2. Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I.(2007), "The project "Each school-sports team" - New Direction sportization schools", Russian Children education and health, Proceedings of the IV All-Russia scientific-practical conference, Voskresensk, December 7-8, 2006, Moscow, pp. 19-23.
3. Voloboeva, N.N. (2008), The socio-pedagogical conditions offormation of an active civic position of teenagers in the modern school, dissertation, Omsk.
4. Krysko, V.G. (2010), Active citizenship - the key to success in life, Library Gumer Education, available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/153.php/.
5. Lobanova, S.A. (2009), Active methods of training as means of development of a subject position of student, dissertation, Krasnodar.
6. Pilipchevskaya, N.V. (2008), "The study of social activity of students of pedagogical high school : theory and practice", Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, No.2, pp.34-35.
7. Lyakh, V. I. (2008), "Comparative analysis of the concept and objectives of physical education in the secondary schools of Europe and Russia at the present stage", XII Intern. Scientific. Congress "Modern Olympic andParalympics sport and sport for all", physical culture, 2008, Moscow, pp.130-131.
8. The role of the environment in the development of personality, Pedagogy, available at: http://paidagogos.com/.
9. Slesarev, Yu.V. (2012), Theory and methodology of formation of social competence and ethics in higher professional education, dissertation, St. Petersburg.
10. Tsepelev, V.N. (2004), Children organization as means offormation of social and affordable vital position of teenagers, dissertation, Yoshkar-Ola.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.011.3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ОСВОЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Александрович Пятенко, соискатель, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСиТ), Краснодар
Аннотация
В публикации представлен оригинальный подход, позволяющий осуществить градацию временных затрат на изучение того или иного учебного материала по физической культуре в зависимости от приоритета.
Ключевые слова: программный материал, урок физической культуры, приоритеты в обучении, распределение времени, двигательные умения и навыки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p26-30
DISTRIBUTION OF TEACHING TIME FOR THE MASTERING OF MOTOR SKILLS BY IDENTIFYING THE PRIORITIES OF THE PROGRAM MATERIAL
Sergey Pavlovich Arshinnik, the candidate of pedagogical sciences, Mikhail Yuryevich Pushkarny, the candidate of pedagogical sciences,
Roman Alexandrovich Pyatenko, the competitor, Vasily Ivanovich Tkhorev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The publication presents an original approach that allows carrying out the gradation of the time spent on the study of a teaching material for Physical Education, depending on priority.
Keywords: program material, physical éducation, priorities in teaching, time management, motor skills and abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что одной из задач физического воспитания является овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками. Значительный арсенал таких прикладных упражнений представлен в программном материале по предмету «Физическая культура» учащихся общеобразовательных организаций. Однако в обозримой литературе, в том числе и программах физического воспитания приоритеты в обучении тем или иным видам упражнениям не определены.
Также известно, что самым большим дефицитом на уроке является время. Его нельзя ни накопить, ни приостановить, ни замедлить. Время можно лишь более или менее рационально использовать. Рациональное распределение и эффективное использование времени на уроке - один из основных признаков педагогического мастерства учителя физической культуры. Педагог-мастер, благодаря рационализации трудовой деятельности, при прочих равных условиях за один и тот же промежуток времени дает педагогической продукции (новые знания, двигательные умения, более высокие результаты физической подготовленности) значительно больше, чем начинающий коллега [5]. Рациональная педагогическая деятельность учителя во многом обусловлена имеющимся профессиональным опытом педагога, который позволяет оптимизировать временные затраты посредством интуитивного распределения. Действительно, на основе многолетнего опыта учитель-мастер довольно логично и рационально определяет время на реализацию того или иного вида деятельности в процессе проведения урока. Однако имеющиеся научные данные [4, 6] позволяют утверждать, что рационализация временных затрат возможна уже на этапе планирования и эта рационализация обусловлена, прежде всего, приоритетом тех или иных видов программного материала.
Таким образом, выявлено противоречие, заключающееся, в том, что элементов довольно много, а времени на их освоения, недостаточно. К тому же в научной и учебной литературе, к сожалению, не сказано, как необходимо распределять время на изучение того или иного вида физических упражнений.
МЕТОДИКА
Поскольку приоритетность элементов программного материала не определена, то возникает необходимость дифференциации процесса обучения двигательным умениям и навыкам по критерию приоритетности.
В связи с вышеизложенным, нами разработан подход, заключающийся:
- во-первых, в выявлении приоритетности конкретного вида двигательных умений и навыков;
- во-вторых, в использовании полученных данных в распределении учебного времени на каждый вид изучаемых упражнений.
Решение первой задачи целесообразно осуществить посредством метода экспертных оценок, при котором специалисты-эксперты в специально заготовленных бланках анкеты должны оценочным путем (по 5-балльной шкале) указать следующие аспекты: целесообразность каждого двигательного действия для детей конкретного возраста (фактор 1 или F1), сложность выполнения двигательного действия для учащихся (фактор 2, F2), а также длительность выполнения конкретного упражнения (фактор 3, F3). Полученные в ходе исследования данные подвергались суммированию (F1+F2+F3). В итоге полученная сумма баллов косвенно свидетельствует о приоритете того или иного двигательного задания: чем выше сумма баллов, тем больше приоритет.
Для решения второй задачи мы воспользовались методом корреляции. В качестве критериев взаимосвязи были использованы, с одной стороны, сумма оценок; с другой,
предполагаемое количество времени (в часах), необходимое для изучения, совершенствования и контроля изучаемого упражнения, с учетом общих временных параметров, рекомендуемых авторами программы. При этом полученные в результате расчетов коэффициенты корреляции подбирались с учетом максимального приближения к +1 (единице), то есть чем больше сумма оценок, тем пропорционально большее время необходимо затратить на изучение конкретного элемента. Можно сказать, что таким образом сформирована технология определения «временной ёмкости» упражнений.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для примера проиллюстрируем применение данного подхода при распределении программного материала по разделу «Легкоатлетические упражнения» для учащихся 1-4 классов (по Комплексной программе физического воспитания) [3]. Согласно программной сетке часов на легкоатлетические упражнения при трехчасовой в неделю системе уроков отводится 21 час программного материала. Таким образом, сумма всех затраченных часов должна составить именно 21 час академического времени. По возможности необходимо все представленное в программе многообразие легкоатлетических упражнений освоить за данное время. С целью выяснения приоритетов в обучении легкоатлетическим упражнениям в ходе исследования нами был проведен опрос преподавателей кафедры теории и методики легкой атлетики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (п=9), выступавших в роли экспертов. Им предлагалось на основе пятибалльной шкалы проранжировать целесообразность и важность конкретного вида легкоатлетического упражнения для учащихся младшего школьного возраста (И), сложность освоения упражнений (Б2) и длительность их реализации в процессе изучения, совершенствования и контроля (Р3).
Полученные в ходе исследования данные представлены в таблице.
Таблица
Распределение времени на обучение учащихся начальных классов легкоатлетическим упражнениям, исходя из оценок (в баллах) специалистов за _«важность», «сложность» и «длительность»_
№ п/п Программный материал Б2 Б3 Сумма* ^Часы* (баллы) Решение задачи на:
№асов х2 №асов х4
1 Ходьба различными способами 4,4 1,3 3,3 9,0 1,0 ч 2** 4* * *
2 Бег в чередовании с ходьбой 4,7 1,3 3,9 9,9 1,5 ч 3 6
3 Специальные беговые упражнения 3,7 4,4 2,1 10,2 1,5 ч 3 6
4 Равномерный медленный бег 4,5 3,3 4,7 12,5 2,5 ч 5 10
5 Кросс 4,3 4,3 4,7 13,3 3,0 ч 6 12
6 Бег с преодолением препятствий 3,5 4,7 3,7 11,9 2,5 ч 5 10
7 Челночный бег 4,7 2,0 1,1 7,8 0,5 ч 1 2
8 Бег на скорость 4,7 2,7 2,1 9,5 1,5 ч 3 6
9 Подвижные игры с элементами л/а 4,9 2,9 2,1 9,9 1,5 ч 3 6
10 Прыжки на заданное расстояние 3,6 3,3 1,1 8,0 0,5 ч 1 2
11 Прыжки на месте различными способами 3,6 3,2 1,1 7,9 0,5 ч 1 2
12 Прыжки в длину с места 4,4 3,2 1,1 8,7 1,0 ч 2 4
13 Прыжки в длину с разбега 3,6 4,7 2,0 10,3 1,5 ч 3 6
14 Прыжки в высоту с разбега 3,1 4,7 2,0 9,8 1,5 ч 3 6
15 Прыжки-многоскоки 2,7 3 1,1 6,8 0,5 ч 1 2
16 Метание мяча на дальность 4,4 3,1 1,6 9,1 1,0 ч 2 4
17 Метание в цель 5,0 3,1 1,2 9,3 1,0 ч 2 4
18 Преодоление препятствий различными способами 4,7 4,7 3,6 13,0 3,0 ч 6 12
19 Броски набивного мяча 4,1 4,9 1,2 10,2 1,5 ч 3 6
Итого: 21 час 42 84
Примечание: - важность; Б2 - сложность; Б3 - длительность. * - г=0,98; ** - учебная задача решается на 2-х уроках; *** - учебная задача решается на 4-х уроках
Анализ полученных результатов свидетельствует, что при высокой степени взаимосвязи (при г=0,98 - максимально возможное в данных условиях приближение коэффициента корреляции к единице) наиболее ёмкими в отношении времени легкоатлетическими упражнениями для учащихся младшего школьного возраста являются двигательные задания, предполагающие передвижение по пересеченной местности с преодолением препятствий (кросс, «кроссовые» упражнения), а также навыки равномерного медленного бега. На освоение данных упражнений предполагается отводить от 2,5 до 3 часов учебного времени. Данный вывод по нашему мнению обусловлен тем, что легкоатлетический кросс как вид двигательной активности чрезвычайно многообразен и сложен [1].
Наименее затратными являются различного рода прыжки на месте (с поворотами, на одной и двух ногах и т.п.), прыжки на заданное расстояние и многоскоки, а также варианты челночного бега. Объем затраченного времени составляет всего 0,5 часа (минимально-оптимальная нагрузка, соответствующая уровню ознакомления и начального разучивания двигательного действия).
Промежуточные позиции в рейтинге приоритетности занимают другие виды прыжков (в длину с места и с разбега, в высоту с разбега), различного рода метания, разновидности ходьбы, бега, в т.ч. спринтерского, подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики. При имеющемся ресурсе наиболее оправданные временные затраты для освоения данных упражнений составляют, в среднем, от 1-го до 1,5 часов.
Стоит отметить, что 1 час учебной нагрузки не обязательно должен быть реализован на одном уроке, поскольку процесс физического воспитания продолжителен и не ограничивается рамками только одного занятия. Целесообразно данный академический час разделить на несколько занятий (порций педагогической информации - микрокредитов) [2]. В этом особенность планирования учебного материала по физической культуре, каждая тема которого, как правило, может быть реализована только на нескольких занятиях. Поэтому становится актуальным распределение учебного времени на освоение программного материала на несколько равнозначных (или неравнозначных при так называемом «поминутном планировании») частей (порций). В частности, в таблице предложены два варианта, когда выделенный объем учебного времени в академических часах распределен на две и четыре части. К примеру, прыжки на заданное расстояние при выделенном 1-м академическом часе можно изучать на 2-х, 4-х и т.д. уроках, при соответствующих временных затратах 0,5 и 0,25 часа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом использование данного подхода позволяет наиболее целесообразно осуществить планирование временных затрат на освоение легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры. Указанный подход рекомендуется использовать и при определении приоритетов в обучении в старших классах, а также при планировании учебного материала по другим разделам программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аршинник, С.П. Содержание и методика реализации раздела «Кроссовая подготовка» на уроках физической культуры учащихся общеобразовательных школ : дис. ... канд. пед. наук / Аршинник С.П. - Краснодар, 2009. - 210 с.
2. Аршинник, С.П. Содержание элементов легкоатлетического кросса в физическом воспитании школьников / С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2016. - № 1. - С. 10-14.
3. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы : для учителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В. И. Лях, А. А. Зданевич. - 8-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 126 с. - (Программы общеобразовательных учреждений).
4. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов физ. культуры / М.А. Максименко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - 496 с.
5. Новосельский, В.Ф. Методика урока физической культуры в старших классах : учебно-метод. пособие / В.Ф. Новосельский. - Киев : Рад. шк., 1989. - 128 с.
6. Полозов, Р.Е. К вопросу о совершенствовании планирования учебного материала по физической культуре в общеобразовательной школе / Р.Е. Полозов, С.П. Аршинник // Тезисы докл. XXXXI науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (декабрь 2013 - март 2014 года) г. Краснодар. Ч. 2 : материалы конференции / ред. кол. Г.Д. Алексанянц, А.И. Погребной, Л.И. Просоедова. - Краснодар, 2014. - С. 129-130.
REFERENCES
1. Arshinnik, S.P. (2009), The Contents and a Technique of Implementation of the Section "Cross Preparation" at Lessons of Physical Education of Pupils of Comprehensive School, dissertation. Krasnodar.
2. Arshinnik S. P. (2016), "The Content of Elements of Track and Field Cross-country race in Physical training of Schoolchildren", Physical Education, Sport - Science and Practice, No 2, pp. 10-14.
3. Lyah, V.I. and Zdanevich, A.A. (2011), Comprehensive Program of Physical Training of Pupils of 1-11 Classes of comprehensive School: Programs of Educational Institutions, Prosveshenie, Moscow.
4. Maximenko, A. M. (2009), Theory and methods of physical education, Physical culture and sport, Moscow.
5. Novoselskiy, V.F. (1989), Methods of a lesson of physical education in senior classes, Kiev.
6. Polozov, R.E. and Arshinnik, S.P. (2014), "To a question of improvement of planning of a training material on physical education at comprehensive school", Theses of reports of the XXXXI scientific conference of students and young scientific higher education institutions of the Southern Federal District (December, 2013 - March, 2014). Krasnodar, materials conference, Part 2, Krasnodar, pp. 129-130.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.011
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Саид-Али Махмудович Аслаханов, доктор педагогических наук, профессор, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный
Аннотация
Проблема формирования здоровьесберегающего поведения у этнофоров справедливо считается парадигмой современного общественного развития. Имеющая непосредственное отношение к ней задача улучшения качества жизни населения страны, красной нитью проходит в выступлениях Президента Российской Федерации. Оценка физического и психофизиологического «портрета» этнофоров, изучение особенностей его формирования и накопление информации об этом стали приоритетом, имеющим высокую общественную и государственную значимость. Работа посвящена рассмотрению педагогических подходов к формированию навыков здоровьесберегающего поведения, основанного на базовых ценностях этнопедагогики.
Ключевые слова: базовые ценности, здоровьесбережение, педагогическая технология, модель, этнологическая физическая культура, этнопедагогика.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p30-34
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF HEALTH-SAVING
BEHAVIOR SKILLS
Said-Ali Mahmudovich Aslahanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny
Annotation
The problem of formation of health-saving behavior among the ethnophors is considered as the paradigm of the modern social development. Being directly related to it, the task of improving the quality