УДК 37.013.42
ББК Ч31
О. А. Круковская
Москва
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРКОЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ (социально-педагогический аспект)
ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.00
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предупреждение; преодоление; профилактика; социально-педагогическая профилактика; наркотическая зависимост; потенциал социума; личность; социальная активность.
АННОТАЦИЯ. Описывается сущность и содержание социальнопедагогической профилактики наркотической зависимости подростков в образовательных учреждениях. Основное ее содержание включает в себя использование потенциала социума в реализации целей первичной, вторичной и третичной профилактики наркозависимости. Социально-педагогическая модель профилактики наркомании — новый подход в решении одной из самых острых проблем в превентивной педагогической практике.
O. A. Krukovskaya
Moscow
DRUG ABUSE PREVENTION AND COPING IN THE YOUTH
(SOCIO-PEDAGOGICAL POINT OF VIEW)
KEY WORDS: prevention; coping; preventive measures (prevention); socio-pedagogical prevention; drug addiction; potentials of social institutions; personality; social activity.
ABSTRACT. The article describes the essence and content of socio-pedagogical prevention of drug abuse of teenagers in educational establishments. Its main idea is to use the potential of the society in realization of first, second and third level of drug abuse prevention. Socio-pedagogical model of drug abuse prevention is a new approach to solution of one of the main problems in preventive pedagogical practice.
Масштабы и темпы распростра- доклада директора ФСКН России
нения наркомании в нашей В. П. Иванова на Парламентских слуша-
стране таковы, что серьезно ставится во- ниях в Совете Федерации 18 декабря
прос о здоровье нации и ее будущем. Из 2009 г. следует, что фактическая чис-
© Круковская О. А., 2011
ленность наркозависимых в Российской Федерации составляет от 2 до 2,5 миллиона человек, причем преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет. Происходит «неуклонное омоложение» возраста потребителя наркотиков. Согласно результатам исследования «EPSAD», проведенного в 2007 г. среди учащихся школ и образовательных учреждений НПО и СПО, «в 2007 году каждый третий мальчик и каждая пятая девочка в возрасте 15—16 лет имели на момент проведения исследования опыт употребления наркотических веществ. Среди всего массива опрошенных учащихся экспериментировал с наркотиками каждый четвертый учащийся» [7]. В России средний возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
Основная причина, влияющая на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, — это одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также в квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как минирынки сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств.
Обращает на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркомани-
119
ей, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли себе, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем [3].
Специальные исследования показывают, что предупреждение и преодоление наркомании протекают в тесной взаимосвязи со всеми социальными процессами, происходящими в обществе. Эти процессы непосредственно, существенно и постоянно зависят от уровня производительных сил и производственных отношений, от политической и экономической системы, от социальной структуры общества, от образа жизни людей в обществе. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью, — учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.
В международной практике сегодня существуют следующие основные модели профилактики наркомании:
• медицинская модель, ориентированная преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривающая в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств -на физическое и психическое здоровье;
• образовательная модель, направленная на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
• психосоциальная модель, своей главной целью утверждающая необходимость развития определенных психологических навыков в противо-
120
стоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков, в умении сказать «нет», в выходе из ситуации зависимости.
Наркотики стали настолько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Значительная часть подростков не считают рискованным употребление психоактивных веществ, в том числе и наркотиков. Выбор рискованного поведения стал одной из составляющих стиля жизни и играет все более значительную роль в современном социальном бытии. Поэтому только социальные меры могут обеспечить контроль за так называемыми социокультурными рисками. Именно успешное управление рисками, связанными с наркоманией, требует разработки соответствующих блоков в молодежной, семейной и образовательной политике. А значит, максимально доступной должна стать социально-педагогическая помощь, нацеленная на предупреждение подростковой наркозависимости. Поэтому добиться позитивных результатов в решении проблемы наркомании невозможно без организации адекватной социально-педагогической профилактической помощи.
На сегодняшний день существуют научно-экспериментальные работы, посвященные отдельным аспектам социальнопедагогической профилактики наркотизации и социально-педагогических путей преодоления наркозависимости в России и за рубежом (В. В. Паников, Л. К. Фортова, Т. Н. Беркалиев, И. Р. Сорокина, А. А. Омаров, М. Н. По-лисадова, И. Р. Сорокина, О. А. Николаева, С. И. Соловьева). Однако авторы лишь затрагивают в той или иной мере социально-педагогический аспект проблемы, но не делают его основным предметом исследования либо рассматривают очень узкий контекст социально-
педагогической работы. Научные исследования данной проблемы свидетельствуют о том, что последствия употребления наркотиков и распространение наркомании способны повлиять на нормальное развитие общества, так как оказывают непосредственное негативное воздействие на социум в целом, на его отдельные институты, затрагивают многие социальные группы населения и отдельные личности. Ученые отмечают следующие негативные последствия наркотизации общества — это:
- угроза нравственному и физическому здоровью нации, связанная с генетическим вырождением целых поколений;
- психосоциальная деградация личности (психологическая опустошенность, душевная холодность, неспособность к сочувствию и сопереживанию, к эмоциональному контакту с другими людьми, глубокий эгоизм);
- сокращение срока жизни наркозави-симых людей;
- тесная связь наркомании с различными преступлениями, в том числе тяжкими [4];
- нарушения форм социальной и профессиональной адаптации [5];
- разрушение института семьи, нравственных, социальных и экономических устоев.
Перечисленные социальные последствия наркотизации показывают, что процесс наркотизации всегда негативно влияет на социум и приводит прежде всего к разрушению социальных связей и отношений. В связи с этим профилактика наркотической зависимости учащихся, предотвращение наркотизации в этой максимально подверженной давлению со стороны наркомафии группе населения является первостепенной задачей общества в целом и социально-педагогической практики в частности. Именно социальный педагог, главной сферой деятельности которого служит социум, а
именно социальное пространство жизнедеятельности детей и образовательного учреждения, является тем специалистом, в чьи первостепенные обязанности входит воспитание здорового поколения.
Анализ литературных источников позволяет определить несколько авторских позиций в понимании сущности и содержания процесса предупреждения и преодоления наркомании среди учащихся истудентов.
Профилактика наркомании в общем виде представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств. Поэтому, говоря о педагогической профилактике, важно отметить, что она предотвращает начало употребления наркотиков, повторяющееся употребление на стадии (аддиктивное поведение), отрицательное влияние наркотических веществ на развитие личности и на сам процесс жизнедеятельности ученического, студенческого коллектива.
Целями педагогической профилактики являются создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками; формирование стратегии ведения здорового образа жизни; воспитание личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению [6].
Один из подходов к пониманию сущности и содержания процесса предупреждения и преодоления наркомании заключается в следующем:
1) понятия «предупреждение» и «преодоление» близки по своему содержанию, но различны по своей сущности: предупреждение направлено на
121
выявление, предотвращение причин и условий наркотического поведения, а преодоление — на их искоренение и исправление;
2) эти два понятия не могут существовать изолированно друг от друга, так как представляют собой две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса, единого процесса борьбы с зарождением, развитием и проявлением наркомании, рассматриваемого в рамках превентивной педагогики; в реальном процессе деятельности по превенции наркомании, как показывает практика, предупреждение и преодоление наркотического поведения тесно переплетены и связаны между собой;
3) предупреждение и преодоление наркомании — это социально-педагогический процесс, являющийся неотъемлемой частью общей социально-педагогической системы; необходимо подчеркнуть тот факт, что педагогические процессы воспитания и профилактики, находясь во взаимодействии и взаимообусловленности, служат важным средством коррекции наркотического поведения учащихся и студентов;
4) в основе превентивной деятельности лежит процесс предупреждения и преодоления наркомании; это совокупность двух составных частей педагогической профилактики, каждая из которых обладает важными признаками процессуально-структурного объекта, имеет сложный состав, образует структурный единый и функциональный комплекс, что дает возможность рассматривать данный процесс как целостное социальнопедагогическое образование [6].
По мнению В. Н. Чернышевой, педагогическая профилактика наркомании среди детей, подростков, молодежи представляет собой целенаправленный, систематический, организованный социально-педагогический процесс совмест-
122
ного взаимодействия педагогического коллектива учебных заведений, ученических, студенческих коллективов, общественных организаций, родителей и родительских комитетов, студенческих советов, а также других субъектов социальной среды по воздействию на сознание, чувства и волю учащихся, студентов, склонных, ранее употреблявших и употребляющих наркотики с целью решения задач предупреждения, локализации и преодоления наркотического поведения [6].
В самом широком смысле под педагогической профилактикой наркомании понимается социально-педагогический процесс выявления причин и условий таких отклонений в поведении, поиск путей и способов недопущения и предотвращения фактов наркотического поведения молодежи. По существу, педагогическая профилактика наркомании в превентивной теории и практике предполагает: а) предупреждение наркомании; б) противодействие распространению и употреблению наркотических средств и наркосодержащих веществ».
В этом процессе исследователи выделяют следующие особенности:
• предупреждение отклоняющегося поведения (в том числе и употребление наркотиков) представляет собой качественно своеобразный социально-педагогический процесс в общей системе воспитательной работы образовательных учреждений;
• педагогическая профилактика заключается в том, что она выступает в качестве одной из основных функций процесса воспитания и занимает большой удельный вес в социальнопедагогической структуре образовательного учреждения, являясь частью целостного психолого-педагоги-ческого процесса предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения учащихся и студентов. Основные функции процесса воспитания в дан-
ном случае — профилактика и перевоспитание;
• в каждом образовательном учреждении (согласно социологическим исследованиям) есть группа учащейся молодежи, которая положительно относится к употреблению наркотических веществ, но не считает себя зависимой от них, считает, что употребление наркотиков можно бросить в любой момент; такие молодые люди являются не столько объектом изучения и исправления, сколько субъектом превентивной деятельности;
• создание мотивации к самоисправ-лению и необходимой потребности в нем.
Ведущими элементами процесса профилактики наркомании в образовательной среде являются: субъект профилактической деятельности (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, кураторы; заместители директоров, проректоры по воспитательной работе, руководители образовательных учреждений, специалисты дополнительного образования, общественные и образовательные институты, родители) и объект педагогической профилактики (учащиеся, студенты, склонные к употреблению наркотических веществ, употребляющие или ранее употреблявшие наркотики).
Предупреждение и преодоление наркомании предполагают, как правило, совместно организованное и одновременное воздействие и взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Педагоги стремятся наиболее полно и всесторонне влиять на воспитанников, склонных к употреблению наркотиков, и при получении обратной связи корректировать свою превентивную деятельность.
Превентивная деятельность самих учащихся, студентов с наркотическим поведением — объекта профилактики и перевоспитания — другая сторона рассмат-
риваемого процесса. Эта деятельность включает в себя восприятие превентивных воздействий и взаимодействий, переработку через призму потребностей, мотивов, интересов и других составляющих духовного мира учащихся, студентов. В ходе превентивной работы необходимо изменить ошибочные установки и позиции, сложившиеся стереотипы поведения, сформировать положительные личностные качества, искоренив негативные [6].
В соответствии с классификацией ВОЗ, профилактика может быть первичной, вторичной и третичной.
Общей целью первичной, вторичной и третичной профилактики является осознание форм собственного поведения, развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптив-ных форм поведения на адаптивные [2].
Социологическое исследование, проведенное А. А. Габиани в 70-х гг., было одним из первых, в котором нашла отражение программа медицинских, правовых и организационных мер борьбы с наркотизмом (речь велась о профилактике распространения и употребления наркотиков). Им была однозначно сформулирована главная задача социума при решении проблемы наркозависимости — если лечение наркомании среди молодежи не имеет должного эффекта, так как не наступает полного освобождения от зависимости, то самым надежным средством борьбы с наркоманией является недопущение первичного обращения молодых людей к наркотикам.
Первичная профилактика направлена на общую популяцию детей, подростков и молодежи. Ее усилия должны быть нацелены не столько на предупреждение болезни, сколько на формирование здорового поведения. Первичная профилактика заключается в создании условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здо-
123
ровья, и в предупреждении неблагоприятного воздействия на него факторов социальной и природной сферы. Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния наркопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам [1].
Вторичная профилактика направлена на детей и подростков с поведением риска (аддиктивное поведение, уход из школ и дома, ранняя беременность, безнадзорность, экспериментирование с наркотиками и другими психоактивными веществами). Она включает в себя оказание подросткам различных видов социальной поддержки адекватными естественными или искусственно созданными социально поддерживающими сетями; обучение эффективным социальным навыкам и умениям преодоления стресса и управления им. Реальная помощь подросткам при проведении вторичной профилактики может оказываться семьей, сверстниками, «значимыми другими».
Профилактическое воздействие социально поддерживающих сетей заключается в создании и реализации разнообразных профилактических программ, нацеленных на совершенствование социальных связей, их коррекцию и создание новых. Используемые профилактические программы могут быть ориентированы на семью, школу, носить общественный характер (влияние через средства массовой информации). Они могут быть альтернативными — в форме досуга подростков или это программы аффективного или интерперсонального обучения, основанные на тренинге поведенче-
124
ских навыков. Их выполнение должно осуществляться специально подготовленными, обученными профессионалами, в том числе и социальными педагогами.
Третичная профилактика наркомании среди подростков является медикосоциальной, направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в более тяжелую форму, последствий в виде стойкой дезадаптации лиц, испытывающих на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотиков [2]. Цель третичной профилактики — увеличение срока ремиссий, реабилитация наркозависимых больных, ограничение степени вреда наносимого злоупотреблением ПАВ, предотвращение хронического заболевания. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль социально поддерживающей сети в лице профессионалов — психотерапевтов, терапевтов и психологов, социальных педагогов и работников, а также непрофессионалов — консультантов, членов социально поддерживающих групп и сообществ. Необходимое условие третичной профилактики — осознание больным того, что он сам должен активно бороться с заболеванием. При проведении такой профилактики резко возрастает роль социально поддерживающей сети «значимые другие» в лице профессиональных «доноров» социальной поддержки (врачей, психологов, социальных педагогов, социальных работников).
Понятие превентивного пространства включает в себя понимание того, что первичная, вторичная и третичная профилактика наркомании — это компоненты единой профилактической цепи, которые не могут рассматриваться изолированно друг от друга.
На практике разделение лиц на контингенты здоровых, групп риска и злоупотребляющих наркотиками достаточно условно. Профилактика употребления психоактивных веществ не может рассматриваться изолированно от профи-
лактики других нарушенных форм поведения, так как наркотизация — показатель лишь одного из проявлений единого комплекса психосоциальной дезадаптации, представляющего собой широкий спектр поведения риска.
В связи с этим профилактика наркомании должна предусматривать прежде всего систему развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на решение возрастных психологических и социальных задач.
Понятие преодолевающего поведения включает в себя понимание того, что поведение человека, его жизненный стиль являются результатом формирующего взаимодействия ресурсов личности и социальной среды, с требованиями которой личность пытается справиться. В связи с этим профилактика, ставящая целью развитие здоровых социально адаптивных и эффективных форм поведения, должна быть направлена на развитие личностных ресурсов, поведенческих стратегий и социально поддерживающих сетей. Таким образом, активное участие социального педагога в качестве важнейшего социально поддерживающего ресурса является необходимым на всех уровнях профилактики наркомании. Кроме того, в функции социального педагога входит интеграция профессиональных усилий всех специалистов, так или иначе включенных в превентивную работу [2].
На наш взгляд, реальная ситуация, связанная с наркоманией, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. По мнению доктора педагогических наук, профессора В. С. Торохтия, активные профилактические меры должны опираться на следующее:
- формирование у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению их в наркогенную ситуацию;
- формирование у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в антисоциальную деятельность;
- раннее выявление и диагностику наркозависимости;
- реабилитация детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации в нормальную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Таким образом, мы считаем, что основное содержание социально-педагогической антинаркотической профилактической работы с молодежью должно включать в себя использование потенциала социума в реализации целей первичной, вторичной и третичной профилактики наркозависимости. Все усилия должны быть направлены на использование потенциала социума и собственного потенциала личности подростка.
Отмечается, что управление нарко-генной ситуацией — это прежде всего воздействие на потенциальных потребителей наркотиков, их социальную микросреду и что именно слабая актуализация потенциала личности является одним из серьезных факторов наркотизации [5].
Успешная профилактика наркомании предполагает создание предпосылок, благоприятных условий для оказания квалифицированной помощи в развитии личности, становлении индивидуальности в человеке, а также для формирования психологического и нравственного иммунитета против употребления наркотиков, что возможно при ее позитивной социальной направленности.
Целью социально-педагогической профилактики наркозависимости подрост-
125
ков и молодых людей является развитие социальной активности личности.
Нельзя отрицать тот факт, что в благоприятных условиях личность формируется по социально-положительному типу, а в неблагоприятных — становится носителем асоциальных установок. Отсюда следует, что внешней детерминацией формирования личности нельзя пренебрегать ни в теории, ни в практике организации превентивной антинарко-тической работы.
Процесс профилактики молодежной наркомании имеет прежде всего социальную основу, поскольку его участники: педагоги, родители, подростки — находятся между собой в социально регулируемых отношениях и реализуют свои контакты в социальных институтах воспитания, каковыми являются образовательные учреждения, семья, досуговые учреждения. Исходя из этого характер процесса профилактики подростковой наркомании детерминируется развитием общества в целом, наряду с другими факторами, социальными условиями, со сложившейся системой социальных отношений.
Таким образом, приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, лич-ностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. В связи с этим можно утверждать, что социально-педа-
гогический процесс предупреждения и преодоления наркотического поведения
тральным звеном превентивной теории и практики.
учащихся и студентов является цен-ЛИТЕРАТУРА
1. ВИДЕРМАН Н. С. Социальный педагог в сфере профилактики наркомании // Психологическая наука и образование. М., 2004. № 4.
2. КОНЦЕПЦИЯ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде : приказ Министерства образования РФ от 28. 02. 2000 г. № 619 (приложение 1 от 18. 10. 2006 г.).
3. ТОРОХТИЙ В. С., ВИДЕРМАН Н. С. Психология социально-педагогической деятельности : учеб. пособие. М. : НФП «Смысл», 2007.
4. ОМАРОВ А. А. Социально-педагогические пути преодоления наркозависимости у молодежи (теоретико-методологический аспект) : дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01. Махачкала, 2007.
5. ПЕРЕЖОГИН Л. О. Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости / РИОГНЦССП им. В. П. Сербского. М, 2007.
6. ЧЕРНЫШОВА В. Н. Педагогическая профилактика наркомании среди учащихся и студентов как социально-педагогический процесс // Социология образования. М. : Изд-во СГУ, 2007. № 6.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. С. Торохтий