Научная статья на тему 'Методические особенности использования игр в физическом воспитании детей с легкой степенью нарушения интеллекта'

Методические особенности использования игр в физическом воспитании детей с легкой степенью нарушения интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КРИЗИС ДЕТСТВА" / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / "CHILDHOOD CRISIS" / PHYSICAL TRAINING / INTELLECTUAL BACKWARDNESS / OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снесарь Н. Н., Пономарев В. В.

В работе описаны методические особенности игр в физическом воспитании детей с легкой степенью нарушения интеллекта. Разработан комплекс педагогической диагностики динамики двигательных и интеллектуальных показателей детей с умственной отсталостью, включающий следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, физическое развитие, психическое состояние, функциональная подготовленность, академическая успеваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снесарь Н. Н., Пономарев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF USE OF GAMES IN PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN WITH EASY DEGREE OF INFRINGEMENT OF INTELLIGENCE

In work methodical features of games in physical training of children with easy degree of infringement of intelligence are described. The complex of pedagogical diagnostics of dynamics of impellent and intellectual indicators of children with the intellectual backwardness, including following blocks-criteria is developed: physical readiness, physical development, a mental condition, functional readiness, the academic progress.

Текст научной работы на тему «Методические особенности использования игр в физическом воспитании детей с легкой степенью нарушения интеллекта»

Таблица 1

Динамика адаптации студентов-дизайнеров к рынку труда до и после проведения опытно-экспериментальной работы в %

Критерии адаптированности к рынку труда Студенты, имеющие определенный уровень адаптированности к рынку труда (%)

высокий средний низкий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Когнитивно-рефлексивный 10/ 59 9/ 12 30/ 35 33/ 39 60/ 6 58/ 49

Ценностно-мотивационный 25/ 27 28/ 26 53/ 63 49/ 54 22/ 10 23/ 20

Креативно-поведенческий 8/ 51 6/ 8 23/ 24 28/ 35 69/ 25 66/ 57

Примечание: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа. В числителе приведены данные констатирующего, а в знаменателе - формирующего эксперимента.

Эмпирические данные контрольной и экспериментальной (Табл.1) группы подверглись статистическому анализу с помощью ф-критерия Фишера. Обнаружены достоверные различия между динамикой контрольной и экспериментальной групп, также была установлена достоверность различий в динамике адаптированности студентов экспериментальных групп по воздействием разработанных педагогических условий по всем критериям и показателям.

Таким образом, нами уточнено понятие «адаптация студентов к рынку труда» в образовательном процессе как один из аспектов более широкого понятия адаптации; разработана система критериев и показателей адаптированности студентов вузов к ситуации трудоустройства; определен и научно обос-

Библиографический список

І.Чернявская, В.С. Психологические факторы развития профессионализма дизайнера // Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - Т. 2.

2.Чернявская, В.С. Дефицит компетенций будущего дизайнера - проблема адаптации на рынке труда / В.С.Чернявская, А.Н. Кленина //

Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск. - 2010. - № 4 (23).

Bibliography

1. Chernyavskaya, V.S. Psychological factors of development of professionalism the designer // Sotsiokulturnye of a problem of the modern person:

materials of IV International scientifically-practical conference. - Novosibirsk: NGPU, 2011. - Т. 2.

2. Chernyavskaya, V.S. Defitsit competences the future designer - an adaptation problem on a labor market / V.S. Chernyavskaya, A.N.Klenina // The World of a science, culture, education. - Gorno-Altaisk, 2010. - № 4 (23).

Article Submitted 18.02.11

нован комплекс педагогических условий, реализация которых в условиях профессионального образования определяет последующую успешность адаптации студента на рынке труда (на примере студентов-дизайнеров).

* Работа выполнена в рамках проекта № 7315 «Ценностномотивационные и организационно-деятельностные основания профессионального образования в сфере дизайна: культурно-

антропологическая, гуманитарно-художественная, конструктивнографическая модели компетентностей» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)”

УДК 796

Н.Н. Снесарь, ст. преп. каф. Безопасности жизнедеятельности и адаптивной физической культуры КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск; В.В. Пономарев, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой физической культуры и валео-логии Сибирского государственного технологического университета, E-mail: [email protected]

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

В работе описаны методические особенности игр в физическом воспитании детей с легкой степенью нарушения интеллекта. Разработан комплекс педагогической диагностики динамики двигательных и интеллектуальных показателей детей с умственной отсталостью, включающий следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, физическое развитие, психическое состояние, функциональная подготовленность, академическая успеваемость.

Ключевые слова: «кризис детства», физическое воспитание, умственная отсталость, подвижные игры.

Социальные и экономические изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, затронули все сферы общественной жизни и поставили значительную часть населения в условия постоянной адаптации. Таким образом, сложился ряд актуальных проблем, которые являются почвой для исследователей и практических работников в сфере образования. При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка в обществе уделяется недостаточное внимание игровой деятельности в образовательных учреждениях, исчезла преемственность, дети не знают содержания подвижных игр старшего поколения,

редко на улице можно встретить детей, играющих в коллективные подвижные игры, а также они не умеют их и организовать и многое другое [1].

Глубокий и всесторонний анализ научной и учебнометодической литературы по вопросам гармонизации физического воспитания детей с умственной отсталостью в школьной образовательной среде позволил выявить следующую научную проблему: о необходимости обновления содержания образовательно-воспитательного процесса в гармоничном развитии детей с умственной отсталостью, предполагающего усвоения стандартных способов социального взаимодействия,

необходимости формирования у детей навыков здорового образа жизни и недостаточное теоретическое и методическое обеспечение данного процесса средствами физической культуры; потребность в современных педагогических технологиях гармонизации учебно-воспитательной деятельности детей с умственной отсталостью в специализированных образовательных учреждениях и недостаточным научно-методическим обеспечением из разработки.

Столь важна и организация педагогических условий, в которых ребенок раскрывается как яркая индивидуальность, входит в социум полноценным его членом, осознавая свою ценность и неповторимость, тем самым социально адаптируясь ко всем изменениям в столь непростом социальном мире.

Актуальность темы подтверждается еще и тем, что в последнее время в обществе наметился так сказать «кризис детства», который образовался на почве разрыва между жизнью родителей и жизнью детей, с потерей взаимопонимания между ними. Любой сдвиг

в индивидуальной жизни ребенка, изменение черт его личности связаны с изменением реальных обстоятельств жизни ребенка в семье.

Огромные возможности образовательных учреждений имеются в отношении самого главного, а именно организации характерообразующего образа жизни и деятельности, игровой деятельности, производящей своими специфическими средствами черты характера и волю школьника. Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок - это деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно - психического развития [2].

Целью исследования является теоретическое обоснование и опытно - экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности.

Научная новизна выражена в обосновании и наполнении содержанием программно - методическое обеспечение физического воспитания детей с умственной отсталостью, которое включает: дифференцированные группы подвижных и игровых упражнений для решения широкого спектра образовательно - оздоровительных и социализирующих задач; комплексная методика контроля динамики физической подготовленности и физического развития детей в учебном году; комплексы индивидуальных и самостоятельных игровых упражнений, для дополнительной коррекции физических и умственных показателей на каникулах и в домашних условиях. Разработан комплекс педагогической диагностики динамики двигательных и интеллектуальных показателей детей с умственной отсталостью, включающий следующие блоки-критерии: физическая подготовленность, физическое развитие, психическое состояние, функциональная подготовленность, академическая успеваемость.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании организационно - педагогических условий физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости; наполнением теоретическим содержанием про-

граммно - методического обеспечения физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости на основе подвижных игр и игровых упражнений; теоретическом обосновании педагогической модели гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости; обосновании комплекса педагогической диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности. Теоретические результаты исследования дополняют и расширяют общепедагогические подходы и средства гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.

Практическая значимость исследования заключается в: разработке программно-методического обеспечения гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности; разработаны и структурированы в дифференцированные педагогические блоки игры и игровые упражнения для решения широкого круга оздоровительных, воспитательных и социальных задач.

Социальная среда, создаваемая педагогом в ходе игровой деятельности, должна моделировать такие условия, при которых развивающийся подростковый социум, с одной стороны, способствует осознанию каждым учеником индивидуальных особенностей (своих и чужих), создаёт условия для реализации его социальных ролей; с другой стороны, требует подчинения потребностей личности интересам социума, следовательно, и определённой направленности социальной активности индивида в соответствии с «законами жизни» коллектива.

Особое значение имеет проведение игр на природе, которые имеют ярко выраженную специфику социализирующего влияния на личность школьников.

Поход в природу расценивается детьми как игра, но игра серьезная, со строгими взрослыми правилами. В этой серьёзной игре педагогом целенаправленно создаются экстремальные условия существования, специальная воспитательная среда, активизирующая способности (или выявляющая неспособности) детей адаптироваться в сложных нестандартных ситуациях.

Природная среда «испытывает» умения строить межличностные отношения в таких условиях жизни, которые непосредственно зависят от сплоченности групп, обнаруживают зависимость отдельного человека от коллектива и отношений в этом коллективе, от готовности и умения оказать и принять помощь. Природное окружение создает возможность для гармоничного развития духовного мира личности, её эмоционально - ценностного отношения к природе, к жизни, для понимания своей сопричастности Миру. Дети, соприкасаясь с величием природы, переживает целый комплекс разнообразных, противоречивых ощущений - свободы и социальной зависимости, уверенности в своих силах и страха. Интеграция в природном окружении различных видов социоориентиро-ванной игры позволяет создать специфические условия своего рода социального тренинга, способствующего развитию социальной активности.

Была разработана по содержанию и сформирована структурно технологическая модель организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности (рисунок 1).

Блоки игровых упражнений и их дифференциация в учебном году

№ Блоки игр Содержание игр Задачи Учебный год

1 Игры общей физической подготовки Игры включают различные разновидности ходьбы, бега, прыжков, метаний, комбинированных упражнений и др. Развитие базовых физических качеств (сила, выносливость, гибкость, скорость и ловкость) Сентябрь, апрель

2 Игры на развитие мышления, памяти и логики Игры-загадки, кроссворды, исторические игры и др. Формирование общих знаний, укрепление памяти, развитие логики. В течение года

3 Игры на развитие координации движения Спортивные и подвижные игры, комбинированные эстафеты, игры с использованием различных предметов и др. Целенаправленное формирование базы различных движений Октябрь, декабрь, май

4 Игры-тренинги пси-хо-мышечной релаксации Аутотренинг, гимнастика йога, медитация, функциональная музыка и др. Сформировать умения и навыки психо-мышечного расслабления Октябрь, декабрь, апрель

5 Игры на природе «Разведчики», «Следопыты», «Гладиаторы», «Охотники» и т.д. Бережное отношение к окружающей среде, умение ориентироваться в пространстве Сентябрь, май

6 Ситуационные и социальные игры Создание в игре сюжетов из жизни и др. Формирование у детей навыков и опыта разрешения (решения) различных жизненных ситуаций. В течение года

Рис. 1. Структура модели организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности

Таким образом, на основе биологический взаимосвязи двигательной и умственной деятельности, где двигательная деятельность детей осуществлялась, через игры и игровые упражнения, в процессе которой происходило формирование и накопление двигательной памяти, что в свою очередь содержит в себе элемент познания и цели, что способствовало активизации интеллектуальной памяти и тем самым происходил процесс гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости. Выводы исследования: разработано программное и методическое обеспечение физического воспитания детей с умственной отсталостью на основе игровой деятельности которая включает игры распределенные по различным блокам в зависимости от климатического периода учебного года, решение поставленных задач по четвертям, методика избирательного воздействия при реализации подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных или оздоровительных задач. Все это в совокупности обеспечивает динамизм и продуктивность процесса физического воспитания детей с умственной отсталостью в школе - интернате VIII вида; структурирована и наполнена содержанием организационно-педагогическая модель гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующий алгоритм функционирования игровой деятельности: подготовительно - втягивающий этап (первая четверть) - обеспечива-

ет повышение общей физической подготовки, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.; базово - развивающий (вторая четверть) - продолжается повышение общей физической подготовки, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко используются в играх различные атрибуты и снаряды; соревновательно - закрепляющий (третья четверть) - активно применяются комплексные игры, игровые эстафеты, игры с нестандартным решением двигательных задач, с использованием накопленного двигательного опыта, игры с выявлением наиболее активных и думающих школьников; соревновательно - закрепляющий (четвертая четверть) - игры содержат соревновательный характер, игры с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе физического воспитания за учебный год; разработан комплекс педагогической диагностики двигательных и интеллектуальных показателей детей с легкой степенью умственной отсталости, включающих следующие блоки - критерии: физическая подготовленность, социально-педагогическая адаптация, координационные двигательные способности, кинестезическая дифференциация, объем двигательной памяти, статическое равновесие, ориентация в пространстве.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЕК, 1996.

2. Демин, М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности //Философские науки. - 1983. - № 2.

Bibliography

1. Vygotsky, L.S. Psihologija of development as a culture phenomenon. - M.: MPSI; Voronezh: NPO MODEK, 1996.

2. Dyomin, M.V. Igra as a specific kind of human activity // Philosophical sciences. - 1983. - № 2.

Article Submitted 22.02.11

УДК 378

А.В. Шолудякова, асп. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары, E-mail: [email protected]

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

В работе раскрыта сущность коммуникативной компетентности, определены компоненты коммуникативной компетентности, рассмотрено понятие «образовательные технологии», изучены опыт внедрения специализированных курсов, использование новых форм организации учебного процесса студентов, активных методов обучения.

Ключевые слова: образовательные технологии, коммуникативная компетентность, компоненты, специализированные курсы, активные методы обучения.

Ведущим критерием качества подготовки кадров становится их компетентность, которая отражает не только владение системой знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для производительного труда и всестороннего подхода к процессу и результатам труда, но и развитие личностного, социального, интеллектуального потенциала работника, его профессионально важных качеств, позволяющих в дальнейшем в соответствии с возрастающими требованиями работодателей, осуществлять профессиональную деятельность [1, с. 8].

Современной экономике нужен работник, владеющий смежной профессией, имеющий специальные знания, умения и практические навыки в области экономики, маркетинга, менеджмента, информационных систем и технологий. Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, а также обладать навыками предпринимательской деятельности.

Качествами специалистов, пользующимися особым спросом на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, творческий потенциал, профессиональная мобильность и гибкость, умение решать социальнопрофессиональные задачи, анализировать различные ситуации, владение приемами сотрудничества, умение управлять ресурсами (включая время), взаимодействовать с другими людьми, группами и коллективами, гражданская ответственность за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности.

Под коммуникативной компетентность мы понимаем интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность профессиональной деятельности, включающий как языковые навыки, так и интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью [2, с. 6].

Исходя из анализа взаимодействия различных субъектов в рамках профессиональной деятельности, нами выделены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.