Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2
УДК 070.422. 378
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Криволап Елена Юрьевна -
аспирант кафедры управления учебными заведениями и педагогики высшей школы, Классический приватный университет, г. Запорожье, Украина E-mail: lenucik@ukr.net
Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей начальной школы, раскрытию сущности понятий «самостоятельная работа», «индивидуальная работа студента»; освещены педагогические, психологические взгляды на проблему; определены условия формирования и развития студента для осуществления самостоятельной работы, доказана важность и необходимость формирования готовности к самостоятельной работе будущего учителя начальных классов в профессиональной деятельности как способа приобретения новых знаний и профессионально-педагогического самосовершенствования. Указывается на необходимость обеспечения условий (в частности, создания педагогически комфортной образовательной среды, максимально приближенной к профессиональной) для организации самостоятельной работы будущих педагогов и их подготовки к развитию творческого потенциала младших школьников.
Ключевые слова: будущий учитель начальной школы, личность, педагог, индивидуальная работа студента, педагогические условия, профессиональное образование, самостоятельная работа, творческий потенциал.
Современное изменение системы образования, существенные трансформации в окружающем мире, новые технологические, информационные процессы приводят к необходимости соответствовать новым требованиям, в том числе к высшему образованию. Общество сегодня требует специалистов иного уровня, способных к активной, креативной, мобильной деятельности, к самостоятельному приобретению и использованию на практике знаний, умений, навыков, полученных при обучении, а также получаемых в процессе профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, повышает требования к профессиональному образованию будущих специалистов, в частности студентов педагогических специальностей, так как им необходимо самим обладать всеми качествами, соответствующими требованиям современного общества, и быть готовыми к самостоятельной работе, при этом обладая навыками, знаниями, умениями, формами и приемами работы для формирования навыков организации индивидуальной, самостоятельной деятельности и развития творческого потенциала учеников начальной школы. Поэтому организа-
ция учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении требует существенных изменений. На первый план должны выйти: формирование у студентов умения учиться, способностей к самоанализу, саморазвитию, самопознанию, развитие собственной творческой активности.
В современных условиях актуализируется проблема формирования личности будущего педагога, способного к самостоятельной деятельности. Способность к самостоятельной работе - одно из основных качеств настоящего педагога, залог его успеха в профессиональной деятельности, поскольку современная система образования требует постоянного повышения квалификации и самообразования. Актуальность проблемы обусловливается не только социальной необходимостью наличия творческих и способных к самостоятельной работе педагогов XXI в., но и растущей потребностью личности в развитии своей индивидуальности, уникальности, целостности.
Цель статьи - раскрытие научных взглядов на процесс развития и формирования способностей личности студента к самостоятельной работе с точки зрения философии, педагогики, психологии; определение психолого-педагогических условий развития способностей к самостоятельной работе будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки.
Исследованиями процесса самостоятельной работы занималось большое количество ученых, роль самостоятельной работы раскрывается в отечественных и зарубежных исследованиях (А. Алексюка, И. Герде, А. Дистерверга, Д. Дьюи, А. Журавской, И. Зязюна, В. Казакова, Я. Комен-ского, Н. Кузьминой, Н. Никандрова, И. Песта-лоцци, П. Пидкасистого, Ж.-Ж. Руссо, В. Сухом-линского, К. Ушинского, М. Ярмаченко и др.).
Современная система контроля самостоятельной работы студентов в вузе обоснована в работах С. Архангельского, Е. Белкина, В. За-гвязинского, И. Ильясова, А. Коржуева, В. Ляу-
© Криволап Е. Ю, 2015
Е. Ю. Криволап. Самостоятельная работа в процессе подготовки учителей
дис, В. Попкова, С. Смирнова, Н. Талызиной и других ученых. Авторами определена сущность педагогической категории «контроль», его функции, виды и формы, разработаны общие требования к отбору и осуществлению контрольных процедур.
В научном мире наблюдается противоречие между понятием «самостоятельная работа» и понятием «самостоятельная деятельность», попытка снять это противоречие предпринята П. Пидкасистым. Ученый отмечает, что под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [1].
Самостоятельная работа - это виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности, направленные на достижение намеченных дидактических целей, которые выполняются без непосредственного участия научно-педагогического персонала, но по его заданию в специально отведенное для этого время, свободное от обязательных для посещения учебных занятий.
Как пишет А. Л. Бердичевский, методисты предлагают следующее определение самостоятельной работы: «Самостоятельная работа - это разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя» [2, с. 85].
Самостоятельная работа студентов - это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это - некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности [3].
По мнению И. Ковалевского, основные формы организации самостоятельной работы студентов в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях, по существу, не имеют отличий и определяются следующими параметрами: содержанием учебной дисциплины; уровнем образования и степенью подготовленности студентов; необходимостью упорядочения загрузки студентов при самостоятельной работе [4, с. 114].
Система самостоятельной работы студентов, будущих учителей начальных классов, строится с
учетом изменения характера их познавательной деятельности и обладает следующими особенностями:
1) системообразующим признаком является характер познавательной деятельности студентов, изменяющийся от воспроизводящего к преобразующему;
2) основными элементами системы являются цель, содержание, средства организации и управления, контроль;
3) содержание конкретизируется через последовательность сменяющих и дополняющих друг друга различных видов самостоятельной работы, взаимопроникающих и изменяющихся от репродуктивных к реконструктивно-вариатив-ным, а затем - к творческим (в соответствии с изменением характера познавательной деятельности);
4) контроль за выполнением заданий осуществляется с помощью форм, отобранных с учетом вида самостоятельной работы студентов и в зависимости от характера их познавательной деятельности.
При построении системы самостоятельной работы студентов учитывается ряд положений:
1) в соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания учебной дисциплины студентами происходит в процессе их собственной активности, направленной на предмет освоения;
2) необходимо заранее предусматреть характер познавательной деятельности на каждом этапе самостоятельной работы и управлять ею [1];
3) процесс овладения сложной, целостной профессиональной деятельностью учителя начальных классов осуществляется в контекстном обучении [4];
4) необходимо учитывать специфику и особенности учебной дисциплины.
Процесс обучения студентов включает в себя разные формы самостоятельной работы: подготовку к текущим заданиям; изучение учебного материала, определенного для такой работы; составление текстов, кроссвордов и других проверочных материалов; выполнение переводов с иностранных языков; выполнение курсовых, квалификационных работ; создание творческих проектов; написание эссе, рефератов, докладов, рецензий, обзора литературы; изготовление иллюстрационного материала по заданной теме; участие студентов в научно-практических конференциях; написание научных статей; подготовка портфолио; занятие в архиве, музее, библиотеке; деловые игры, диспуты, дисскусии.
В процессе профессиональной подготовки преподаватели должны способствовать фор-
Педагогика
93
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 2
мированию навыков самостоятельной работы студентов. Для этого необходимо предоставлять им список тем для самостоятельного изучения, которые должны предусматривать самостоятельный выбор и учет индивидуальных способностей и потребностей студента; целесообразно проводить консультации по организации этой работы. Уделяя большое внимание самостоятельной работе студентов, необходимо проводить контроль за ее осуществлением и качеством.
Отдельное внимание преподаватели высших учебных заведений должны уделять формированию у студентов умений и навыков обучения самостоятельной работе будущих учеников начальных классов: для этого необходимо проведение практических занятий, семинаров, педагогической практики, круглых столов, стажировок по теме развития навыков такой работы у школьников, в частности у учеников начальных классов. При проведении практических занятий целесообразно написание конспектов уроков с включением самостоятельной работы в учебную деятельность детей, важно также раскрыть перед студентами формы и уровни самостоятельной работы школьников.
Г. Рогова, Ф. Рабинович, Т. Сахарова выделяют следующие уровни самостоятельной работы учащихся: воспроизводящий, полутворческий и творческий [1, с. 224]. На первом начинается усвоение нового материала, на уроках в начальной школе формируется вербальная база произношения, грамматики и лексики. На втором происходит перенос приобретённых знаний в аналогичных ситуациях, т.е. у учеников вырабатываются определённые креативные навыки. Третий, творческий уровень способствует формированию и закреплению умений и навыков при выполнении детьми различных видов творческих коммуникативных заданий. Это наиболее креативный этап самостоятельной работы.
Для того, чтобы самостоятельная работа студента была качественной и результативной, педагоги высшей школы должны использовать современные технологии, методы и формы ее организации, так как подготовка студентов к этому виду работы является важным элементом профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы - и все это должно происходить в условиях педагогически комфортной образовательной среды.
Таким образом, перед системой образования стоит задача по модернизации и изменению содержания учебно-воспитательного процесса, при котором будут рассмотрены все возможные и необходимые формы и способы проведения и организации самостоятельной работы студентов,
способствующие проявлению у будущих учителей начальной школы интереса к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию. Новая система образования должна развивать и формировать интерес к самостоятельному добыванию знаний и решению нестандартных задач, что позволит сформировать такие качества личности, как самостоятельность и ответственность.
Список литературы
1. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991. 287 с.
2. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М., 1989. 101 с.
3. Михалищева М. А. Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2564 (дата обращения: 25.07.2014).
4. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 114-116.
Independent Work in the Process of Training of Future Primary School Teachers to Develop Creative Potential of Younger Schoolchildren
E. Y. Krivolap
Classic Рrivate University
70-B, Zhukovskogo str., Zaporozhe, 69002, Ukraine E-mail: lenucik@ukr.net
The article is devoted to the training of future primary school teachers, the disclosure of the concepts of «independent work», «individual work of the student»; lit pedagogical, psychological perspectives on the problem; the conditions for the formation and development of the student to the implementation of independent work, proved the importance and necessity of formation of readiness for independent work of the future teachers of initial classes in professional activities as a way of acquiring new knowledge and professional and pedagogical improvement. Emphasizes the role of independent work in the professional training of future teachers, the need to ensure conditions (in particular the creation of pedagogically comfortable learning environment, maximum approximate to professional) for the organization of independent work of future teachers and their preparation for the development of creative potential of young schoolchildren. Key words: future elementary school teacher personality, personality, teacher, individual student work, pedagogical conditions, vocational training, independent work, creativity.
References
1. Rogova G. V, Rabinovich F. M., Sakharova T. E. Metodika obucheniya inostrannym yazikam v sredney shkole (Me-
94
Научный отдел
Ю. М. Орехова. Проблема формирования социокультурной компетенции в рамках требований
thodology of teaching foreign languages in high school). Moscow, 1991. 287 p.
2. Berdichevskiy A. L. Optymyzatsiya systemy obucheniya inostrannomu yazyku v pedagogicheskom vuze (Optimization of foreign language teaching in pedagogical high school). Moscow, 1989. 101 p.
3. Mikhalishcheva M. A. Organizatsiya samostoyatelnoy uchebnoy deyatelnosti studentov v logike realizacii fed-
eralnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov vysshego professionalnogo obrazovaniya. Available at: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2564 (accessed 25 July 2014).
4. Kovalevskiy I. Organizatsiya samostoyatelnoy raboty studenta (Organization of independent work of students). Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia), 2000, no.1, pp. 114-116.
УДК 373.5
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ENGLISH-7»)
MP
Орехова Юлия Михайловна - I
аспирант кафедры теории и методики преподавания иностранных языков, ЩшА \
Ярославский государственный университет им. К. Д. Ушинского /
E-mail: nikitina_89@bk.ru rfrWml
Статья посвящена проблеме изучения иностранного языка в отрыве от культуры людей, говорящих на этом языке. Язык и культура - единое и неделимое целое, каждое слово - отражение иноязычного сознания. В связи с этим каждый урок иностранного языка должен содержать в себе информацию культурологического характера, что позволит реализовать одну из задач урока, предполагающую формирование социокультурной компетенции. Главным помощником учителя при планировании урока является учебно-методический комплекс. Именно учебник, соответствующий требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и содержащий достаточное количество социокультурной информации, способствует формированию социокультурной компетенции учащихся.
Ключевые слова: культура, социокультурная компетенция, компоненты компетенции, учебно-методический комплекс.
Радикальные изменения, произошедшие в последнее время в социокультурном контексте изучения иностранных языков, «привели к появлению новых потребностей в соизучении языков и культур» [1, с. 17]. Культура и язык неразрывно связаны и, следовательно, могут существовать лишь в диалоге: овладение иностранным языком как средством общения невозможно без знаний особенностей культуры страны изучаемого языка. При подготовке к занятиям учителям иностранного языка всегда следует помнить о том, что «каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру» [2, с. 24].
Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур предполагает социокультурный подход, который отразился в исследованиях Г. В. Елизаровой, В. В. Сафоновой, П. В. Сысоева и др. По их мнению, подобный подход в обучении языкам приводит к формированию социокультурной и коммуникативной компетенций. Именно знание норм поведения, ценностей, этикета помогает преодолеть культурный барьер, что позволяет общаться представителям различных лингвосообществ, избегая «культурных помех».
Актуальность реализации социокультурного подхода на уроках иностранного языка в школе повышается и в связи с требованиями, определенными в образовательном стандарте основного общего образования по иностранному языку, где «социокультурная компетенция является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной и учебно-познавательной» [3, с. 137].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для успешной коммуникации в современном поликультурном мире необходимо развивать у изучающих иностранный язык школьников социокультурную компетенцию, формируемую посредством языка и культуры. Само понятие иноязычной социокультурной компетенции как «осведомленности о социокультурном контексте использования языка сравнительно недавно вошло в понятийный аппарат теории обучения иностранным языкам» [4, с. 133].
© Орехова Ю. М, 2015