Научная статья на тему 'Экспедиция и поход как школа взросления'

Экспедиция и поход как школа взросления Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ПОХОД / ШКОЛА ВЗРОСЛЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Верин-галицкий Дмитрий Вячеславович

Экспедиция и поход как уникальная отечественная воспитательная технология. Положение и статус профессионалов в области детского туризма в современном образовании. Обеспечение воспроизводства кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Верин-галицкий Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспедиция и поход как школа взросления»

ЭКСПЕДИЦИЯ И поход

как школа взросления

Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,

учитель средней школы № 32 г. Хабаровска, руководитель детского туристского клуба «Арго», кандидат в мастера спорта по спортивному туризму, председатель маршрутно-квалификационной комиссии Федерации спортивного туризма Хабаровского края

Туристско-краеведческая деятельность детей в нашей стране имеет очень давнюю историю, корни которой прорастают из XIX века. Эта сфера воспитательной работы с детьми очень многопланова и включает краеведение, экскурсионную работу, различные полевые экспедиции, детский спортивный туризм. Цель этой статьи — обозначить проблему, которая существует в той части туристско-краеведческой деятельности, которая связана с активным взаимодействием детей и природной средой, а именно походный и экспедиционный туризм, соревнования по спортивно-туристскому многоборью, тот туризм, который исторически в массовом сознании граждан нашей страны доминирует в понимании термина «детский туризм».

• спортивный туризм • поход • школа взросления • нравственные установки

• патриотизм

Детский спортивный туризм — национальная воспитательная технология

Детский спортивный туризм — это исключительно российская национальная воспитательная технология, причём технология уникальная, аналогов которой, кроме стран бывшего Советского Союза, нет. Технология, в основе которой лежит деятельность интересная, активная, формирующая важные человеческие качества.

В детском спортивном туризме деятельность воспитанников связанна с их участием в спортивных

походах различных степеней и категорий трудности до третьей категории трудности включительно и в соревнованиях по спортивно-туристскому многоборью до 4-го класса дистанций включительно.

По каким признакам выделяют детские спортивные походы среди разного рода путешествий? Для спортивных походов обязателен активный способ перемещения в пространстве, когда главным двигателем становится сам человек, его мускульная сила — пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах; это перемещение должно происходить в природной среде с преодолением различных естественных препятствий и быть относительно или полностью автономным, то есть контакт

группы на маршруте с «цивилизованным» миром должен быть минимальным или не быть его вовсе.

Туристская деятельность в силу специфики создаёт хорошие условия для развития общественной активности её участников. Детский спортивный туризм во многом моделирует ситуации и отношения между людьми, с которыми ребёнку предстоит столкнуться во взрослой жизни. Проживая взрослые трудности не на игровых, а на реальных моделях в детстве, человеку значительно легче будет разобраться в тех житейских проблемах, с которыми ему придётся столкнуться на большом жизненном пути. И эта подготовка к взрослой жизни происходит в процессе интересной, насыщенной, яркой детской жизни. Период участия ребёнка в детском туристском коллективе — это прежде всего самая настоящая жизнь, происходящая в близкой детской природе природной среде.

Коммуникация внутри замкнутой и автономно существующей детской туристской группы учит выстраивать отношения между людьми, ведь в будущем во взрослой жизни придётся столкнуться с человеческими отношениями самого разного рода. Именно в условиях туристских походов детьми хорошо осваиваются навыки сотрудничества, формируются социально-значимые качества их личности, такие как самостоятельность, ответственность, воля, выносливость, активность, коммуникабельность, способность длительного существования с другими людьми на одном пространстве, умение руководить и подчиняться.

Для детей спортивно-туристский поход — это школа взросления.

Школа взросления — это педагогическая среда, организованная взрослым или возникшая стихийно, в которой человек проживает, будучи ребёнком, в настоящем «взрослую» жизнь с её ролями, ответственностью, преодолением препятствий, которые не воспринимаются им как игра, со всеми сложностями коммуникации между участниками педагогического взаимодействия и обучением выстраиванию отношений между ними1.

1 Верин-Галицкий Д.В. «Педагогический аспект проблемы взросления» / / Народное образование. — 2011. — № 6. С. 262—267. http://статьчеловеком.рф/?page_id=215

Здесь в совместной деятельности, происходящей в походных условиях, в преодолении трудностей самого различного характера, в межличностной коммуникации формируются черты характера и способности взрослого человека. Открываются и хорошие, и не самые лучшие качества каждого, а на поверхность порой выходит то, что в обычной городской жизни прячется глубоко внутри. Не ведая того, каждый показывает себя настоящего, а не придуманного или адаптированного в соответствии с ситуацией дома, в школьном классе или во дворе.

Несколько дней похода вмещают в себя столько событий, впечатлений и эмоций, что в городской жизни не происходит и за более длительный промежуток времени. Неделя похода может дать такой педагогический эффект, какого в городских условиях не получить и за год.

Потому что...

Мы учимся быть самостоятельными.

А как по-другому? Родителей рядом нет, поваров нет, множества взрослых, которые делают всё за нас, нет, а наши решения, поступки и действия работают и на обеспечение нашей жизнедеятельности в весьма непростых условиях природной среды, и на то, чтобы дело, в которое мы ввязались, было доведено до конца, и маршрут, по которому мы идём, был пройден, и пройден безаварийно.

Мы становимся ответственными.

Безусловно! Ведь мы осознаём, что наши решения, поступки и действия могут иметь цену. И эта цена может быть слишком высокой. А самая высокая цена — это жизнь человека. Это не пафос, в спортивном туризме всё очень серьёзно и всё по-настоящему.

Мы укрепляем характер и волю.

Ведь преодоление трудностей невозможно без усилий и терпения. А когда

такие ситуации возникают весьма часто? Именно тогда выковывается характер и закаляется воля. И само перемещение в пространстве, где главный движитель — мускульная сила самого человека? Это ли не инструмент волевой закалки?

Именно воля работает на то, чтобы поставленные цели достигались, чтобы намеченное осуществлялось, чтобы жизненные трудности не ломали человека. Воля тренируется только в трудностях и их преодолении. А много ли трудностей есть в городской жизни у современных детей, тех трудностей, которые необходимо преодолевать, сжимая зубы? В детском туризме воспитание воли происходит очень естественно, потому что трудностей физического плана, где надо просто терпеть, превозмогая усталость, справляясь со слабостью достаточно.

Мало прожить событие, для взросления важно ещё его пережить во внутреннем диалоге с самим собой, проанализировать то, что с тобой произошло в недавнем прошлом, что происходит в настоящий момент, выстроить возможный сценарий будущих событий и своего в них поведения. Поскольку мы «играем в слишком серьёзные игры», то и необходимость для осмысления происходящего с нами является совершенно естественной, а не специально «педагогически организованной».

Мы вырабатываем нравственные установки.

Мы убеждены, что на формирование нравственных норм влияет деятельность, в которой присутствуют отношения между людьми. Ведь нравственная норма, о которой подросток знает, например, от взрослых, должна получить подтверждение в процессе проживания им ситуаций, в которых есть отношения между людьми, есть межличностная коммуникация. В этом случае в его сознании та или иная нравственная норма проявляется в различных ракурсах и либо принимается окончательно, либо отторгается. Иначе все слова-нотации, адресованные подросткам о том, «что такое хорошо и что такое пло-

хо», останутся лишь словами, которых вокруг нас очень много.

Мы воспитываем патриотизм. Спортивные походы с детьми по родной земле это не что иное, как очень сильное средство воспитания патриотизма. Когда дети ногами ходят по своей земле, видят её, дышат её воздухом, чувствуют её, переживают свои трудности в тесном контакте со своей землей, в их сознании и душе запечатлевается образ Родины, происходит единение с ней. Здесь и формируется истинный патриотизм. Потому что патриотизм в первую очередь это внутреннее, на уровне души, единение со своей землей, со своей страной, ощущение в себе чувства Родины. А чувство Родины рождается у человека только в детстве. Только в детстве! Если через это ребёнок не проходит, то только гербово-флагово-гимновое воспитание патриотизма, воспитание ура-патриотическими кричалками «Давай, Россия, давай, давай...» силу имеют многократно меньшую. И герб, флаг, гимн и кричалки в какой-то момент в жизни человека могут оказаться заменёнными на другие герб, флаг, гимн и кричалки. Чему примеров в нашей истории более чем достаточно.

Сколько офицеров Вооружённых сил, спасателей МЧС, учёных, просто сильных духом людей, нашедших себя в различных сферах деятельности, людей с патриотическим сознанием, людей, которыми Россия может гордиться, прошли через детский туризм!

На сегодняшний день очень остра проблема ухода детей из мира реального в мир виртуальный. Вечером до наступления темноты идёшь по дворам и наблюдаешь нерадостную картину: хоккейные коробки во многих дворах стоят пустые. В них дети не играют! И вообще детей во дворах с каждым годом становится всё меньше и меньше! Где же они? Некоторые из них, конечно, ходят в кружки и секции, но в основном — они в своих квартирах бродят по социальным сетям, разглядывая

чужие фотографии, кто-то из них плотно подсажен на компьютерные игры, кто-то уходит по ссылкам на сайты, содержащие совсем не детский контент, а именно порнографию, экстремизм, фашизм. Подросток без дела начинает дуреть, пустоту своего пространства он начинает заполнять тем, чего там в принципе быть не должно. Получается так, что взрослые сами создали ситуацию, в которой есть все условия, чтобы ребёнок стал больным физически, больным психически, больным нравственно. Кого растим? Непонятно...

Итак, детский спортивный туризм — это патриотизм, это лидерство, это самостоятельность, это вход во многие профессии — спасатели, военные, экологи, историки-краеведы, медики и, конечно же, педагоги. И сегодня поднимается вопрос о том, что туризм надо внедрять в школы, что необходимо учить этому направлению педагогической работы студентов педагогических высших и средних учебных заведений, готовить их как специалистов-организаторов туристских походов с детьми. Этот опыт в нашей стране уже был.

Риск«сворачивания» детского спортивного туризма

События 2016 года на карельском Сямозере, когда в оздоровительном лагере туристской направленности погибли 14 детей, очень явно обнажили весьма давнюю проблему конфронтации отечественного постсоветского чиновничества и педагогов-внешкольников туристской направленности. Подчеркнём, что проблема этой конфронтации рождена на постсоветском пространстве, во времена Советского Союза, в котором развитие и поддержка самодеятельного спортивного туризма были одним из направлений социальной политики, и детскому туризму уделялось весьма достойное внимание, такой проблемы не существовало. Не будем углубляться в анализ, почему так происходит, просто констатируем этот факт.

В настоящее время в нашей стране в отношении туризма наблюдается странное противоречие.

С одной стороны, руководством страны провозглашается развитие внутреннего туризма, создан Координационный совет по развитию

детского туризма под руководством Ольги Юрьевны Голодец, для школьников бесплатно открываются двери музеев, по поручению Президента страны с 2013 года реализуется за счёт средств федерального бюджета программа детского культурно-познавательного туризма «Моя Россия», по итогам совещания Д.А. Медведева в Сочи 5 января 2016 г. имеется ряд значимых для развития туристической отрасли поручений, в том числе 50%-ная скидка на железнодорожный проезд школьников не только в зимний, но ив летний период, что уже претворено в жизнь.

С другой стороны, ситуация, в которой оказались представители детского спортивного туризма, грозит уничтожить детский спортивный туризм как педагогическое явление. Сегодня весьма явно наблюдается смещение акцента в понимании «детского туризма» с походного туризма на экскурсионный туризм. И это происходит насильственно с использованием административного ресурса. Нет, официально документа, запрещающего проведение походов с детьми, не существует. Но по тем шагам власти, которые педагоги чувствуют на себе, всё идёт к тому, чтобы это направление педагогической работы вымерло само собой.

После карельской трагедии руководители образовательных учреждений стали отказывать педагогам в официальном выпуске групп на маршруты не то что многодневных походов, но и однодневных походов для новичков, не предполагающих ночёвок в полевых условиях. Одни руководители во всеуслышание заявляют, что в их учреждениях больше не будет туризма, тем самым давая понять педагогам, что для них и их воспитанников эта деятельность закрыта. Другие же, более «лояльные», в неофициальной беседе предлагают педагогам идти с детьми в походы в счёт своего отпуска, а то и того хуже: предлагают им брать отпуск без содержания и идти

в поход неофициально, но только чтобы по образовательной организации не проходило никаких приказов за подписью директора об организации похода. Хотя никаких официальных документов о запрете туристской работы с детьми в образовательные организации не поступало. Для многих педагогов дополнительного образования сложилась ситуация, в которой выполнение их рабочего функционала стало невозможным, а их педагогическая работа, которой они посвятили годы своей жизни, стали профессионалами дела, работа, которая социально значима, работа, в которую вовлечено большое количество детей, неофициально стала «вне закона».

Теперь основам выживания, ориентированию, преодолению естественных препятствий, обеспечению жизни в природной среде педагоги должны учить за партой в классе. Но это уже педагогический нонсенс. Невозможно воспитать сильного, смелого, волевого человека, человека, способного вести за собой, если он не будет проживать реальных ситуаций, в которых эти качества будут актуальными. За учебными партами образовательной организации этого сделать невозможно.

Под угрозой упразднения оказались целые организации, в которых туристская деятельность с детьми является доминирующей.

Мы задаёмся вопросом: а какого тогда человека общество должно воспитывать, если указанные качества и способности для подрастающего поколения перестают быть актуальными? Получение поколения «невзрослых»? Но это уже угроза национальной безопасности. Или всё же эти качества в будущих взрослых хотелось бы видеть? Но ведь с неба они не упадут, и «вдруг» не появятся, их надо взращивать в детях, наши взрослые усилия прилагать, чтобы они появились.

И туристско-спортивная общественность сопротивляется этим шагам по уничтожению

детского спортивного туризма, и отстаивает не только право работать в профессии, которая социально значима, чувствовать ответственность за то, какими будут будущие граждане России, но и право наших воспитанников получать тот опыт, который им позволит стать достойными гражданами страны.

На сегодня ещё есть тот человеческий ресурс, который позволяет сохранить детский спортивный туризм. Пока ещё есть городские, областные, краевые, республиканские центры туризма и краеведения, есть опытные педагоги, которые готовы не только с детьми работать, но передавать опыт другим педагогам. Но ничего не произойдёт, если не будут созданы условия, в которых эта работа станет цивилизованной и востребованной государством. Практически любая инициатива, если в ней не заинтересована власть, которая видит в этой инициативе реальную пользу, постепенно теряет свою силу. И какие бы мы не были энтузиасты, если наша работа не будет востребована, постепенно-постепенно она сойдёт на нет, или, другими словами, эволюционно вымрет сама собой.

В спортивном туризме, во взрослом спортивном туризме, уже есть очень серьёзный прецедент, когда государством спортивный походный туризм был ликвидирован как спорт: в 2005 году Министерство спорта РФ прекратило присваивать массовые разряды и звания МС, МСМК, ЗМС по спортивному туризму в дисциплине «маршрут». К чему это привело? Группы перестали заявляться в маршрутно-квалификационных комиссиях (МКК), которые служат фильтром допуска к маршрутам заявленной категории сложности. Советская система спортивного туризма была построена очень умно. Чтобы дорасти до походов V—VI категории сложности, необходимо было пройти по возрастающей через походы всех предыдущих категорий, начиная с первой. Руководить походом определённой категории сложности не мог человек,

не имеющий опыта руководств предыдущих категорий, начиная с первой. Участие и руководство фиксировались в МКК, туристы получали справки о походах. Участники и руководители в процессе спортивно-туристского роста могли получать спортивные разряды и звания, до МСМК и ЗМС включительно. После ликвидации дисциплины «маршрут» у туристов отпала необходимость заявляться в МКК, писать отчёты о походах, отчитываться в МКК, участвовать в чемпионатах различных рангов по спортивным походам. Зачем утруждать себя всем этим, если есть деньги, сели в вертолёт и полетели. И пошли в походы высоких категорий те, кто к этим походам готов не был. Результат? Думаю, всем понятен: увеличение количества несчастных случаев, в том числе с летальным исходом. Спортивные звания являются весьма сильным внешним стимулом спортивного роста во всех видах спорта, в том числе и в спортивном туризме.

В 2014 году стараниями туристской общественности Министерством спорта РФ вновь был утверждён регламент дисциплины «маршрут», но за 9 лет потеряно целое поколение туристов. Очень много людей, которые целенаправленно росли в спортивном туризме, и один из мотивов у них был получение звания МС, так его и не получили, и будучи очень хорошими специалистами, ушли в сторону.

Подведём итог вышесказанному: необходимо предотвратить ситуацию, в которой педагоги уйдут в тень, а детский спортивный туризм будет уничтожен, этого произойти не должно. Сломать всё очень просто! Кто восстанавливать потом будет? НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.