УДК 378 ББК 74.580 Л 88
А.В. Лысенко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА-МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье большое внимание уделяется описанию основных направлений и форм организации самостоятельной работы студентов-музыкантов в исполнительском классе. Автор выделяет условия, обеспечивающие успешное выполнение данного вида работы; акцентирует внимание на наиболее действенных приемах активизации самостоятельной работы студентов в исполнительском классе; подчеркивает, что базой для самостоятельной работы студента могут служить такие виды деятельности, как чтение музыки с листа и эскизное разучивание музыкального произведения, имеющие не только большое практическое значение, но и способствующие всестороннему развитию личности музыканта, расширению его художественного и общекультурного кругозора.
Ключевые слова: самостоятельная работа, музыкально-исполнительская деятельность, студент-музыкант, педагог, организация, контроль.
A.V. Lysenko
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Music Performance Disciplines Department, Institute of Arts, Adyghe State University; E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF THE STUDENT MUSICIAN IN THE COURSE OF PERFORMANCE TRAINING
Abstract. The paper addresses the main directions and forms of organization of independent work of students musicians in the performance class. The author highlights the conditions that ensure the successful implementation of this type of work, focuses on the most effective methods of enhancing students' independent work in the performance class, stresses that the basis for the independent work of the student can serve such activities as reading sheet music and doodling learning of a musical work, having not only great practical significance, but also promoting the harmonious development of the individuality of musician and expansion of his artistic and general cultural outlook.
Keywords: independent work, musical performance, a student musician, teacher, organization,
control.
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы будущих специалистов - студентов вуза. Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Н.Н. Крафт рассматривает самостоятельную работу «как средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся и в качестве ее основного признака выделяет опосредованное управление этой деятельностью» [1, с. 12]. Следовательно, для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах студентов с целью формирования системы умений и навыков данного вида деятельности. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню
самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.
Развивая, углубляя интерес студента к музыке, музицированию, педагог должен научить его заниматься самостоятельно, привить любовь к самому процессу работы на инструменте. Но в процессе исполнительской подготовки соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу студента-музыканта, равно 1:1. Естественно, что такое соотношение нельзя назвать удачным, ведь музыкально-исполнительская деятельность требует регулярного и систематического «тренажа». Тут крайне нежелательны «паузы» в работе, сколько-нибудь продолжительные перерывы в ней: это влечет за собой, как правило, откат назад, профессиональную дисквалификацию, утрату необходимых умений и навыков. Музыканту, как и любому другому представителю художественно-творческих профессий, нужно почти всегда быть в «форме», находиться под определенной нагрузкой. Следовательно, данный вид деятельности имеет огромный дидактический потенциал, который становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов [2, с. 216].
Понятие «самостоятельность» в обучении музыке вообще и музыкальному исполнительству в частности неоднородно по своей структуре и сущности. Будучи достаточно ёмким и многоплановым, оно проявляет себя на различных уровнях, синтезируя, например, при игре на музыкальном инструменте и умение ученика без посторонней помощи ориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, составить убедительную интерпретаторскую «гипотезу»; и готовность самому отыскать эффективные пути в работе, найти нужные приёмы и средства воплощения художественного замысла; и способность критически оценить результаты собственной музыкально-исполнительской деятельности, ровно, как и чужие образцы, и многое другое. В собственно педагогическом аспекте проблема воспитания самостоятельности учащегося-музыканта затрагивает и методы преподавания, и приёмы (способы) учения, и формы организации учебной деятельности в исполнительском классе. Развитие независимого, пытливого, в конечном счете, творческого мышления учащегося всегда составляло предмет неустанных забот крупных музыкантов. Научить ученика работать самостоятельно - одна из важнейших задач педагога, и задача, безусловно, гуманная [3, с. 138].
Традиции воспитания в ученике самостоятельно мыслящего и гармонично развитого художника сложились в русской фортепианной педагогике ещё в XIX столетии. Видный русский педагог-пианист Л.В. Николаев, из класса которого вышли М.В. Юдина, В.В. Софроницкий, Д.Д. Шостакович, П.А. Серебряков, видел свою цель не в «снабжении» ученика знаниями на всю жизнь, а в том, чтобы «поставить человека на рельсы», по которым он должен двигаться сам. Сходных педагогических принципов придерживался и К.Н. Игумнов, который постоянно учил своих питомцев находить в общении с ним «лишь отправные точки для собственных исканий». Тем же путём шел и Я.И. Мильштейн, который «направлял своих студентов к самостоятельным исканиям, к хождению «по нехоженым тропам», старался помочь каждому студенту обрести веру в собственные силы и возможности, сделать так, чтобы тот самостоятельно нашел нужный вариант решения исполнительской задачи. Отсюда - и подчёркивание вреда «натаскивания», мелочной опеки, авторитарной активности педагога» [4, с. 56].
Следовательно, самостоятельная работа за инструментом является необходимым условием успешности обучения в классе основного музыкального инструмента, т.к. от эффективности процесса самоподготовки в значительной мере зависит качество приобретенных знаний, умений и навыков, их устойчивое закрепление. Большой объем информации трудно переработать и закрепить только за счет занятий в классе с педагогом, продолжительность которых ограничена 1-2 часами в неделю. Необходима каждодневная активная самостоятельная познавательная деятельность, направленная на закрепление материала, пройденного на занятии с преподавателем, на освоение нового учебнопедагогического репертуара, на работу с музыкальной и методической литературой.
Рассмотрим ведущие педагогические аспекты и основные направления организации самостоятельной работы.
Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности студентов в исполнительском классе - индивидуальные занятия, отчетные мероприятия-зачеты, семестровые экзамены, лекции-концерты - обусловливают разнообразие форм и видов самостоятельной работы:
а) выполнение конкретных заданий по текущему репертуару индивидуального плана студента (определить наиболее целесообразные приемы работы над отдельными элементами фактуры, над качеством звука, штрихами; продумать педаль, аппликатуру; сделать перевод иностранных терминов, авторских ремарок, встречающихся в нотном тексте; выучить музыкальное произведение или его фрагмент на память и т.п.);
б) ознакомление с другими, кроме включенных в план работы, частями сонаты или концерта, другими пьесами цикла (чтение с листа, эскизное ознакомление с произведением, с его частью, прослушивание аудиозаписи);
в) работа по развитию двигательно-моторных навыков (гаммы, упражнения, этюды);
г) детальный анализ музыкального произведения (общий, музыкальнотеоретический, исполнительский), в процессе самостоятельного ознакомления с музыкальным произведением в исполнительском классе.
Система контроля, закладывая основы для организации самостоятельной работы, призвана корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество. В связи с этим можно обозначить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
- мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует), его направленность в сферу профессиональной деятельности;
- четкая постановка познавательных задач;
- алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом приёмов и способов ее выполнения;
- четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
- разработка критериев оценки;
- виды и формы контроля (педагогический практикум, контрольные уроки, зачёты, экзамены, концерты и т. д.).
Самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, оказывающая непосредственное влияние на формирование таких параметров квалификационной характеристики будущего учителя музыки, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, умение самостоятельно оценивать свою работу и т.д. При этом необходимо, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда, а переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует также искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов (студенты это очень хорошо чувствуют). Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении. Нельзя преподавать, не обращая внимания на то, усваивают ли студенты материал или нет. Если исходный уровень студентов ниже ожидаемого, необходима корректировка программы и заданий для СРС. По мнению автора, сознательность выполнения СРС обеспечивают следующие характеристики: художественная осмысленность материала, рекомендуемого для самостоятельной работы; сложность заданий, соответствующая «зоне ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) студентов, т.е. посильность выполнения; дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям студентов.
Говоря о разработке индивидуальных заданий для СРС, следует исходить из различного уровня музыкальных способностей студентов, отношения студентов к занятиям и т.д. При организации СРС нужно также помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера. Следующие рекомендации помогут преподавателям найти
индивидуальный подход к студентам с различными характерологическими данными: а) индивидуальные учебные занятия следует проводить так, чтобы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми студентами и предусмотреть усложненные задания для более подготовленных; б) необходим регулярный контроль успешности выполнения СРС и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя со студентом, чему способствует индивидуальная форма занятий в инструментальном классе.
Следовательно, функционирование самостоятельной работы студента должно основываться на следующих пунктах:
- помочь студенту осознать свое положение в вузе и сформировать потребность в активной самостоятельной работе в получении знаний и приобретении разнообразных умений и навыков учебной деятельности, т.е. создать мотивацию учения;
- в процессе обучения стимулировать овладение студентами различными формами учебной деятельности (индивидуальные домашние занятия по закреплению изученного в классе с педагогом; занятия музицированием: чтение с листа, эскизное разучивание музыкальных сочинений, игра в ансамбле и т.д.). Дать возможность публичного выступления и последующего обсуждения итогов, полученных студентом в результате самостоятельной деятельности (академические концерты, выступления в школе и т.п.);
- обозначить для обучаемого весь объем его самостоятельной работы по учебной дисциплине и указать сроки исполнения отдельных ее видов. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить студента с целью, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля. К планированию самостоятельной работы необходимо приучать студентов с младших курсов. Графики самостоятельной работы составляются индивидуально для каждого студента, при этом учитывается: а) временная сторона (количество времени, определенное для СРС); б) содержательная сторона, включающая в себя различные виды работы на каждом этапе;
- дать возможность каждому студенту реализовать свои возможности через вариативность содержания учебной дисциплины и комплект разнообразных заданий для самостоятельной работы. Домашние задания по дисциплине - основной музыкальный инструмент должен содержать все типы заданий, приёмами и способами выполнения которых студенты должны овладеть в совместной с педагогом работе на уроке для успешного прохождения контроля. Задания целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки отчетов (соответствующие срокам контрольных мероприятий в инструментальном классе); задания для СРС могут содержать две части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более подготовленных по данной дисциплине студентов, выполнение которой учитывается при итоговом контроле. Например: подготовить показ фрагмента нотного текста, проработанного студентом самостоятельно в течение 15-20 мин.; сделать самостоятельный анализ (историко-теоретический и по возможности исполнительский) музыкального произведения; ознакомиться с различными редакторскими указаниями, изучить и осмыслить авторские ремарки в произведении; рекомендуется давать студентам задание - самостоятельно познакомиться с различными исполнительскими трактовками музыкальных сочинений, включенных в индивидуальный план, и сравнить их, что в свою очередь, будет способствовать формированию у студента самостоятельности суждений;
- СРС должна обеспечиваться как техническими средствами обучения, так и информационными ресурсами, т.е. учебными пособиями, разработанными на кафедре, методической, нотной и др. литературой;
- в целях фиксации текущей успеваемости студентов и результатов их самостоятельной работы на кафедре следует ввести рейтинговую систему оценки успеваемости каждого студента;
- обеспечить доступность аудиторий для самостоятельной работы.
В рамках данного раздела представляется целесообразным осветить некоторые
аспекты организации самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя, ведь данный вид работы наиболее часто встречается в исполнительской подготовке учителей музыки. Как пишет Г.М. Цыпин: «Некоторые педагоги специально делают урок в классе некоей моделью домашних заданий студента: рассказывают, в какой последовательности располагать материал, чередуя работу с отдыхом; как выявлять трудности, намечать соответственно пути их решения, использовать эффективные приемы, способы и формы работы и т.д.» [5, с. 186]. Продолжая разговор на эту тему, известный педагог А.П. Щапов добавляет: «.. .нужно достаточно часто заставлять учащегося работать на уроке так, как если бы он был один, и педагог не находился с ним рядом. В этом случае педагог лишь время от времени вмешивается в работу студента, чтобы внести в самый ход работы, в ее последовательность все те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок и неточностей» [6, с. 123]. Идея полусамостоятельной работы учащегося на уроке заключается в том, чтобы приучить его мобилизовать и использовать весь свой накопленный опыт, научить выдержке и терпению, что, безусловно, окажется необходимым в выработке рабочих навыков полноценной СРС.
В целях активизации СРС в практику работы исполнительского класса нужно активнее внедрять такие виды деятельности, как чтение нот с листа и эскизное разучивание музыкальных произведений. Выдающиеся педагоги-музыканты Г.Г. Нейгауз, А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, М. Коган и др. считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» самостоятельных занятий студента-музыканта. Выдающийся мастер французской пианистической школы А. Корто в «Советах молодым преподавателям» говорил о том же: «Распределять ежедневную работу каждого ученика по таблице используемого времени.: упражнения, этюды, пьеса, чтение с листа» [5, с. 187]. По мнению Л.А. Баренбойма, эскизное разучивание - «особый вид учебной деятельности, который может быть охарактеризован как промежуточный между чтением с листа и доскональным освоением произведения, ведет к существенному увеличению количества прорабатываемого им музыкального материала, к заметному численному приросту того, что познается и осваивается им в ходе учебной деятельности» [4, с. 58]. Следует отметить, что увеличение объема используемого в обучении музыкального материала и ускорение темпов его прохождения стимулирует развитие музыканта, открывает широкие возможности для всестороннего ознакомления с музыкальной литературой, большей частью которое должно происходить в процессе самостоятельной работы студента-музыканта.
Таким образом, самоподготовка студента-музыканта нужна не только для овладения отдельной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы в учебной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения. В вузе преподаватель лишь организует познавательную деятельность студента, а познание осуществляет сам студент. Постепенное совершенствование и повышение уровня самостоятельной работы позволят сформировать ценнейший опыт в этой деятельности, который будет направлен, прежде всего, на «творчество самого себя и явится тем импульсом, который поможет личности в дальнейшем в самостоятельной практической деятельности не останавливаться на достигнутом, а постоянно стремиться к пополнению своих знаний, повышению профессиональной квалификации» [7, с. 203].
Примечания:
1. Крафт Н.Н. Самостоятельная работа как средство саморазвития студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2006. № 4. С. 11-16
2. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под общ. ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987. 240 с.
4. Трифонов А.А. Теория и практика фортепианной педагогики. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1979.
86 с.
5. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. М.: Академия, 2003. 374 с.
6. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика-XXI, 2002.
176 с.
7. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. 270 с.
References:
1. Kraft N.N. Independent work as a means of students’ self-development // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2006. No. 4. P. 11-16
2. Pedagogy and psychology of higher school: a textbook / general ed. by M.V. Bulanova-Toporkova. Rostov-on-Don: Phoenix, 2002. 544 pp.
3. Neuhaus H.G. On the art of piano playing. M.: Music, 1987. 240 pp.
4. Trifonov A.A. Theory and practice of piano pedagogy. Kuybyshev: KSU publishing house, 1979.
86 pp.
5. Tsypin G.M. Psychology of musical activity: theory and practice. M.: Academia, 2003. 374 pp.
6. Shchapov A.P. A piano lesson at a music school and college. M.: Classic-XXI, 2002. 176 pp.
7. Begidova S.N. Theoretical foundations of professional creative development of a specialist of physical education and sports. M.: ASU publishing house, 2001. 270 pp.