Научная статья на тему 'Педагогическая технология как условие подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности'

Педагогическая технология как условие подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сентизова Мария Ивановна, Хоютанов Михаил Михайлович

Представлены результаты проведенной опытной работы по реализации модели педагогического обеспечения подготовки будущих учителей к здоровьесберегательной деятельности, в которой приоритетное место занимает создание в вузе здоровьесберегающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология как условие подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности»

Действительно, нефтепродукты хранят именно в таких емкостях (меридиональное сечение представляет собой форму квадрата).

Пример 3. Изготовить цилиндрическое ведро с наименьшими затратами с заданным объемом

У = яЯ2И.

Эта задача очень близка по оптимизации предыдущей, но рассматривается цилиндрическая емкость без верхней крышки. Принимая площадь поверхности цилиндра за критерий оптимизации:

5 = я/?2 + 2 пЯЪ

и исследуя данную функцию на экстремум, в этом случае имеем, что Л=А. Но таких ведер на практике никто не делает.

И в этом случае надо выяснить, из чего складывается себестоимость изделия. Себестоимость изделия складывается не только из количества расходуемого материала, но и из затрат на его изготовление. В нредла! аемом случае это изготовление шва на боковой поверхности в месте соединения дна с боковой поверхностью. Стоимость такого шва дороже стоимости самого материала, поэтому в данном случае критерий оптимальности выбран неправильно.

В первом примере этот критерий подходит из-за того, что нефтехранилище имеет большие размеры и изготавливается из большого количества листов и общая длина сварочных швов приблизительно пропорциональна его поверхности. А ведро изготавливают из одного листа железа, стоимость которого меньше стоимости изготовления шва на боковой поверхности ведра.

Если исходить из трудоемкости, игнорируя стоимость материала, то ведру следует придать коническую форму. Именно такой формы изготавливают пожарные ведра, которые имеют наименьшую стоимость. Кроме того, они быстро наполняются и опорожняются, так как входное отверстие имеет максимальную площадь и центр тяжести такого ведра расположен высоко. Вершиной конуса можно разбить зимой лед и т.д.

А если учитывать и стоимость материала, и трудоемкость, то получим классическое ведро, имеющее форму усеченного конуса.

Решение прикладных задач увеличивает заинтересованность студентов в изучении математических методов, развивает интеллект, повышает математическую и профессиональную культуру.

Таким образом, при обучении математике следует учитывать не только логико-математическую целостность курса математики, надо, чтоб студенты осознали необходимость применения математического аппарата в решении запач профессионального характера, умели применить математику при решении инженерных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пучков ЛЯ.. Петров В.Л. Высшее горное образование России в условиях реформирования обра зовательной систе-мы./Известия вузов. "Горный журнал". №2. 2005. - С. 107 - 115.

2. Мышкис А.Д., Со.юноун Б.О. О программе и стиле курса математики во втузе. //Вестник высшей школы. 1972. №6.

- С. 32 - 41.

3. Кудрявцев Л.Л. Мысли о современной математике и ее изучении. - М.: Наука. 1983.

4. Пак В.В.. Носенко Ю.Л. Высшая математика: Учебник.

- Д.: Сталкер. 1997. - 560 с.

УДК 378.796:001.92

Педагогическая технология как условие подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности

М.И. Сентизова, М.М. Хоютанов

Представлены результаты проведенной опытной работы по реализации модели педагогического обеспечения подготовки будущих учителей к здоровьесберегателыюй деятельности, в которой приоритетное место занимает создание в вузе здоровьесберегающей среды.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровьесберегательная деятельность, здоровый образ жизни, физическая культура, педагогическое обеспечение, педагогическая технология.

СЕНТИЗОВА Мария Ивановна, доцент кафедры физвоспитания Якутского государственного университета: ХОЮТАНОВ Михаил Михайлович, учитель физической культуры средней школы №31 г. Якутска.

In this article there are results of held researching works of organization and revelation of pedagogical training of future teachers to health-protesting activity of Yakutsk State University, there are also evaluated examples in the practice of educational process for providing health-protesting environment.

Key words: health protesting environment, healthy way of life, physical culture, pedagogical providing, pedagogical technology.

Развитие здоровой личности - одна из тех проблем, что постоянно требуют нового подхода на всех этапах развития человечества, общества, жизни отдельного индивида. С развитием общества. жизнедеятельности человека вновь и вновь возникают все новые аспекты данной проблемы. Широкое понимание здоровья получило отражение в концепции Аристотеля о трехуровневом строении человеческой души (растительная, волевая и разумная), которым соответствуют три стороны воспитания, тесно связанные между собой (физическое, нравственное и умственное).

Проблема формирования здоровой личности разрабатывалась специалистами в области физиологии. психологии, медицины, педагогики и др. На основе анализа и обобщения их подходов мы определили следующие позиции, определяющие концептуальные основы формирования и развития здоровой личности: злоровье - целостное многомерное состояние, обусловленное факторами наследственности, внешней среды, образом жизни и деятельности индивида; здоровье -комплекс морально-волевых, ненностно-мотива-ционных установок, способствующих повышению уровня функционального состояния организма в целом; фактором и условием развития здоровой личности выступает здоровьесберега-юшая среда, способствующая гармоническому развитию всех физических и духовных сил растущего человека |1|.

В соответствии с этим в данной статье мы представим модель педагогического обеспечения сферы здоровьесбережения в педагогическом процессе учебного заведения, рассматривая ее как фактор и условие подготовки студентов-будущих педагогов - к здоровьесберегательной деятельности как одной из современных профессиональных функций. Положения модели апробированы в опытной работе, проведенной нами в Якутском государственном университете.

Модель педагогического обеспечения здо-ровьесберегаюшей среды содержит когнитивный, мотивационно-поведенческий и эмоциональный компоненты. Веление здорового образа жизни связывается, прежде всего, с информированностью и овладением соответствующими знаниями, то есть с когнитивным компонентом структуры личности. Знания и интеллектуальные способности, умения и навыки оценивать функциональное состояние и психофизические возможности организма определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности.

Основная задача при формировании второго компонента в структуре личности - поведенческого - это выработка поведенческих установок на ведение здорового образа жизни. Основным средством решения этой задачи нами предусматриваются физические упражнения. Наш многолетний опыт убеждает, что с помощью физических упражнений формируются когнитивный, мотивационно-поведенческий, эмоциональный компоненты личности.

Известно, что двигательная активность является прекрасным средством борьбы с неврозами и профилактикой стрессовых ситуаций. Формирование и развитие в процессе физкультурной деятельности своего телосложения, физических качеств создаст положительный эмоциональный фон, развивает эмоциональную сферу личности.

Формирование эмоционального компонента личности в модели обосновано на следующих положениях: эмоции дают необходимые сигналы и импульсы для осмысления действий в жизни и деятельности человека; эмоции другого человека становятся важнейшим источником обратной связи с окружающим миром; эмоциональный контакт позволяет человеку глубже осмыслять себя, формирует важный механизм человеческого развития - рефлексию, обеспечивает передачу нравственных ценностей.

Физкультурно-оздоровительная деятельность, развивая эмоциональную сферу личности, способствует формированию эмоционалыю-образ-ного мышления, творческой фантазии, познавательных способностей. Важным условием формирования эмоционального компонента является контроль за своим психофизическим состоянием. В связи с этим для педагога особенно актуальны и важны умения эффективно противостоять утомлению, психическим стрессам, эмоциональному напряжению, которые вырабатываются путем проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий [2].

Для реализации выделенных компонентов педагогического обеспечения здоровьесберегаюшей среды в образовательном пространстве профессионального учебного заведения в модели разработана комплексная программа "Здоровьесбере-гаюшие педагогические технологии". Ее целью является определение системы мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья студента. формирование ценностного отношения к здоровью как необходимого условия психофизического и социального благополучия человека и

создание педагогических условий профессиональной направленности будущих учителей к физкультурно-оздоровительной работе с учащимися. Отсюда в разработанной программе предусматривается решение следующих задач:

- апробация современных оздоровительных средств и методов в педагогическом пространстве;

- овладение (студентами) основами здорового образа жизни, оздоровительной физической культуры;

- содействие всестороннему развитию организма, повышению уровня физического развития, профессионально значимых психофизических качеств студентов вуза.

Программа "Здоровьесберегаюшие педагогические технологии" раскрывает в своем содержании три основных взаимосвязанных блока: диагностический, психопрофилактический и педагогический. Функцией диагностического блока является оценка состояния здоровья, психодиагностика с использованием самооценки и экспресс-скрининговой оценки, а также стандартных методик, на основе чего студенты овладевают технологией диагностики и разрабатываются индивидуальные формы профилактической работы. Психопрофилактический блок предусматривает проведение мероприятий по снятию эмоционального напряжения, профилактике стрессов, а также мотивацию студентов посредством социально-психологических тренингов, аутотренинга и других форм индивидуальной и групповой работы. Реализация педагогического блока направлена на создание условий, обеспечивающих готовность будущих учителей к оздоровительной работе с учащимися.

Отсюда в программе обоснованы: система социально-педагогических воздействий, формиру-

ющих культуру здоровья, поведенческий стиль личности; информативная система сбора и обработки данных психофизического состояния студентов вуза; система научного, методического и пропагандистского обеспечения здорового образа жизни вуза и личности студента; система инновационных технологий реализации поставленной цели [3].

В модели особое место занимают образовательно-воспитательные технологии, разработанные на основе анализа и обобщения практики и опытной работы, направленные на формирование профессионально ориентированной здоровье-сберегаюшей среды в системе подготовки будущих учителей. Среди этих технологий как наиболее продуктивных и эффективных, что выявлено процессом опытной работы, можно назвать га-кие. как занятие-тренинг, аутотренинг. Эти технологии относятся к психотехнике. Термин "психотехника" впервые введен в лексикон в начале XX века У. Штерном для обозначения любой практики воздействия на психику и управление собой. Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения. что характеризует содержание данных видов технологии. Все это, для четкого представления всей программы создания здоровьесбере-гаюшей среды, ниже приводится в виде рис. 1.

Остановимся на содержании данных методик. Занятие-тренинг обеспечивает высокую активность личности в овладении практическими знаниями и умениями. В его основе лежит развитие самосознания. Самосовершенствование состоит из трех взаимосвязанных компонентов: самопознания, самоконтроля, саморазвития, которые составляют содержание занятия-тренинга. Важнейшим звеном каждого компонента я&тяется

Педаюг нческое обеспечение здоровьссбсрегакмцсй среды образовательно! о _учреждения_

Когнитивный компонент

т

Мотивационно-поведенческий компонент

Эмониональный компонент

Комплексная программа "Здоровьесберегаюшие педагогические технологии"

Диагностический _блок_

1 : 1

Психопрофилакти-ческий блок

2

5 1

* * , 5

3 К » \ Н

* 5

и 5 3

1 I 1

5

| \

"

|

* £ *

I *!

— > 3

Педагогический блок

4

. 3

8 . Ме 1 * . ;г

I! Ш 1 г 1 М

Ошлххмис системой практических >мсний и юиыков. обеспечияаюишч сохранение и > крепление 1»роль>. психологического благополучия, самоопределение фи жческой кул».тури « учение применять приобретенные пинт после окончании в>ц

Рис. I. Педагогическое обеспечение здоровье-сберегающей среды образовательного учреждения средствами физического воспитания

рефлексия, направленная на осмысление и анализ собственных действий, своих внутренних состояний, чувств и включающая в себя самонаблюдение и самоанализ. Организационной формой обучения при занятии-тренинге является учебно-тренировочная группа, открывающая широкие возможности для получения поддержки от людей, которые объединены общими проблемами и переживаниями.

К области психотехники относится и аутотренинг. Его цель - физическое и психическое оздоровление с помощью самовнушения в состоянии релаксации. Он содержит упражнения, воздействующие на вегетативную нервную систему, центры управления, которые не поддаются прямому волевому воздействию, позволяющие управлять тонусом мышц, освободиться от тягостных забот и проблем, внушать себе желаемые модели поведения, преодолевать усталость, упадок сил, страх и подаатенность, робость и застенчивость и др.

Наряду с ними использовали специальные упражнения, которые оказывают максимальный положительный эффект на психику (аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания; отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов; конкретные упражнения с точно определенными пространственными временными характеристиками; упражнения, умеренные по интенсивности; регулярные упражнения, включенные в недельный график; упражнения. приносящие удовольствие). Иначе, педагогические технологии обеспечивают: профессиональную направленность процесса формирования здорового образа жизни; включение студентов в процесс самосовершенствования; положительное отношение к оздоровительным психопрофилактическим и другим мероприятиям.

Как видно, в образовательном пространстве вуза осуществляется многогранная работа по подготовке студентов к профессиональной здо-ровьесберегательной деятельности. И многое зависит от педагогического обеспечения учебной, пнеучебной творческой профессионально ориентированной и свободной деятельности. Технология педагогического обеспечения разноплановой и разнохарактерной внеучебной деятельности в образовательном пространстве вуза основывается на положении о том. что человек, реализовавший себя, свой творческий потенциал, - комфортно существующая личность, что является непременным условием психического и физического здоровья. В системе внеучебной деятельности студентов особое место в здоровьесберегаюшей среде занимает приобщение студентов к спортивно-массовой и оздоровительной работе на основе интеграции учебных и внеучебных занжий но физической культуре и спорту.

Итак, здоровьесбсрежение в образовательной среде вуза представляет собой процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на

преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студента, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания будущим педагогом личной ответственности за здоровье и физическое развитие учащихся. И описанные выше здоровьесберегающие педагогические технологии представляются в виде схемы (см. рис. 2).

Как видно, реализация здоровьесбережения в образовательном процессе - это сложный педагогический процесс на основе интеграции осуществляемой в вузе разнонаправленной профессиональной подготовки студентов с занятиями по физической культуре и спорту. Такая интеграция способствует эффективности здоровьесбережения и качеству подготовки специалистов. Здо-ровьесберегаюшее образовательное пространство создает условия, обеспечивающие здоровый образ жизни и сохранение физического и психического здоровья студентов, направленные на формирование, укрепление и сохранение их здоровья. а также обучение завтрашних специалистов здоровьесберегательным знаниям, умениям и навыкам.

Рис. 2. Здоровьссберсгаюшие педагогические технологии

ЛИТЕРАТУРА

1. Коменский А.Я.. Локк Дж.. Руссо Ж.Ж., Пестамцци И Г. Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин. - М.: Педагогика. 1989.

2. Айзман Р. И. Здоровье школьника и психолого-педаго-гические проблемы его коррекции // image, websih.ru /01/ rdr / aisman.hlm.

3. Гюгдин В. И. Здороиьссбсрсгаюшис технологии в системе высшею педагогического обраэошшия // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №10. - С. 15 - 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.