Научная статья на тему 'Педагогическая рефлексия в детском туристском коллективе'

Педагогическая рефлексия в детском туристском коллективе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
146
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД / ШКОЛА ВЗРОСЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Верин-галицкий Дмитрий Вячеславович

Для детей любой спортивный туристический поход это школа взросления. Ведь в нестандартных ситуациях, которые зачастую складываются в походе, проявляются и хорошие, и не самые лучшие качества ребёнка. Поэтому неделя похода может дать такой педагогический эффект, какого в стерильных городских условиях не получить и за год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Reflection In The Children's Tourism Team

Tourist approachas a school of growing up. Creating a reflexive space during a campaign. Involuntary and voluntary forms of children's reflection. Reflection as a component of education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая рефлексия в детском туристском коллективе»

Для детей любой спортивный туристический поход — это школа взросления. Ведь в нестандартных ситуациях, которые зачастую складываются в походе, проявляются и хорошие, и не самые лучшие качества ребёнка. Поэтому неделя похода может дать такой педагогический эффект, какого в стерильных городских условиях не получить и за год.

-о-

• туристический поход • школа взросления

• педагогическая среда • рефлексия • рефлексивное пространство

Чем цивилизованнее становится мир вокруг нас, тем медленнее происходит взросление детей. Ведь человек взрослеет тогда, когда преодолевает жизненные трудности. Не секрет, что сегодня многие выпускники школ не способны решать житейские проблемы, проблемы, связанные с трудовой деятельностью, делать нравственный выбор. Одна из причин такой инфантильности заключается в том, что родители и педагоги старательно ограждают детей от самостоятельной деятельности, от ситуаций, когда необходимо самостоятельно принимать решения.

Под «школой взросления» мы понимаем педагогическую среду (организованную или возникшую стихийно), в которой ребёнок проживает «взрослую» жизнь с её ролями, ответственностью, преодолением препятствий.

Важный компонент воспитания, ведущий к взрослению, — рефлексия. В современном педагогическом процессе (школьном или внешкольном) детской рефлексии уделяется немного внимания. В основном акцент делается непосредственно на детскую деятельность, которую педагоги стремятся сделать яркой и интересной, забывая о том, что её ценность становится на порядок выше, если эта деятельность сопровождается детской рефлексией. Но для многих педагогов создание ситуаций, в которой процесс рефлексии у детей происходит естественно и не выглядит «воспитательным мероприятием», явля-

Педагогическая рефлексия в детском туристском коллективе

Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,

учитель школы № 32 г. Хабаровска, руководитель детского туристского объединения «Арго»

ется сложной педагогической задачей. Потому что рефлексия — это процесс не публичный, а глубоко внутренний и камерный. И эта его скрытая от посторонних глаз особенность делает эту педагогическую работу и сложной, и интересной одновременно.

Один из важных компонентов нравственного взросления — осмысление ребёнком не только происходящих вокруг него событий, но и своей роли в этих событиях. Создание ситуации педагогом, когда ребёнок внутри себя произносит аутентичный текст, направленный на осмысление происходящих событий, — уже достижение педагога. Однако «высшим пилотажем» его педагогической деятельности по созданию рефлексивного пространства становится создание ситуации, в которой ребёнок озвучивает аутентичный текст.

Аутентичная речь — это совершенно особая форма речи, которая не обязательно может быть грамматически правильной и выверенной, но она всегда искренняя, основанная на внутренних переживаниях. Это живая речь, которая отражает те процессы, которые происходят внутри человека. Неформальная среда общения между детьми, между детьми и взрослыми в детском туристском объединении снимает многие поведенческие шаблоны, которые накладывает на ребёнка школьная и дворовая среда общения.

В работе нашего детского туристического объединения «Арго» мы отмечаем непроизвольные и произвольные формы детской рефлексии.

• Внутренний диалог ребёнка с самим собой. Иногда достаточно, чтобы ребёнок оказался в условиях, которые дают толчок к тому, чтобы этот диалог наступил (берег реки со спокойным течением или бурлящим потоком, ночной костер, закат солнца, линия горизонта, звёздное небо и Млечный Путь и пр.). Как правило, в этом диалоге ребята «проживают» походные ситуации, или ситуации повседневной жизни, погрузиться в которые в условиях города нет возможности.

• Индивидуальный разговор руководителя с ребёнком, если он (ребёнок) оказался в проблемной ситуации (руководитель выступает в роли детского психолога или взрослого, которому можно доверять). В этом случае педагог прежде всего собеседник, который стремится к тому, чтобы ребёнок рассказал и проанализировал свою проблему. При этом важно, чтобы подросток сам сказал, какой выход он видит из проблемной ситуации. Педагог же может озвучить своё видение проблемы и способа её решение, но в ненавязчивой форме («Мне кажется что...», «Я поступил бы так...», «Давай подумаем, как нам лучше с этим справиться.»). Такая форма выхода к рефлексии возможна только при полном доверии ребёнка к педагогу.

• Групповое подведение итогов дня. В подведении итогов походного дня должны участвовать все ребята. Необходимо также следить за тем, чтобы не было взаимных обвинений. Обсуждается выполнение каждым участником своей походной роли, обязанностей и поручений этого дня. Причём роль руководителя в данном случае —

организация группового диалога. Самому же руководителю желательно во время этого разговора занять позицию старшего товарища, а не руководителя. Это разговор равного с равными, где главной ценностью является культура диалога между детьми, между взрослым и ребёнком, а также создание условий, в которых ребёнок может вслух произнести аутентичный текст.

• Письменные опросы ребят.

Вопросы, которые мы рекомендуем задать ребятам до похода:

— Что ты ожидаешь от предстоящего похода?

— Чему бы тебе хотелось научиться во время похода?

— С кем бы тебе хотелось поближе познакомиться или подружиться и почему?

Вопросы, ответить на которые следует по завершении похода (на последнем биваке, в поезде, на вокзале, но не дома, где будет уже иная рефлексия):

— Оправдались ли твои ожидания?

— Чем в эмоциональном плане стал для тебя этот поход?

— Что нового ты вынес для себя из этого похода в сфере отношений между людьми?

— Что ты нового узнал во время этого похода?

— Чему ты научился во время этого похода?

— Как ты считаешь, в чём ты во время этого похода оказался слаб и над чем тебе надо работать?

— Опиши самый яркий и запоминающийся сюжет этого похода.

— Я хочу сказать...

Перед тем как участники похода начнут в письменной форме отвечать на вопросы, важно нацелить их на то, что ответы адресованы лично руководителю. Педагог же в свою очередь, чтобы оправдать доверие воспитанников, не должен предавать огласке тексты личного, интимного содержания.

Ответы детей позволяют руководителю на многое взглянуть их глазами, сделать для себя определённые выводы. Но самое главное то, что вопросы стимулируют ребят к размышлению, в процессе которого и происходит их взросление.

Один из способов создания ситуации рефлексии — игра в создание «книги» про поход. Тот, кто хочет (требовать от каждого выполнения этой работы нельзя), в своей тетрадке в свободное время рассказывает об интересных событиях прошедшего дня, о своих ощущениях во время этих событий. По завершении похода из этих текстов и складывается «книга». В век информационно-коммуникационных технологий подобная работа является весьма интересной и педагогически насыщенной.

Текст бумажный отличается от текста, который «прокручивается» в голове у ребёнка. Он не всё напишет, потому что пока ещё не всё может доверить бумаге. Но то, что он сел и взял тетрадку и ручку,

Д.В. Верин-Галицкий. Педагогическая рефлексия в детском туристском коллективе

уже означает начало процесса рефлексии. И очень важно, чтобы это делалось «здесь и сейчас», а не после похода. Пусть в чём-то эти тексты могут показаться наивными, но они искренние, и в них ребёнок пишет о том, что его действительно волнует.

Если педагог стремится к тому, чтобы дети в походе создавали аутентичный текст, то надо придерживаться некоторых правил:

1. Бумага и ручка должны быть доступными. Тетрадь может быть общей для всех, но в этом случае ожидать рефлексивных текстов можно едва ли. В идеале у каждого должна быть своя тетрадь. Варианты «общения с бумагой» могут быть разными, главное — исключить принудительность подобной работы.

2. Руководителю тоже необходимо участвовать в создании книги, поскольку установка — «Мы пишем книгу про поход» — распространяется и на него. Это коллективный труд.

В статье «Поход как ситуация воспитания»! были приведены в качестве примера детские тексты, которые стали частью «книги про поход».

В июне 2009 года детский клуб «Арго» проводил поход-сплав по реке Яурин (Хабаровский край). Это было недельное путешествие первой категории сложности. Были в этом походе и препятствия, которые нужно было преодолеть ребятам, второй категории сложности. В нём участвовали двадцать детей, трое студентов и два руководителя. В последний день похода ребята, уединившись, письменно отвечали на такие вопросы: м-'

1. Что я ожидал от этого похода?

2. Насколько оправдались мои ожидания?

3. Что нового для себя я вынес из этого похода? Чему научился?

4. Опиши наиболее интересные события.

5. Я хочу сказать...

Вот ответы некоторых ребят с комментариями руководителя (выделены курсивом).

Настя (14 лет)

1. От этого похода я ожидала много тренировок, нагрузок. Ожидала, что будет побольше шивер и поменьше плеса!

Настя относится к разряду спортсменов гребцов-слаломистов, поэтому для неё прежде всего важно как можно больше времени проводить на воде в каяке, тренироваться. Она уже участвовала в серьёзном походе по реке Акишма четвёртой категории сложности, и вполне естественно, что Насте хотелось больше водных препятствий и в этом походе.

- 2. Мои ожидания оправдались на 96%.

1 Верин-Галицкий Д.В. Поход как ситуация

В первые дни мы проходили только по 10

воспитания / Народное образование. 2008.

№ 3 С 227-233 километров, а я думала, что нагрузки будут больше.

Непродолжительность дневных переходов в первые дни обусловлена небольшим километражем всего похода (110 км). Для руководителя в этом походе важно было отработать навыки лагерных работ, что требует времени. И ещё необходимо отметить, что все дети — участники этого похода имели разный уровень подготовки, и перегружать новичков большими нагрузками в первые дни было совершенно ни к чему.

3. В этом походе я научилась мыть котелок с обратной стороны. Было очень весело! Мы мыли по собственному желанию!

Мыть котёл с внешней стороны — это один из видов наказаний за проступки. Эта работа относится к категории бесполезных: отмытый до блеска котел при следующем приготовлении пищи на костре снова становится закопчённым. Однако у ребят иногда возникает желание просто так помыть котел снаружи. Об этом Настя и пишет.

4. Больше всего мне понравилось, когда меня ставили на переднюю «свечку» на каяке в бочке на шивере Аланапской. Ещё было интересно проводить спасательные работы на двухместном катамаране с Сашей Н. Здорово, что погода порадовала нас, было очень много солнца и поэтому мы очень много купались! Несомненно, понравилась компания! Все ребята — очень весёлые и позитивные. Особенно классные — товарищи Павел и Василий!

Этот поход действительно был очень добрым итёплым. И это отмечают практически все его участники. Настя очень жизнерадостный ребёнок, поэтому она и отмечает, что было много солнца, хотя на самом деле погода зачастую была серой и дождливой. Оценка ребёнком погоды по окончании похода — очень хороший индикатор его жизнерадостности и открытости миру. А позитивная оценка окружающих (компании) — это индикатор его коммуникативного потенциала.

5. Я хочу сказать, что поход был просто супер! Всё просто классно! И погода, и компания, и просто всё. Обязательно пойду снова!

Что ж, приятно.

Станислав (15 лет)

1. Я пошёл в этот поход, потому что мне это нравится. С каждым походом накапливаешь всё больше опыта, приобретаешь всё больше новых знакомых.

Стас занимается в клубе с двенадцати лет, и опыт походный к своим пятнадцати годам имеет немалый. Это ребёнок, на которого действительно можно положиться. При этом он относится к категории «махровыхтроечников», проводит много времени на улице, бьли проблемы и с милицией. УСтаса очень трудолюбивые руки, которые быстро «схватывают» новый вид деятельности. Стас действительно очень ценит то, что в походах он уже многому научился. Для Стаса ценно, что наш туристский круг общения несколько иного уровня, чем тот, с которым ему приходится сталкиваться в обычной жизни.

2. Я никогда не ожидаю от походов ничего сверхъестественного. Просто иногда надо куда-то свалить из города, чтобы не сойти с ума от всей этой городской суеты.

Не только взрослые, но и дети отмечают, что от городской жизни надо отдыхать. Походные условия, хороший коллектив благотворно влияют на психологическое состояние человека.

3. В этом походе я понял, что не надо ничего бояться, потому что всё в этой жизни зависит от самого себя.

Во время похода Стас подружился с Сашей Н., который из всех наших детей — гребцов-слаломистов является самым сильным спортсменом. Стас, если видит, что кто-то что-то делает хорошо, в силу своего характера, не спрашивает, как человек это делает, а старается повторять, и в процессе этого учится. Стас отмечает именно возможность тренировок на воде вместе с Сашей, вовремя которых можно многому научиться.

Ксения (14 лет)

1. Этого похода я ждала долго. Я хотела поскорей познакомиться со всеми его участниками, посмотреть и прочувствовать все прелести горной реки. Ведь это так интересно!!! А природа — непередаваемое словами зрелище.

Ксения воспитывается мамой и бабушкой. Мама — майор милиции. Ксения занимается в балетной школе. Очень лёгкая и открытая. Опыта туристских походов до этого похода девочка не имела, но из разговоров с ней я понял, что мечта о таких путешествиях была давней.

2. Мои ожидания оправдались на все сто!!! Все ребята оказались открытыми и приятными в общении. Но с нами ездили ещё и студенты разных учебных заведений. Они тоже как дети, также веселятся и шутят.

Ксения уже вошла в возраст активного полового созревания, и, вполне естественно, что в центре её внимания в этом походе были студенты — Павел, Василий и Дмитрий — общительные, спортивные и достаточно хорошо воспитанные.

3. Этот поход был первым для меня. Я с большим удовольствием наблюдала за детьми, которые катаются на каяках. Но когда я сама села в каяк, то просто испытала невероятные ощущения!!! Для меня это было необычным, даже недосягаемым, но оказалось, что это совершенно не так.

Действительно, когда ребёнок впервые видит таких же, как он, детей на бурной воде в каяках, то возникает вполне естественное уважение к этим ребятам. «Невероятные ощущения» Ксения испытала, сев на каяк в первый день похода на совершенно спокойной воде. Конечно, сразу управлять маленькой лодочкой у Ксении не получилось, что совершенно естественно. Но важно было попробовать, чтобы что-то для себя понять.

4. Самым интересным событием для меня стало массовое купание. Сухим из воды никто не вышел. Хоть за руки, хоть за ноги, но тебя всё равно затаскивали в воду. Это было так классно!..

Это массовое купание — яркий пример того, что самые простые, специально не подготовленные события могут становиться для кого-то кульминацией всего похода (лагеря, сбора и пр.).

5. Я хочу сказать огромное спасибо Дмитрию Вячеславовичу за то, что он пригласил меня в этот поход. Главное, что я осталась очень довольна и полна впечатлений!

Для руководителей такие слова благодарности многого стоят. Семён (14 лет)

1. Уезжая из Хабаровска, я ожидал увидеть спокойную речку, со слабым течением, скучные пейзажи и скучных людей.

Так же как и для многих, этот поход-сплав для Семёна был первым. Почему у мальчика были такие ожидания, можно только предполагать. Возможно, период подготовки к походу совпал с одним из кризисных периодов подросткового возраста.

2. Мои ожидания не оправдались, оказалось всё наоборот. Бурное течение, расчёски, шиверы и бочки — все эти прелести сопровождали нас в течение всего сплава. Люди оказались здесь добрыми и отзывчивыми, в общем замечательными. Во время похода никто не кричал друг на друга, не дрался и не хвастался своими успехами. Пейзажи здесь оказались просто неотразимыми. Мой отец художник, и я очень огорчился, что его со мной не было. Наши руководители вежливые и заботливые люди, всегда готовые прийти на помощь. Но были и негативные моменты — не самая лучшая погода. Большую часть всего похода шли дожди, было мокро и сыро.

Семён один из немногих, кто в качестве негативного момента похода отметил плохую погоду. Большинство ребят кокончанию похода о ней уже не вспоминали. В день отъезда (день ответов на вопросы) стояла солнечная погода. Ответы Семёна в который раз убеждают нас в том, что короткие моменты напряжения, преодоление препятствий оставляют в сознании ребёнка более глубокий след, чем события спокойные и размеренные. Нельзя сказать, что река Яурин является бурной — это таёжная река с иногда встречающимися участками шивер второй категории трудности. Поскольку их преодоление вызвало наиболее яркие эмоции, то и в целом река воспринимается именно так.

3. Холод и вода ещё больше сплотили наш коллектив. Да и я натренировал свой характер и силу духа. Во время похода я научился работать сообща, разжигать костер с одной спички, ходить на катамаранах и преодолевать на каяке шиверы и бочки.

Конечно, за один поход натренировать характер и силу духа невозможно. Но то, что мальчик сам делает вывод о том, что преодоление трудностей воспитывает силу духа, уже хорошо. Приятно, что

Семён отмечает сплочение коллектива в деятельности и трудностях. Действительно, к окончанию похода уровень сплочения нашей туристской группы стал выше. Хочется отметить поэтичность многих высказываний Семёна.

4. Самым интересным событием похода было преодоление шивер. Когда мы сплавлялись по реке, каждый из нас менялся местами на судах — кто был до обеда на катамаране, после обеда садился в каяк, и наоборот. Настала и моя очередь сесть в каяк. Я сел в каяк и поплыл по течению. Был тёплый и солнечный день. Я наслаждался пейзажами, когда ко мне на катамаране подплыл Дмитрий Вячеславович и сообщил, что впереди шивера. «Что такое шивера?» — спросил я. «Шивера — это хаотичное нагромождение камней в русле реки», — ответил Дмитрий Вячеславович. Я представил себе немного бурлящую воду и пару больших камней. Но когда мой каяк зашёл за поворот, то «сердце моё ушло в пятки». Передо мной предстала такая картина: большие волны ударяются в десятки камней, половина которых находится под водой. Я уже собирался затабанить, но вспомнил китайскую мудрость: «Только тот побеждает тигра, кто встречает его лицом к лицу». Набрав максимальную скорость, я «влетел» в первую волну. Пройдя её, я удивился ещё больше. Прямо передо мной появился камень. Мои руки сами начали работать, как ветряная мельница, и мой каяк плавно обошёл препятствие. Затем волна, ещё одна, ещё и ещё, камень, волна, катамаран Дмитрия Вячеславовича резво скачущий по волнам. Но, наконец, я почувствовал, что волны утихают и мои пальцы, чуть-чуть не сломавшие весло, постепенно расслабились. Почувствовав облегчение, мой каяк устремился по течению дальше в неизвестность. Вот так я познакомился с шиверой.

Семён весьма точно описывает напряжение человека, впервые оказавшегося в подобной ситуации.

5. Я хочу сказать огромное спасибо организаторам этого похода — Михаилу Михайловичу за вечную и лучезарную улыбку, Дмитрию Вячеславовичу за помощь и поддержку в трудных для меня ситуациях, моим друзьям за моё отличное настроение, Балдохе (одно из имён языческого бога Солнца), который работал по возможности в полную силу, девчонкам за то, что радовали мои глаза своей красотой, старшим товарищам за неунывающее настроение, вкусные обеды, завтраки, ужины и отличные песни под гитару.

Лёня (10 лет)

1. Мои ожидания от этого похода: найти новых друзей, научиться лучше кататься на каяке и стать скромнее.

Лёня появился в клубе, когда начинал учиться в третьем классе. По окончании третьего класса он пошёл в этот поход. Про таких говорят — весьма социализированный ребёнок. Мальчик далеко не идеальный, но очень открытый, а иногда до слёз ранимый. Очень быстро умеет находить слабые места у людей и начинает ими манипулировать. Всегда имеет своё мнение и готов его отстаивать, причём часто совершенно бесстрашно, невзирая, кто перед

ним находится. Уже в столь юном возрасте претендует на лидерство, подчиняться готов только психологически более сильному. Редко когда скучает, может сам находить себе занятие.

Лёня отмечает важные для себя ожидания. Детям с претензией на лидерство действительно трудно найти близких друзей, но потребность в них есть. На каяке Лёня уже что-то умеет делать, но малый рост пока многого не позволяет. Из лодки видна лишь голова и руки. Со скромностью у ребёнка действительно есть проблемы и Лёня это понимает и отмечает как свой недостаток.

2. В этом походе я нашёл друзей, которые мне помогали.

Жизнерадостный и общительный Ленька дорожит добрым к себе отношением. Ребёнку во время похода многие помогали, так как он был самый младший и самый маленький. По всей видимости, именно помощь со стороны других ребят он и отмечает. Это очень хорошее качество — ценить помощь других людей.

3. Я хочу сказать всем ребятам, что это замечательный спорт, и я всем советую заниматься им.

Весьма позитивное заключение сделал после восьмидневного похода десятилетний ребёнок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Василий (21 год), спустя несколько дней и без взрослых комментариев

Спасибо за этот поход всем, это было действительно неописуемо! Ни один текст не может передать того, что я сейчас ощущаю, оказавшись вдали от реки, костра, палатки и гитары. Долго ли продлится этот ступор? Ничего меня не радует, я просто хочу вернуться туда, хотя бы на часок.

Хочу ещё раз услышать байку о кладбище староверов, надеть на гитару каподастр и послушать про ту самую «Аляску», которую уже два часа просит спеть начинающий каноист. Хочу есть недосоленный обед или молочную кашу на завтрак, пусть даже без изюма. Скинуть двух подружек в холодную реку и наслаждаться их пронзительными воплями. Объяснить носовым гребцам, что нельзя оттолкнуть катамаран не намочившись. Посмотреть «сороконожку», в которую играет соседний кат с шестью гребцами. Очень и очень хочу ещё раз вспомнить наставление: «Главное, Вася, это крен» — и уйти с этими мыслями в оверкиль (в переворот) на каяке. Посмотреть на уплетающую ужин девушку, которая принципиально не ела после 18:00 буквально пару дней назад. Услышать задорный смех лукавого озорника пятиклассника. Почувствовать приятное прикосновение тихой девушки с разноцветными волосами. Ой, как хочется услышать ругань Стаса и успокаивающие речи Лёхи. Опять помочь в чём-нибудь Вике. И ощутить в левом боку подтверждение того, что в двухместной палатке должно спать действительно не больше двух человек.

Но пройдёт и этот временный ступор, многое забудется, а остальное сольётся в единую яркую эмоцию моего сознания под названием Яурин-2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.