Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа'

Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ КОЛЛЕДЖА / COLLEGE STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL AND LABOR SOCIALIZATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснопёрова Алла Георгиевна, Петьков Валерий Анатольевич

В статье изложены идеи авторов по решению проблемы профессионально-трудовой социализации студентов в системе среднего профессионального образования (СПО). На основе анализа специальной литературы и имеющегося опыта образовательной деятельности учреждений СПО определена сущность и сформулированы понятия: «профессионально-трудовая социализации студентов колледжа» и «педагогическая поддержка». Раскрыто содержание технологии процесса педагогической поддержки профессионально-трудовой социализации студентов колледжа. Определены критериально-диагностический аппарат оценки эффективности процесса профессионально-трудовой социализации и педагогические условия формирования готовности студентов колледжа к профессионально-трудовой социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснопёрова Алла Георгиевна, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND LABOR SOCIALIZATION OF COLLEGE STUDENTS

The paper describes the authors’ ideas on a solution of the problem of students’ professional and labor socialization in the system of secondary professional education (SPE). On the basis of the analysis of special literature and the available experience in educational activity of SPE institutions the essence is defined and concepts "professional and labor socialization of college students" and "pedagogical support" are formulated. The content of technology of pedagogical support of students’ professional and labor socialization is disclosed. The criteria and diagnostic device of an assessment of efficiency of professional and labor socialization and pedagogical conditions of formation of readiness of college students for professional and labor socialization are defined.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа»

УДК 377 ББК 74.57 К 76

A.Г. Краснопёрова

Преподаватель Краснодарского технического колледжа, соискатель кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; с.т. 8-918-233-93-04

B.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального права Армавирского института социального образования (филиала Российского государственного социального университета); E-mail: valerype@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье изложены идеи авторов по решению проблемы профессионально-трудовой социализации студентов в системе среднего профессионального образования (СПО). На основе анализа специальной литературы и имеющегося опыта образовательной деятельности учреждений СПО определена сущность и сформулированы понятия: «профессионально-трудовая социализации студентов колледжа» и «педагогическая поддержка». Раскрыто содержание технологии процесса педагогической поддержки профессионально-трудовой социализации студентов колледжа. Определены критериально-диагностический аппарат оценки эффективности процесса профессионально-трудовой социализации и педагогические условия формирования готовности студентов колледжа к профессионально-трудовой социализации.

Ключевые слова: студент колледжа, профессионально-трудовая социализация, педагогическая поддержка, педагогическая технология.

A.G. Krasnoperova

Teacher of the Krasnodar technical college, competitor of Pedagogics and Psychology Department, Kuban State University;ph.: 8-918-233-93-04

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Social Work and Social Right, the Armavir Institute of Social Education (Branch of the Russian State Social University); E-mail: valerype@mail.ru

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND LABOR SOCIALIZATION

OF COLLEGE STUDENTS

Abstract. The paper describes the authors' ideas on a solution of the problem of students' professional and labor socialization in the system of secondary professional education (SPE). On the basis of the analysis of special literature and the available experience in educational activity of SPE institutions the essence is defined and concepts "professional and labor socialization of college students" and "pedagogical support" are formulated. The content of technology of pedagogical support of students' professional and labor socialization is disclosed. The criteria and diagnostic device of an assessment of efficiency of professional and labor socialization and pedagogical conditions of formation of readiness of college students for professional and labor socialization are defined.

Keywords: college students, professional and labor socialization, pedagogical support, pedagogical technology.

Современные социально-экономические условия в России приводят к необходимости поиска новых подходов к обновлению системы среднего профессионального образования (СПО). Важнейшая задача развития современной профессиональной школы - повышение качества подготовки будущих специалистов, освоивших накопленный обществом трудовой опыт и стремящихся к инновационному поиску, более совершенным методам социализации в своей профессиональной деятельности. Данная цель достигается действиями, предусмотренными программами и планами занятий, созданием условий для возникновения ситуаций, способствующих развитию необходимых профессиональных и трудовых качеств и свойств [1].

Многие выпускники учебных заведений среднего профессионального образования испытывают неудовлетворенность своей подготовленностью к труду по специальности и не находят себе места в производстве. В связи с принятием Болонского соглашения в содержании профессионального образования на первый план выносится формирование основных профессиональных компетенций личности, способной к инновациям на производстве, тесно связанное с качеством социализированности человека на протяжении всей его жизни [2].

Проблема социализации студентов является одной из приоритетных в философских, социологических и психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Агапов, Г.М. Андреев, Н.В. Андреенков, Э. Дюркгейм). Проблема подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования исследовалась В.В. Анисимовым, М.А. Аксиньевой, В.И. Байденко, В.П. Дьячковым, В.М. Жураковским, П.Ф. Кубрушко, В.С. Ледневым, Л.Г. Семушиной, Е.В. Ткаченко, В.М. Токар и др.

Ретроспективный анализ современного состояния проблемы исследования показал, что отдельные вопросы профессиональной и трудовой социализации рассматривали в своих трудах М.Д. Виноградов, А.Н. Волковский, В.И. Журавлев, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, Е. Рубенчик. Особенности профессиональной и трудовой социализации в условиях перехода от знаниевой парадигмы к личностно ориентированной исследовали Е.В. Бондаревская, В.С. Ильин, Д.И. Левитес, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская.

В педагогике профессионального образования наибольшее число работ (Л.С. Глебова, А.В. Мудрик, И.М. Назимов, Р.С. Немов, В.М. Полонский, Н.С. Пряжников, Е.С. Рапацевич, Г.К. Селевко, П.И. Третьяков, А.Г. Фонарев) раскрывает особенности профессиональной социализации, однако проблемы профессионально-трудовой социализации исследованы недостаточно.

Анализ педагогических исследований показал, что в последние годы происходят изменения практики подготовки кадров, заключающиеся в переходе учреждений среднего профессионального образования на многоступенчатые (многоуровневые) модели подготовки специалистов, в использовании сопряженных учебных планов и программ. Но при этом профессионально-трудовая социализация будущих специалистов в современных социально-экономических условиях фрагментарно представлена в педагогических исследованиях. Остается неразработанной проблема профессионально-трудовой социализации студентов в системе среднего профессионального образования [3].

В результате анализа специальной литературы и имеющегося опыта образовательной деятельности учреждений СПО нами была определена сущность и сформулировано понятие профессионально-трудовой социализации студентов колледжа. Профессионально-трудовая социализация представляет собой непрерывный процесс профессионального развития человека, начинающийся с раннего трудового образования и продолжающийся на протяжении всей его жизни во взаимодействии с социальной средой. При этом происходит усвоение социальных норм и культурных ценностей, профессиональное саморазвитие личности и ее самореализация в обществе.

Профессионально-трудовая социализация студента колледжа является целенаправленным процессом, обеспечивающим его профессионально-личностное становление и первичную интеграцию в профессиональную среду. Структурными

компонентами профессионально-трудовой социализация определены социально-адаптивный, мотивационно-ценностнный, когнитивный, практический, оценочно-рефлексивный, эмоционально-волевой.

Исследование образовательных ресурсов учреждений среднего профессионального образования показало, что в нём имеются возможности для эффективного моделирования профессиональной деятельности, включения студентов в различные социально и профессионально значимые мероприятия и полноценной профессионально-трудовой социализации студентов [4].

Процессы гуманизации и демократизации в российской системе образования актуализировали различные направления в разработке технологии педагогической поддержки профессионально-трудовой социализации студентов колледжа. Идее построения педагогической и психологической поддержки личности, содействия её развитию, становлению и самореализации посвящены работы В.П. Бедерхановой, О.С. Газмана, И.Б. Котовой, В.А. Петькова и др.

На основе исследования различных дефиниций понятия «педагогическая поддержка» автором было сформулировано собственное определение этому понятию. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студента колледжа представляет собой педагогическую деятельность, направленную на предупреждение социальных и профессиональных трудностей в овладении профессией, в ходе реализации которой осуществляется личностное и профессиональное развитие студента и педагога.

Установлено, что сущностные характеристики педагогической поддержки проявляются в сочетании стратегической, оперативно-тактической деятельности педагога по сопровождению профессионально-трудовой социализации студентов колледжа.

Опытная работа состояла из констатирующего и формирующего экспериментов и проводилась 2002-2015 гг. В исследовании на разных этапах приняли участие 1432 студента и 83 преподавателя Краснодарского технического колледжа и механико-технологического колледжа Краснодарского кооперативного института, Краснодарского монтажного колледжа.

Для перевода учебно-воспитательного процесса колледжа в экспериментальный режим автором была разработана технология процесса педагогической поддержки профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа. Исходным основанием для её построения являлся деятельностный подход, который предполагает рассмотрение инновационной педагогической деятельности как объективного процесса, направление и форма которого предварительно спланированы и заданы [5; 6].

Авторская технология педагогической поддержки процесса профессионально-трудовой социализации студента колледжа представляет собой алгоритм реализации его этапов. В соответствии с этапами процесса непрерывной подготовки кадров в колледже выделены следующие четыре этапа процесса профессиональной социализации студентов во время их обучения и после окончания образовательного учреждения:

Первый этап - пропедевтический (вводно-ознакомительный). На нём создаются представления о социализации в отрасли и профессии.

Второй этап - стимулирующий процесс социализации посредством приобщения к отраслевому труду и профессии.

Третий этап - базовый, формирующий социализацию в процессе овладения профессией и трудовыми процессами.

Четвертый этап - оценочно-рефлексивный.

По замыслу технология отражает последовательность логики развёртывания этапов этого процесса.

Для объективной оценки эффективности педагогической поддержки нами были определены критерии и показатели профессионально-трудовой социализации студентов технического колледжа, включающие в себя:

1) социально-адаптивный критерий (интериоризация культуры, выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности, профессиональная и трудовая

адаптация в коллективах (общностях), ориентация на условия профессионально-трудового и социального пространства, овладение различными видами профессиональной деятельности);

2) ценностно-смысловой критерий (выбор и принятие ценностей и жизненных смыслов, ответственное отношение к делу, духовно-нравственное развитие и творческое саморазвитие, профессиональное самоопределение через рефлексию, обращение профессиональных знаний в способности);

3) познавательно-деятельностный критерий (профессиональная компетентность, профессионально-трудовое самоопределение, деловая коммуникация, трудовое самовоспитание, управление своим профессиональным образованием).

В работе применялся и интегративный (суммарный) критерий, определяющийся выраженностью суммарного уровня сформированности компонентов структуры профессионально-трудовой социализации. Проводился также учёт влияния других факторов, определяющих условия готовности студентов к формированию профессионально-трудовой социализации.

Определено, что эффективность формирования готовности студентов к профессионально-трудовой социализации обеспечивается реализацией научно обоснованных и экспериментально проверенных педагогических условий: 1) установление профессионально-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса с информационной базой, характеризующей значимость своей профессии для общества, жизненный статус и обеспеченность ее представителей; 2) включение студентов в профессионально-трудовые ситуации в процессе теоретических занятий и производственных практик; 3) создание необходимого образовательно-материального обеспечения профессионально-трудовой социализации студентов; 4) поэтапном построении педагогической поддержки процесса формирования готовности студентов к профессионально-трудовой социализации.

Результаты экспериментального исследования показали, что предложенный подход к организации педагогической поддержки профессионально-трудовой социализации студентов колледжа создает условия для развития социально значимых качеств, способствует профессиональному саморазвитию, является эффективным средством социализации личности.

Выполненное исследование позволяет преподавателям учреждений среднего профессионального образования использовать его материалы для эффективной организации процесса профессионально-трудовой социализации студентов. К числу проблем дальнейшей разработки следует отнести совершенствование системы непрерывной профессионально-трудовой социализации обучающихся и её применение при подготовке специалистов прикладного бакалавриата.

Примечания:

1. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55-57.

2. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101104.

3. Красноперова А.Г. Профессионально-трудовая социализация студентов в техническом колледже // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 10. С. 47-51.

4. Кинелев В.Г. Проблемы инженерного образования в России. М.: Владос, 2013. Вып. 3. 528 с.

5. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.

6. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды

образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 1. С. 145.

References:

1. Petkov V.A., Filonenko V.A. Mechanisms of social mobility operation in university educational space // Theory and practice of social development. 2014. No. 12. P. 55-57.

2. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of competence development of future professionals in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 101-104.

3. Krasnoperova A.G. Vocational and labor socialization of students in the technical college // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2012. No. 10. P. 47-51.

4. Kinelev V.G. Problems of engineering education in Russia. M.: VLADOS, 2013. Issue 3. 528 pp.

5. Barannikova E.A., Petkov V.A. Pedagogical support of personal development of preschoolers // The cultural life of the South of Russia. 2008. No. 2. P. 58-60.

6. Andryushchenko S.I., Petkov V.A. Organization of innovation environment of the educational institution // Bulletin of the Adyghe State University. 2012. No. 1. P. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.