УДК 37.037
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
О. В. Печёрина
Подготовка высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта
- важнейшая задача, особенно в наши дни, когда происходит постоянное снижение уровня здоровья и физической подготовленности населения. Одно из важных действенных средств подготовки студентов к профессиональной деятельности - педагогическая практика. Она является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивает связь теоретической подготовки будущих педагогов с их практической деятельностью в образовательных учреждениях. Теоретическая подготовка должна выполнять интегрирующие и координирующие функции, содействовать системному усвоению студентами всех предметов, изучаемых на факультете. Конечной же целью обучения любой профессии является не просто вооружение будущего работника суммой знаний, а развитие у него умения применять эти знания на практике.
Эту точку зрения разделяет ряд авторов, полагая, что ведущую роль в педагогическом образовании играет педагогическая практика. В процессе практики у студентов закрепляются, углубляются и расширяются теоретические знания, формируются педагогические умения и навыки, профессиональные творческие способности, развивается педагогическое мышление [2, 4].
Педагогическую практику следует организовывать и проводить целенаправленно, а её содержание усложнять от курса к курсу, при её организации следует последовательно обеспечивать преемственность методов и средств практической подготовки студентов, осуществлять единое руководство практической работой студентов. Педагогическая практика в общеобразовательной школе должна быть направлена на овладение студентами основами профессионально-педагогического мастерства педагога по физической культуре и предусматривает четыре взаимодополняющих и в то же время самостоятельных этапа, связанных с разделами гимнастики, лыжной подготовки, лёгкой атлетики и спортивных игр, средствами которых решаются задачи физического воспитания в нашем регионе. Такая этапность в проведении педагогических практик позволяет выстроить стройную логическую последовательность [3].
Принцип высокой мировоззренческой, идейнонравственной направленности педагогической практики является важнейшим не только при организации практики, но и в целом, в системе профессиональной подготовки педагога. Опора на данный принцип позволяет решить задачи по формированию специалистов, способных осуществлять в коллективах различные виды нравственного воспитания. Принцип непрерывности педагогической практики предполагает последовательное включение студентов в постепенно усложняющиеся виды прак-
тической деятельности от 3-го курса к 5-у. При этом усложнение деятельности студентов осуществляется несколькими путями. Во-первых, от курса к курсу увеличивается объём выполняемых заданий, расширяется содержание практики. Во-вторых, мера оказываемой студенту консультационной помощи уменьшается на каждом этапе, хотя этот процесс не носит равномерного характера. Студент, таким образом, приучается работать самостоятельно, обращаясь лишь за консультационной помощью по наиболее трудным вопросам. И, наконец, в-третьих, студенты от семестра к семестру, от курса к курсу углубляются в суть педагогических явлений и процессов, выясняют причинноследственные связи. Непрерывность и последовательность педагогической практики находит своё выражение и в том, что каждый её последующий этап основан на результатах предшествующего и находится с ним в определённой логической связи. Непрерывность педагогической практики обеспечивается последовательным овладением студентами содержанием практики [4].
Модельные характеристики будущих специалистов по физической культуре и спорту предполагают выработку новой технологии обучения, основанной на системном объединении профилирующих дисциплин: теории и методики физического воспитания и спорта, базовых физкультурноспортивных видов, педагогического физкультурноспортивного совершенствования и медико-
биологических дисциплин с выделением различных видов практики как интегрирующих компонентов. Эффективность данного процесса обеспечивается определёнными средствами и условиями. К ним относятся: комплексная организация деятельности студентов, сочетающая в себе учебнопознавательную, учебно-практическую и самостоятельную деятельности; непрерывность и систематичность изучения профилирующих дисциплин; взаимосвязь теоретического и практического обучения, содержания, форм и методов преподавания
[5].
Существует понятие «педагогические установки», в соответствии с которым возможно условное выделение 6 этапов педагогической практики.
1 этап - подготовительный. Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов, обеспечивающих успешность практики. Он начинается с установочной конференции, которая проводится руководителем педагогической практики от факультета при участии методистов, преподавателей кафедр факультета, преподавателей кафедры педагогики и психологии.
В этот период учитываются сроки и базы практики, согласовываются требования к деятельности студентов, сообщаются задания, представляются формы отчётной документации, решаются все ор-
|| Вестник КемГУ
ганизационные вопросы, что обеспечивает успешность дальнейшего прохождения практики студентов. Участие в установочной конференции является обязательным для каждого студента и служит допуском к прохождению практики. Кроме того, на данном этапе студенты знакомятся с программой практики, её целями, задачами и содержанием. На подготовительном этапе практики предлагается проведение методических семинаров, групповых и индивидуальных консультаций.
2 этап - диагностический. Первая неделя практики - это время, необходимое для адаптации к новым условиям, знакомства с педагогическим коллективом, изучения конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса в данной школе, осмысления задач и перспектив работы в период практики.
В целях повышения продуктивности работы студентам следует: установить деловые отношения с директором образовательного учреждения и его заместителями, классными руководителями и учи-телями-предметниками, изучить документацию, определяющую содержание учебно-воспитательной работы школы, изучить документацию класса, посещать уроки и внеклассные мероприятия в прикрепленном классе.
К концу 2-го этапа практики студент должен: начать ведение педагогического дневника студента-практиканта; продолжать сбор материала; приступить к оформлению отчетных документов.
3 этап - проектировочный. Проектировочный этап начинается со второй недели практики. Студенты завершают психолого-педагогическую диагностику, анализируют ее результаты. Основным содержанием деятельности в этот период является планирование воспитательной работы с детьми. Оно должно осуществляться с учётом индивидуальных интересов учащихся, пожеланий классного руководителя и администрации школы. Планирование воспитательной работы является частью конструктивной деятельности. Эго творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.
4 этап - конструктивный. Особенностью конструктивного этапа является переход к активной и самостоятельной педагогической деятельности, что позволяет не только осуществить реальный перенос теоретических знаний в практическую деятельность, но и способствует формированию их опыта творческой педагогической деятельности. На этом этапе прохождения практики студент должен уметь:
- самостоятельно организовывать и проводить коллективные творческие дела;
- обогащать собственный опыт воспитательной деятельности различными формами сотрудничества с родителями учащихся;
- принимать активное участие в текущей воспитательной работе класса, школы, оказывать помощь классному руководителю;
- присутствовать на всех мероприятиях, проводимых студентами-практикантами группы, принимать в них активное участие в качестве помощника (групповода).
5 этап - аналитический. Особое значение для вхождения в профессию, формирования профессиональных умений и навыков, развития педагогического мышления и творческого самосовершенствования имеет самоанализ (самооценка) собственной деятельности. В период практики для студента-практиканта важно самостоятельно найти как можно больше ошибок и промахов, удач и достижений в собственной педагогической деятельности. Так как умение видеть и анализировать свои ошибки -до-стоинство учителя, а не его недостаток.
Анализ собственной деятельности студента-практиканта можно осуществлять по следующим направлениям:
- осмысление опыта воспитательной работы школы, лучших учителей, собственного опыта педагогической деятельности;
- выявление собственных проблем взаимодействия с классом, отдельными учениками, анализ причин их возникновения и нахождения путей их устранения;
- самооценка оптимальности выбранных педагогических средств и методов в соответствии с установкой и результатом деятельности;
- составление рекомендаций по дальнейшему профессионально-личностному самосовершенствованию.
6 этап - заключительный. Заключительный, или итоговый этап, охватывает последние дни практики. Студент-практикант проводит зачётные уроки и внеклассные мероприятия, осуществляет итоговую диагностику учащегося или классного коллектива. В последние дни практики в школе проводятся итоговые конференции (собрания), на которых обсуждается деятельность каждого студента, составляется характеристика об их работе в период практики, выставляется итоговая оценка. В заключение на факультете проводится итоговая конференция, на которой обсуждаются: деятельность студентов-практикантов, успехи и трудности при прохождении практики, предложения по её совершенствованию.
В процессе проведения итоговой конференции в форме устных выступлений, которые готовит каждая группа студентов-практикантов, происходит обмен информаций об особенностях функционирования образовательных учреждений. Формы отчётов на конференции могут быть различными: научные доклады, защита собственных педагогических идей, проектов и др. [1].
По итогам прохождения педагогической практики был проведён опрос студентов факультета физической культуры и спорта КемГУ и учителей физической культуры - руководителей студентов-практикантов непосредственно на базах практики. Опросы студентов и руководителей проводились в марте 2007 года методом самозаполнения анкет. В опросе принимали участие студенты 3-го курса в составе 45 человек и руководители практики базовых образовательных учреждений (16 человек).
В процессе данного исследования по ряду критериев изучались представления студентов-
практикантов о деятельности учителя физической культуры (руководителя практики) того базового образовательного учреждения, где студент-
практикант проходил педагогическую практику. В таблице 1 представлено распределение ответов сту-дентов-практикантов на вопросы анкеты.
Таблица 1
Итоги анкетного опроса «Учитель - глазами студентов-практикантов»
Критерии Всегда Иногда Редко
1. Учитель излагает материал ясно, доступно. З7 8
2. Уроки учителя проходят интересно. l4 29 2
3. Учитель справедливо оценивает уровень подготовки учеников. З7 8
4. Речь учителя грамотна, эмоциональна. З2 із
5. Учитель доброжелателен и тактичен по отношению к ученикам. ЗЗ 7 3
6. Учитель располагает к себе высокой эрудицией, знанием предмета. З4 9 2
7. С учителем хочется пообщаться после урока. ll 24 l0
8. Учитель уважает мнение учеников, внимателен к их точке зрения. 27 l3 З
9. Учитель учитывает интересы учеников. l4 27 4
10. Учитель много внимания уделяет ученикам. 28 l7
11. Учитель - творческий человек. 2l 7
12. Учитель умеет вызвать интерес и поддержать инициативу учеников. 29 із l
13. Учитель проявляет выдержку, уверенность в затруднениях и конфликтных ситуациях. З4 9 2
По данным, представленным в таблице, видно, как студенты оценивают различные аспекты деятельности учителя физической культуры. Анализируя полученные результаты, можно отметить, что по большинству критериев студенты-практиканты достаточно высоко оценивают деятельность учителя. Однако выделяется ряд аспектов, в отношении которых студенты-практиканты дают более критичные оценки. Это прежде всего касается интереса к личности педагога во внеучебное время, менее чет-
верти опрошенных студентов-практикантов отмечают, что с учителем хочется пообщаться после урока. Лишь треть опрошенных считают, что уроки учителя всегда проходят интересно, учитель всегда старается учитывает интересы учащихся и проявляет себя как творческая личность.
Также был проведен анкетный опрос руководителей практики базовых образовательных учреждений (табл. 2).
Таблица 2
Итоги анкетного опроса руководителей практики базовых образовательных учреждений
Критерии Всегда Иногда Редко
1. Всегда ли в Вашей школе завуч или директор проводят установочные и итоговые собрания по организации практики? l0 4 2
2. Всегда ли быстро студенты-практиканты находят общий язык с администрацией школы, с учителем физической культуры, с классным руководителем? б l0
3. Всегда ли студенты-практиканты посещают и анализируют занятия других студентов-практикантов? б l0
4. Имеют ли студенты-практиканты достаточные представления о методике проведения урока? із l
5. Всегда ли активно студенты-практиканты участвуют в подготовке и проведении внеклассных мероприятий? із 3
6. Как часто практиканты допускают ошибки в написании конспекта урока? З ll
7. Вы обычно проверяете конспекты уроков студентов-практикантов до начала занятий?
8. Всегда ли удается студентам-практикантам контролировать состояние организма занимающихся во время занятий? 7 9
9. На Ваш взгляд, часто ли студенты-практиканты проводят беседы с учащимися о здоровом образе жизни? 2 ll 3
10. Всегда ли корректно во время занятий студенты-практиканты применяют специальную терминологию? ll З
11. Участвуют ли студенты в подготовке и проведении секционных занятий с учащимися? 2 7 7
|| Вестник КемГУ
В ходе анализа результатов опроса учителей физической культуры - руководителей практики, установлено, что в большинстве образовательных учреждений завуч или директор регулярно проводят установочные и итоговые собрания по организации практики. Однако этого, видимо, недостаточно, чтобы студенты-практиканты могли достаточно быстро находить общий язык с администрацией школы, с учителем физической культуры, с классным руководителем, для установления доверительных отношений требуется определенное время, это отмечают большинство респондентов.
Успешность решения основных задач педагогической практики определяется внимательным отношением руководителей к студентам-практикантам. Так, все опрошенные учителя физической культуры -руководители практики, регулярно проверяют планы-конспекты уроков, подготовленные студентами-практикантами до начала занятий. На наш взгляд, результаты практики могли бы быть весомее, если бы все студенты-практиканты регулярно посещали и анализировали занятия своих коллег, других студен-тов-практикантов, однако, как отмечают большинство руководителей, подобное положение на практике наблюдается пока лишь от случая к случаю.
Абсолютное большинство опрошенных руководителей считают, что студенты-практиканты факультета физической культуры и спорта имеют достаточные представления о методике проведения урока, владеют методикой разработки плана-конспекта урока, владеют специальной терминологией и достаточно корректно применяют ее в процессе занятий, активно участвуют в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.
В то же время, исходя из результатов данного опроса, можно сделать вывод о том, что у студентов-практикантов не всегда получается контролировать состояние организма занимающихся во время занятий, недостаточно часто студенты-практиканты про-
водят беседы с учащимися о здоровом образе жизни и здоровьеформирующем потенциале физкультурноспортивной и оздоровительной деятельности. Кроме того, руководителям практики хотелось бы, чтобы студенты-практиканты принимали более активное участие в подготовке и проведении секционных занятий с учащимися.
Таким образом, полученные результаты позволяют наметить перспективы совершенствования прохождения практик на факультете физической культуры и спорта, однако при этом необходимо учитывать, что педагогическая практика только тогда может стать эффективным средством подготовки к профессиональной деятельности, когда у самого студента есть стремление стать хорошим педагогом, когда он сознательно организует процесс своего профессионального самообразования.
Литература
1. Боброва, Н. А. Организация педагогической практики: учебно-методическое пособие / Н. А. Боброва, Т. Б. Игонина. - Кемерово: Кузбассвуз-издат, 2003. - 120 с.
2. Водяникова, И. А. Профессионально-педаго-гическая практика на 1 - 2 курсах в системе подготовки специалистов на факультете физической культуры / И. А. Водяникова. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 68 с.
3. Горбунов, С. А. Роль физической культуры в совершенствовании умственной готовности к обучению и профессиональной деятельности / С. А. Горбунов, А. В. Дубровский. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002. - 76 с.
4. Тарантей, В. Г. Педагогическая практика студентов / В. Г. Тарантей. - Минск, 1991. - 72 с.
5. Производственная практика в высшем учебном заведении: учебно-методическое пособие.
- Омск: СибГУФК, 2004. - 17 с.