УДК -373.543.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ
О.В. Андрианова
В статье раскрываются основные аспекты педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, разработанной в 2008г. на основе анализа и обобщения опыта русской фортепианной школы. Ключевые слова: педагогическая технология, фортепианная школа, инструментально-исполнительская деятельность, подготовка учителя музыки.
Современная школа является базовым звеном становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности. Этому способствует усиление внимания к предметам художественно-эстетического цикла, в частности, урокам музыки. Одной из главных функций учителя музыки современной школы является инструментальное исполнительство, а интерпретация им произведений музыкального искусства - одной из актуальных проблем современного музыкально-педагогического образования, история которого обогащена педагогическим наследием русской фортепианной школы.
Анализ исследований, направленных на трансляцию педагогического наследия отечественных пианистов-педагогов на инструментально-исполнительскую подготовку школьного учителя музыки, показывает, что в них недостаточно отражен механизм этого процесса, соответствующий новому подходу к профессиональному образованию.
Противоречие между наличием педагогически обоснованных путей реализации опыта отечественной фортепианной школы и теоретической неразработанностью механизма названного процесса обусловили необходимость разработки педагогической технологии подготовки учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству как виду художественно-творческой деятельности, которая раскрывается на примере его фортепианной подготовки.
Практика подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству свидетельствует о том, что её осуществление будет более эффективно, если в процессе обучения будет использоваться специально разработанная педагогическая технология, которую характеризует:
• опора на дидактические принципы русской фортепианной школы как педагогическую основу данного процесса;
• соответствие критериям технологичности педагогического процесса и требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям;
• взаимосвязь педагогического замысла и этапов технологии (диагностического, процессуально-образовательного и контрольно-оценочного);
• комплекс методов и форм, адекватных педагогическим принципам русской фортепианной школы, конкретной цели и задачам каждого этапа, обеспечивающих диагностирование развития личностно-профессиональных качеств студента и исследовательский характер его инструментально-исполнительского становления;
• система оценки готовности студента к инструментальному исполнительству как компоненту его профессиональной деятельности, включающая когнитивный, личностнодеятельностный и рефлексивный критерии.
Благодаря универсальности разработанной технологии, возможно её применение в инструментально-исполнительской подготовке учителя музыки на разных музыкальных инструментах, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников.
Итак, рассмотрим основные аспекты и этапы разработанной педагогической технологии. Одной из главных её характеристик является педагогический замысел, связанный с обеспечением эффективности процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки на основе дидактических принципов русской фортепианной школы. Для осуществления данного педагогического замысла весь процесс подготовки разделен на этапы (диагностический,
процессуально-образовательный и контрольно-оценочный). Каждый этап подготовки предполагает выполнение одного из условий повышения эффективности подготовки (диагностику развития личностно - профессиональных качеств студента, обеспечение исследовательского характера инструментально-исполнительского становления будущего специалиста, применение когнитивных, личностно-деятельностных и рефлексивных критериев оценки), имеет определенную конкретную цель и задачи, выявляет способы их решения в виде методов и форм, адекватных дидактическим принципам русской фортепианной школы. Из известного многообразия педагогических методов были выбраны те, которые помогают оптимизировать данный процесс благодаря их системному применению в соответствии с каждым этапом технологии. Это - методы гуманной педагогики (обмен опытом, создание ситуации успеха, создание ситуации творческого поиска), объяснительно-и наглядно-иллюстративные (беседа, рассказ, наблюдение), репродуктивные (демонстрация, прослушивание, иллюстрирование), проблемно-поисковые (дискуссия, упражнение, работа над отдельными частями произведения), исследовательские (анализ актуальных проблем музыкальнопедагогической практики, сравнение, моделирование и проектирование). Из существующих в практике форм обучения в технологии использованы: индивидуальное занятие с педагогом, самостоятельное работа, концерт классической музыки, семинар, экзамен, зачет, контрольное прослушивание.
Нельзя не отметить, что деление процесса инструментально-исполнительской подготовки на этапы весьма условно, они тесно связаны друг с другом, каждый предыдущий обусловливает последующий.
Диагностический этап
Его содержание заключается в выявлении предрасположенности обучающихся к профессии, в диагностике их музыкальных способностей и музыкальной грамотности. В связи с этим данный этап технологии имеет своей целью определение профессиональной пригодности учителя к инструментально-исполнительской деятельности, которая конкретизируется в следующих задачах: выявлении мотивации, целей обучения, в определении уровня музыкальных способностей, исходного уровня инструментально-исполнительских знаний, умений и навыков. Все это связано с определением перспективы подготовки и планированием индивидуальной работы педагога со студентом. Данный этап включает такие формы организации занятий, как индивидуальное занятие с педагогом, концерт классической музыки, экзамен. Решению задач данного этапа способствует использование методов гуманной педагогики, репродуктивных, объяснительно- и наглядноиллюстративных, проблемно-поисковых и исследовательских. Следовательно, диагностический этап нацелен на определение количественных и качественных личностно-профессиональных характеристик студента, которые выявляются на уровне входной и промежуточной диагностики (итоговая диагностика рассматривается в контексте контрольно-оценочного этапа), что обеспечивает выполнение одного из условий успешной подготовки. Поэтому диагностический этап находится в тесной связи с процессуально-образовательным этапом.
Процессуально - образовательный этап
Его цель заключается в развитии исполнительского мастерства как творческого воплощения знаний, умений и навыков. В связи с этим задачами инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки являются овладение теорией и историей инструментального исполнительства, практическое освоение основ исполнительской деятельности (художественное воплощение музыкального образа, проявление технической грамотности, ощущение авторского стиля, творческий подход к интерпретации музыкального произведения, выполнение функций пианиста-исполнителя, концертмейстера); выработка способности свободного включения инструментального исполнительства в занятия с детьми. Являясь ядром инструментально-исполнительской подготовки будущего учителя музыки, данный этап включает в себя последовательность специфических действий, отражающих её исследовательский характер, что представляет собой ещё одно из условий данной подготовки. В эту последовательность входит анализ существующей инструментально-исполнительской действительности, предположение результатов подготовки учителя музыки, постановка цели исполнения произведения и определение путей её осуществления, разработка индивидуальной учебной программы, выбор соответствующих методов и форм достижения цели, реализация их в процессе подготовки. Содержание подготовки на процессуально-образовательном
этапе разработанной педагогической технологии включает развитие инструментальноисполнительского мастерства будущего учителя музыки (исполнительских умений, двигательнотехнических навыков, передачи художественной идеи произведения) в процессе индивидуального занятия с педагогом, самостоятельной работы, участия в концертах классической музыки, конференциях и семинарах по музыкальному искусству.
П едагогический замысел технологии
Обеспечение эффективности инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе на основе дидактических принципов русской фортепианной школы
Эт алы т ех нол о гаи
Цели зтапої
Задачи эт шов
Диагностический і _
Пр оцессуально-образовательный
Определение професс ионапьной пригодности будущего учителя к инс трументально-исполнительс кой деятельности
о Выявление мотивации и целей
обучения
о Определение уровня музыкальных способностей и исходного уровня инструментально-исполнительских знаний, умений и навыков
Развитие инструментальноисполнительского мастерства
х
о Овладение теорией и историей инструментального исполнительства о Практическое освоение основ инс трументально-исполнительс нэй деятельности о Выработка свободы включения инструментального исполнительства в занятия с детьми
К онтр о льн о-оценочный
и=
Выявление результативности инструментальноисполнительской подготовки
I
о Выявление уровня историкотеоретического освоения инструментального исполнительства о Выявление уровня учебнопрактических достижений о Выявление уровня развития профессиональной рефлегсии
Способы решения задач
Методы
о Гуманной педагогики
о Репродуктивные
о Объяснительно- и наглядно-иллюстративные
О Пробле мно-поисковые
О Ис следовательские
Формы
о Индивидуальное занятие с педагогом о Концерты классической музыки (посещение) о Экзамен
Формы
о Индивидуальное занятие с педагогом о Самостоятельная работа о Концерты классической музыки (участие) о Конференции, семинары
Методы
о Гуманной педагогики о Проблемно-поисковые о Исследовательские
Формы
о Экзамен о Зачет
о Контрольное прослушивание
Рис. 1. Структура педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя
музыки в вузе
Контрольно - оценочный этап
Цель этапа - выявление результативности инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе - достигается через решение следующих задач: выявление уровня историкотеоретического освоения инструментального исполнительства; выявление уровня учебнопрактических достижений и уровня развития профессиональной рефлексии. Оптимизации данного процесса способствует, как известно, наличие критериально-оценочной базы. В разработанной технологии она представлены в виде когнитивных, личностно-деятельностных и рефлексивных критериев оценки готовности учителя музыки к инструментально-исполнительской деятельности. Данные критерии включают в себя уровень усвоения содержания индивидуальной учебной программы, уровень сформированности инструментально-исполнительских действий и уровень сформированности самооценки индивидуального исполнительского стиля. Контроль и оценка осуществляются в процессе экзамена, зачёта и контрольного прослушивания при помощи проблемно-поисковых, исследовательских методов и методов гуманной педагогики.
Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе на основе дидактических принципов русской фортепианной школы прошла успешную апробацию, в результате которой был подтверждён факт повышения эффективности процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе. В ходе исследования развиты основные идеи подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству как виду художественно-творческой деятельности, расширены научные представления о возможности повышении эффективности данного процесса на основе дидактических принципов русской фортепианной школы; найден механизм их реализации благодаря разработке специальной педагогической технологии подготовки и выявлению адекватных критериев ее оценки, акцентирующих внимание на учебной деятельности будущего специалиста, на его социальноличностных и профессиональных качествах, инициативности и ответственности.
Вместе с тем, проведенное исследование продемонстрировало целесообразность продолжения научных поисков в части более детальной разработки методов, конкретизации и теоретического обоснования форм и средств организации процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки, что может стать логическим продолжением данного
исследования.
This article is about the main aspects of the pedagogical technology of the instrument-performance music teacher training in the university, worked out in 2008 on the basis of the analysis and generalized experience of the Russian Piano School.
The key words: pedagogical technology, piano school, instrument-performance activity, music teacher training.
Список литературы
1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. М., 1984.111с.
2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969. 336с.
3. Гольденвейзер А.Б. О музыкальномискусстве. М, 1975.416с.
4. Гофман И. Фортепианная игра. М, 1961.188с.
5. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963. 200с.
6. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 1966.63с.
7. Муцмахер В.И. Совершенствование в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1990.
94с.
8. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.
9. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965.
10. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984. 236с.
Об авторе
Андрианова О.В. - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected].