Научная статья на тему 'Организация педагогической практики студентов университета'

Организация педагогической практики студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4876
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация педагогической практики студентов университета»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

В этом номере журнала мы открываем рубрику „Педагогическая практика для того чтобы, реально воплощая в жизнь идею интеграции вузов и школ, вузов и педагогических училищ, повысить эффективность педагогической подготовки студентов. Первая статья рубрики призвана напомнить студентам и руководителям практики их права и обязанности.

Н. А. КИЛЬДИШОВА, директор Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева, доцент

И. В. ХАРИТОНОВА, старший преподаватель кафедры педагогики МГУ им. Н. П. Огарева

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Формирование учителя, его профессиональных знаний и умений, черт личности происходит не только во время изучения студентами специальных дисциплин и дисциплин психолого-педаго-гического цикла. Особую роль в этом процессе играет педагогическая практика. Она представляет собой неотъемлемую часть подготовки будущих учителей. Все студенты, получающие квалификацию „преподавательи, обязаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом пройти 10-недельную педагогическую практику.

Эффективность проведения педагогической практики, как и любой другой, зависит от ее организации, от того, насколько хорошо каждый ее участник, будь то руководитель практики или студент-практикант, знает и понимает ее цели, задачи, насколько хорошо он к ней подготовлен. На педагогической практике, имеющей комплексный характер, создаются условия, требующие от

© Н.

практиканта мобилизации специальных, психолого-педагогических и многих других знаний и умений. Использование их педагогически интегрировано с учетом конкретных целей и условий процесса обучения.

Главная цель педпрактики — овладение студентами-практикантами основными функциями педагогической деятельности учителя-предметника и формирование профессиональных черт личности учителя.

Студенты в период педпрактики должны освоить несколько функций. Первая из них — конструктивная. Она предполагает, что практикант должен уметь составлять индивидуальные планы-графики работы, определять и формулировать цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие), отбирать учебный материал, подлежащий изучению на уроке, устанавливать правильное соотношение между компонентами знаний. Данная функция пре-

А. Кильдишова, И. В. Харитонова, 1998

Ірште

ЩЖ

§р

дусматривает также умение отбирать методы и средства обучения, адекватные целям и содержанию учебного материала, психолого-педагогическим особенностям класса, прогнозируя при этом возможные трудности усвоения школьниками учебного материала. Планируя познавательную деятельность учащихся и способы ее организации, практикант должен четко определять тип и структуру урока. Для этого большое значение имеет составление уже на первой (ознакомительной) неделе практики темати-ко-календарного плана, а затем, в ходе практики, поурочных планов. Кроме того, студент должен уметь планировать содержание и методы проведения различных видов внеурочных мероприятий (как учитель-предметник и как классный руководитель).

Не менее важной функцией, овладеть которой необходимо студенту-практикан-ту, является мобилизационная, заключающаяся в умении активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся, т. е. обеспечивать внимание, запоминание и осмысление учебного материала во время урока. При этом необходимо поддерживать интерес школьников к изучаемому предмету, добиваясь актуализации имеющихся у них знаний и формирования новых на базе опорных.

Тесно связана с вышеназванной организаторская функция, развитие которой также входит в задачи педагогической практики. Студент-практи-кант должен уметь организовать выполнение намеченного плана урока. Для этого в первую очередь нужно научиться рационально распределять время между структурными частями урока. Необходимо уметь руководить работой учеников, управлять процессом обучения на всех этапах урока (при проверке знаний, изучении нового материала, самостоятельной работе учащихся, закреплении изученного материала), а во внеурочной деятельности — правильно организовать и проводить экскурсии, факультативные занятия и другие виды работы.

От будущего учителя требуется обладание коммуникативной функцией, позволяющей устанавливать деловые взаимоотношения с учащимися и между ними, а также с коллективом школы и родителями. Нужно быть внимательным

к ученикам и в то же время достаточно строгим, сохраняя в любой обстановке деловой тон и педагогический такт.

Для достижения образовательной цели урока следует овладеть информационной функцией, т. е. умением передавать содержание изучаемого материала в строгой логической последовательности, используя индуктивный и дедуктивный пути формирования знаний, опираясь на ранее изученные темы и осу-ествляя межпредметные связи, свободно пользуясь при этом разными методами и источниками информации, а также средствами обучения в наиболее целесообразном их сочетании (с учетом содержания учебного материала и возрастных особенностей школьников).

Важным представляется использование разнообразных методов и форм про-

верки знании, вопросов и задании для разных уровней умственной активности учащихся. Необходимо уметь оценивать ответы учащихся и комментировать отметки, ими получаемые. Сложной задачей для практикантов остается закрепление знаний, текущее и обобщающее повторение по теме. Нужно также научиться давать домашние задания, инструктируя учащихся относительно их выполнения. Во внеурочной работе от студентов требуется умение выступать с лекциями и беседами на различные темы перед учащимися и родителями.

Решению воспитательных задач на уроках способствует ориентационная функция, предусматривающая умение осуществлять воспитывающее обучение по предмету: нравственное, эстетическое, экологическое, профориентационное — как через учебный материал, так и путем установления межпредметных связей. Во внеурочной деятельности данная функция проявляется в ходе внеклассных мероприятий и при выполнении обязанностей классного руководителя.

Достижению важнейшей цели урока, связанной с развитием познавательных способностей учащихся, помогает развивающая функция, которая сводится к формированию у студента-практиканта умений осуществлять развивающее обучение школьников, проводя эту работу на разных уровнях сложности, используя при этом, наряду с объяснительно-иллю-стративным и репродуктивным методами обучения, проблемное изложение И час-

тично-поисковый метод, т. е. составляющие проблемного обучения. В учебный процесс, в том числе и при выполнении самостоятельных работ, включаются типовые и проблемные задания (как опубликованные в методической литературе, так и сконструированные самостоятельно).

Кроме того, в рамках данной функции осуществляется обучение школьников приемам учебной работы (с учебником, типовыми планами, картами и другими средствами обучения) и умственной деятельности (анализу, синтезу, обобщению, сравнению, конкретизации и т. п.).

Программой педагогической практики предусматривается формирование у студентов исследовательской функции. Практикант должен уметь анализировать урок в методическом, общедидактическом и психологическом аспектах с позиций современных требований соответствующих педагогических наук и с учетом достижений передового опыта работы учителей. Нужно научиться оценивать наблюдаемый урок с точки зрения достижения его целей — образовательной, воспитательной и развивающей, а также осуществлять самоанализ, теоретически осмысливать опыт работы товарищей, особенно при разборе уроков. При этом выводы по самоанализу и анализу уроков товарищей следует использовать при планировании и проведении своих уроков, при составлении документации по педагогической практике.

Студенты V курсов в соответствии с программой проводят исследовательскую работу, в результате которой учатся собирать, систематизировать, обобщать факты педагогической деятельности.

Одной из первоочередных задач педагогической практики является формирование личностных качеств учителя, а именно: интереса к обучению соответствующему школьному предмету и воспитанию подрастающего поколения, умения проявлять профессиональную индивидуальность и педагогическое творчество, настойчивость в достижении целей и совершенствовании знаний и умений, необходимых для работы в школе. Очень важно ощутить психологическую готовность к работе в школе.

Содержание педагогической практики определяется государственной програм-

мой и типовой инструкцией по ее организации и проведению и включает следующие элементы:

1) знакомство со школой, классом, отдельными учащимися;

2) учебная работа по предмету;

3) внеклассная работа по предмету;

4) воспитательная работа (в роли классного руководителя).

Деятельность по любому из названных направлений начинается с планирования. Среди всех ее видов центральное место занимает учебная работа — проведение уроков по предмету.

Программа практики на IV — V курсах различается по своим задачам. В первом случае это обучающая практика. Она короче по срокам и предусматривает меньшую степень самостоятельности студентов. Во внеурочной работе практиканту отводится роль помощника классного руководителя. На первой неделе (как и на V курсе) проводится ознакомительная работа, в задачи которой входят изучение класса, планирование учебной и внеурочной деятельности и подготовка к первым урокам. В течение последующих недель студенты IV курса под руководством методиста с факультета и учителя школы проводят уроки, один из которых должен быть зачетным. Для студентов V курса это уже стажерская практика; предполагается более активная роль их в качестве классного руководителя, а в урочной деятельности — бблыпая самостоятельность.

Практика начинается с общего знакомства со школой и классом. Администрация школы проводит собрание с практикантами, после чего они расходятся по классам и изучают их коллективы. Этому помогает беседа с классным руководителем и учителями, с отдельными учениками класса. Практиканты должны также просмотреть всю необходимую для них документацию: план работы классного руководителя, классный журнал, личные дела учеников. За время практики следует ознакомиться с материальной базой школы, с передовым опытом учителей, принимать участие в заседании школьных методических объединений, присутствовать на классных часах и собраниях, посещать и анализировать уроки товарищей.

Успешность проведения практики зависит от ее организации и руководства.

Этим занимаются факультетские руководители, в обязанности которых входит установление связи с базовыми учебными заведениями, распределение студентов по ним и подготовка приказа о практике. Они же проводят конференции до и после практики.

Непосредственное руководство студентами лежит на групповых руководителях. Они распределяют совместно с руководителями учебных учреждений студентов по классам, вместе с учителем определяют темы уроков и внеурочных мероприятий на срок практики. Групповые руководители помогают студентам составить индивидуальный план на весь период практики, консультируют студентов при подготовке к урокам и внеурочным мероприятиям по предметам, проверяют и утверждают их планы и конспекты, присутствуют на уроках и внеурочных мероприятиях, анализируют и оценивают их работу. Они также при-

нимают участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике, составляют итоговый отчет.

Немаловажная роль в руководстве педагогической практикой принадлежит преподавателям кафедр педагогики и психологии. Первые берут на себя обязанности консультирования практикантов по актуальным вопросам обучения и воспитания учащихся, посещения уроков и помощи в их подготовке, анализе, а также в изучении классных коллективов. Психологи помогают студентам в вопросах психолого-педагогического изучения отдельного ученика или всего коллектива класса, что позволяет им более основательно (с учетом психофизиологических и возрастных особенностей) готовиться к занятиям.

Одним из основных документов педагогической практики является индивидуальный план-дневник. В нем должны найти отражение все перечисленные направления работы студентов. Ежедневное заполнение данного документа позволит им четко планировать свою работу, определять цели и задачи, а также анализировать результаты осуществленных дел. Однако эта работа будет эффективной только в том случае, если осуществляется в ходе подготовки и прохождения практики, т. е. на этапах це-леполагания и планирования учебно-воспитательных мероприятий, а также

при анализе достигнутых результатов. К сожалению, нередко план-дневник заполняется студентами после окончания педагогической практики, т. е. фактически перед предъявлением его для проверки методисту кафедры педагогики. В этом случае не может быть и речи о каком-то анализе проведенных мероприятий со стороны студента, так как приходится по памяти восстанавливать осуществленное на практике.

Упорядочить работу студентов помогут следующие разделы плана-дневника:

I. Организационная работа.

II. Учебно-воспитательная работа (по предмету).

III. Воспитательная работа.

IV. Научно-исследовательская работа (данный раздел включается в план-днев-ник только на V курсе).

Рассмотрим подробнее мероприятия, входящие в тот или иной раздел плана дневника.

Для первого раздела характерны мероприятия организационного характера: установочные конференции в университете и школе; знакомство с учителем-предметником, классным руководителем и администрацией школы, с коллективом класса; просмотр плана работы классного руководителя; посещение и анализ уроков по разным предметам в данном классе; планирование учебно-воспитательных мероприятий на период практики; консультации с методистами кафедр педагогики, психологии и с факультетскими руководителями педпрактики.

Во втором разделе отражаются проведение уроков, дополнительных занятий с сильными или отстающими учениками, работа факультативов и кружков, проверка тетрадей учащихся по предмету. Также в этом разделе дается описание уроков, проводимых другими студента ми-практикантами, и их анализ.

Третий раздел плана-дневника может содержать следующие сведения: знакомство с составом класса и системой работы классного руководителя; просмотр и анализ личных дел и проверка дневников учащихся; подготовительная работа (определение темы, цели, отбор материала, изготовление пособий) и проведение воспитательного мероприятия (беседы, диспута, классного часа, экскурсии, деловой игры, школьного вечера и др.) с последующим анализом; посещение ро-

дительского собрания; подготовка сообщения для родителей; посещение учащихся на дому, выявление условий жизни и воспитания учащихся; участие в организации и проведении дежурств по классу и школе, трудовых десантов; помощь учащимся и классному руководителю в оформлении классного уголка, стендов, стенгазет и других средств наглядной агитации.

В четвертом разделе определяется тема исследования, разрабатываются материалы (вопросы, анкеты, тесты и др.), выбираются методы исследования, проводится обработка результатов, делаются основные выводы. Тема для научно-педагогического исследования может быть определена как одним из методистов-ру-ководителей практики, так и самостоятельно студентом.

Предложим некоторые темы для научно-педагогического исследования:

1) познавательные интересы учащихся;

2) мотивы учения школьников; 3) воспитание интереса учащихся к учебному предмету; 4) межпредметные связи в обучении; 5) нравственное воспитание учащихся; 6) культура учебного труда школьников; 7) соотношение воспитательных воздействий семьи и школы и др.

В заключительном разделе плана-дневника студент составляет краткий отчет о прохождении педагогической практики, в котором сообщает количество проведенных, посещенных и проанализированных уроков, темы воспитательных мероприятий и т. д. Особо ценными в этом разделе являются выводы, замечания и предложения практиканта, опираясь на которые руководители педагогической практики могут внести различные изменения и дополнения в ее ход. Так, по предложениям студентов Института физики и химии были перенесены сроки педагогической практики физического отделения на V курсе.

Рекомендуется следующая форма индивидуального плана-дневника:

№ Содержа- Дата Цели и Краткий

п/п ние работы проведе- Задачи анализ

ния

Другими документами педагогической практики являются: конспект и анализ урока, конспект и анализ воспитательного мероприятия, психолого-педагоги-

ческая характеристика ученика (на IV курсе) и класса (на V курсе). Каждый из названных документов имеет свое назначение и свою структуру.

Схема общеметодического анализа урока такова:

1. Тема урока. Цели (образовательные, воспитательные, развивающие).

2. Структура урока (тип урока, его особенности).

3. Реализация целей урока.

4. Организация урока.

5. Выбор методов и средств обучения.

6. Работа учителя на уроке.

7. Работа учащихся на уроке.

8. Общая оценка урока.

Конспект воспитательного мероприятия выполняется в произвольной форме. Это может быть описание мероприятия, его сценарий с приложением дидактических материалов и рекомендаций по проведению, выполненные в тетради, альбоме, в виде буклета, стенгазеты, на раскладных картонных листах и т. п.

Заметим, что оформить конспект внеклассного мероприятия могут несколько студентов, если они проводили его вместе (например, одновременно для двух или трех классов или для одного класса, в котором проходят практику несколько студентов (даже если они с разных факультетов)). Анализ же этого мероприятия каждый студент делает индивидуально.

Приведем схему анализа внеклассного мероприятия:

1. Тема и цель проведения.

2. Подготовительная работа (подготовка практиканта и подготовка учащихся).

3. Структура и содержание.

4. Ход мероприятия.

5. Общая оценка.

После окончания практики в течение недели все перечисленные документы сдаются на проверку методистам: конспект урока и внеклассного мероприятия по предмету — руководителю с факультета; индивидуальный план-дневник, анализ урока, конспект и анализ воспитательного мероприятия — методисту кафедры педагогики, характеристику ученика (класса) — методисту кафедры психологии.

Общая оценка за педагогическую практику складывается из оценки учителя той школы, где проходила практика, и оценок методистов кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.