,2% (различия статистически достоверны, Р<0,01). К концу 6-го курса показатели корректурной про-
бы, по сравнению с данными его начала, выросли на 3,8% (Р>0,05), а, по сравнению с исходными (начало обучение в вузе) - на 17,9% (Р<0,01).
В группе сравнения на этапе последипломного и дополнительного образования у респондентов выявлено статистически значимое снижение уровня когнитивных психических функций (на 6%, по сравнению с концом 6-го курса, Р<0,05) , а в конце -дальнейшее ухудшение данных теста (на 7,5%, по сравнению с предыдущим обследованием, Р<0,05).
При определении математической модели прогнозирования успешности обучения использовался метод многофакторного анализа с построением уравнений множественных регрессий, включающих в себя информативные показатели.
Количественная характеристика информативности показателей определялась путем вычисления коэффициентов парной корреляции с внешним критерием. При этом корреляционный анализ проводился по двум направлениям: в первом случае в качестве внешнего критерия выступала успеваемость (средняя оценка за все сданные в течение первого года обучения экзамены); во втором - данные проведенного ранжирования студентов. Ранжирование проводилось в конце обучения, по шкале оценок: пять баллов - отлично зарекомендовал себя в период обучения, легко усваивал требования, быстро привыкал к особенностям обучения в вузе, новому коллективу, один из лучших студентов курса; четыре балла - неплохо зарекомендовал себя в период обучения, без особых затруднений усваивал требования и привыкал к новым условиям обучения, новому коллективу, ничем не выделялся среди студентов курса; три балла - удовлетворительно зарекомендовал себя, отставал в усвоении программы обучения, испытывал определенные трудности при выполнении требований, привыкании к новым условиям обучения в университете, новому коллективу, находился под контролем профессорско-преподавательского состава.
Всего было подвергнуто анализу 36 показателей. Часть из них не обнаружила статистически значимой связи с показателями успешности начального периода профессионального обучения в университете.
Практическая работа по прогнозированию заключается в следующем. После определения набора показателей, по которым проводится изучение состояния респондентов, характеристики обследуемых, выраженные в соответствующих размерностях, подставляются в выбранное для прогнозирования уравнение.
Составление уравнения прогнозирования успешности адаптации к обучению в медицинском университете базировалось на основании учета наиболее полного набора профилированных параметров.
Y = 3,325хX1 + 0,144хX2 + 0,004хX3 + 0,090хX,, -0,003хX5 -0,025хX,; +
+ 0,009хX7 -0,006хX8 -0,014хX9 + 0,001хX10 + 0,003хX11 -0,018хX12 -
-0,007х X13 -0,044хX,.;
XlX2,...Xn - параметры, полученные при изучении состояния респондентов. При решении уравнения У принимает значения от 3 до 5. При этом оценка "3" означает низкую прогнозируемую успешность профессионального обучения в вузе, а оценка "5" -высокую.
По такому же принципу составляются уравнения для каждой категории будущих врачей (в зависимости от половой принадлежности и внешнего критерия, с учетом градации У).
ВЫВОДЫ
1. Авторская модель воспитания ПФК обеспечила четкую преемственность и профессиональную направленность многолетнего (8-10 лет) педагогического процесса обучения врача, она соединила в единое целое учебный процесс воспитания физической культуры в многоуровневой структуре медицинского и ветеринарного образования.
2. Педагогическая технология воспитания ПФК решает и психологические задачи, создается положительная мотивация в формировании личности врача, активизируется способность организма к настойчивой и продолжительной учебной деятельности, к достижению поставленной цели. На протяжении трёх лет по итогам вступительных экзаменов 207 лицеистов (95%) выпускников медицинского лицея, занимающихся по профильным модулям, стали студентами СГМУ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В.И. Болонский процесс : проблемы, опыт, решения / В.И. Бай-денко. - Изд. 2-е испр. и доп. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 111 с.
2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В.И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.
3. Дубровский, В.И. Главные факторы здоровья : валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М. : RETORIKA-A : Флинта, 1999. - 160 с.
4. Евсеев, И.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов : физическая культура : курс лекций / И.И. Евсеев ; РГЭА. - Ростов-на-Дону : [б.и], 1996. - 85 с.
5. Кабаргин, Б.А. Производственная физическая культура : методика самостоятельного освоения / Б.А. Кабаргин, Е.В. Харламов // Физическая культура, спорт, туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов : сб. науч. тр. / РГЭА. - Ростов-на-Дону, 1999. - С. 31-33.
6. GATS : Principles and Certification Process. - Englewood, Colorado : Globas Alliance for Transnational Education, 2001. - 220 р.
7. Graduate Attributes and Professional Competencies // Working Paper for IEM. -2005. - Ver 1-3 May 2005. - Р. 55-57.
8. The Accreditation of Higher Education Programmes. UK Standard for Professional Engineering Competence. May 2004.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Владимир Анатольевич Пегов, доцент,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
Анкетный опрос студентов физкультурного вуза был направлен на выявление особенностей взаимосвязи между способностью к самостоятельному мышлению у молодых людей, их представлениями о вредных привычках и «судьбой зависимого человека». Анализ результатов выявил явную противоречивость взаимосвязей между представлениями о вредных привычках и стремлением к самостоятельному мышлению.
Ключевые слова: вредные привычки, наркомания, студент, физкультурный вуз, самостоятельное мышление.
INDEPENDENT THINKING AND CONTRADICTORINESS OF CONCEPTIONS ABOUT HARMFUL HABITS WHICH THE STUDENTS OF PHYSICAL TRAINING
INSTITUTE HAVE Vladimir Anatolevich Pegov, the senior lecturer,
Smolensk state academy of physical training, sports and tourism
Abstract
Students’ opinion poll in the physical training institute was aimed at revelation of peculiarity of