Таблица 2
Количественные показатели гендерных и профессиональных особенностей креа-_________тивности студентов факультета физической культуры и спорта___________
Область творческих поисков Поток, 2 курс в % Юноши/ Девушки Поток, 4 курс в % Юноши/Девушки
Интегральные данные креативного потенциала 116,5/84,9 92,2/172,6
Разрыв в % На 37,2% креативный потенциал у юношей курса выше, чем у девушек На 87,2% у девушек 4 курса выше, чем у юношей
Разрывы в потоках 2 и 4 курсов юношей 26,4% в пользу юношей 2 курса
Разрывы в потоках 4 и 2 курсов девушек 2, 03 раза в пользу девушек 4 курса
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазов, М.М. Управление персоналом : анализ и диагностика персонал-менеджмента / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. - СПб. : ООО «Андреевский издательский дом», 2007. - 251 с.
2. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М. : Издательский центр «ACADEMA», 2001. - 240 с.
3. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры : учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. - М. : Физическая культура, 2009. - 544 с.
4. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверко-вич. - М. : Физическая культура, 2006. - 528 с.
5. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Столяров. -М. : Физическая культура, 2005. - 400 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 355.233.231.1.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Руслан Николаевич Калакуцкий, кандидат педагогических наук, Юго-Западный государственный университет, г. Курск
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию педагогической модели военно-патриотического воспитания студенческой молодежи с использованием средств физической культуры. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной модели.
Ключевые слова: модель; студенческая молодежь; средства физической культуры; военнопатриотическое воспитание.
PEDAGOGICAL MODEL OF MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT YOUTH WITH USAGE OF MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Ruslan Nikolaevich Kalakutsky, the candidate of pedagogical sciences,
Southwest State University,
Kursk
Annotation
The work presents the results of the conducted research on justification of the pedagogical model of military-patriotic education of student youth with usage of physical culture means. High efficiency of the developed model has been experimentally proven.
Keywords: model, student youth, physical training means, military-patriotic education.
Современное реформирование Российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является падение гражданских и моральнонравственных ориентиров среди студенческой молодёжи вузов. С либерализацией всех сфер жизни, принятием курса на построение правового государства и формированием гражданского общества, прежняя система воспитания студентов как будущих защитников Отечества была демонтирована. Возникла острая необходимость создания новой технологии военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи с целью ее подготовки к воинской службе, основанной на исторически сложившихся духовнонравственных, боевых, трудовых и культурных традициях, а также на новых конституционных ценностях РФ.
События последних лет подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных групп населения страны, в том числе и на студенческую молодёжь вузов. В общественном сознании студенческой молодёжи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и его Вооружённым Силам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Размытость понятий «долг», «честь», «Отечество» внесли свой негативный вклад в морально-
психологическое состояние призывников из числа выпускников гражданских вузов.
Неудовлетворительный уровень соматического и психического здоровья современной студенческой молодёжи, а также отсутствие положительной мотивации к прохождению военной службы после окончания вуза негативно влияют на пополнение рядов военнослужащих срочной службы [1-6]. По различным данным в Вооружённые Силы РФ можно призвать лишь от 11% до 15% общей численности выпускников вузов, состоящих на воинском учёте. Остальные освобождены по состоянию здоровья от призыва на воинскую службу или имеют отсрочку. Потери призывных ресурсов по причине негодности выпускников вузов к военной службе сегодня огромны. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи при подготовке ее к воинской службе.
В деле физического, гражданского и военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи одно из первых мест может и должен занимать спорт. Именно регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом позволяют развивать у студентов лучшие черты характера, необходимые для воинской службы, а также улучшать состояние их здоровья, как физического, так и психического. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью студенческой молодёжи на формирование у неё готовности к воинской службе, высокой личной ответственности за выполнение требований воинских уставов, убеждённостью в необходимости развития военно-прикладных навыков, физических качеств и военно-профессиональных умений для успешного выполнения воинского долга в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.
Содержание военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи вуза к воинской службе включает в себя морально-политическую подготовку; формирование психологической готовности к воинской службе; военно-техническую подготовку; развитие необходимых для воинской службы физических качеств и военно-прикладных навыков.
В результате проведённого опроса 137 специалистов в области воспитания, военно-прикладной физической культуры, спорта и туризма были выявлены организационнопедагогические условия, необходимые для повышения эффективности военнопатриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе.
Правовая культура
£
Воспитание гражданина
---------о----------
Гражданское образование
О----------
Обучение демократии
В о енно-патрио тич еск о е в о спит ание
Воспитание гр ажданина-пат рио т а:
- любовь к Отечеству;
- уважение к законности;
- критичность мышления;
- освоение социальнозначимой системы 4^—1
ценностей (Отечество,
Родина, право);
- гордость за свое Отечество;
- участие в созидательных процессах в обществе.
Воспитание здорового образа жизни:
- осознание своей роли для ф из ич е с кого р азв ития;
- высокая личная А физическая
I—,/ п о дготов л е н н о стъ;
- совокупность
определенных качеств
(дисциплинированность, самостоятельность и др.);
- знание важнейших сторон спортивной тренировки.
о------------------
Подготовка студенческой молодежи к военной службе
о
Начальной О бще физиче ской Военно- П сихо логиче ской Г отовности
подготовки подготовки прикпаднои готовности к действиям в
(1 курс) (II курс) подготовки (III курс) (IV курс) экстремальных условиях (V курс)
Педагогическое еоздєйстеиє
сопереживание понимание поддержка взаимодействие
Комплексные функции педагогического взаимодействия:
- инициирование активности; - стимулирование нравственного выбора; -оснащение способами деятельности; - формирование гражданской позиции
-£к
ГОТОВНОСТЬ Е военной службе
Рис. Педагогическая модель военно-патриотического воспитания студенческой молодежи с использованием средств физической культуры
К ним относятся: содержательные, включающие дополнение учебных программ по физической культуре и другим дисциплинам, материалом, учитывающим задачи военнопатриотического воспитания; структурно-организационные, включающие перераспределение функциональных обязанностей между членами педагогического коллектива кафедры физической культуры в соответствии с видоизменением целей и задач военнопатриотического воспитания студентов в процессе занятий спортом и туризмом; нормативные, включающие разработку необходимых документов, регламентирующих участие различных общественных структур вуза в военно-патриотическом воспитании студенческой молодёжи; ресурсные, включающие научно-методическое обеспечение процесса формирования у студентов готовности к воинской службе, а также создание материально-технических, финансовых условий для организации работы по их военно-
патриотическому воспитанию; кадровые, включающие повышение профессионального уровня преподавателей кафедры физической культуры вуза через создание системы улучшения их методической подготовленности и самообразования, а также привлечение к процессу военно-патриотического воспитания психологов, военных, ветеранов спорта, участников Великой Отечественной войны и боевых действий в «горячих точках».
При обосновании педагогической модели военно-патриотического воспитания мы исходили из принципа соответствия этапов обучения установленным организационнопедагогическим условиям, необходимым для повышения эффективности военнопатриотического воспитания студентов. Поэтому разработанная педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи вуза при подготовке к воинской службе с использованием средств физической культуры, включает пять этапов: начальной, общефизической, военно-прикладной подготовки; психической готовности к воинской службе; готовности к действиям в экстремальных условиях воинской службы (рис.). Показатели функционального состояния, физической подготовленности, развития военно-прикладных навыков, психологических и морально-волевых качеств, мотивационного компонента в структуре готовности к воинской службе, специальных знаний, умений и навыков военно-патриотической направленности были достоверно выше у студентов экспериментальной группы (ЭГ) по сравнению с контрольной (КГ) (табл. 1, 2).
Таблица 1
Изменение показателей физической подготовленности студентов контрольной и
экспериментальной групп за опытный период
Наименование упражнений Группы Средние результаты
до эксперимента х ± т после эксперимента х2 ± т2
Бег на 3 км (мин, с) ЭГ 12,46±0,26 12,20±0,14
КГ 12,40±0,18 12,32±0,28
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) ЭГ 10,3±1,2 13,9±0,8
КГ 10,2±1,3 12,1±0,9
Бег на 100 м (с) ЭГ 14,8±0,3 14,1±0,2
Таблица 2
Изменение показателей развития социально значимых качеств, необходимых для воинской службы у студентов контрольной и экспериментальной групп за опытный _________________________период (по 9-балльной шкале)________________________
Наименование качеств Группы Средние значения показателей
до эксперимента х ± т после эксперимента х2 ± т2
Способность к межличностной коммуникации ЭГ 7,3±0,3 7,9±0,3
КГ 7,4±0,6 7,3±0,5
Социальная активность ЭГ 6,7±0,4 7,6±0,2
КГ 6,6±0,5 7,0± 0,4
Уверенность в своих силах ЭГ 7,1±0,7 8,2±0,3
КГ 7,2±0,3 7,6±0,7
Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели ЭГ 6,5±0,4 7,9±0,4
КГ 6,6±0,5 7,0±0,5
Выдержка и самообладание ЭГ 6,7±0,7 7,8±0,2
КГ 6,8±0,4 7,2±0,3
Смелость и решительность ЭГ 7,0±0,5 8,0±0,5
КГ 7,1±0,4 7,2±0,4
Дружелюбие ЭГ 8,2±0,7 8,3±0,2
КГ 8,2±0,5 8,2±0,3
Так мотивационный компонент (желание служить в Вооружённых Силах РФ) в конце педагогического эксперимента составил в ЭГ - 87%, а в КГ - 31%.
Объективным показателем высокой эффективности разработанной технологии военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи при подготовке к воинской службе явились полученные отзывы из войск на студентов, которые отслужили срочную службу. В экспериментальной группе положительных отзывов было получено 87,3%, в то время как в контрольной группе таких отзывов было лишь 37,7%. Таким образом, разработанная педагогическая модель военно-патриотического воспитания студентов с использованием средств физической культуры при подготовке к воинской службе показала высокую эффективность.
Разработанная педагогическая модель военно-патриотического воспитания студенческой молодежи была проверена в ходе педагогического эксперимента. Результаты проведённого педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной модели военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи к воинской службе с использованием средств физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов, А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление политического сознания : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Абрамов А.В. - М., 2001. - 24 с.
2. Беспалова, Т.М. Патриотизм в современном российском политическом процессе : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Беспалова Т.М. - Ростов н/Д., 2004. - 21 с.
3. Ильин, Н.И. Формирование патриотических отношений у студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ильин Н.И. - Тамбов, 2003. - 22 с.
4. Кузнецов, А.В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Кузнецов А.В. - М., 2004. - 21 с.
5. Никова, М.А. Формирование патриотизма у российского студенчества : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Никова М.А. - М., 2004. - 27 с.
6. Новиков, А.В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодёжи Москвы (1992-2004 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Новиков А.В. - М., 2005. - 23 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
РАЦИОНАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БОРЦОВ-САМБИСТОВ
Павел Валентинович Квашук, доктор педагогических наук, профессор, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры (ВНИИФК),
Москва,
Анатолий Карпович Ефремов, доцент,
Ирина Николаевна Маслова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные проблемы построения и содержания тренировочных нагрузок юных борцов-самбистов.
Ключевые слова: юные спортсмены, управление учебно-тренировочным процессом, годичный макроцикл.