УДК 37.013
Кириллова Ольга Васильевна
доктор педагогических наук, профессор Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
Шубникова Екатерина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
[email protected], [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПАРАДИГМЫ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Актуальность исследования обусловлена становлением нового этапа развития превентивной педагогики на основе расширения ее предметной области и появлением нового феномена - педагогической профилактики зависимостей детей и молодежи в образовательной среде. В статье представлены различные классификации концептуальных моделей и теоретических подходов в первичной превенции аддиктивного поведения несовершеннолетних, показана их разрозненность и отсутствие единых оснований для систематизации. Авторы делают попытку на основе различных уровней методологии проанализировать понятия «концептуальная модель профилактики» и «профилактический подход», отмечают сходство содержания некоторых из них, выявляют их соподчиненность и взаимосвязь. В конце статьи сделан вывод о необходимости в рамках превентивной педагогики четкого разделения профилактических подходов и концептуальных моделей профилактики на конкретно-научном и технологическом уровнях методологии, обосновании их взаимосвязи и оценке эффективности в соответствии с новым этапом развития науки.
Ключевые слова: зависимое поведение, педагогическая профилактика, первичная превенция, концептуальная модель, теоретический подход.
Сегодня химические и нехимические зависимости объединились в грозное цунами, причинами которого стали широкий спектр и высокий уровень развития разнообразных видов аддиктивного поведения, существующих одновременно в разных возрастных и социальных группах общества. Феноменология профилактики зависимого поведения среди детей и молодежи во многом осложнена многообразием и разнонаправленностью междисциплинарных исследований различных видов аддикций, причин их возникновения и методов предупреждения. Осознание и научное осмысление превенции употребления алкоголя и наркотиков часто происходит постфактум, следуя за их всплесками, волнообразно сменяющими друг друга в череде поколений.
Понятие «профилактика» для отечественной педагогической науки не ново. В переводе с греческого этот термин означает «предупреждение», «предохранение». Синонимом является категория «превенция», которая активно используется в зарубежной литературе. Это понятие является базовым в разработанной еще в 1964 году К. Капланом трехступенчатой классификации превентивных мер. Она, в свою очередь, положена в основу принятого Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разделения превентивной деятельности на следующие виды: 1) первичная превенция - относится к наиболее массовому виду превентивной деятельности и направлена на предотвращение появления и развития проблем в поведении человека в будущем; 2) вторичная превенция проводится в отношении людей, входящих в группу риска, у которых высока вероятность развития или полного проявления поведенческих проблем с целью преодоле-
ния их на ранних стадиях; 3) третичная превенция представляет собой превентивную деятельность в отношении лиц с проблемами в поведении, целью которой является решение или предотвращение их дальнейшего развития [12, с. 6].
Отечественная педагогика до сих пор недостаточно уделяет внимания изучению таких видов отклоняющегося поведения детей и молодежи, как курение, алкоголизм, наркомания и другие отклонения, а, самое главное, их первичной профилактике. Лишь последнее время вопросы первичной педагогической превенции девиаций стали рассматриваться в учебниках по социальной педагогике и в специальной литературе по профилактической деятельности в образовательной среде [10; 11; 19]. Однако отметим, что уже с 90-х годов ХХ века в педагогике начинает развиваться такое направление как превентивная педагогика, разрабатываются ее методологические и методические основы. Предметом этой науки являются пути и методы предупреждения социальных отклонений в образовательной среде.
Особенность первого этапа становления педагогической профилактики заключалась в том, что внимание уделялось разнообразным исследованиям ее конкретных направлений (алкоголизма, наркомании, преступлений и правонарушений) [7; 9; 10; 13]. А многочисленные профилактические программы зачастую вообще не содержали анализа теоретических оснований и методов превентивной деятельности педагогов.
Лишь на современном этапе развития превентивной педагогической науки произошла смена парадигмы и введение в предметную область нового феномена - педагогической профилактики за-
28
Вестник КГУ ^ 2017
© Кириллова О.В., Шубникова Е.Г., 2017
висимого поведения в образовательной среде, повлекшее обновление не только терминологической системы, но и технологий превентивной педагогической деятельности [17; 18; 19].
Это во многом объясняется результатами исследований Л.П. Великановой [1], В.Д. Менделе-вича [8] и других ученых о единых этиопатоге-нетических механизмах развития аддиктивного поведения. В.Д. Менделевич, разрабатывая концепцию зависимой личности, рассматривает зависимость как личностное качество, лежащее в основе становления любых форм аддиктивного поведения. Автор отмечает, что «не существует кардинальных различий и специфических личностных или характерологических особенностей, предрасполагающих к алкоголизму, табакокурению, наркомании или к сверхценному увлечению азартными играми, виртуальной реальностью «интернетом» [8, с. 9]. Ученый говорит о существовании базовых характеристик зависимой личности, которые являются общими для всех форм зависимого поведения. Неслучайно, так активно развиваются сегодня новые междисциплинарные науки - аддиктология, превентология (профилактика социальных отклонений), превентивная психология, военная превентология, превентивная педагогика. Статус последней иногда подвергается сомнению, однако явно существует отличный от других научных направлений педагогики предмет - педагогическая профилактика отклоняющегося поведения детей и молодежи [15].
Таким образом, сегодня на этапе первичной педагогической превенции нет смысла разрабатывать разные программы профилактики употребления наркотиков, никотина, курительных смесей, алкоголя, игровой и интернет-зависимости. Сегодня основной и единой целью первичной педагогической профилактики в отношении всех (!) видов зависимого поведения на уровне первичной превенции является снижение факторов риска на основе расширения жизненных компетенций детей и подростков, формирования у них активных стратегий разрешения проблем, личностных свойств и качеств (ресурсов), помогающих эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями, т.е. формирование жизне способности личности [12; 19; 20].
Особую роль в этой ситуации играет дальнейшее развитие превентивной педагогики, в рамках которой будут обоснованы единые методологические подходы к педагогической профилактике зависимого поведения детей и молодежи, определены ее цели и задачи, выявлены критерии эффективности технологий и программ профилактики зависимостей в образовательной среде, проанализированы результаты превентивной педагогической деятельности.
Мы попытаемся на основе теоретико-методологического анализа ответить на вопрос о взаи-
мосвязи понятий профилактических подходов и концептуальных моделей в профилактической деятельности на современном этапе развития превентивной педагогики.
Еще в 2002 году Л.М. Шипицына, Л. С. Шпиле-ня, Н. А. Гусева указывали, что в профилактической деятельности не существует единой общепринятой терминологии, объясняя это тем, что большинство теоретико-методологических и экспериментальных исследований проведены зарубежными учеными. Российские ученые, правомерно опираясь на их достижения в области превентологии, широко используют переводную литературу, ссылаются на результаты исследований ученых разных стран, употребляют различные варианты перевода одних и тех терминов [2; 14]. Отметим здесь, что прошло более пятнадцати лет, однако проблема отсутствия единого тезауруса профилактической науки остается открытой. До сих пор существует указанное Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпиленей, Н.А. Гусевой разногласие в трактовке базовых понятий превен-тологии - концептуальной модели профилактики и профилактического подхода. Авторы предложили принципиально различать эти понятия. В качестве концептуальной модели профилактики они предлагали рассматривать теоретическую базу, обоснование, которое определяет содержание профилактических программ, их цели, объекты и предметы профилактического воздействия. Термин же «профилактический подход» или «подход к профилактике» ученые относят не к теории, а к технологии превентивной деятельности. Именно профилактическим подходом определяется стратегия и тактика превентивной работы.
Остановимся пока на этой рабочей версии и проанализируем наиболее известные исследования в области профилактики с целью выработки единого подхода к пониманию этих категорий.
Профилактическая деятельность и знание о ней должны быть определенным образом представлены. Для этого в науке существует концептуальный способ представления научных достижений (описания полученных результатов). Его сущность заключается в том, чтобы, применяя известные понятия и категории, охарактеризовать систематизированное принципиальное представление о каком-либо научно обоснованном виде профилактической деятельности.
Полипарадигмальный подход при анализе превентивной деятельности допускает возможность одновременного существования нескольких методологических систем, в основе которых лежат различные целостные концептуальные модели профилактики, выраженные в форме разнообразных теорий, технологий, систем, различающихся по целям и содержанию, методам и принципам, закономерностям и результатам. Это дает возможность показать разнообразие теорий профилакти-
ческой деятельности, провести в единой системе координат сравнительный анализ различных концептуальных моделей профилактики, а также опыта практической деятельности, проанализировать достижения и эффективность разных теорий профилактики.
В результате нашего методологического анализа различных понятий мы выяснили, что важнейшим компонентом любого подхода, в том числе и профилактического, на конкретно-научном уровне является прежде всего его теоретическая концепция (в профилактике их называют концептуальными моделями) [3; 4; 16].
Рассмотрим существующие сегодня различные классификации концептуальных моделей профилактики и соотнесем их с подходами к профилактической деятельности. В «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (2000) со ссылкой на международную практику представлены три основные модели профилактики.
1. Медицинская модель - ориентирована в большей мере на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование воспитанников о негативных последствиях употребления наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) на физическое и психическое здоровье.
2. Образовательная модель - направлена на обеспечение детей и подростков наиболее полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при высоком уровне информированности. Эта модель основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направлена на формирование знаний о социальных и психологических последствиях употребления психоактивных веществ с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
3. Психосоциальная модель - главной целью этой модели является необходимость развития у детей и молодежи определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в формировании навыков уверенного отказа в ситуации предложения психоактивных веществ. Эта модель основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению употребления психоактивными веществами. Совместная деятельность специалистов разных учреждений направлена на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, формирование антинаркотической установки, а также развитие навыков, необходимых для решения конфликтов, противостояния групповому давлению, в том числе связанному с употреблением психоактивных веществ [5; 6].
Л.М. Шипицына, Л.С. Шпиленя, Н.А. Гусева предлагают свою классификацию основных моделей профилактики, которые классифицируют на основе тех психологических направлений, в рамках которых они разработаны. К концептуальным моделям (направлениям) первичной профилактики злоупотребления ПАВ авторы относят: 1) модель самолечения; 2) адаптационную модель; 3) психодинамические модели; 4) поведенческие модели; 5) модель копинг-профилактики; 6) гуманистическая модель; 7) системно-ориентированные модели; 8) социальные модели [2; 10].
H.А. Гусева в исследовании теоретических моделей злоупотребления психоактивными веществами на базе представлений о природе формирования зависимости формулирует теоретическую основу, особенности и направления профилактической деятельности:
I. В рамках биологического (медицинского) направления сформировались: 1) соматомедицинская модель (модель болезни); 2) психиатрическая модель (модель самолечения).
II. В отличие от моделей биологического (медицинского) направления, в основе которых лежат влияние внутренних причин на зависимость от употребления ПАВ, биологические механизмы ее становления и развития, социологические модели аддикций объясняют их внешними по отношению к человеку причинами. В зависимости от близости нахождения этих причин по отношению к человеку выделяют: 1) микросоциальные модели; 2) макро-социальные модели.
III. В основу психологических моделей злоупотребления ПАВ положены личностные особенности индивида, которые и предопределяют формирование зависимого поведения, становясь факторами риска употребления психоактивных веществ: 1) модели аффективного обучения; 2) модель формирования жизненных навыков; 3) модель копинг-профилактики; 4) модель «установки к употреблению ПАВ» [2].
Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации. Выделяют следующие подходы к профилактике потребления психоактивных веществ: 1) подход, основанный на распространении информации о наркотиках; 2) аффективное (эмоциональное) обучение; 3) подход, основанный на роли социальных факторов; 4) формирование жизненных навыков; 5) подход, основанный на альтернативной потреблению наркотиков деятельности; 6) укрепление здоровья; 7) интегрированный подход [10].
Подводя итог анализу Л.М. Шипицына, Л.С. Шпиленя, Н.А. Гусева справедливо указы-
30
Вестник КГУ 2017
вают, что методология профилактики употребления психоактивных веществ носит разрозненный характер. Содной стороны, это проявляется в отсутствии иерархичности методологических подходов, их принципиальной несводимости к единому теоретическому основанию, разрозненности. С другой стороны, отсутствуют единые основания для классификации, что ведет к хаотичному, субъективному выбору методологических подходов, на основе которых происходит разработка и реализация программ и технологий первичной профилактики зависимого поведения детей и молодежи [14].
Вернемся к выдвинутой авторами Л.М. Шипи-цыной, Л. С. Шпиленей, Н.А. Гусевой рабочей гипотезе о том, что в качестве концептуальной модели рассматривается та или иная теория, на основе которой определяется содержание профилактической программы. Подход же к профилактике наркомании авторы предлагают относить к технологии ведения профилактической деятельности.
Однако мы считаем, что эти понятия не должны противопоставляться друг другу, ведь важнейшим компонентом любого подхода, в том числе и профилактического, на конкретно-научном уровне является прежде всего его теоретическая концепция, концептуальная модель. На наш взгляд, речь должна идти не о принципиальных различиях этих терминов, а об их взаимосвязи между собой, но на разных уровнях методологического анализа (концептуально-дескриптивном и процессуально-прак-сеологическом), т. е. необходимо даже требовать их единства и соподчиненности [3]. Но в практической превентивной деятельности часто происходит так: на научно-теоретическом уровне позиционируется одна концептуальная модель, а программы и технологии работы с детьми и молодежью часто не только не соответствуют этой модели, но и в корне противоречат ей.
Действительно, необходимо констатировать, что в профилактической деятельности в силу многочисленности подходов и множества узко профессиональных исследований произошла подмена понятий. Многие концептуальные модели по своей структуре и содержанию в большинстве своем совпадают с методологическими подходами конкретно-научного уровня исследования. Каждая из них имеет свою историю, четкую характеристику теоретической концепции подхода (основные понятия, принципы), технологический инструментарий. Но то же самое можно сказать и о выделенных в литературе профилактических подходах. Неслучайно названия и содержание некоторых из них совпадают! Поэтому назрела острая необходимость под крылом единой научной дисциплины привести их к единым основаниям, объединить их, рассматривая на конкретно-научном и технологическом уровнях методологического анализа.
Таким образом, нами выявлено, что методология профилактики зависимого поведения детей и молодежи пока не представляет собой единой системы. Это проявляется в отсутствии иерархичности методологических подходов, их принципиальной несводимости к единым теоретическим основаниям, разрозненности. Отсутствуют единообразные основания для классификации, что ведет к хаотичному, субъективному выбору методологических подходов, на основе которых происходит разработка и реализация программ и технологий первичной профилактики зависимого поведения детей и молодежи. Это приводит к еще более запутанной ситуации в педагогической деятельности, когда одновременно в образовательном пространстве существует множество разнообразных профилактических программ, имеющих различную теоретическую основу и не поддающихся какой-либо классификации. В практической деятельности выбор программы профилактики часто определяется субъективными предпочтениями педагогов, что ведет к отсутствию системности в превентивной деятельности, несогласованности различных ее субъектов [19]. Действительно, как мы выяснили в результате анализа, методологические подходы могут разрабатываться и на концептуально-дескриптивном уровне науки, отражая специфику исследований в ней, а также на уровне методики и техники, обеспечивая реализацию соответствующей стратегии профилактической деятельности.
Новый этап развития превентивной педагогики на основе единой технологии педагогической профилактики всех видов зависимого поведения потребует анализа существующих концептуальных моделей и профилактических подходов, разработки единой классификации и оценки их эффективности.
Библиографический список
1. Великанова Л.П. Наркология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 384 с.
2. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
3. Ипполитова Н.В. Взаимосвязь понятий «методология», «методологический подход» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 13 (146). - С. 9-15.
4. Кирилова Т.В., Кириллова О.В., Кокель С.В. Системная методология: теория и практика // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 3. - С. 265.
5. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / под ред. Г.Н. Тростанецкой. - М., 2000. - 26 с.
6. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. -М., 2011. - 23 с.
7. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Сентябрь, 1999. - 144 с.
8. Менделевич В.Д. Наркозависимость и комор-бидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 328 с.
9. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 344 с.
10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
11. Социальная педагогика / под ред. В.И. За-гвязинского, О.А. Селивановой. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с.
12. Тарновски Т. От профилактики наркотиков к превенции аддикции // Наркотическая аддик-ция: социальные, медицинские и психологические аспекты / под общ. ред. Г. Коллы, С.Ф. Сиротки-на. - Ижевск-Люнебург: НИПЦ «ERGO», 2005. -С. 5-27.
13. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 170 с.
14. Шипицына Л.М., Шпиленя Л.С., Гусева Н.А. Основные теоретические и практические направления первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Наркология. -2002. - № 8. - С. 5-15.
15. Шубникова Е.Г. Методологический анализ подходов и моделей профилактики зависимого поведения в образовательной среде // Социальная педагогика в России. - 2014. - № 4. - С. 22-29.
16. Шубникова Е.Г. Первичная профилактика зависимого поведения в детской и молодежной среде. - М.: Современное образование, 2013. -152 с.
17. Шубникова Е.Г. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ как предметная область превентивной педагогики // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9 (1). - С. 193-197.
18. Шубникова Е.Г. Развитие превентивной педагогики как теоретической основы педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи // Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике / науч. ред. О.В. Кириллова, Е.Г. Шубникова. -Чебоксары: ЧГУ, 2014. - С. 118-146.
19. Шубникова Е.Г. Технологии педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи. - М.: Современное образование, 2015. -154 с.
20. Шубникова Е.Г. Формирование жизнеспособности личности в первичной профилактике зависимого поведения // Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности моло-
дого человека в образовательном процессе / науч. ред. О.В. Кириллова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ун-та, 2013. - С. 193-226.
References
1. Velikanova L.P. Narkologiya [Narcology]. -Rostov on Don: Feniks, 2006. - 384 p.
2. Guseva КА. Trening preduprezhdeniya vrednykh privychek u detej. Programma profilaktiki zloupotrebleniya psikhoaktivnymi veshhestvami [Training on prevention of addictions in children. Programme for the prevention of substance abuse] / pod nauchn. red. L.M. SHipitsynoj. - SPb.: Rech', 2003. - 256 s.
3. Ippolitova N.V. Vzaimosvyaz' ponyatij «metodologiya», «metodologicheskij podkhod» [The correlation of the notions «methodology», «methodological approach»] // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2009. -№ 13 (146). - S. 9-15.
4. Kirilova T.V., Kirillova O. V., Kokel' S.V. Sistemnaya metodologiya: teoriya i praktika [System methodology: theory and practice] // Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 3. - S. 265.
5. Kontseptsiya profilaktiki zloupotrebleniya psikhoaktivnymi veshhestvami v obrazovatel'noj srede [The concept of prevention of abuse of psychoactive substances in the educational environment] / pod red. G.N. Trostanetskoj. - M., 2000. - 26 s.
6. Kontseptsiya profilaktiki upotrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv v obrazovatel'noy srede [The concept of prevention of psychoactive substance use in the educational environment]. - M., 2011. - 13 p.
7. Makeeva А^. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii v shkole [Pedagogical prevention of drug addiction at school] / otv. red. M. А. Ushakova. - M.: Sentyabr', 1999. - 144 s.
8. Mendelevich VD. Narkozavisimost' i komorbidnye rasstroystva povedeniya (psikhologicheskie i psikhopatologicheskie aspekty) [Drug addiction and comorbid conduct disorder (psychological and psychopathological aspects)]. -M.: MEDpress-inform, 2003. - 328 p.
9. Rozhkov M.I., Koval'chuk MA. Profilaktika narkomanii [Drug prevention]. - M.: VLАDOS, 2003. - 344 s.
10. Sirota N.A., Jaltonskij V.M. Profilaktika narkomanii i alkogolizma [Prevention of drug addiction and alcoholism]. - M.: Akademija, 2003. -176 p.
11. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy] / pod red. V.I. Zagvyazinskogo, О.А. Selivanovoj. - M.: YUrajt, 2012. - 405 s.
12. Tarnovski T. Ot profilaktiki narkotikov k preventsii addiktsii // Narkoticheskaya addiktsiya: sotsial'nye, meditsinskie i psikhologicheskie aspekty [From prevention to drug prevention, addiction // Drug
Вестник КГУ 2017
32
addiction: social, medical and psychological aspects] / pod obshh. red. G. Kolly, S.F. Sirotkina. - Izhevsk-Lyuneburg: NIPTS «ERGO», 2005. - S. 5-27.
13. Fetiskin N.P. Psikhologiya addiktivnogo povedeniya [Psychology of addictive behavior]. - M.: VLАDOS, 2005. - 170 s.
14. SHipitsyna L.M., SHpilenya L.S., Guseva N.À. Osnovnye teoreticheskie i prakticheskie napravleniya pervichnoj profilaktiki zloupotrebleniya psikhoaktivnymi veshhestvami [The main theoretical and practical directions for primary prevention of substance abuse] // Narkologiya. - 2002. - № 8. -S. 5-15.
15. SHubnikova E.G. Metodologicheskij analiz podkhodov i modelej profilaktiki zavisimogo povedeniya v obrazovatel'noj srede [Methodological analysis of approaches and models of prevention of addictive behavior in the educational environment] // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. - 2014. - № 4. -S. 22-29.
16. SHubnikova E.G. Pervichnaya profilaktika zavisimogo povedeniya v detsko i molodezhnoj srede [Primary prevention of addictive behavior in children and youth]. - M.: Sovremennoe obrazovanie, 2013. -152 s.
17. SHubnikova E.G. Pedagogicheskaya profilaktika upotrebleniya psikhoaktivnykh veshhestv kak predmet naya oblast' preventivnoj pedagogiki [Pedagogical prevention of substance use as the subject
area of preventive pedagogy] // Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 9 (1). - S. 193-197.
18. SHubnikova. E.G. Razvitie preventivnoj pedagogiki kak teoreticheskoj osnovy pedagogicheskoj profilaktiki zavisimogo povedeniya detej i molodezhi // Pedagogika i psikhologiya. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike [The development of preventive pedagogy as a theoretical basis for pedagogical prevention of dependent behavior of children and youth // Pedagogy and Psychology. Priority research areas: from theory t] / nauch. red. O.V. Kirillova, E.G. SHubnikova. - CHeboksary: CHGU, 2014. - S. 118-146.
19. SHubnikova E.G. Tekhnologi i pedagogicheskoj profilaktiki zavisimogo povedeniya detej i molodezhi [Technology pedagogical prevention of addictive behavior of children and youth]. - M.: Sovremennoe obrazovanie, 2015. - 154 s.
20. SHubnikova E.G. Formirovanie zhiznesposobnosti lichnosti v pervichnoj profilaktike zavisimogo povedeniya // Pedagogika professionalizma: problem formirovaniya lichnosti molodogo cheloveka v obrazovatel'nom protsesse [The formation of the resilience of the individual in the primary prevention of addictive behavior // Pedagogy of professionalism: problems of formation of personality of a young person in the educational process] / nauch. red. O.V. Kirillova. - CHeboksary: Izd-vo CHuvash. gos. un-ta, 2013. - S. 193-226.