УДК 378
А.М. Ямалетдинова, преподаватель,
[email protected] (Россия, Республика Башкортостан, Уфа, Башкирский государственный университет)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ И НОВАЯ ШКОЛА
Предпринята попытка осмысления содержания и структуры педагогической профессии в условиях модернизации образования. Переустройство школы возможно лишь при изменении системы образования и профессиональной подготовки учителя, основными компонентами которой являются профессиональное саморазвитие, самосознание и самообразовательная работа педагога. Представленная трехмерная модель труда учителя Л.М.Митиной позволяет утверждать, что учитель-профессионал, в отличие от учителя-транслятора знаний, учитывает и отстаивает ценность морально-этических знаний.
Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогическая деятельность, учитель, ученик, воспитание, обучение, педагогическая культура, педагогическое прогнозирование, гуманизация образования, формирование профессионального самосознания будущего педагога.
«Новая школа, - это прежде всего новый педагог», - писал в свое время М. М. Рубинштейн. Он отмечал, что в современных условиях, когда старая школа ушла безвозвратно, возникает необходимость создать новую школу во имя новой жизни и применительно к новым требованиям существования и культурных запросов. Проблема педагога в своем значении удваивается, утраивается, может быть, удесятеряется» [4. С.9-10].
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам.
Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и
шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [2. С. 248-284].
Великим педагогом России был К.Д. Ушинский. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" издавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [7. С.32].
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи - адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям» [1. С. 237]. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.
Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В. А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души,
воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Первоочередная задача учителя, отмечал В.А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [6. С.102].
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития. Выражаясь образно, педагогический процесс - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» [1].
В структуре педагогического процесса воспитание занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать или закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее. Вместе с тем успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т. е. не только от преподавания, но и от воспитательной работы.
Опыт показывает, что преподавание и воспитательная работа присутствуют в деятельности педагога любой специализации. Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не
сформировать привычку к послушанию. Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
В представленной профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога - система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.
В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога, представляющую совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений, представляющую
Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных
представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность), она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль. Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т. е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития [5. С.70].
Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие: обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности; переживание конфликтов; способность к рефлексии; организация самопознания профессионально-личностных качеств; использование совместных форм деятельности; широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений; предоставление возможности
для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.
Важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор» саморазвития должен обладать следующими свойствами: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать учебную и профессиональную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с группой, однокурсниками; извлекать новые знания, необходимые для решения собственных задач, в общении с преподавателями, учителями школ.
Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, и разработку долгосрочной программы саморазвития. Мысль К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1. С. 74].
Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:
- культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;
- устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
- рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
- гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Настоящий учитель во все времена старался сохранить неповторимость своей личности, ведь профессия педагога - это неустанный труд души. С. Л. Рубинштейн писал: «Людям, избравшим профессию учителя или врача ради денег, власти или престижа, а не из любви к детям и сострадания к больным, не стоит удивляться, если их работа кажется им утомительной и мало оплачиваемой; их ждет одно разочарование». И далее. «В глубине души мы жаждем полезного, творческого труда, дающего пищу уму и дело для рук, — труда, отвечающего самым заветным нашим устремлениям... В ритме свободно выбранного и выполняемого с удовольствием труда заключен секрет понимания и цели жизни» [5. С. 7286].
Педагогическая профессия - профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего личностью, своей индивидуальностью. Л.М. Митина концептуальную схему труда учителя представляет в виде трехмерной модели (рис.1).
Рис. 1. Трехмерная модель труда учителя ЛИЧНОСТЬ
Она считает труд учителя сложнейшей полисубъектной, полимотивированной целостной психической реальностью, так как пространство труда учителя включает в себя помимо самого учителя субъекты образовательного процесса (учащихся, администрацию школы, коллег, родителей учеников и др.) в их взаимодействии друг с другом, которые следует рассматривать прежде всего как сосуществование личностных интересов, воплощенных в эмоциональных, волевых, когнитивных и коммуникативных аспектах поведения [3. С. 27-28].
Л.М. Митиной принадлежит также разработка структуры педагогической деятельности, педагогического общения и структурно-иерархической модели личности учителя. В самом общем виде применительно к психолого-педагогической подготовке учителя русского языка в классическом университете содержание этих структурных моделей может быть следующим.
1. Центральным базовым образованием педагогической деятельности учителя, ее процесса и результата является его система действий. Это две принципиально отличные друг от друга системы: система принуждения (подавление личности, принуждение учащихся в приобщении к знаниям, жесткий контроль, регламентация поведения); система содействия развитию (создание оптимальных условий самостоятельного развития личности ребенка, его творческой самостоятельности); вторая система предполагает психологическое взаимодействие с ребенком, то есть педагогическое общение.
2. Общение составляет необходимое и специальное условие освоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления. Большую роль в общении играют и невербальные средства. Вербальное и невербальное поведение гармонично сочетается в педагогическом общении. Это поведение полифункционально. Основные функции педагогического общения можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Структура педагогического общения
3. Центральным базовым образованием структуры личности учителя является педагогическая направленность. Объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность, которая направлена на его развитие, воспитание и обучение. В узком смысле педагогическая направленность определяется как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное типическое своеобразие; в более широком - как система ценностных ориентаций, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении. Психологическим условием развития педагогической направленности является повышение уровня профессионального самосознания, т. е. осознание учителем системы ценностей и мотивов, которые необходимо реализовать в своей деятельности, поведении, общении.
4. В концепции профессионального развития учителя особое место занимает понятие «педагогическая компетентность». Педагогическая компетентность - это гармоничное сочетание знания предмета, дидактики и методики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции.
Список литературы
1. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.,
1995.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2004.320с.
4. Рубинштейн М.М. Проблема учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 176 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. 488с.
6. Сухомлинский В.А. Избр. произв.: в 5 т. Киев, 1980. Т. 5. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 11 т. М., 1951. Т 2.
A.M. Jamaletdinova
PEDAGOGICAL TRADE AND NEW SCHOOL
In article attempt of judgement of the maintenance and structure of a pedagogical trade in the conditions of education modernization is undertaken. A school reorganization probably only at change of an education system and vocational training of the teacher which basic components are professional self-development, consciousness and self-educational
work of the teacher. The presented three-dimensional model of work of teacher L.M.Mitinoj allows to assert that the teacher-professional, unlike the teacher-compiler of knowledge, considers and defends value of morally-etic knowledge.
Keywords: a pedagogical trade, pedagogical activity, the teacher, the pupil, education, training, pedagogical culture, pedagogical forecasting, a formation humanization, formation of professional consciousness of the future teacher.
Получено 30.10.2011 г.
УДК 80
А. А. Константинова, канд. филол. наук, доц., (861) 255-10-45 доб. 2-94, [email protected], (Россия, Краснодар, КубГТУ)
КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЕ ФУНКЦИИ АНГЛОАМЕРИКАНСКИХ ПАРЕМИЙ В ДИСКУРСЕ АКТОВЫХ РЕЧЕЙ
Когнитивно-дискурсивные аспекты пословиц и поговорок представляют особый интерес для современных паремиологов. Данная статья посвящена рассмотрению когнитивно-дискурсивных функций англо-американских паремий в дискурсе актовых речей. Изучается роль пословично-поговорочных единиц в раскрытии тем и реализации целей этого жанра публичных выступлений.
Ключевые слова: англо-американские паремии, когнитивно-дискурсивная функция, дискурс, актовая речь.
В рамках осуществляемого исследования когнитивно-дискурсивных функций англо-американских паремий в разных типах дискурса на английском языке был изучен процесс функционирования этих единиц в дискурсе актовых речей. Церемония присуждения степеней и вручения дипломов студентам, окончившим программу обучения в университете, является значимым моментом как для выпускников, так и университета в целом. Данная церемония, в США обозначаемая термином «commencement», непременно включает речь (commencement address/speech) выдающегося оратора, как правило, приглашенного для выступления на этом «обряде инициации».
В современной американской антропологической литературе церемония вручения дипломов и присуждения степеней рассматривается как один из ритуалов - ритуал инкорпорации, при котором происходит смена социальных ролей: студент становится выпускником [1, 2]. Актовая речь как важная часть обсуждаемого мероприятия способствует введению выпускников в мир взрослых, знакомит их с надеждами, возлагаемыми на них обществом, а также приобщает к социокультурным ценностям.
В своих исследованиях церемоний и ритуалов американских высших учебных заведений К. Мэннинг основывается на положении, что эти