Научная статья на тему 'Педагогическая практика - основа формирования профессиональных умений и навыков у будущего специалиста физической культуры и спорта'

Педагогическая практика - основа формирования профессиональных умений и навыков у будущего специалиста физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE / СПОРТИВНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / MEANS OF THE PHYSICAL TRAINING / TASKS AND PRINCIPLES OF THE PHYSICAL TRAINING / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORT TRAINING / SPORT PRACTICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асубаев Б. А., Абдукаримов С.

Педагогическая практика имеет огромное значение в подготовке будущих педагогов. Она призвана обеспечить тесное взаимодействие обучения студентов в вузе с работой школы. Необходимо поэтому неустанно повышать уровень учебно-воспитательной работы со студентами, систематически совершенствовать педагогическую практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PRACTICE IS THE BASICS OF FORMING THE PROFESSIONAL SKILLS AND ABILIT IES OF THE FUTURE SPECIALIST OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Pedagogical practice plays an important role in preparation of future teachers. It serves to provide the close interaction of students education in high educational institutions and the work of school. Thats why it is necessary to raise constantly the level of teaching and educational work with students, and improve systematically the pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Педагогическая практика - основа формирования профессиональных умений и навыков у будущего специалиста физической культуры и спорта»

УДК 378:796

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Старший преподаватель Б. А. Асубаев,

Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент.

Доцент С. Абдукаримов,

Таразский инновационный институт, г. Тараз.

Контактная информация для переписки: 160012, Республика Казахстан, г. Шымкент, ул. Мадели Кожа, 137.

Педагогическая практика имеет огромное значение в подготовке будущих педагогов. Она призвана обеспечить тесное взаимодействие обучения студентов в вузе с работой школы. Необходимо поэтому неустанно повышать уровень учебно-воспитательной работы со студентами, систематически совершенствовать педагогическую практику.

Ключевые слова: педагогическая практика; спортивно-практические дисциплины; задачи и принципы физического воспитания; средства физического воспитания; спортивная тренировка.

Формы, содержание и методика педагогической практики определяются ее целью и конкретными задачами.

Целью педагогической практики на факультете физического воспитания педагогического вуза является привитие студентам умений и навыков в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы по физической культуре и спорту с детьми разного школьного возраста (в 1-1У, У-1Х, X-XI классах).

Теоретические занятия, как и спортивно-практические дисциплины, должны преподаваться студентам в возрастном аспекте с учетом проведения учебного процесса по физическому воспитанию школьников, физкультурных и спортивных занятий с учащимися. Так, например, излагая по теории физического воспитания «Задачи и принципы физического воспитания», следует осветить вопросы о всестороннем воспитании подрастающего поколения, показать роль школы в вопросах физического воспитания школьников. Освещая принципы физического воспитания, нужно особо раскрыть принцип оздоровительной направленности

физического воспитания в школе и всестороннего развития учащихся.

При изучении темы «Средства физического воспитания» следует дать характеристику средствам физического воспитания школьников, привести различные классификации средств физического воспитания в школе.

Описывая игру, гимнастику, спорт и туризм как средства физического воспитания, целесообразно показать место этих средств в работе со школьниками младшего, среднего и старшего возраста. Одним из основных вопросов темы «Спортивная тренировка» должны быть задачи, содержание и методические особенности тренировки детей школьного возраста, а также методика воспитания двигательных качеств.

Спортивно-практические дисциплины (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание и др.), помимо специальной теории, должны содержать методику занятий со школьниками разного возраста. Практические занятия, помимо овладения студентами техникой движений, должны показывать методику обучения упражнениям из школьных программ по физической культуре.

Таким образом, выявляются три стороны обучения студентов специальным дисциплинам: а) овладение техникой движений и методикой обучения; б) изложение общей теории вопроса; в) освещение основных разделов темы применительно к работе с отдельными возрастными группами школьников. Возрастная методика физического воспитания имеет особое значение в формировании профессиональных знаний студентов, что должно обеспечить их непосредственную подготовку к педагогической практике в школе.

Педагогическая практика как активный учебно-познавательный процесс должна способствовать рас-

ширению и углублению знаний студентов по предмету своей специальности. Потребности практической работы по физическому воспитанию со школьниками ставят перед студентами задачи, решить которые можно лишь при углубленном изучении специальной литературы, возрастных особенностей школьников, а также гигиенических условий успешного ведения урока. Углубляя знания по предмету, практикант внимательно просматривает рекомендуемую методистом литературу, затрагивая смежные с интересующей темой вопросы, расширяет свои общие педагогические познания.

Способствует расширению и углублению знаний практикантов их работа над курсовой темой (на III курсе - по теории и методике физического воспитания, на IV курсе - по спортивной дисциплине). Важно при этом обеспечить эффективное руководство курсовой работой на базе поэтапного контроля за деятельностью практикантов.

В процессе педагогической практики осуществляются также закрепление и проверка знаний, приобретенные студентами во время учебы в вузе. Методист, давая повторные задания практикантам (изменяя детали и после анализа предшествующей работы), закрепляет педагогические умения и навыки студентов в конкретных условиях школьной действительности. Этому способствует деятельность методиста, направленная на всестороннее обсуждение уроков практикантов (анализ урока, характеристика нагрузки по данным пульса учеников, разбор плотности урока). На IV курсе рекомендуется проводить обобщающий анализ уроков, а также анализ серии уроков по теме программы после ее завершения.

Проверка и анализ знаний практикантов, выполненные в масштабе курса, помогут факультету внести необходимые коррективы в учебный процесс, что будет способствовать целенаправленной работе со студентами на предшествующих и последующих курсах.

Содержание и объем профессионально-педагогических требований к практикантам определяются программой педагогической практики и квалификационной характеристикой учителя физической культуры средней школы. Известно, что выпускник факультета физического воспитания, будущий учитель школы, должен быть хорошо подготовлен в научно-методическом и организационном плане. В связи с этим каждый практикант обязан владеть умениями изучения классного коллектива, навыками проведения уроков физического воспитания в широком диапазоне классов (от I до XI), уметь проводить внеклассные занятия и организовывать физкультурные мероприятия в режиме дня ученика, проводить воспитательную работу в классе.

Подход к изучению опыта физического воспитания учащихся может осуществляться в различных формах физического воспитания школьников.

Учебная работа: уроки физического воспитания, домашние задания по физической культуре.

Физическое воспитание в режиме дня ученика:

гимнастика до занятий; утренняя гигиеническая гимнастика школьника: физкультурная минута на уроках классного обучения и физкультурная пауза в школьных мастерских; физкультурные мероприятия во время перемен.

Внеклассная работа по физической культуре и спорту: занятия в секции общей физической подготовки (ОФП), занятия в спортивных секциях школьного коллектива физической культуры: спортивные соревнования школьников, физкультурные праздники и спортивные вечера; дни физической культуры и спорта; игры на местности, туристские походы, самостоятельные тренировки школьников по индивидуальным планам.

Педагогическая практика - не просто учебный процесс, а полезная деятельность студентов в школе. Исходя из этого, необходимо так организовать работу студентов, чтобы оказывать помощь школе в проведении массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учащимися. Коллектив практикантов в школе под руководством методиста факультета и учителя способен обеспечить массовое вовлечение учащихся в занятия физическими упражнениями, установить контакт с родителями, оказать помощь по внедрению физической культуры в повседневный быт детей и подростков.

Особое внимание должно уделяться классу как важной ячейке школьного коллектива. Классные физкультурные и спортивные занятия, соревнования, туристские походы и экскурсии на стадион, водную станцию, посещение интересных спортивных соревнований способствуют решению не только оздоровительных, но и воспитательных задач в классе.

Методист факультета как высококвалифицированный педагог должен оказывать помощь школе в совершенствовании учебного процесса, помогать учителю строго дифференцировать физическое воспитание. Педагогическая практика должна вызвать у педагогов познавательный интерес, способствовать повышению их профессионального мастерства, служить средством углубления и расширения знаний по физической культуре как предмету школьного обучения. Все это будет способствовать воспитанию у студентов ответственного отношения к труду, приобщению их к полезной работе в школе.

Одной из актуальных задач педагогической практики является подготовка выпускников факультета к самостоятельному и творческому осуществлению многообразной работы по физической культуре и спорту со школьниками.

Самостоятельность и творчество могут быть достигнуты в том случае, если студент уверенно завершил педагогическую практику, приобрел начальные профессионально-педагогические умения и навыки, изучил основную методическую литературу, положительный опыт работы педагогов, научился анализировать учебно-воспитательную деятельность, делать

24

№3 l 2012

правильные выводы, ставить перспективные задачи в предстоящей работе. Решению перечисленных задач способствуют различные методы руководства практикантами, в частности проведение уроков без предварительной консультации и утверждения конспекта (плана урока) методистом, а также наедине с учащимися (при наличии хорошо составленного плана на четверть учебного года, плана тренировочных занятий в спортивной секции). Это приближает педагогическую практику к естественным условиям работы учителя, способствует формированию самостоятельности в работе с детским коллективом.

Как правило, практиканты, ознакомившись с работой школы, вносят полезные предложения, поддержать которые (в пределах возможной их реализации) должен методист факультета. Методист вносит дополнения в предложения практикантов, углубляет рассмотрение обсуждаемых вопросов, расширяет рамки предложения, связывает его с другими сторонами деятельности педагога, подводит (вместе с практикантами) теоретическую основу, делает практические выводы, ставит перспективные задачи. Все это требует высокой квалификации и глубокой теоретической подготовки методиста педагогической практики.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдуллина, О. А., Загрязкина, Н. Н. Педагогическая практика студентов. - М: Просвещение, 1990.

2. Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан. ГОСО РК. - Астана, 2001.

3. Курдюков, Б. Ф. Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально-компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы / Б. Ф. Курдюков, М. Б. Бойкова // Физическая культура, спорт - наука и практика. - № 2. - 2012. - С. 30-32.

4. Методические рекомендации по проведению педагогической практики по физической культуре в общеобразовательной школе. - Шымкент, 2003.

5. Теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физической культуры. - 1-11 том / под. ред. Л. П. Матвеева, и А. Д. Новикова. - М.: ФиС, 1990.

6. Хазова, С. А. Особенности профессиональной деятельности и профессионально значимые качества личности спортивного педагога / С. А. Хазова, Н. А. Хакунов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - № 1. - 2010. - С. 2-8.

PEDAGOGICAL PRACTICE IS THE BASICS OF FORMING THE PROFESSIONAL SKILLS AND ABILITIES OF THE FUTURE SPECIALIST OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

B. Asubaev, Senior Lecturer,

South Kazakhstan Humanitarian Institute named to the honor of M. Saparbaev, The Republic of Kazakhstan, Shymkent. S. Abdukarimov, Assistant Professor, Taraz Innovative Institute, Taraz.

Contact information: 160012, The Republic of Kazakhstan, Shymkent city, Madely Kozha str., 137.

Pedagogical practice plays an important role in preparation of future teachers. It serves to provide the close interaction of students' education in high educational institutions and the work of school. That's why it is necessary to raise constantly the level of teaching

and educational work with students, and improve systematically the pedagogical practice.

Key words: pedagogical practice; sport practical disciplines; tasks and principles of the physical training; means of the physical training; sport training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.