ISSN 2305-8420
Российский гуманитарный журнал. 2015. Том 4. №2
101
DOI: 10.15643/libartrus-2015.2.2
Миссия учителя в современном образовательном пространстве
© А. М. Ямалетдинова
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 272 74 63.
Email: [email protected]
В статье раскрывается своеобразие педагогической профессии, приводится профессиограмма педагога и уточняется содержание таких базовых научных понятий, как педагогическая деятельность, педагогическая культура, педагогическая компетентность. С опорой на теоретические источники создается личностный портрет современного учителя.
Ключевые слова: педагогическая профессия, педагогическая деятельность, педагогическая культура, гуманизация образования, личность учителя.
Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам.
Чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [2, с. 248-284].
Великим педагогом России был К. Д. Ушинский. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж: например, «Родное слово» издавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [7, с. 32].
102
Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 2
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи - адаптивную и гуманистическую («человекообразующую»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям» [1, с. 237]. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.
Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В. А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Первоочередная задача учителя, отмечал В. А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.
«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [6, с. 102].
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностноразвивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития. Выражаясь образно, педагогический процесс - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А. Дистервег).
В структуре педагогического процесса воспитание занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать или закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее. Вместе с тем успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т. е. не только от преподавания, но и от воспитательной работы.
Опыт показывает, что преподавание и воспитательная работа присутствуют в деятельности педагога любой специализации. Учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций
ISSN 2305-8420
Российский гуманитарный журнал. 2015. Том 4. №2
103
требует от современного педагога следующих личностных параметров: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социальнокультурной деятельности; тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать; понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах; знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - челове-коведческой и специальной.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
В представленной профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога - система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.
В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога, представляющую совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений, представляющую Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять гра-
104
Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 2
ницы саморазвития и самоосуществления. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность), она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль. Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития. C. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития [4, с. 70].
Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие: обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности; переживание конфликтов; способность к рефлексии; организация самопознания профессионально-личностных качеств; использование совместных форм деятельности; широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений; предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.
Важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор» саморазвития должен обладать следующими свойствами: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать учебную и профессиональную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые
ISSN 2305-8420
Российский гуманитарный журнал. 2015. Том 4. №2
105
средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с группой, однокурсниками; извлекать новые знания, необходимые для решения собственных задач, в общении с преподавателями, учителями школ.
Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, и разработку долгосрочной программы саморазвития. Мысль К. Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1, с. 74].
Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного груда, проявляются следующие компоненты:
- культура мышления как совокупность умении анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знании и приемов умственнои деятельности в новые условия;
- устоичивьш познавательньш процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данныи момент проблемах;
- рациональные приемы и методы самостоятельнои работы по добыванию знании, совершенное владение устнои и письменнои речью;
- гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Настоящий учитель во все времена старался сохранить неповторимость своей личности, ведь профессия педагога - это неустанный труд души. С. Л. Рубинштейн писал: «Людям, избравшим профессию учителя или врача ради денег, власти или престижа, а не из любви к детям и сострадания к больным, не стоит удивляться, если их работа кажется им утомительной и мало оплачиваемой; их ждет одно разочарование». И далее. «В глубине души мы жаждем полезного, творческого труда, дающего пищу уму и дело для рук, - труда, отвечающего самым заветным нашим устремлениям... В ритме свободно выбранного и выполняемого с удовольствием труда заключен секрет понимания и цели жизни» [4, с. 72-86].
Педагогическая профессия - профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего личностью, своей индивидуальностью.
Л. М. Митина считает труд учителя сложнейшей полисубъектной, полимотивированной целостной психической реальностью, так как пространство труда учителя включает в себя помимо самого учителя субъекты образовательного процесса (учащихся, администрацию школы, коллег, родителей учеников и др.) в их взаимодействии друг с другом, которые следует рассматривать прежде всего как сосуществование личностных интересов, воплощенных в эмоциональных, волевых, когнитивных и коммуникативных аспектах поведения [3, с. 27-28].
106
Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 2
Л. М. Митиной принадлежит разработка структуры педагогической деятельности, педагогического общения и структурно-иерархической модели личности учителя. В самом общем виде применительно к психолого-педагогической подготовке учителя русского языка в классическом университете содержание этих структурных моделей может быть следующим.
Центральным базовым образованием педагогической деятельности учителя, ее процесса и результата является его система действий. Это две принципиально отличные друг от друга системы: система принуждения (подавление личности, принуждение учащихся в приобщении к знаниям, жесткий контроль, регламентация поведения); система содействия развитию (создание оптимальных условий самостоятельного развития личности ребенка, его творческой самостоятельности); вторая система предполагает психологическое взаимодействие с ребенком, то есть педагогическое общение.
Общение составляет необходимое и специальное условие освоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их способам мышления. Большую роль в общении играют и невербальные средства. Вербальное и невербальное поведение гармонично сочетается в педагогическом общении. Это поведение полифункционально.
Центральным базовым образованием структуры личности учителя является педагогическая направленность. Объектом педагогической профессии является человек, а предметом деятельность, которая направлена на его развитие, воспитание и обучение. В узком смысле педагогическая направленность определяется как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное типическое своеобразие. В более широком - как система ценностных ориентаций, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении. Психологическим условием развития педагогической направленности является повышение уровня профессионального самосознания, т.е. осознание учителем системы ценностей и мотивов, которые необходимо реализовать в своей деятельности, поведении, общении.
В концепции профессионального развития учителя особое место занимает понятие «педагогическая компетентность». Педагогическая компетентность - это гармоничное сочетание знания предмета, дидактики и методики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, саморегуляции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956. С. 74.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1995. С. 248-284.
3. Митина Л. М. Психология труда и профессиональное развитие учителя: Учебное пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320с.
4. Рубинштейн М. М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 176 с.
5. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.
6. Сухомлинский В. А. Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 5. С. 102.
7. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. М., 1951. Т. 2. С. 32.
Поступила в редакцию 22.04.2015 г.
ISSN 2305-8420
Российский гуманитарный журнал. 2015. Том 4. №2
107
DOI: 10.15643/libartrus-2015.2.2
Mission of the teacher in modern educational space
© A. M. Yamaletdinova
Bashkir State University
32 Zaki Validi, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 272 74 63.
Email: [email protected]
The uniqueness of the teaching profession is revealed in the article, a teacher professiogram is given and the content of such basic scientific concepts such as educational activities, pedagogical culture, pedagogical competence is specified. The content of the article is related to the change of the educational paradigm, which assumes an orientation on the work of teachers. The mission of the teacher is defined as the creation of the individual, the assertion of man in a man. Drawing on theoretical sources, a portrait of a modern teacher personality is created. The article also focuses on the concept of professional self-development, indicating internal and external sources of self-development activity. To deploy the processes of self-development is of great importance level of development of self-esteem. The author reveals the methods of formation of true self-esteem necessary to form in one's mind the image of the ideal teacher.
Keywords: teaching profession, educational activities, pedagogical culture, humanization of education, teacher personality.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
Please, cite the article: Yamaletdinova A. M. Mission of the teacher in modern educational space // Liberal Arts in Russia. 2015. Vol. 4. No. 2. Pp. 101-107.
REFERENCES
1. Disterveg A. Izbr. ped. soch [Selected pedagogical works]. Moscow, 1956. Pp. 74.
2. Komenskii Ya. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, 1995. Pp. 248284.
3. Mitina L. M. Psikhologiya truda i professional’noe razvitie uchitelya: Uchebnoe posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenii [Psychology of work and professional development of teachers: textbook for students of pedagogical universities]. Moscow: Akademiya, 2004.
4. Rubinshtein M. M. Problema uchitelya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii [The problem of teacher: Textbook for students of pedagogical universities]. Moscow: Akademiya, 2004.
5. Rubinshtein C. L. Osnovy obshchei psikhologii: V2-kh t. [Basics of general psychology: In 2 volumes]. Moscow: Pedagogika, 1989. Vol. 1.
6. Sukhomlinskii V. A. Izbr. proizv.: V51. [Selected works: In 5 volumes]. Kiev, 1980. Vol. 5. Pp. 102.
7. Ushinskii K. D. Sobr. soch.: V111. [Collected works: In 11 volumes]. Moscow, 1951. Vol. 2. Pp. 32.
Received 22.04.2015.