Таблица 1
Динамика адаптации студентов-дизайнеров к рынку труда до и после проведения опытно-экспериментальной работы в %
Критерии адаптированности к рынку труда Студенты, имеющие определенный уровень адаптированности к рынку труда (%)
высокий средний низкий
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
Когнитивно-рефлексивный 10/ 59 9/ 12 30/ 35 33/ 39 60/ 6 58/ 49
Ценностно-мотивационный 25/ 27 28/ 26 53/ 63 49/ 54 22/ 10 23/ 20
Креативно-поведенческий 8/ 51 6/ 8 23/ 24 28/ 35 69/ 25 66/ 57
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа. В числителе приведены данные констатирующего, а в знаменателе - формирующего эксперимента.
Эмпирические данные контрольной и экспериментальной (Табл.1) группы подверглись статистическому анализу с помощью ф-критерия Фишера. Обнаружены достоверные различия между динамикой контрольной и экспериментальной групп, также была установлена достоверность различий в динамике адаптированности студентов экспериментальных групп по воздействием разработанных педагогических условий по всем критериям и показателям.
Таким образом, нами уточнено понятие «адаптация студентов к рынку труда» в образовательном процессе как один из аспектов более широкого понятия адаптации; разработана система критериев и показателей адаптированности студентов вузов к ситуации трудоустройства; определен и научно обос-
Библиографический список
І.Чернявская, В.С. Психологические факторы развития профессионализма дизайнера // Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - Т. 2.
2.Чернявская, В.С. Дефицит компетенций будущего дизайнера - проблема адаптации на рынке труда / В.С.Чернявская, А.Н. Кленина //
Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2010. - № 4 (23).
Bibliography
1. Chernyavskaya, V.S. Psychological factors of development of professionalism the designer // Sotsiokulturnye of a problem of the modern person:
materials of IV International scientifically-practical conference. - Novosibirsk: NGPU, 2011. - Т. 2.
2. Chernyavskaya, V.S. Defitsit competences the future designer - an adaptation problem on a labor market / V.S. Chernyavskaya, A.N.Klenina // The World of a science, culture, education. - Gorno-Altaisk, 2010. - № 4 (23).
Article Submitted 18.02.11
нован комплекс педагогических условий, реализация которых в условиях профессионального образования определяет последующую успешность адаптации студента на рынке труда (на примере студентов-дизайнеров).
* Работа выполнена в рамках проекта № 7315 «Ценностномотивационные и организационно-деятельностные основания профессионального образования в сфере дизайна: культурно-
антропологическая, гуманитарно-художественная, конструктивнографическая модели компетентностей» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”
УДК 796
Н.Н. Снесарь, ст. преп. каф. Безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск; В.В. Пономарев, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой физической культуры и валео-логии Сибирского государственного технологического университета, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
В работе описаны методические особенности игр в физическом воспитании детей с легкой степенью нарушения интеллекта. Разработан комплекс педагогической диагностики динамики двигательных и интеллектуальных показателей детей с умственной отсталостью, включающий следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, физическое развитие, психическое состояние, функциональная подготовленность, академическая успеваемость.
Ключевые слова: «кризис детства», физическое воспитание, умственная отсталость, подвижные игры.
Социальные и экономические изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, затронули все сферы общественной жизни и поставили значительную часть населения в условия постоянной адаптации. Таким образом, сложился ряд актуальных проблем, которые являются почвой для исследователей и практических работников в сфере образования. При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка в обществе уделяется недостаточное внимание игровой деятельности в образовательных учреждениях, исчезла преемственность, дети не знают содержания подвижных игр старшего поколения,
редко на улице можно встретить детей, играющих в коллективные подвижные игры, а также они не умеют их и организовать и многое другое [1].
Глубокий и всесторонний анализ научной и учебнометодической литературы по вопросам гармонизации физического воспитания детей с умственной отсталостью в школьной образовательной среде позволил выявить следующую научную проблему: о необходимости обновления содержания образовательно-воспитательного процесса в гармоничном развитии детей с умственной отсталостью, предполагающего усвоения стандартных способов социального взаимодействия,
необходимости формирования у детей навыков здорового образа жизни и недостаточное теоретическое и методическое обеспечение данного процесса средствами физической культуры; потребность в современных педагогических технологиях гармонизации учебно-воспитательной деятельности детей с умственной отсталостью в специализированных образовательных учреждениях и недостаточным научно-методическим обеспечением из разработки.
Столь важна и организация педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, входит в социум полноценным его членом, осознавая свою ценность и неповторимость, тем самым социально адаптируясь ко всем изменениям в столь непростом социальном мире.
Актуальность темы подтверждается еще и тем, что в последнее время в обществе наметился так сказать «кризис детства», который образовался на почве разрыва между жизнью родителей и жизнью детей, с потерей взаимопонимания между ними. Любой сдвиг
в индивидуальной жизни ребенка, изменение черт его личности связаны с изменением реальных обстоятельств жизни ребенка в семье.
Огромные возможности образовательных учреждений имеются в отношении самого главного, а именно организации характерообразующего образа жизни и деятельности, игровой деятельности, производящей своими специфическими средствами черты характера и волю школьника. Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок - это деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно - психического развития [2].
Целью исследования является теоретическое обоснование и опытно - экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности.
Научная новизна выражена в обосновании и наполнении содержанием программно - методическое обеспечение физического воспитания детей с умственной отсталостью, которое включает: дифференцированные группы подвижных и игровых упражнений для решения широкого спектра образовательно - оздоровительных и социализирующих задач; комплексная методика контроля динамики физической подготовленности и физического развития детей в учебном году; комплексы индивидуальных и самостоятельных игровых упражнений, для дополнительной коррекции физических и умственных показателей на каникулах и в домашних условиях. Разработан комплекс педагогической диагностики динамики двигательных и интеллектуальных показателей детей с умственной отсталостью, включающий следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, физическое развитие, психическое состояние, функциональная подготовленность, академическая успеваемость.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании организационно - педагогических условий физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости; наполнением теоретическим содержанием про-
граммно - методического обеспечения физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости на основе подвижных игр и игровых упражнений; теоретическом обосновании педагогической модели гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости; обосновании комплекса педагогической диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности. Теоретические результаты исследования дополняют и расширяют общепедагогические подходы и средства гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая значимость исследования заключается в: разработке программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности; разработаны и структурированы в дифференцированные педагогические блоки игры и игровые упражнения для решения широкого круга оздоровительных, воспитательных и социальных задач.
Социальная среда, создаваемая педагогом в ходе игровой деятельности, должна моделировать такие условия, при которых развивающийся подростковый социум, с одной стороны, способствует осознанию каждым учеником индивидуальных особенностей (своих и чужих), создаёт условия для реализации его социальных ролей; с другой стороны, требует подчинения потребностей личности интересам социума, следовательно, и определённой направленности социальной активности индивида в соответствии с «законами жизни» коллектива.
Особое значение имеет проведение игр на природе, которые имеют ярко выраженную специфику социализирующего влияния на личность школьников.
Поход в природу расценивается детьми как игра, но игра серьезная, со строгими взрослыми правилами. В этой серьёзной игре педагогом целенаправленно создаются экстремальные условия существования, специальная воспитательная среда, активизирующая способности (или выявляющая неспособности) детей адаптироваться в сложных нестандартных ситуациях.
Природная среда «испытывает» умения строить межличностные отношения в таких условиях жизни, которые непосредственно зависят от сплоченности групп, обнаруживают зависимость отдельного человека от коллектива и отношений в этом коллективе, от готовности и умения оказать и принять помощь. Природное окружение создает возможность для гармоничного развития духовного мира личности, её эмоционально - ценностного отношения к природе, к жизни, для понимания своей сопричастности Миру. Дети, соприкасаясь с величием природы, переживает целый комплекс разнообразных, противоречивых ощущений - свободы и социальной зависимости, уверенности в своих силах и страха. Интеграция в природном окружении различных видов социоориентиро-ванной игры позволяет создать специфические условия своего рода социального тренинга, способствующего развитию социальной активности.
Была разработана по содержанию и сформирована структурно технологическая модель организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности (рисунок 1).
Блоки игровых упражнений и их дифференциация в учебном году
№ Блоки игр Содержание игр Задачи Учебный год
1 Игры общей физической подготовки Игры включают различные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метаний, комбинированных упражнений и др. Развитие базовых физических качеств (сила, выносливость, гибкость, скорость и ловкость) Сентябрь, апрель
2 Игры на развитие мышления, памяти и логики Игры-загадки, кроссворды, исторические игры и др. Формирование общих знаний, укрепление памяти, развитие логики. В течение года
3 Игры на развитие координации движения Спортивные и подвижные игры, комбинированные эстафеты, игры с использованием различных предметов и др. Целенаправленное формирование базы различных движений Октябрь, декабрь, май
4 Игры-тренинги пси-хо-мышечной релаксации Аутотренинг, гимнастика йога, медитация, функциональная музыка и др. Сформировать умения и навыки психо-мышечного расслабления Октябрь, декабрь, апрель
5 Игры на природе «Разведчики», «Следопыты», «Гладиаторы», «Охотники» и т.д. Бережное отношение к окружающей среде, умение ориентироваться в пространстве Сентябрь, май
6 Ситуационные и социальные игры Создание в игре сюжетов из жизни и др. Формирование у детей навыков и опыта разрешения (решения) различных жизненных ситуаций. В течение года
Рис. 1. Структура модели организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности
Таким образом, на основе биологический взаимосвязи двигательной и умственной деятельности, где двигательная деятельность детей осуществлялась, через игры и игровые упражнения, в процессе которой происходило формирование и накопление двигательной памяти, что в свою очередь содержит в себе элемент познания и цели, что способствовало активизации интеллектуальной памяти и тем самым происходил процесс гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Выводы исследования: разработано программное и методическое обеспечение физического воспитания детей с умственной отсталостью на основе игровой деятельности которая включает игры распределенные по различным блокам в зависимости от климатического периода учебного года, решение поставленных задач по четвертям, методика избирательного воздействия при реализации подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных или оздоровительных задач. Все это в совокупности обеспечивает динамизм и продуктивность процесса физического воспитания детей с умственной отсталостью в школе - интернате VIII вида; структурирована и наполнена содержанием организационно-педагогическая модель гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующий алгоритм функционирования игровой деятельности: подготовительно - втягивающий этап (первая четверть) - обеспечива-
ет повышение общей физической подготовки, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.; базово - развивающий (вторая четверть) - продолжается повышение общей физической подготовки, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко используются в играх различные атрибуты и снаряды; соревновательно - закрепляющий (третья четверть) - активно применяются комплексные игры, игровые эстафеты, игры с нестандартным решением двигательных задач, с использованием накопленного двигательного опыта, игры с выявлением наиболее активных и думающих школьников; соревновательно - закрепляющий (четвертая четверть) - игры содержат соревновательный характер, игры с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе физического воспитания за учебный год; разработан комплекс педагогической диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающих следующие блоки - критерии: физическая подготовленность, социально-педагогическая адаптация, координационные двигательные способности, кинестезическая дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие, ориентация в пространстве.
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЕК, 1996.
2. Демин, М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности //Философские науки. - 1983. - № 2.
Bibliography
1. Vygotsky, L.S. Psihologija of development as a culture phenomenon. - M.: MPSI; Voronezh: NPO MODEK, 1996.
2. Dyomin, M.V. Igra as a specific kind of human activity // Philosophical sciences. - 1983. - № 2.
Article Submitted 22.02.11
УДК 378
А.В. Шолудякова, асп. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары, E-mail: [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В работе раскрыта сущность коммуникативной компетентности, определены компоненты коммуникативной компетентности, рассмотрено понятие «образовательные технологии», изучены опыт внедрения специализированных курсов, использование новых форм организации учебного процесса студентов, активных методов обучения.
Ключевые слова: образовательные технологии, коммуникативная компетентность, компоненты, специализированные курсы, активные методы обучения.
Ведущим критерием качества подготовки кадров становится их компетентность, которая отражает не только владение системой знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для производительного труда и всестороннего подхода к процессу и результатам труда, но и развитие личностного, социального, интеллектуального потенциала работника, его профессионально важных качеств, позволяющих в дальнейшем в соответствии с возрастающими требованиями работодателей, осуществлять профессиональную деятельность [1, с. 8].
Современной экономике нужен работник, владеющий смежной профессией, имеющий специальные знания, умения и практические навыки в области экономики, маркетинга, менеджмента, информационных систем и технологий. Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, а также обладать навыками предпринимательской деятельности.
Качествами специалистов, пользующимися особым спросом на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, творческий потенциал, профессиональная мобильность и гибкость, умение решать социальнопрофессиональные задачи, анализировать различные ситуации, владение приемами сотрудничества, умение управлять ресурсами (включая время), взаимодействовать с другими людьми, группами и коллективами, гражданская ответственность за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.
Под коммуникативной компетентность мы понимаем интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность профессиональной деятельности, включающий как языковые навыки, так и интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью [2, с. 6].
Исходя из анализа взаимодействия различных субъектов в рамках профессиональной деятельности, нами выделены