ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 78
ИНТЕГРАТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ПОДХОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО СТУДЕНТОВ - НЕМУЗЫКАНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
O.A. Титова
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В статье раскрывается проблема использования в обучении игре на фортепиано компетент-ностного, андрагогического, личностно ориентированного, культурологического и аксиологического подходов; обоснована и раскрыта эффективность их интегративного использования для реализации стратегической цели профессионального социокультурного образования - повышения его качества.
Ключевые слова: компетентностный подход, фортепианная компетентность, фортепианная компетенция, андрагогический подход, индивидуализация обучения, личностно ориентированный подход, культурологический подход, аксиологический подход, интегративность.
Модернизация российского социокультурного образования должна осуществляться в контексте социальной ситуации при интенсивном взаимодействии со всеми сторонами жизни общества и человека. Российское общество испытывает кризис, охвативший не только социальные, производственные, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, духовность, чувства, поведение. «Деиндивидуализация и дегуманизация личности, предельный рационализм и нездоровый прагматизм мышления, утрата нравственных ориентиров и чувства принадлежности к своей стране, распространение ассоциальных моделей поведения, дезадаптация детей, молодежи и взрослых - это далеко не полный перечень негативных явлений, указы-
вающий на снижение качества человеческой жизни в процессе расчеловечивания «собственно человеческого в человеке»1.
Большинство российских ученых полагают, что кризис в России не экономический, а гуманитарный, духовно-нравственный и связан он с основательным игнорированием культурных традиций. Особая роль в устранении его в современной российской действительности принадлежит социально-культурному образованию, так как оно непосредственно связано с подготовкой специалистов для сферы культуры и искусств - основных субъектов социально-культурных преобразований, которым предстоит выполнить «историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества»2. Специалисты сферы социально-культурной деятельности в своей работе реализуют принципы творчества и гуманизма, осознания универсальных духовно-нравственных и эстетических ценностей, величие национальных и мировых произведений культуры и искусства. Все это обусловливает необходимость перехода от знаниевой к деятельностной парадигме социокультурного образования, ориентированной на подготовку специалиста, способного к качественному изменению социально-культурной сферы на ценностном уровне.
В сложившейся ситуации подготовка специалистов социально-культурной деятельности приобретает особую значимость, так как согласно федеративному государственному стандарту высшего и среднего профессионального образования для социально-культурной сферы деятельности должны подготавливаться специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, овладевшие технологий социокультурной работы, владеющие широким культурным кругозором, развитым, творческим художественно-эстетическим мышлением, наличием таких личностных качеств, как коммуникабельность, общительность, толерантность, эмпа-тийность.
Эти требования к специалисту социально-культурной сферы базируются на современных требованиях к образованию. «Система образования направлена, - отмечает В.Г. Миронов, - на формирование высокоинтеллектуальной, духовно богатой, толерантной, профессионально-мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности и культуры, здоровья и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом3.
Среди будущих специалистов социально-культурной сферы особую нишу занимают специалисты-немузыканты, обучающиеся игре на фортепиано. В области музыкально-исполнительских дисциплин эти специалисты должны многое знать и многим владеть, потому что музыка - неотъемлемая часть эстетического воспитания и важный элемент общей культуры человека. Специалист социокультурной сферы, владеющий музыкально-исполнительской дисциплиной, должен уметь исполнить грамотно, технично точно, художественно-выразительно сольную инструментальную программу; аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору; петь под собственный аккомпанемент; читать с листа и транспонировать; подбирать по слуху; составить словесный комментарий к исполняемым произведениям; владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-исполнительским ре-
1 Горшкова В.В. Образование взрослых в аспекте культуры: феноменологический аспект [Текст] //
Педагогика 2011, №7. - С. 44.
2
Васильева Е.Н. «Инновационная парадигма российского социокультурного образования» [Текст]
/Автореф. диссерт. исслед. на соискание учен. степ, доктора пед наук. Тюмень 2007 г/. — С.2.
3 Миронов В.Г. Инновационная направленность - фактор конкурентоспособности педвуза [Текст]// Педагогика, 2012, № 1. - С.73.
пертуаром, необходимым ему как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано для будущей социально-культурной деятельности. Эти же высокие требования предъявляются и к студентам немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах (бакалавриат) и колледжах культуры и искусств, если в учебные программы их подготовки включено обучение основам фортепианного искусства.
Мы не случайно в статье одновременно рассматриваем процесс обучения игре на фортепиано студентов немузыкальной специальности без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств. Это обусловлено следующим: во-первых, в новом ФГОС и в вузах, и колледжах культуры и искусств программы по этой учебной дисциплине, цели и задачи формирования музыкальной (фортепианной) компетентности фактически одни и те же; во-вторых, изучается этот предмет почти в одном и том же объеме; в-третьих, требования к уровню подготовки студентов немузыкальных специальностей к этому учебному предмету в колледже адекватны, максимально приближены к требованиям бакалавриата вуза, в-четвертых, контингент поступающих в вузы и колледжи культуры и искусств на немузыкальные специальности включает в себя все более возрастающие группы абитуриентов, не имеющих начальной музыкальной подготовки. Все это и создает в вузах и колледжах сложную педагогическую ситуацию и ставит перед преподавателями фортепиано целый ряд проблем. В первую очередь это проблемы необходимости осознания и понимания психологических, педагогических, психолого-педагогических, культурологических и социологических особенностей тех юношей и девушек, которые заполнили учебные аудитории. Это люди, родившиеся и выросшие в 90-ые годы XX и в первое десятилетие XXI в., которые являются представителями поколения постиндустриального, информационного этапа развития человеческой цивилизации, постсоветского периода истории нашей страны. Они отличаются от предшествующих поколений студентов, однако в их обучении и воспитании это почти не учитывается. Нельзя забывать и о том, что эти студенты пришли учиться в вузы и колледжи культуры и искусств с уже стихийно, спонтанно сложившимся музыкальным вкусом и музыкальной культурой, зачастую деформированными современной поп-музыкой, рок-музыкой, низкопробным шоу-бизнесом, оглушительным ревом и громом дискотек. У них за плечами определенный накопленный жизненный и музыкальный опыт. Их музыкальный вкус и музыкальную культуру чаще всего приходится либо корректировать, либо вовсе формировать заново на основе программного материала народной, эстрадной и классической фортепианной музыки. Это сложнейшая и ответственная задача, если учесть, что музыкальное образование является важнейшей составляющей частью культурного образования, обладающего интегративным свойством, объединяющим все остальные сферы худо-жественно-творческого и нравственно-эстетического становления настоящего профессионала социально-культурной деятельности, востребованного временем и отвечающего социальному заказу общества и государства по подготовке этих специалистов.
Чтобы готовить востребованных специалистов, в системе их подготовки надо разрешить целый ряд противоречий. В рамках статьи мы раскроем лишь одно из них: преобладание в фортепианном образовательном процессе традиционного музыкального педагогического подхода и фактическое отсутствие интегративного, комплексного использования подходов: компетентностного, андрагогического, личностно ориентированного, культурологического, аксиологического. Методологическое обоснование использования их в обучении игре на фортепиано таково.
Компетентностный подход в ФГОС рассматривается как стратегическое направление развития всей системы российского образования. Его концепция непрерывно развивается и совершенствуется ведущими теоретиками педагогики и психологии (Д.С. Ермаков, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Р.В, Мухаметзянова, А.М. Новиков, В.В. Сериков, A.B. Хуторской и др). Интересно отметить и то, что авторы проекта «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» (ЯМ. Кузьмин, B.JI. Матросов, В.Д. Шадриков) оформили первый опыт создания этого стандарта с позиций компетентностного подхода. Они опирались на такую его формулировку: «Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях»4. Именно это качество и должно быть присуще специалистам социокультурной деятельности. Поэтому музыкальное образование, в том числе и обучение студентов-немузыкантов основам игре на фортепиано, основано, в первую очередь, на компе-тентностном подходе. Компетентностный подход в обучении игре на фортепиано нацелен на повышение качества образования, «ориентирован на цели-векторы: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности», на реализацию в фортепианном образовательном процессе «его метаконструкторов: компетентностей, компетенций, метакачеств»5. Фортепианная компетентность - характеристика музыкального кругозора обучающегося, его фортепианного мышления, музыкальных способностей, музыкального вкуса, музыкальной культуры, пианистических знаний, умений, навыков и владения способами музыкальной деятельности. Фортепианная компетенция - это характеристика личности, проявляемая в игре на фортепиано, это заданные педагогические, социальные и профессиональные требования к фортепианной подготовке специалиста, необходимые для его будущей профессиональной деятельности. Из этого можно сделать вывод, что фортепианная компетентность - это сложная, интегральная характеристика, состоящая из комплекса фортепианных компетенций, содержание которых определяется целями, задачами и характером фортепианной деятельности. Компетентность и компетенции вбирают в себя как когнитивную и операционально-технологические составляющие, так и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Следовательно, понятие «фортепианная компетентность» включает результат обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, профессионально важные личностные, музыкальные и социально-культурные качества специалиста. (Понятие «компетентность» трактуется как «основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека)6.
Использование компетентностного подхода в музыкальном образовании будущего специалиста социально-культурной деятельности, изучающего игру на фортепиано, означает формирование его фортепианной компетентности.
Методологической основой обучения игре на фортепиано студентов-немузыкантов без начальной музыкальной подготовки является и андрагогический подход (Л.Г. Брылева, С.Г. Вершловский, В.В. Горшкова, В.П. Зинченко, A.C. За-
4 Профессиональный стандарт педагогической деятельности // под ред. ЯМ. Кузьминова, В.Л. Матросова, В. Д. Шадрикова / Вестник образования, 2007, №7. - С.21-37.
5 Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к обучению [Текст] // Педагогика, 2003, № 3. - С.2.
6 Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного похода в образовании [Текст] М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -С.11.
песоцкий, С.И. Змеев, А.П. Марков, B.C. Степин и др). Андрагогическая теория обучения студентов основана на глубоких и прочных знаниях психолого-педагогических особенностей воспитания, обучения и развития взрослых. Осмысление и обоснование использования андрагогического подхода в фортепианном обучении студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах и колледжах культуры и искусств должно исходить из учета ряда факторов (личностные качества студента, жизненный опыт, музыкальные способности, наличие проблем, решаемых образовательными средствами обучения игре на фортепиано, ориентация на необходимость и полезность приобретенных пианистических знаний, умений и навыков в личной и будущей профессиональной деятельности и т.д.). Все перечисленное выше обязывает преподавателя фортепиано не только владеть содержанием учебной дисциплины, но и быть консультантом, советчиком, опекуном, экспертом успехов студента в организации фортепианного образовательного процесса, реализуя в нем принципы самостоятельности, совместимости в обучении между обучающим и обучающимся, индивидуализации, системности, контекстности, актуализации результатов, элективности, развития образовательных потребностей, осознанности, учета психологических качеств и свойств студента.
Широкое использование принципа индивидуализации пронизывает весь комплекс педагогических подходов. Индивидуализация обучения игре на фортепиано -не просто форма занятия, но фактор, средство и условие его успеха. Она ярко выражена в личностно ориентированном подходе (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, Е.П. Сорокоумова, С Я. Рубинштейн, И.С. Якимовская и др), в психолого-педагогических трудах (Э.Б. Абдуллин, Г.М. Коган, В.В. Медушевский и др), А.И. Исенко, Е.А. Ручь-евская, A.B. Соколов, Г.М. Цыпин и др - в музыкальной педагогике и в методике обучения игре на фортепиано). Переход вузов и колледжей культуры и искусств на новый ФГОС значительно повышает роль этого подхода в подготовке специалистов социально-культурной сферы и привлекает все более пристальное внимание исследователей к решению проблемы совершенствования, а также широкого применения и использования личностно ориентированного подхода в фортепианном образовании.
Индивидуализация фортепианной подготовки при реализации личностно ориентированного подхода характеризуется, как и всякий педагогический процесс, наличием двух взаимосвязанных сторон: - внешней и внутренней. Внешняя сторона индивидуализации включает адаптацию содержания и форм фортепианного образовательного процесса к индивидуальным особенностям и музыкальным способностям студента и оказания ему педагогической помощи и педагогического сопровождения с целью развития индивидуальности. Внутренняя сторона индивидуализации представляет собой направленность студента на развертывание и реализацию индивидуальных музыкальных устремлений, формирование индивидуально-профессионального стиля фортепианной деятельности.
Однако при реализации двух сторон индивидуализации необходимо отметить так называемую коллективную систему обучения (КСО, сетевую), утверждающуюся в наши дни (М.А. Мркчтян). «Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлена в ней, в ее делах, в ее словах и поступках коллективно всеобщая, а вовсе не индивидуальная неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит именно
п
в том, что она по - своему открывает новое для всех» . Эта мудрая мысль о развитии творческой индивидуальности в фортепианном искусстве и нахождении своего места и роли в его использовании в социально-культурной деятельности.
7 Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст] М. Политиздат. 1991. - С.281.
Обучение студентов игре на таком сложном и тонком инструменте, как фортепиано, вбирает в себя проектировку пианистического обучения в личностно ориентированном подходе, а также необходимую по мере востребованности корректировку образовательного процесса, основанную на отслеживании педагогом и студентом результатов обучения.
В процессе обучения студентов-немузыкантов методологической базой выступает культурологический подход (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Щуркова и др). Основываясь на нем, все содержание фортепианного образования рассматривается как адаптированный музыкальный опыт в фортепианном искусстве. Студентами при его использовании осуществляется как бы «вхождение», «погружение» в музыкальную культуру. Культурологический подход в обучении студентов игре на фортепиано предполагает прежде всего формирование и освоение фортепианной культуры через историю ее возникновения и развития, освоение ее содержания в процессе обучения игре на фортепиано во всей его структурной полноте, расширяющей овладение музыкальной, художественно-эстетической и духовнонравственной культурой.
При обучении игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей одной из методологических основ является и аксиологический подход (О.В. Гукален-ко, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н. Лурье, K.M. Хорунженко и др).
Применительно к обучению игре на фортепиано в условиях использования аксиологического подхода у студентов формируются ценностные ориентации и ценностные отношения ко всем видам, формам, жанрам, стилям фортепианного искусства. Лишь на основе этого подхода в обучении возможно воспитание не только ценностного отношения к фортепианной музыке, но и повышение интереса к пианистическому виду искусства, фортепианным знаниям, умениям и навыкам и последующем их активном использовании в личной и профессиональной социально-культурной деятельности на уровне хорошего музыкального вкуса и высокой музыкальной культуры.
Интегративное, комплексное использование в процессе обучения игре на фортепиано студентов-немузыкантов вузов и колледжей культуры и искусств всех раскрытых нами подходов - сложный, многогранный, но перспективный аспект решения проблемы повышения эффективности и качества фортепианного образовательного процесса.
Более того, органическое единство, совокупность использования при реализации ФГОС ВПО и СПО всех раскрытых нами применительно к обучению на фортепиано подходов расширяет и углубляет теоретико-методологическую основу фортепианного образовательного процесса, открывая путь к его инновационному совершенствованию, модернизации.
Список литературы
1. Горшкова, В.В. Образование взрослых в аспекте культуры: феноменологический аспект [Текст] // Педагогика 2011, №7.
2. Васильева, Е.Н. «Инновационная парадигма российского социокультурного образования» [Текст] /Автореф. диссерт. исслед. на соискание учен. степ, доктора пед наук. Тюмень 2007 г.
3. Миронов, В.Г. Инновационная направленность - фактор конкурентоспособности педвуза [Текст]// Педагогика, 2012, № 1.
4. Профессиональный стандарт педагогической деятельности // под ред. Я.И. Кузьминова, B.JI. Матросова, В. Д. Шадрикова / Вестник образования, 2007, №7.
5. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход к обучению [Текст] // Педагогика, 2003, № 3.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного похода в образовании [Текст] М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Ильенков, Э.В. Философия и культура [Текст] М. Политиздат. 1991.
INTEGRATIVE USE OF APPROACHES IN EDUCATION OF PLAYING THE PIANO OF STUDENTS NON-MUSICIANS OF INSTITUTIONS AND COLLEGES OF
CULTURE
O.A. Titova
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
This article is about the problem of use of competent, andragogichesky, personal, cultural and aksio-logichesky approaches in the process of education of playing the piano; efficiency of its integrative use is substantiated and revealed for realization of the strategic goal of the professional sociocultural education - improvement of its quality.
Keywords: competent approach, piano competence, piano competency, andragogichesky approach, individualization of training, personal approach, cultural approach, aksiologichesky approach, integration