кин, В.П. Подвойский. - М. : [б.и.], 1998. - 298 с.
4. Никитин, В. А. Социальная работа : проблемы теории и подготовки специалистов : учеб. пособие / В.А. Никитин. - М. : Изд-во Московского психологосоциального ин-та, 2002. - 236 с.
ПРОФИЛИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО И ВЕТЕРИНАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Владимир Иванович Павлов, кандидат педагогических наук, профессор АВН, Саратовский государственный медицинский университет (СГМУ),
Ольга Васильевна Панина, старший преподаватель,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ)
Аннотация
В статье приведены результаты исследования по разработке и внедрению в практику медицинского и ветеринарного образования, экспериментальных учебных модулей профилированной физической культуры врача-специалиста.
Ключевые слова: учебный модуль, физическая культура, медицинское и ветеринарное образование.
SPECIAL EDUCATIONAL PHYSICAL MODULES IN THE CONDITIONS OF MEDICAL AND VETERINARY EDUCATION Vladimir Ivanovich Pavlov, the candidate of pedagogical sciences, professor AMS,
The Saratov state medical university,
Olga Vasilevna Panina, the senior teacher,
The Saratov state agrarian university it. N.I.Vavilov
Abstract
In this article the results of investigation in the development and instillation introduction of medical and veterinary educational practice experimental educational modules of physician's special Physical Education are shown demonstrated.
Keywords: the educational module, physical training, medical and veterinary education.
ВВЕДЕНИЕ
Новые федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечить дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом выбора рынка труда. Рынки труда, работодатели, общественное мнение, академические сообщества побуждают к разработке новых образовательных программ. Будущий специалист должен быть компетентен не только в области своей профессии, но и обладать динамичной совокупностью знаний, умений, навыков, способностей, ценностей и высоким уровнем физической культуры необходимыми для эффективной профессиональной и социальной деятельности [2,3]. Физическое воспитание в вузах является неотъемлемой частью образования. От качества организации и проведения занятий со студентами зависит уровень их физической подготовленности и здоровья, а также отношение к физической культуре по окончанию высших учебных заведений. Анализ реального состояния дел в физическом воспитании студентов даёт основание полагать, что эффективность этого процесса далека от желаемой [7]. Разработка современной образовательной программы для различных профессий должна учитывать системный организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению подготовки специалиста [9]. По мнению Бальсевича В.К. и Кряжева В.Д., сегодня психосоматическое здоровье влияет на успешность учебной и трудовой деятельности, на отношение в семье и коллективе, на стабильности настроения и жизнеспособности личности [1,6]. Анализ многочисленных литературных данных и собственный многолетний опыт педагогиче-
ской деятельности свидетельствуют о том, что в системе профессионального образования (подготовка медицинских и ветеринарных кадров) остается ряд неразрешенных вопросов и проблем. Так, наряду со многими позитивными моментами «Примерная учебная программа для высших учебных заведений по физической культуре» имеет, к сожалению, и слабые стороны. Структура и содержание этой программы практически не учитывают возможность использования в полном объеме средств и методов физической культуры и спорта среди студентов старших, выпускников вуза и слушателей факультета повышения квалификации врачей (ФПК и ППС). Сегодня система медицинского обучения предполагает наличие плановых теоретических и практических занятий по физической культуре с будущими врачами только на этапах довузовской (медицинский лицей, колледж) и вузовской подготовки (1-2 курс). На 3 - 4 курсах -факультатив (свободное посещение, занимаются 18-20% от общего количества студентов). На старших курсах (5-6) и этапе последипломного образования врача - специалиста (интернатура, ординатура, аспирантура) занимаются самостоятельно физическими упражнениями 4-6 %. У слушателей ФПК и ППС процесс воспитания физической культуры полностью отсутствует. Такое состояние в системе физического воспитания не позволяет в полном объеме использовать педагогические меры для достижения должного уровня физической культуры и объективной психофизической готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения для каждой специальности требует разработки профилированных модулей обучения. Модуль должен предполагать отличие содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющий как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер [8].
МЕТОДИКА
Исследования включали в себя: анкетирование; обзор литературы; изучение режима труда и отдыха лицеистов, студентов, интернов, ординаторов, аспирантов, слушателей ФПК и ППС, врачей; хронометраж и педагогический эксперимент. На кафедрах физического воспитания СГМУ и физической культуры СГАУ были разработаны профилированные учебные модули. Исследования проводились в течение трех лет на базе Саратовского государственного медицинского университета и Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В исследованиях участвовало более 1000 человек. Цель исследования заключалась в разработке и внедрении в педагогический процесс подготовки специалиста, профилированных учебных модулей по воспитанию профилированной физической культуры личности врача. В образовательной системе вуза учебный модуль определялся как основная организационно-содержательная единица (комплекс учебных занятий), охватывающая учебный материал, имеющая относительно самостоятельное значение в разделе курса “Физическая культура”. Основу модуля составляют параметры, которые образуют схему подготовки. К основным параметрам относятся: мониторинг, целеполагание и коррекция.
Схема подготовки включала в себя следующие виды модулей:
• входной (стартовый) который проводился с целью проверки исходных данных по физической подготовленности студента, его соответствия требованиям базисной программы;
• рубежный (промежуточный) который проводился с целью оценки уровня физической подготовки, умений и навыков студента;
• выходной — результат аттестации на окончательном этапе изучения и совершенствования дисциплины.
Главным методом оценки и контроля было тестирование студентов на всех эта-
пах освоения модулей, по всем разделам программы физической культуры. Контрольные тесты разрабатывались, исходя из требований программы, их значимости и связью с профессиональной деятельностью будущего специалиста. Тесты оцениваются в баллах, соответствующих их приоритетной значимости. Учитывается тест “нулевой цикл” развития физических качеств, с которым студенты поступили в университет. К сдаче теста допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и посетившие не менее 60 % занятий каждого модуля. Содержание модулей в многоуровневой системе подготовке врача постоянно обновляются, в выходном модуле они соответствуют базисной программе и отвечают квалификационной характеристике выпускаемого специалиста и требованиям ГОСТа. После сдачи очередного модуля, каждому студенту в учебном журнале практических занятий регистрируется результат сдачи и оценка в баллах. В начале учебного года кафедра разрабатывает модульные ориентиры в пределах объёма учебных часов, определённых рабочим учебным планом по факультетам вуза. Графики сдачи студентами тестирования согласовываются с деканами факультетов и утверждаются на заседании кафедры. Для каждого в конце учебного года определялся общий и творческий рейтинг. Творческий рейтинг - составная часть общего рейтинга, представляет собой результат выполнения студентом индивидуального, творческого отношения к дисциплине “Физическая культура»: участие в соревнованиях, выполнение норм спортивных разрядов, выполнение индивидуальных самостоятельных заданий. При расчёте часов, отведённых на модуль, общее количество часов на семестр делится на количество модулей (не более 3-х), остаток от деления прибавляется к рубежному модулю. Модуль считается сданным, если студент получил не менее 60 % баллов от их максимально возможного количества. Сведения о ликвидации задолженности по предыдущему модулю представляются в деканат при сдаче очередного модуля. В конце семестра на основе данных поэтапного контроля сдачи модулей суммируются баллы входного, рубежного, творческого рейтинга, принимается решение о сдаче тестов выходного контроля. Если сумма баллов составляет более 60 % от максимального рейтинга дисциплины, то по усмотрению преподавателя студенту может быть поставлен зачёт без сдачи тестов выходного контроля, добавляются поощрительные баллы 30 % от общего рейтинга дисциплины. Если студент набрал в течение семестра от 40 % до 60 % баллов от максимального рейтинга, то он должен сдавать тесты выходного контроля. При занесении в журнал или зачётку результатов сдачи зачёта рядом с результатом зачёта в скобках проставляется итоговый рейтинг в баллах, который приводится в соответствие с количеством учебных часов. На основе результатов сдачи модулей можно сравнить подготовленность, как отдельных студентов, так и учебных групп в целом, проводить отбор студентов для занятий тем или иным видом спорта, вносить наиболее обоснованные индивидуальные и групповые корректировки в планы занятий с целью успешного выполнения требований государственной программы и ГОСТа.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Педагогический эксперимент подтвердил то, что по мере увеличения стажа занятий по профилированным учебным модулям число лиц контрольной группы с высоким уровнем функционального состояния ССС нарастает: от 80 до 92% (соответственно при стаже занятий до 1 года, 3 года и более). Полученные данные в группе педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что рассматриваемые характеристики функционального состояния организма улучшились уже к концу 5-го курса на 17,2% (различия статистически достоверны, Р<0,001). В начале 6-го курса, по сравнению с предыдущим этапом исследования, произошло снижение результатов теста, но разница была статистически не значима (Р>0,05). К концу 6-го курса показатели корректурной пробы, по сравнению с данными начала эксперимента, выросли на 3,8% (Р>0,05),
а, по сравнению от исходного уровня - на 17,9% (Р<0,001). В группе сравнения на этапе последипломного и дополнительного образования у респондентов выявлено стати-
стически значимое снижение когнитивных психических функций (на 6%, по сравнению с концом 6-го курса, P<0,05) , а в конце - дальнейшее ухудшение данных теста (на 7,5%, по сравнению с предыдущим обследованием, P<0,05). В контрольной группе к концу обучения в вузе, по сравнению с достигнутым уровнем устойчивости внимания и скорости переработки информации на 6-ом курсе, результаты пробы снизились на 13,1% (различия статистически достоверны, P<0,001).
ВЫВОДЫ
1. Применение экспериментальных учебных модулей профилированной физической культуры в профессиональной подготовке врача-специалиста позволяет целенаправленно развивать прикладные психофизические качества, а также совершенствовать их до оптимального уровня, который не всегда достигается в ходе естественной адаптации.
2. Результаты проведенного исследования дали нам возможность подготовить и опубликовать два учебно-методических пособия, рекомендованных УМО и ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» к использованию в образовательном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2000. - 274 с. : ил.
2. Болонский процесс : поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. д-ра пед. наук проф. В.И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 211 с.
3. Болонский процесс : середина пути / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.
4. Дубровский, В.И. Главные факторы здоровья. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М. : KETOKIKA-A ; Флинта, 1999. - ХХ с.
5. Кабаргин, Б.А Производственная физическая культура: методика самостоятельного освоения / Б.А. Кабаргин, Е.В. Харламов // Физическая культура, спорт, туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов : сб. науч. тр. - Ростов-на-Дону : РГЭА, 1999. - С. 31-33.
6. Кряжев, В. Д. Двигательные возможности человека : методологические аспекты развития, сохранения и восстановления / В. Д. Кряжев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 58-61.
7. Мусина, С. В. Поиск путей повышения эффективности учебного процесса по физической культуре в вузах / С. В. Мусина, Е. В. Егорычева // Физическая культура и спорт в 21 веке : сб. науч. тр. - Волжский, 2006. - С. 238 -240.
8. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения : методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации : проект. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
9. Degree Programme Specification 2003-2004 Imperial College. London. BSc Degrees in Chemistry. MSci Degrees in Chemistry 10. Express Yourself instantly with MSN Messenger.