ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 796.01:378 ББК 75.10 П 24
Ф.Д. Джирикова
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E- mail: valerype@mail.ru
М.Х. Боташева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@ mail.ru
Р.С. Джириков
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
К.А. Катаев
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВУЗА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются сущность и теоретические основания педагогической поддержки преподавателя физической культуры вуза в развитии его профессиональной компетентности. Исследуются содержание и структура профессиональной компетентности, представленная четырьмя компонентами: личностным, когнитивным, мотивационно-ценностным и операционально-деятельностным. Даётся описание форм, методов, приёмов и условий эффективной организации педагогической поддержки. На основе выявленных критериев и показателей определены характерные уровни проявления профессиональной компетентности. Обозначены основные направления и перспективы её совершенствования.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, преподаватель физической культуры вуза, профессиональная компетентность, профессионализм, педагогические условия.
F.D. Dzhirikova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theoretical Bases of Physical Culture and Tourism, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, the Kuban State University; E-mail: valerype@mail.ru
M.Kh. Botasheva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sports Disciplines, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur. kcsu@mail.ru
R.S. Dzhirikov
Senior teacher of the Department of Physical Training, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
K.A. Kataev
Senior teacher of the Department of Physical Training, the Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AT HIGHER EDUCATION
INSTITuTION
Abstract. The paper shows the essence and theoretical bases of pedagogical support of the teacher of physical culture of higher education institution in development of his professional competence. Contents and the structure of professional competence represented by four components - personal, cognitive, motivational - valuable and operational activity - are investigated. Forms, methods, ways and conditions of the effective organization of pedagogical support are described. On the basis of the criteria and indicators revealed, characteristic levels of manifestation of professional competence are determined. The main trends and prospects of its improvement are designated.
Keywords: pedagogical support, teacher of physical culture of higher education institution, professional competence, professionalism, pedagogical conditions.
Изменения в социально-политической жизни нашей страны инициировали процесс гуманизации в образовании, что послужило предпосылкой к переходу от функционального подхода в становлении личности педагога к личностному, предполагающему становление его субъектности, и компетентностно-му, ориентирующему на развитие его профессиональной компетентности, обеспечивающему качество образования [2]. Проблема формирования профессиональной
компетентности нашла отражение в работах российских учёных (И.А Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.Н. Ку-ницына, А.В. Хуторский) и зарубежных исследователей (М. Ам-стронг, Р. Барнет, В. Вестера, Д. Мак-Клелланд, Дж. Равен и др.). На их основе была определена сущность компетентности как качественной характеристики профессионализма преподавателя вуза, а компетенции как готовности к выполнению частных профессиональных функций [3].
В этих условиях кафедрам физической культуры необходим поиск внутренних резервов, эффективных условий, средств развития профессиональной компетентности, обеспечивающих переход педагогов на позиции саморазвития и самореализации [4].
Теоретические основания решения этих вопросов состоят в возможности прогнозировать и составлять программы педагогической поддержки преподавателя в развитии его профессиональной компетентности; психолого-педагогические основания заключаются в том, что уровень профессиональной компетентности является критерием самооценивания преподавателя как профессионала; практические основания связаны с необходимостью адекватного оценивания уровня знаний, умений результатов деятельности преподавателя [1; 5].
Анализ подходов к пониманию структуры профессионально-педагогической компетентности (И.А. Зимняя, Е.В. Григорьева, Л.К. Колесова Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, B.C. Шувалов) позволил нам сделать вывод о том, что содержание профессиональной компетентности может трактоваться как совокупность знаний, умений, навыков, профессионально-педагогических способностей и личностных качеств.
Учёт положений изложенный подходов позволил уточнить сущность и структуру профессиональной компетентности преподавателя физической культуры вуза, которая представлена нами как единство четырёх компонентов:
- личностного, включающего профессионально-значимые личностные качества преподавателя, необходимые для эффективной педагогической деятельности;
- когнитивного, состоящего из общих и специальных профессиональных знаний, обеспечивающих продуктивной педагогической деятельности;
- мотивационно-ценностного, объединяющего интересы, потребности, мотивы, ценности и смыслы педагогической деятельности;
- операционально-деятельност-ного, состоящего из профессионально -педагогических способностей и умений владения современными педагогическими технологиями.
Все структурные компоненты профессиональной компетентности преподавателя взаимосвязаны. Так, когнитивный и мотивационно-ценностный компоненты обеспечивают активность преподавателя в овладении профессионально-педагогическими знаниями, умениями и навыками. Результат этого процесса оценивается глубиной и диапазоном операционально-деятельностного компонента. Последний, в свою очередь, влияет на развитие профессионально-личностных качеств, наиболее значимым из которых является профессиональная рефлексия.
Обозначенные компоненты проявляются в практической деятельности преподавателей. По степени их проявления судят об уровнях развития профессиональной компетентности преподавателя. Для их выявления на базе Карачаево-Черкесского государственного университета в 2014-16 годах были проведены опросы преподавателей вуза и слушателей курсов повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта (более 200 респондентов).
Систематизация и рефлексия полученных материалов позволила определить критерии и показатели сформированности
структурных компонентов профессиональной компетентности преподавателя физической культуры вуза: когнитивный - уровень знаний (нормативно-правовые, теоретические и технологические основы организации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности в вузе и др.); мотивационно-ценностный
- мотивация и ценности (мотивация и удовлетворенность деятельностью в преподавателя вуза, взаимодействием в педагогическом и студенческом коллективе, статусом преподавателя; ценности общей и педагогической культуры (коллективизм и взаимопомощь, высокие нормы социального и педагогического взаимодействия с членами коллектива и др.)); операционально-деятельностный - владение управленческими технологиями (сбора и анализа информации; определения перспектив; прогнозирования способов их достижения; проектирования (разработка программ по реализации), принятия, реализации и контроля исполнения педагогических решений, направленные на мотивирование студентов, обеспечение реализации педагогических проектов, организацию занятий и использование практического опыта и мастерства преподавателей; оценки эффективности деятельности каждого преподавателя и коллектива кафедры и др.); личностный - развитость личностных качеств преподавателя вуза (эмоциональная устойчивость; способность ставить и достигать педагогические цели; способность действовать в конфликтных ситуациях; способность организовывать отношения в с преподавателями и студентами; способность заинтересовывать и вовлекать студентов в физкультурно-спортивную и оздоровительную деятельность; удовлетворённость собственным трудом и др.).
С учётом выявленных критериев и показателей определены характерные уровни проявления профессиональной компетентности преподавателя физической культуры вуза:
- репродуктивный: владе-
ние основными педагогическими действиями на репродуктивном уровне, обусловленное узостью и поверхностностью специальных профессиональных знаний; не-сформированность мотивационной сферы; низкий уровень общей и
педагогической культуры; отсутствие умений и навыков целенаправленно строить педагогическую деятельность; слабая развитость профессионально-значимых личностных качеств;
- адаптивный: сформирован-ность основных профессиональных компетенций; низкая мотивация к педагогической деятельности, низкий уровень удовлетворенности социальным статусом преподавателя вуза; недостаточное владение социальными нормами поведения и взаимоотношений с членами трудового коллектива; развитость большинства профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для педагогической деятельности на среднем уровне;
- профессиональный: сформиро-ванность базовых профессиональных компетенций, позволяющая эффективно реализовывать педагогическую деятельность; сформированная мотивационная сфера, выражающаяся в удовлетворенности собственной деятельностью, в эффективных взаимодействиях с коллегами и студентами, удовлетворенности статусом преподавателя; высокий уровень общей и профессиональной культуры; высокий показатель развитости всей совокупности личностных качеств.
Педагогическая поддержка преподавателя вуза в развитии его профессиональной компетентности - это комплекс действий, включающих планирование, организацию педагогической поддержки и мотивацию педагогов, педагогический мониторинг, анализ и коррекцию его деятельности, информационную и методическую помощь в профессионально-личностном развитии и саморазвитии преподавателя, обеспечивающих ему переход на качественно новый уровень профессиональной компетентности [6; 7].
Проектирование процесса организации педагогической поддержки преподавателю в развитии его профессиональной компетентности
на кафедре физической культуры вуза основано на том, что её содержание определяется следующим комплексом действий: планово-прогностической деятельностью (созданием плана стажировок, повышения квалификации преподавателей, плана научно-методической работы, занятий в школе начинающего преподавателя и т.д.); методическим сопровождением (организацией выполнения плана научно-методической работы коллектива кафедры, стажировок, повышения квалификации, обобщением передового педагогического опыта); мотивационно-целевой деятельностью (диагностикой мотивов развития профессиональной компетентности, факторов, активизирующих саморазвитие преподавателя); информационной поддержкой преподавателя (формированием информационных блоков контроля качества знаний, умений и навыков студентов в сфере физической культуры, уровня профессиональной компетентности преподавателей и т.д.); аналитическо-коррекционной деятельностью (контролем выполнения планов научно-методической работы коллектива, стажировок, повышения квалификации преподавателей, организацией методических консультаций для преподавателей и психолого-педагогических тренингов).
На наш взгляд, следует говорить о полисубъектности рассматриваемого процесса, в котором участвуют администрация вуза, кафедра физической культуры, преподаватели, учебно-методическая служба вуза, психолог и другие специалисты, которые должны осознавать применяемые методы, формы, средства педагогической поддержки развития профессиональной компетентности преподавателя. В организации педагогической поддержки преподавателю для развития его профессиональной компетентности необходимо использовать как традиционные формы работы,
так и инновационные, раскрывающие профессионально-личностный потенциал педагога. Традиционные формы - это методические семинары, тематические педсоветы, дискуссии по изучению нормативных документов федерального и регионального уровней, заседания предметных комиссий и др. К инновационным мы отнесли активные формы: педагогическое наставничество, конкурсы профессионального мастерства, психолого-педагогические консилиумы, круглые столы, презентации работы предметной комиссии, конкурсы методических разработок, психолого-педагогические тренинги и др.
К методам и приёмам, используемым в педагогической поддержке преподавателей, следует отнести: эмоциональное стимулирование, активного слушания, авансированного доверия и похвалы, диалоговых, рефлексивных приемов. Указанные приемы способствовали развитию активности, раскрытию потенциала личности преподавателя, осознанию себя субъектом профессионального развития. Важным приемом является использование приемов фасилитационного общения: обращение к преподавателю по имени, прием «зеркало отношений», создание ситуации успеха и доверия, выдвижение оптимистических гипотез.
Обратная связь в педагогической поддержке преподавателю вуза в развитии его профессиональной компетентности должна строиться на основе формирования у преподавателя навыков самоанализа уровня развития профессиональной компетентности, самообобщения опыта профессиональной деятельности и самоконтроля.
Эффективное функционирование педагогической поддержки развитию профессиональной компетентности преподавателя зависит от реализации комплекса организационно -педагогических ус -ловий, включающего в себя:
1) актуализацию субъектной позиции преподавателя посредством педагогической фасилитации;
2) инициирование выхода преподавателя в режим саморазвития на основе гибкого использования информационной базы методической службы вуза;
3) побуждение педагога к самоанализу и самоконтролю профессионально-педагогической деятельности на основе рефлексии.
Результатом реализации педагогической поддержки преподавателю в развитии его профессиональной
компетентности выступает переход преподавателя на более высокий, качественно отличный уровень профессионализма.
Перспективы совершенствования педагогической поддержки преподавателя заключаются в следующих направлениях: проектирование системы саморазвития профессиональной компетентности, организация мониторинга развития профессиональной компетентности, применение информационных технологий в развитии профессиональной компетентности.
Примечания:
1. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.
2. Дендеберя А.П., Петьков В.А. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 41-45.
3. Петьков В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Концептуальные основы развития профессионализма будущих социальных работников средствами физической культуры и спорта // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 136-138.
4. Петьков В.А., Кочкаров Э.Э., Кубеков Э.А. Проектирование инновационной деятельности кафедры спортивных дисциплин физкультурного вуза // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 168-170.
5. Петьков В.А. Педагогическая поддержка личностного роста подростков в физкультурно-спортивной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2013. Вып. 4(129). С. 179-183.
6. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.
7. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5(123). С. 177-181.
References:
1. Barannikova E.A., Petkov V.A. Pedagogical support of the development of preschoolers // The cultural life of the South of Russia. 2008. No. 2. P. 58-60.
2. Dendeberya A.P., Petkov V.A. Formation of professional competence of future teachers of computer science in the conditions of information and didactic environment of the pedagogical higher school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Vol. 3. P. 41-45.
3. Petkov V.A., Kochkarov E.E., Kubekov E.A. Conceptual bases of the development of professionalism of future social workers by means of physical culture and sports // Theory and practice of social development. 2015. No. 5. P. 136-138.
4. Petkov V.A., Kochkarov E.E., Kubekov E.A. Projecting of innovation activity of the department of sports disciplines of the physical culture higher school // Theory and practice of social development. 2015. No. 3. P. 168-170.
5. Petkov V.A. Pedagogical support of teenagers' personal growth in sports activity // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2013. Vol. 4 (129). P. 179-183.
6. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of the development of competencies of future professionals in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 101-104.
7. Strizhakova N.E., Petkov V.A., Romanov D.A. Relationship of the formation of linguistic competence and socio-professional competence of students // Proceedings of University of P.F. Lesgaft. 2015. No. 5 (123). P. 177-181.