товки / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 2. - С. 28-37 ; №
3. - С. 25-37.
4. Никитин, В.А. Организационные типы современной культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Никитин В.А. - М., 1998. - 56 с.
5. Новиков, A.M. Методология / AM. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 668 с.
6. Савин, С.В. Технологии проектирования макроциклов оздоровительной (фитнес) тренировки женщин 35-45 лет с излишней массой тела / С.В. Савин, О.Н. Степанова // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 4. - С. 43-47.
7. Сахарова, М.В. Теоретические аспекты технологии проектирования подготовки в командных спортивных играх /М.В. Сахарова. Н.Колев. Сб.ст. межд. Конф. Т.2. -Одесса, 2000.-С.48-52.
8. Сахарова, М.В. Проектирование системы подготовки спортсменов (команды) в игровых видах спорта / М.В. Сахарова // Теория и практика физ. культуры. -2004. - № 5. - С. 35-38.
9. Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. Энциклопедия, 1983.
- 840 с.
Контактная информация: [email protected] УДК 371.8.061
МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Наталья Михайловна Кудряшова, аспирант,
Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Аннотация
В статье представлена модель создания этнотолерантной образовательной среды, основанной на взаимодополнении учебной и внеурочной деятельности младших школьников. Также представлены критерии этнотолерантности с кратким описанием содержания каждого из них; представлены формы занятий с младшими школьниками во внеучебной деятельности.
Ключевые слова: этнотолерантность, модель, деятельность, младший школьник, критерии, когнитивный, поведенческий, эмоционально-волевой, мотивационно-деятельностный.
MODEL OF THE CREATION OF THE ETHNICALLY TOLERANT
EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE ELEMENTARY SCHOOL
Natalia Mihajlovna Kudryashova, the post-graduate student,
The Moscow City Pedagogical University
Annotation
The article presents a model of the creation of the ethnically tolerant educational environment based on the complementarities of the academic and extracurricular activities of pupils. The criteria of ethnic tolerance with a brief description of the content of each of them, forms of classes with younger pupils during extracurricular activities have been presented too.
Keywords: national tolerance, model, activity, younger pupil, criteria, cognitive, behavioral, emotional, volitional, motivational-on activity.
В связи с существенными преобразованиями во всех сферах деятельности младших школьников, а также на основании введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо осуществлять общественный диалог об изменении подхода к российскому образованию, его целях и задачах. Это находит свое отражение в требованиях сохранить своеобразие каждой семьи, народности и нации через обращение к национальным традициям в воспитании и обучении. Известно, что этнотолерантность понимается, как способность человека сосуществовать с другими людьми, обладающими иным менталитетом, ведущим иной образ жизни [2].
Чтобы относится друг к другу дружелюбно, толерантно, без предвзятости и настороженности, необходимо располагать достаточной информацией об особенностях национального характера, его исторических корнях, традиционных добродетелях - моральных и этических ценностях народа.
Младший школьный возраст, как считают некоторые ученые [4], является сен-зитивным периодом для формирования мировоззрения ребенка, частью которого является этнотолерантность. Формирование этнотолерантных компетенций целесообразно, в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, уже на начальной ступени образования школьников, когда идет формирование знаний об этнических группах, которые в дальнейшем будут подвергаться расширению и углублению на более поздних этапах обучения и воспитания. Также это период для развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции. А формирование этнотолерантно-сти - неотъемлемая часть современной воспитательной работы. Отсюда возникает необходимость в организации не только урочной деятельности по формировании этно-толерантности, но и внеучебной работы, направленной на развитие у младших школьников умений регулировать свое поведение в соответствии с нормами терпимости к другим людям.
Вся сложность состоит в том, что данный процесс необходимо организовывать комплексно, прогнозировано, основываясь на аналитико-диагностических результатах.
Для организации системообразующей работы, необходимо определить критерии этнотолерантности, на формирование содержания которых будет направлено воздействие:
- когнитивный критерий (наличие знаний об особенностях и специфики межличностных и социальных отношений в многонациональной среде; дивергент-ность, гибкость мышления, позволяющая преодолевать этностереотипы);
- эмоционально-волевой критерий (сформированность межэтнической эмпатии и навыков самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний в ситуациях межэтнической коммуникации);
- мотивационно-ценностный критерий (наличие подлинного интереса к укладу другой этнической общности; потребность в социально-позитивном общении в различных группах детей и взрослых полиэтнического состава; направленность на достижение взаимопонимания, сотрудничества в различных видах социальной деятельности, в которой участвуют представители различных этнокультур);
- поведенческий критерий (социально-позитивные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; сформированность умений утверждать на практике принципы сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия).
Как отмечает О.А.Спицына [1], поведенческий компонент толерантности составляет наиболее «видимую» часть толерантности и традиционно привлекает особое внимание, как при диагностике, так и при формировании. К поведенческой толерантности относится большее число конкретных умений и способностей, среди которых выделяют: способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс); толерантное поведение в напряженных ситуациях (при различиях в точках зрения, столкновение мнений или оценок);
Если когнитивный компонент предполагает реальное изменение восприятия, понимания, мышления, интерпретации в направлении реализации принципов толерантности, то поведенческий компонент это наиболее простое и поверхностное «измерение» толерантности, которое может свидетельствовать о знакомстве человека с идеями толерантности.
Если сложить все аспекты формирования этнотолерантности, то получается некая модель создания этнотолерантной образовательной среды, где все процессы связаны между собой и являются необходимым дополнением один другого. Данное направление возможно и необходимо реализовывать комплексно, целенаправленно, а главное
системно. Мероприятия, проводимые во внеучебной деятельности младших школьников, например такие как «Фестиваль национальностей», «Праздник национальной кухни/костюма», «Мир сказок», конкурс «Мы дети твои Земля», являются уже проекцией собственных знаний детей на практике. В эту деятельность вовлечены не только учащиеся и педагоги, но и родители, а также другие специалисты (социальные педагоги, педагоги-психологи). Содержательная часть модели включает в себя не только нетрадиционные формы работы (диспуты, мозговые штурмы, дискуссии, «эстафеты», смотры-конкурсы, встречи-приглашения, мастерские, тренинги), но и нетрадиционную структуру проведения занятий. Воспитательные мероприятия могут организовывать и проводить не только педагоги, но и, под их чутким руководством, родители и сами учащиеся.
Модель формирования этнотолерантности младших школьников, совместно с педагогами школы и родителями можно представлена на схеме.
Схема. Модель формирования этнотолерантности младших школьников
Модель отражает особенности формирования этнотолерантности младших школьников. Необходимо охватывать всех субъектов педагогического процесса, а не только целенаправленно работать с учащимися начальных классов. На уроках учащиеся посредством учебных предметов, например таких как: литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, получают знания о разнообразии национального состава мира, о традициях и праздниках, но полученные знания не реализуются на практике и не носят систематический характер. Как правило, это отдельные темы уроков или факультативных занятий, которые приурочены к тому или иному разделу учебной программы предметов федерального уровня.
Внеурочная деятельность является одной из составляющей образовательного процесса учащихся, и носит добровольный характер, основываясь на мотивации самих детей. Именно поэтому, учитывая психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо внедрять в воспитательный процесс разнообразные формы и методы работы, опираясь на интересы, потребности и взгляды школьников на мир. В начальной школе весьма популярны занятия-экскурсии, занятия-диспуты, все возможные конкурсы и смотры, фестивали и карнавалы. Важно, как
педагог совместно с учащимися своего класса построит эту работу, какого будет ее содержание. Вместе с тем необходимо понимать, что для детей младшего школьного возраста будет интересен и познавателен развивающий материал посредством интерактивности, использование IT-технологий. Нельзя не учитывать отношения к деятельности, в которой участвует ребенок, к детской общности, которая его окружает, к самому педагогу; нельзя не учитывать тех жизненных установок, которые ребенок получает в семье или на улице. Воспитательная деятельность педагога - это деятельность, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Но учитель только в том случае компетентен, если сам обладает таким качеством личности как этнотолерантность. Формируя у ребенка личностные качества, педагог должен сам обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками межнационального взаимодействия построенного на понимании, принятии и сотрудничестве с культурами других народов. Родитель в свою очередь не должен навязывать ребенку свое мнение о людях иной национальности или иной культуры, а если возникают у ребенка вопросы и интерес к иной культуре, то в свободной форме, доступно объяснить, в чем особенности жизненного уклада людей, отличных от него.
Формирование этнотолерантности младших школьников будет тогда эффективным, когда все субъекты образовательного процесса осознанно, целенаправленно и систематически будут развиваться в данном направлении, и в первую очередь сам ребенок, который будет удовлетворен своей деятельностью только тогда, когда сам активно принимает в ней участие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спицына, О.А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде : дис. ... канд. пед. наук / Спицына О.А. - М., 2006. - 20 с.
2. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В.Н. Гуров, Б.З. Вульфов, В.Н. Галяпина [и др.]. - М. : Изд-во Педагогическое общество России, 2004. - 240 с.
3. Педагогика межнационального общения : учеб. пособие / под ред. проф. Д.И. Латышиной. - М. : Гардарики, 2004. - 320 с.
4. Мухина, В. С. Таинство детства : В 2 тт: Т. 1 Изд. 3-е. / Валерия Мухина. -3-е изд. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 504 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9:796.01
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (национальный исследовательский университет) (СПГГИ (НИУ) им. Г.В. Плеханова)
Аннотация
В статье рассмотрены объективные факторы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности. Исследование проводилось в двух группах: циклические виды спорта (лыжные гонки) и игровые (баскетбол).
Ключевые слова: адаптация, факторы адаптации, объективные и субъективные факторы, спортивная деятельность.