Научная статья на тему 'Формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии в процессе физического воспитания'

Формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1453
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К СЛУЖБЕ В АРМИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ВОИНСКИЙ ДОЛГ / MODEL / PHYSICAL EDUCATION / READINESS TO SERVICE IN THE ARMY / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL WORKING ABILITIES / CIVIL POSITION / MILITARY DUTY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьева Елена Владимировна, Гарипов Наиль Нурисламович

В статье рассмотрена модель организации физического воспитания, направленного на формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии, выделены основные этапы посредством которых осуществляется реализация данной модели. Разработанная модель позволяет повысить уровень физической, моральной и психологической готовности, которую мы рассматриваем как основной компонент готовности к службе в армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьева Елена Владимировна, Гарипов Наиль Нурисламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE OLDER AGE SCHOOLBOYS READINESS TO SERVICE IN THE ARMY IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION

In this article a model of organization of Physical Education has been considered. It is aimed at the formation of the older age schoolboys' readiness for service in the army, the general stages have been determined, by means of them the realization of this model has been performed. The developed model allows to increase a level of physical, moral and psychological readiness, which we consider as main components of readiness to service in the army.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии в процессе физического воспитания»

(субъекта деятельности), стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Процесс учения приобретает характер поисковой, исследовательской деятельности, превращается из «школы запоминания» в «школу познания».

Литература

1. Айзенк Г. Проверь свои способности. - М.: Наука, 1972. - 240 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемое педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 189 с.

3. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М.: Высшая школа, 1995. - 205 с.

4. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. -М.: Академический проект, 2006. - 490 с.

5. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

Воробьева Елена Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, директор филиала Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Иркутск, e-mail: [email protected]

Vorobyeva Elena Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Brunch of Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Irkutsk, e-mail: [email protected]

УДК 796.011.1

© Е.В. Воробьева, Н.Н. Гарипов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЛУЖБЕ В АРМИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье рассмотрена модель организации физического воспитания, направленного на формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии, выделены основные этапы посредством которых осуществляется реализация данной модели.

Разработанная модель позволяет повысить уровень физической, моральной и психологической готовности, которую мы рассматриваем как основной компонент готовности к службе в армии.

Ключевые слова: модель, физическое воспитание, готовность к службе в армии, физическая подготовка, физическая работоспособность, гражданская позиция, воинский долг.

E. V. Vorobyeva, N.N. Garipov

THE FORMATION OF THE OLDER AGE SCHOOLBOYS READINESS TO SERVICE IN THE ARMY IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION

In this article a model of organization of Physical Education has been considered. It is aimed at the formation of the older age schoolboys' readiness for service in the army, the general stages have been determined, by means of them the realization of this model has been performed.

The developed model allows to increase a level of physical, moral and psychological readiness, which we consider as main components of readiness to service in the army.

Keywords: model, physical education, readiness to service in the army, physical training, physical working abilities, civil position, military duty.

В настоящее время в Российской Федерации существует проблема недостаточной укомплектованности армейских частей, одним из основных факторов которой является слабый уровень готовности юношей допризывного возраста к службе в армии. На заседании президиума Государственного совета РФ от 22 апреля 2009 г. говорилось о необходимости разработки новой концепции федеральной системы подготовки к военной службе на период до 2020 г., включая подготовку по основам военной службы, военнопатриотическое воспитание, физическую и морально-психологическую подготовку призывников, совершенствование системы медицинского

наблюдения за их здоровьем. В современных условиях в связи с решением проблемы профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ с 2008 г. Указом Президента Российской Федерации «О внесении изменений в положение о порядке прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 г. №1237 срок службы в армии сокращен до одного года, что требует в свою очередь перестройки системы допризывной подготовки молодежи.

В связи с этим возникает необходимость в повышении эффективности допризывной подготовки учащихся старших классов в процессе физического воспитания в школе, что будет спо-

собствовать целенаправленному воздействию и педагогическому управлению формированием готовности к службе в армии юношей допризывного возраста [П.Г. Виноградов, 2005; В.И. Жолдак, 2004; С.Н. Зверева, 2003; Ю.В. Сысоев, 2002; и др.].

Цель исследования: обоснование эффективности применения разработанной модели организации процесса физического воспитания, направленного на формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии.

Методы и организация исследования.

Для достижения цели и решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования, включающий: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; метод экспертных оценок; педагогическое тестирование уровня физической подготовленности; метод определения физической работоспособности (тест PWCl70); методы психологической диагностики (методика личностного дифференциала, модифицированная шкала оценки показателей гражданской позиции; педагогический эксперимент; методы математической статистики).

В педагогическом эксперименте участвовали юноши - учащиеся 10-11 -х классов (181 чел.).

В процессе исследования нами была разработана модель организации процесса физического воспитания, направленного на формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии (рис. 1). Данная модель, основанная на этапности усвоения социального опыта, позволяет более эффективно организовать процесс формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом реализации следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов формирования готовности: когнитивно-

мотивационный, содержательный, операциональный, контрольно-регулирующий, оценочнорезультативный .

Организация процесса формирования готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии осуществляется посредством реализации четырех этапов:

Первый этап - познавательный - направлен на формирование знаний, умений и навыков военно-прикладной направленности, а также на повышение уровня физической подготовленности, через организацию вариативной части занятий по дисциплине «Физическая культура».

Второй этап - эмоционально-рациональный, данный этап способствует формированию положительного отношения к службе в рядах Вооруженных Сил у юношей допризывного возраста.

В процессе данного этапа формируется готовность сохранять высокую интеллектуальную работоспособность, а также способность и сопротивляемость к неблагоприятным психологическим воздействиям, с которыми юноши могут столкнуться в реальных условиях в процессе службы в Вооруженных Силах.

Для решения поставленных задач данного этапа в учебно-воспитательном процессе были запланированы такие виды спорта (лыжные гонки и кроссовая подготовка, атлетическая гимнастика, единоборства), которые по психологическим характеристикам способствуют формированию положительного отношения к службе в рядах Вооруженных Сил, так как формирование характера происходит в процессе деятельности (и является следствием результата деятельности). По мнению Л.А. Семенова, на сегодняшний день установлено, что каждый вид спорта требует не только наличия тех или иных личностных качеств, но и влияет на их развитие.

Третий этап - этап готовности действовать в соответствии с поставленными задачами. В процессе данного этапа решаются следующие задачи:

1. Формирование гражданских, гуманистических, социально-психологических качеств (отношение к собственному «Я», внутренняя свобода личности, собственное достоинство, способность к самодисциплине и ответственному поведению).

2. Закрепление знаний, умений и навыков военно-прикладной направленности, приобретенных юношами на учебно-практических занятиях.

Цель: формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в Армии через организацию процесса физического воспитания (ФВ)

Этапы организации процесса физического воспитания направленного на формирование готовности к службе в Армии через усвоение социального опыта

Готовность действовать в соответствии с задачей

Готовность действовать по убеждению

Формирование готовности действовать в соответствии с заданным значением

Формирование готовности перейти от убеждения к побуждению

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:

- Целевая направленность учебно-воспитательного процесса;

- Взаимосвязь теории и практики в процессе военно-прикладной подготовки;

- Программно-методическое обеспечение и организация учебно-воспитательного процесса;

- Интегративный контроль;

- Материально-техническое обеспечение.

Рис. 1. Модель организации процесса физического воспитания, направленного на формирование готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии

Для решения поставленных задач в процессе учебного года проводятся соревнования по физической и военно-прикладной подготовке среди юношей 10-11 -х классов. По итогам соревнований выявляется лучший призывник (в личном зачете), лучший класс (в командном зачете). Награждение победителей и призеров проводится

на общешкольной линейке. Фотографии лучших призывников вывешиваются на Доску почета.

Четвертый этап - этап готовности действовать по убежденности.

Основная цель данного этапа - формирование готовности юношей старшего школьного возраста перейти от убеждения к побуждению,

т.е. осознанию гражданской позиции по отношению к воинскому долгу.

Для решения поставленных задач этапа предлагается:

- участие в различных спортивно-массовых мероприятиях военно-прикладной направленности, которые реализуются через третий этап;

- участие в учебном проекте по организации военно-патриотического воспитания школьников среднего школьного возраста через систему физического воспитания.

□ контрольная группа, школа №12 % 13 контрольная группа, школа N215

По итогам внедрения модели формирования готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии изучались особенности са-моотношения у юношей контрольных и экспериментальных групп. В процессе анализа результатов, выявленных при помощи методики личностного дифференциала, нами были получены следующие показатели по факторам, отражающим отношение к себе у юношей исследуемых групп (рис. 2).

ЕЗ экспериментальная группа, школа №12 □ экспериментальная группа, школа №15

Рис. 2. Г истограмма результатов изучения отношения к себе юношей старшего школьного возраста

По фактору «оценки» высокий показатель выявлен у 80 и 86,7% юношей экспериментальных групп (школы № 12 и № 15 соответственно), что свидетельствует о достаточно высоком уровне удовлетворенности собой и принятия самого себя. В то же время в контрольных группах частота встречаемости высоких значений данного фактора варьируется от 33,3 (школа № 15) до 40% (школа № 12).

По фактору «сила» у 73,3% и 86,7% юношей экспериментальных групп (школы № 15 и № 12 соответственно) прослеживается высокий уровень, они достаточно уверены в себе, целеустремленны, настойчивы, независимы, склонны рассчитывать на свои силы. В контрольных группах данными свойствами обладают 40 и 46,7% юношей (школы № 15 и № 12 соответственно), а более половины испытуемых имеют склонность к сниженному самоконтролю, быстро меняют свое мнение с учетом ситуации, неуверенны.

Анализируя показатели по фактору «активность», можно заметить, что 86,7 и 93,3% юношей экспериментальной группы (школы № 12 и

№ 15 соответственно) проявляют достаточно активную жизненную позицию, они общительны, отличаются лидерскими качествами. В контрольных группах таковых оказалось 60 (школа № 12) и 66,7% (школа № 15) от общего числа испытуемых.

Как видно из представленных данных, у юношей экспериментальных групп по сравнению с юношами контрольных групп более часто встречаются высокие показатели по всем факторам личностного дифференциала. Достоверность выявленных различий подтверждается расчетами по ф*- критерию угловое преобразование Фишера (табл. 1).

Как было уже отмечено, нравственность и гражданская позиция формируются и проявляются в конкретных делах. Поэтому для оценки эффективности формирования гражданской позиции и выявления ее влияния на формирование общественно-политических и нравственных качеств у юношей, участвующих в эксперименте, был использован метод экспертных оценок.

Анализ результатов показал, что у юношей экспериментальных групп по сравнению с юно-

шами контрольных групп отмечено преоблада- группы качеств, отражающих гражданскую по-

ние среднегрупповых значений выраженности зицию по отношению к исполнению воинского

качеств общественно-политической группы и долга.

Таблица 1

Сравнение достоверности различий в отношении к себе юношей старшего школьного возраста по ф* - критерию Фишера

Факторы личностного дифференциала Сравнение результатов КГ и ЭГ школы №12 Сравнение результатов КГ и ЭГ школы №15

Оценка ф* = 2,315 ф* = 3,2

Р< 0,01 Р< 0,001

Сила ф* = 2,45 ф* = 1,88

Р< 0,006 Р< 0,03

Активность ф* = 1,995 ф* = 1,94

Р< 0,02 Р< 0,02

Так, проявление отношения к общественной деятельности, уровень социальной и общественной активности юношей двух экспериментальных групп были оценены экспертами в среднем на 4,7 и на 4,4 балла. Тогда как у юношей контрольных групп проявления данных качеств были оценены экспертами в среднем на 3,2 балла.

Отмеченные экспертами повышение степени осознанности важности службы в армии у юношей экспериментальных групп (4,6 балла к 3,0), их активность в участии в военнопатриотических мероприятиях (4,6 балла к 3,2) свидетельствуют об эффективности проведенного педагогического воздействия. Об этом же говорят и результаты изменения отношения к будущей службе в армии у юношей экспериментальных группы по сравнению с юношами контрольных групп (4,1 балла к 2,4).

Анализ результатов оценки выраженности показателей гражданской позиции у исследуемых групп юношей также доказывает эффективность проведенного эксперимента. Так, среднегрупповые значения выраженности мотивов, побуждающих соблюдать гражданскую этику, нравственные нормы поведения, оказались значительно выше в экспериментальной группе юношей по сравнению с контрольными группами (10,8 балла к 8,4).

Еще одним показателем сформированности гражданской позиции является чувство коллективизма. В результате проведенного формирующего воздействия средняя оценка чувства коллективизма у юношей экспериментальных групп в целом оказалась значительно выше, чем в контрольных группах, а именно 11,2 балла к

9,1.

Общая оценка показателей гражданской позиции также значительно выше в эксперимен-

тальных группах - 22 балла, что соответствует уровню «хороший результат». В контрольных группах общая оценка показателей гражданской позиции (17,5 балла) оказалась между уровнями «средний результат» и «результат ниже среднего».

Анализ результатов динамики физической подготовленности старшеклассников в ходе итогового эксперимента показал, что целенаправленное применение средств и методов в процессе реализации предлагаемой модели способствовало более существенному развитию физических и функциональных возможностей организма у учащихся экспериментальной группы, чем в контрольных группах (рис. 3).

Так, показанные результаты в беге на 1000 м учащихся в экспериментальных групп достоверно выше, чем в контрольных при значении ^критерия Стьюдента: t = 3,32 (р<0,005), t = 2,86 (р<0,05). В экспериментальных группах внутригрупповой прирост составил по школе №15 -8,2%, при значении ^критерия Стьюдента: t = 4,66 (р<0,05); по школе №12 - 8,9%, при значении ^критерия Стьюдента: t = 6,01 (р<0,001).

В контрольных группах: школа №15 - внутригрупповой прирост - 4,4% при значении ^ критерия Стьюдента: t = 3,29 (р<0,05); школа №12 - 5,3%, при значении ^критерия Стьюдента: t = 3,22 (р<0,001).

В беге на 100 м различия средних данных между экспериментальной и контрольной группами школы №15 достоверны при значении ^критерия Стьюдента: t = 2,38 (р<0,05). В школе №12 достоверных различий между группами не обнаружено ^ = 1,94 при р>0,05) В экспериментальных группах внутригрупповой прирост составил по школе №15 - 2,9 %, при значении ^критерия Стьюдента: t = 2,83 (р<0,05); по шко-

ле №12 - 4,3 %, при значении 1-критерия Стью-дента: t = 3,97 (р<0,001), в контрольных группах: школа №15 - 1,46% при значении 1-критерия Стьюдента: t = 1,32 (р>0,05), школа №12 - 1,4% при значении 1-критерия Стьюдента: t = 1,22 (р>0,05).

Темп прироста силовых качеств на основе результатов, полученных по тесту «подтягивание», на протяжении учебных занятий составил

в экспериментальных группах: школа №12 -47,5% (с 8 до 11,8 раз) при значении ^критерия Стьюдента: t = 3,84 (р<0,001); школа №15 - 54% (с 7,4 до 11,4) при значении ^критерия Стьюдента: = 4,1 (р<0,001). В контрольных группах:

школа №12 - 23,6% (с 7,6 до 9,4 раз) при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 1,67 (р>0,05); школа №15 - 42,4 % (с 6,6 до 9,4 раз) при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 3,5 (р<0,005).

О контрольная группа (п=15). Школа № 12 0 контрольная группа (п=15). Школа № 15

0 экспериментальная группа (п=15). Школа № 12 □ экспериментальная группа (п=15). Школа № 15

-------------%------------------------------------------------------------------------------

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30-,

Рис. 3. Динамика показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста по итогам педагогического эксперимента: 1 - бег 100 м, 2 - кросс 1000 м, 3 - подтягивание,

4 - прыжок, 5 - динамометрия, 6 - PWC17o.

Так, показанные результаты в тесте «подтягивание» у учащихся в экспериментальных группах достоверно выше, чем в контрольных при значении 1-критерия: Стьюдента: t = 2,25 (р<0,05), t = 2,53 (р<0,05).

Темп прироста в скоростно-силовых способностях на основе результатов прыжка в длину с разбега у школьников экспериментальных групп составил: школа № 12 - 12% (с 199 до 223 см), при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 3,9 (р<0,001); школа № 15 - 7,5% (с 207 до 222 см), при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 4,48 (р<0,001). В контрольной группе школы № 12 -9,8% (с 193 до 212 см), при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 2,21 (р<0,05); а в контрольной группе школы № 15 - 3,9% (с 204 до 212 см) при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 2,15

(р<0,05).

Показанные результаты в тесте «прыжок в длину с места» у учащихся в экспериментальных группах достоверно выше, чем в контрольных при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 3,14 (р<0,001), 1 = 3,2 (р<0,005).

Результаты показателей кистевой динамометрии в конце исследования имели достовер-

ные различия между группами (1 = 2,93 при р<0,01; 1 = 2,52 при р<0,05). В экспериментальных группах внутригрупповой прирост составил в школе №12 - 10,2% (с 45,4 до 50 кг), при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 4,98 (р<0,001); в школе № 15 - 9,6% (с 47,9 до 52,5 кг), при значении 1-критерия Стьюдента: 1 = 4,76 (р<0,001). В контрольной группе школы № 12 - 7,9% (с 43,4 до 46,8 кг), а в контрольной группе школы №15 - 6,6% (от 46,4 до 49,3 кг).

Результаты показателей относительной физической работоспособности организма (тест Р^МСш) на протяжении эксперимента достоверно различались между группами по 1 - критерию Стьюдента: 1 = 2,37 (р<0,05) и 1 = 4 (р<0,001). В экспериментальной группе школы №12 внутригрупповой прирост составил 37,2% (1 = 3,52 при р<0,005), в школе № 15 - 58,3% (1 = 4,94 при р<0,001), в контрольной группе школы № 12 -

11,2% (1 = 0,83 при р>0,05), а в контрольной группе школы № 15 - 11,2% (1 = 1 при р>0,05).

Анализируя итоговые изменения оценки уровня физической подготовленности, полученной в конце педагогического эксперимента, и сравнивая их с фоновыми результатами, обна-

ружены изменения как в контрольных, так и в экспериментальных группах (рис. 4).

Динамика роста физической подготовленности наблюдается и в контрольных, и в экспери-

ментальных группах. Однако в процентном отношении показатели контрольной группы значительно уступили показателям сверстников из экспериментальных групп.

□ контрольная группа (начало эксперимента) 1Ш контрольная группа (конец эксперимента)

Е экспериментальная группа (начало эксперимента) Н экспериментальная группа (конец эксперимента)

%

высокий уровень средний уровень низкий уровень

Рис. 4. Дифференцированная динамика изменения оценки уровней физической подготовленности контрольных и экспериментальных групп на начало и конец эксперимента

Таким образом, экспериментальная проверка разработанной модели формирования готовности юношей старшего школьного возраста к службе в армии в процессе физического воспитания выявила положительные сдвиги в самоот-ношении старшеклассников, повышении уровня гражданской позиции, сформированности общественно-политических и нравственных качеств, что проявляется в поведении и поступках старшеклассников экспериментальной группы. Статистический анализ показателей уровня физической подготовленности юношей старшего школьного возраста, участвующих в эксперименте, также доказывает эффективность разработанной модели.

Литература

1. Виноградов П.Г. Подготовка современных солдат // Военная мысль. - М. - 2006. - № 9. - С. 23-28.

2. Жолдак В.И., Куприянов А.В. Физическая культура, спорт и туризм как факторы патриотического воспитания и физической подготовки защитника Отечества // Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы науч. конф. «25 лет ФПК МГАФК». - М.: Петровский парк, 2004. -С. 57-64.

3. Зверева С.Н. Формирование физической готовности юношей к обучению в системе «школа - военный вуз»: дис. ... канд. пед. наук. - Пермь, 2003. -172 с.

4. Сысоев Ю.В., В.А. Тулупов Психическая, физическая и функциональная подготовленность современной молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил России. - М.: РАЕН, 2002. - 38 с.

Воробьева Елена Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, директор филиала Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) г. Иркутск, e-mail: [email protected]

Гарипов Наиль Нурисламович, тренер-преподаватель рукопашного боя ДЮСШ «Лесохимик», г. Усть-Илимск.

Vorobyeva Elena Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, director of the Brunch of Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Irkutsk, e-mail: [email protected]

Garipov Nail Nurislamovich, a coach and a teacher of hand-to-hand combat, children’s and youth sports school “Lesokhimic”, Ust-Ilimsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.