УДК 78
ИНТЕГРАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО СТУДЕНТОВ-НЕМУЗЫКАНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Белгородский
государственный
институт
культуры и искусств
О. А. Титова
В статье раскрывается проблема использования в процессе обучения игре на фортепиано компетентностного, андрагогического, личностно ориентированного, культурологического и аксиологического подходов; обоснована и раскрыта эффективность их интегративного использования для реализации стратегической цели профессионального социокультурного образования - повышения его качества.
e-mail:
Ключевые слова: компетентностный подход, фортепианная компетентность, фортепианная компетенция, андрагогический подход, индивидуализация обучения, личностно ориентированный подход, культурологический подход, аксиологический подход, интегративность.
Модернизация российского социокультурного образования в условиях реализации ФГОС ВПО и СПО должна осуществляться в контексте социальной ситуации при интенсивном взаимодействии со всеми сторонами жизни общества и человека. Российское общество втянуто в пучину глобального мирового кризиса, охватившего не только социальные, производственные, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, духовность, чувства, поведение. «Деиндивидуализация и дегуманизация личности, предельный рационализм и нездоровый прагматизм мышления, утрата нравственных ориентиров и чувства принадлежности к своей стране, распространение ассоциальных моделей поведения, дезадаптация детей, молодежи и взрослых - это далеко не полный перечень негативных явлений, указывающий на снижение качества человеческой жизни в процессе расчеловечивания «собственно человеческого в человеке» [1, с. 44].
Большинство российских ученых полагают, что кризис в России не экономический, а гуманитарный, духовно-нравственный, и связан он с основательным игнорированием культурных традиций. Особая роль в устранении его в современной российской действительности принадлежит социально-культурному образованию, так как оно непосредственно связано с подготовкой специалистов для сферы культуры и искусств - основных субъектов социально-культурных преобразований, которым предстоит выполнить «историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества» [2, с. 2]. Специалисты сферы социально-культурной деятельности в своей работе реализуют принципы творчества и гуманизма, осознания универсальных духовно-нравственных и эстетических ценностей, величие национальных и мировых произведений культуры и искусства. Все вышесказанное о возрастании значимости и актуальности социально-культурной деятельности обусловливает необходимость перехода от знаниевой к деятельностной парадигме социокультурного образования, ориентированной на подготовку специалиста, способного к качественному изменению социально-культурной сферы на ценностном уровне.
В сложившейся социально-культурной ситуации подготовка специалистов социально-культурной деятельности приобретает особую значимость, так как согласно федеративному государственному стандарту высшего и среднего профессионального образования для этой сферы деятельности должны подготавливаться специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, овладевшие технологий социокультурной работы, широким культурным кругозором, развитым и творческим и художественно-эстетическим мышлением, наличием таких личностных качеств, как коммуникабельность, общительность, толерантность, эмпатийность.
Эти требования к специалисту социально-культурной сферы базируются на современных требованиях к образованию. «Система образования направлена, - отмечает В. Г. Миронов, - на формирование высокоинтеллектуальной, духовно богатой, толерант-
ной, профессионально-мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности и культуры, здоровья и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом [3, с. 73].
Среди будущих специалистов социально-культурной сферы особую нишу занимают специалисты-немузыканты, обучающиеся игре на фортепиано. В области музыкально-исполнительских дисциплин эти специалисты должны многое знать и многим владеть, потому что музыка обладает особой силой чудодейственного, чарующего воздействия на умы и сердца людей, на их духовность и возвышенное стремление стать добрее, честнее, отзывчивее, научиться понимать и ценить прекрасное. Поэтому специалист социокультурной сферы, владеющий музыкально-исполнительской дисциплиной, должен уметь исполнить грамотно, технично точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу; аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору; петь под собственный аккомпанемент; читать с листа и транспонировать; подбирать по слуху; составить словесный комментарий к исполняемым произведениям; владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-исполнительским репертуаром, необходимым ему как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано для будущей социально-культурной деятельности. Эти же высокие требования предъявляются и к студентам немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах (бакалавриат) и колледжах культуры и искусств, если в учебные программы их подготовки включено обучение основам фортепианного искусства.
Мы не случайно в статье одновременно рассматриваем процесс обучения игре на фортепиано студентов немузыкальной специальности без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств. Это обусловлено следующим: во-первых, в новом ФГОС и в вузах, и колледжах культуры и искусств программы по этой учебной дисциплине, цели и задачи формирования музыкальной (фортепианной) компетентности фактически одни и те же; во-вторых, изучается этот предмет почти в одном и том же объеме по новому ФГОС (8 семестров - бакалавриат, 7 семестров - колледж); в-третьих, требования к уровню подготовки студентов немузыкальных специальностей к этому учебному предмету в колледже адекватны, максимально приближены к требованиям бакалавриата вуза, в-четвертых, контингент поступающих в вузы и колледжи культуры и искусств на немузыкальные специальности включает в себя все более возрастающие группы абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Все это и создает в вузах и колледжах сложную педагогическую ситуацию и ставит перед преподавателями фортепиано целый ряд проблем. В первую очередь это проблемы необходимости осознания и понимания психологических, педагогических, психолого-педагогических, культурологических и социологических особенностей тех юношей и девушек, которые заполнили учебные аудитории. Это люди, родившиеся и выросшие в 90-ые годы ХХ в. и в первое десятилетие XXI века. А они - представители поколения постиндустриального, информационного этапа развития человеческой цивилизации, постсоветского периода истории нашей страны. Они отличаются от предшествующих поколений студентов, однако в их обучении и воспитании это почти не учитывается. Нельзя забывать и о том, что эти студенты пришли учиться в вузы и колледжи культуры и искусств с уже стихийно, спонтанно сложившимся музыкальным вкусом и музыкальной культурой, зачастую деформированными современной поп-музыкой, рок-музыкой, низкопробным шоу-бизнесом, оглушительным ревом и громом дискотек. У них за плечами определенный накопленный жизненный и музыкальный опыт. Их музыкальный вкус и музыкальную культуру чаще всего приходится либо корректировать, либо вовсе формировать заново на основе программного материала народной, эстрадной и классической фортепианной музыки. Это сложнейшая и ответственная задача, если учесть, что музыкальное образование является важнейшей составляющей частью культурного образования, обладающего интегративным свойством, объединяющим все остальные сферы художественно-творческого и нравственно-эстетического становления настоящего профессионала социально-культурной деятельности, востребованного временем и отвечающего социальному заказу общества и государства по подготовке этих специалистов.
Чтобы готовить востребованных специалистов, в системе их подготовки надо разрешить целый ряд противоречий. В рамках статьи мы раскроем лишь одно из них: преоб-
ладание в фортепианном образовательном процессе традиционного музыкального педагогического подхода и фактическое отсутствие интегративного, комплексного использования компетентностного, андрагогического, личностно ориентированного, культурологического и аксиологического подходов. Методологическое обоснование использования их в обучении игре на фортепиано таково: компетентностный подход в ФГОС рассматривается как стратегическое направление развития всей системы российского образования. Его концепция непрерывно развивается и совершенствуется ведущими теоретиками педагогики и психологии (Д. С. Ермаков, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Р. В, Мухамет-зянова, А. М. Новиков, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др). Интересно отметить и то, что авторы проекта «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» (Я. И. Кузьмин, В. Л. Матросов, В. Д. Шадриков) оформили первый опыт создания этого стандарта с позиций компетентностного подхода. Они опирались на такую его формулировку: «Ком-петентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [4, с. 21 - 37]. Именно это качество и должно быть присуще специалистам социокультурной деятельности. Поэтому музыкальное образование, в том числе и обучение студентов-немузыкантов основам игре на фортепиано, основано, в первую очередь, на компетентностном подходе. Компетентностный подход в обучении игре на фортепиано нацелен на повышение качества образования, «ориентирован на цели-векторы: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности», на реализацию в фортепианном образовательном процессе «его метаконструкторов: компетентно-стей, компетенций, метакачеств» [5, с. 2]. Фортепианная компетентность - характеристика музыкального кругозора обучающегося, его фортепианного мышления, музыкальных способностей, музыкального вкуса, музыкальной культуры, пианистических знаний, умений, навыков и владения способами музыкальной деятельности. Фортепианная компетенция -это характеристика личности, проявляемая в игре на фортепиано, это заданные педагогические, социальные и профессиональные требования к фортепианной подготовке специалиста, необходимые для его будущей профессиональной деятельности. Из этого можно сделать вывод, что фортепианная компетентность - это сложная, интегральная характеристика, состоящая из комплекса фортепианных компетенций, содержание которых определяется целями, задачами и характером фортепианной деятельности. Компетентность и компетенции вбирают в себя как когнитивную и операционально-технологические составляющие, так и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Следовательно, понятие «фортепианная компетентность» включает результат обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, профессионально важные личностные, музыкальные и социально-культурные качества специалиста. Понятие «компетентность» трактуется как «основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [6, с. 11].
Использование компетентностного подхода в музыкальном образовании будущего специалиста социально-культурной деятельности, изучающего игру на фортепиано, означает формирование его фортепианной компетентности.
Методологической основой обучения игре на фортепиано студентов-немузыкантов без начальной музыкальной подготовки является и андрагогический подход (Л. Г. Брыле-ва, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, В. П. Зинченко, А. С. Запесоцкий, С. И. Змеев, А. П. Марков, В. С. Степин и др.). Андрагогическая теория обучения основана на глубоких и прочных знаниях психолого-педагогических особенностей воспитания, обучения и развития взрослых. Осмысление и обоснование использования андрагогического подхода в фортепианном обучении студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств должно исходить из учета ряда факторов (личностные качества студента, жизненный опыт, музыкальные способности, наличие проблем, решаемых образовательными средствами обучения игре на фортепиано, ориентация на необходимость и полезность приобретенных пианистических знаний, умений и навыков в личной и будущей профессиональной деятельности и т. д.). Всё перечисленное выше обязывает преподавателя фортепиано не только владеть содержанием учебной дисциплины, но и быть консультантом, советчиком, опекуном, экспертом ус-
пехов студента в организации фортепианного образовательного процесса, реализуя в нем принципы самостоятельности, совместимости в обучении между обучающим и обучающимся, индивидуализации, системности, контекстности, актуализации результатов, элек-тивности, развития образовательных потребностей, осознанности, учета психологических качеств и свойств студента.
Широкое использование принципа индивидуализации пронизывает весь комплекс педагогических подходов. Индивидуализация обучения игре на фортепиано - не просто форма занятия, но фактор, средство и условие его успеха. Она ярко выражена в личностно ориентированном подходе (Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, Е. П. Сорокоумова, С. Я. Рубинштейн, И. С. Якимовская и др); в психолого-педагогических трудах (Э. Б. Абдуллин, Г. М. Коган, В. В. Медушевский и др); в музыкальной педагогике и методике обучения игре на фортепиано А. И. Исенко, Е. А. Ручьевская, А. В. Соколов, Г. М. Цыпин и др. Переход вузов и колледжей культуры и искусств на новый ФГОС значительно повышает роль лич-ностно ориентированного подхода в подготовке специалистов социально-культурной сферы и привлекает все более пристальное внимание исследователей к решению проблемы его совершенствования, а также широкого применения и использования этого подхода в фортепианном образовании.
Индивидуализация и персонификация фортепианной подготовки при реализации личностно ориентированного подхода характеризуется, как и всякий педагогический процесс, наличием двух взаимосвязанных сторон: - внешней и внутренней. Внешняя сторона индивидуализации включает адаптацию содержания и форм фортепианного образовательного процесса к индивидуальным особенностям и музыкальным способностям студента и оказания ему педагогической помощи и педагогического сопровождения с целью развития индивидуальности. Внутренняя сторона индивидуализации представляет собой направленность студента на развертывание и реализацию индивидуальных музыкальных устремлений, формирование индивидуально-профессионального стиля фортепианной деятельности.
Однако при реализации двух сторон индивидуализации необходимо отметить так называемую коллективную систему обучения (КСО, сетевую), утверждающуюся в наши дни (М.А. Мркчтян). «Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлена в ней, в ее делах, в ее словах и поступках коллективно всеобщая, а вовсе не индивидуальная неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает новое для всех» [7, с. 281]. Эта мудрая мысль о развитии творческой индивидуальности в фортепианном искусстве и нахождении своего места и роли в его использовании в социально-культурной деятельности.
Обучение студентов игре на таком сложном и тонком инструменте, как фортепиано, вбирает в себя проектировку пианистического обучения в личностно-ориентированном подходе, а также необходимую по мере востребованности корректировку образовательного процесса, основанного на отслеживании педагогом и студентом результатов обучения.
В процессе обучения студентов-немузыкантов методологической базой выступает культурологический подход (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, А. М. Новиков, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Щуркова и др.). Основываясь на нем, все содержание фортепианного образования рассматривается как адаптированный музыкальный опыт в фортепианном искусстве. Студентами при его использовании осуществляется как бы «вхождение», «погружение» в музыкальную культуру. Культурологический подход в обучении студентов игре на фортепиано означает прежде всего формирование и освоение фортепианной культуры через историю ее возникновения и развития, освоение ее содержания в процессе обучения игре на фортепиано во всей его структурной полноте, расширяющей овладение музыкальной, художественно-эстетической и духовно-нравственной культурой.
При обучении игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей одной из методологических основ является и аксиологический подход (О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, Н. Лурье, К. М. Хорунженко и др.).
Применительно к обучению игре на фортепиано в условиях использования аксиологического подхода у студентов формируются ценностные ориентации и ценностные отношения ко всем видам, формам, жанрам, стилям фортепианного искусства. Лишь на ос-
нове этого подхода в обучении возможно воспитание не только ценностного отношения к фортепианной музыке, но и повышение интереса к пианистическому виду искусства, фортепианным знаниям, умениям и навыкам и последующем их активном использовании в личной и профессиональной социально-культурной деятельности на уровне хорошего музыкального вкуса и высокой музыкальной культуры.
Интегративное, комплексное использование в процессе обучения игре на фортепиано студентов-немузыкантов вузов и колледжей культуры и искусств всех раскрытых нами подходов - сложный, многогранный, но перспективный аспект решения проблемы повышения эффективности и качества фортепианного образовательного процесса.
Более того, органическое единство, совокупность использования при реализации ФГОС ВПО и СПО всех раскрытых нами применительно к обучению на фортепиано подходов расширяет и углубляет теоретико-методологическую основу фортепианного образовательного процесса, открывая путь к его инновационному совершенствованию, модернизации.
Список литературы
1. Горшкова В. В. Образование взрослых в аспекте культуры: феноменологический аспект // Педагогика 2011, - № 7.
2. Васильева Е. Н. «Инновационная парадигма российского социокультурного образования» /Автореф. диссерт. исслед. на соискание учен. степ. доктора пед наук. Тюмень 2007 г.
3. Миронов В. Г. Инновационная направленность - фактор конкурентоспособности педвуза // Педагогика, 2012, - № 1/.
4. Профессиональный стандарт педагогической деятельности //Под ред. Я. И. Кузьмина, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова / Вестник образования, 2007, - № 7.
5. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к обучению // Педагогика, 2003, - № 3.
6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-носного похода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Ильенков Э. В. Философия и культура. М. Политиздат.1991.
INTEGRATIVE USE OF APPROACHES IN EDUCATION OF PLAYING THE PIANO OF STUDENTS NON-MUSICIANS OF INSTITUTIONS AND COLLEGES OF CULTURE
This article is about the problem of use of competent, andragogical, personal, cultural and axiological approaches in the process of education of playing the piano. Efficiency of its integrative use is substantiated and revealed for realization of the strategic goal of the professional sociocultural education - improvement of its quality.
Keywords: competence approach, piano competence, piano competency, andragogical approach, individualization of training, personal approach, cultural approach, axiological approach, integration.
O. A. Titova
Belgorod State Institute of Culture and Arts
e-mail: