МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ СПО К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В ВС РФ
КУЗНЕЦОВ А.Р.
В статье представлен анализ физического развития и здоровья допризывной студенческой молодёжи, обозначены проблемы формирования физической подготовленности студентов профессиональных колледжей на основании которых разработана модель физической подготовки студентов учреждения СПО к военной службе в ВС РФ.
In article the analysis of physical development and health of preinduction student's youth is presented, problems of formation of physical readiness of students of professional colleges on the basis of which are designated the model of physical preparation of students of SPO institution to military service in VS Russian Federation is developed.
Состояние и перспективы обороноспособности государства во многом определяются качеством подготовки молодежи допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах РФ (ВС РФ). Ситуация, сложившаяся в связи с переходом в 2008 году на годичный срок военной службы по призыву характеризуется рядом негативных факторов.
К содержательным факторам условно можно отнести:
- снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части молодёжи, подлежащих призыву на военную службу;
- недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физической культуре в образовательных учреждениях;
- недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
- сложности адаптации военнослужащих по призыву к военной службе.
К организационным относятся:
- отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовке допризывной молодёжи к военной службе;
- отсутствие федеральной системы подготовки допризывников к военной службе, охватывающей все категории граждан, начиная со школьного возраста;
- отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов власти и общественных объединений в системе подготовки граждан к военной службе.
Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. К сожалению, в Российской Федерации общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) молодых людей, прибывающих на призывные комиссии, ежегодно снижается. По данным Министерства обороны РФ, более 32% призывников не годны или ограниченно годны к службе в армии по состоянию здоровья. При этом, даже из числа годных к службе 52% имеют незначительные ограничения, которые позволяют им проходить службу в ВС РФ, но не позволяют комплектовать ими части с повышенными требованиями к состоянию здоровья (ВДВ, войска специального назначения, морская пехота и.т.п.). Таким образом, военную службу без ограничений могут нести лишь 34% от общего числа призывников.
При существующих тенденциях в демографической ситуации в стране, ухудшении состояния здоровья и физического развития призывников проходить военную службу в ближайшем будущем смогут не более 40-45% призывного контингента, что обеспечит потребность Вооружённых Сил всего лишь на 50-60%.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона молодёжи, обучающихся в образовательных учреждениях, только 21,4% абсолютно здоровы, 21% имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.
Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3%, а юношей и девушек в возрасте 15-17 лет включительно - на 11,6%.
Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается.
В структуре основных заболеваний, послуживших причиной освобождения и отсрочки от призыва на военную службу, превалируют заболевания костно-мышечной системы - 20,7%, психические расстройства - 13,5%, заболевания органов пищеварения - 10,8% и нервной системы - 8,9%. В результате общая доля граждан, годных к военной службе без каких-либо ограничений, составила в 2009 году 51%, а годных к военной службе с незначительными ограничениями - 49% [1].
Согласно утверждённой военной стратегии РФ, комплектование армии и флота на период до 2020 года остаётся смешанным, причём трое из четырёх военнослужащих, подлежат набору на основании призыва. И от их физического развития и выносливости, уровня образования и физической подготовки будет зависеть, смогут ли они работать на современной технике, переносить трудности воинской службы и, соответственно, быть готовыми к отражению угроз, с которыми сталкиваются, либо могут столкнуться в дальнейшем, наша страна и наши ВС РФ.
В исследованиях специалистов в области подготовки молодежи допризывного возраста к службе в армии Р.В. Жура, 2001 [2]; Г.А. Самарец, 2001 [3]; О.С. Калядина, 2006 [4]; В.В. Коваля, 2008 [5]; М.А. Кирпичева, 2008 [6] и др., отмечается низкий уровень физической подготовки допризывников и рекомендуется проводить физическую подготовку в тесной связи с волевым, морально-психологическим развитием.
Очевидно, что существующая система образования не формирует такую подготовленность. Учреждения СПО недостаточно системно и эффективно справляются с проблемой подготовки студентов-юношей к предстоящей военной службе.
Отсутствие комплексной характеристики физической подготовки, учитывающей особенности требований воинской службы и инновационного подхода к специализированному образованию, негативно сказывается на качестве подготовки допризывников, из числа студентов колледжей.
Анализ уровня физического развития граждан, подлежащих призыву на военную службу, свидетельствует о наличии серьезных проблем в этой сфере. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей выявляются у 75-85% старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений. Более 1 млн. учащихся и студентов образовательных учреждений, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья, отнесены к специальной медицинской группе.
В результате значительная часть граждан, призванных на военную службу, не справляется с физическими и морально-психологическими нагрузками первых месяцев военной службы [1].
Изучение состояния проблемы формирования физической подготовки студентов учреждений СПО в теории и практике позволило выявить наличие следующих нерешённых противоречий:
- между всевозрастающими требованиями к уровню физической подготовки студентов колледжей и устаревшим программно-методическим обеспечением процесса её формирования;
- между необходимостью комплексного использования в подготовке студентов в военноприкладных и психолого-педагогических средств и сложившейся практикой их подготовки к
службе в ВС РФ.
Для разрешения вскрытых противоречий необходима новая по форме и содержанию физическая подготовка студентов, осуществляемая в условиях учреждения СПО.
С этой целью, автором разработана модель физической подготовки студентов учреждения СПО к военной службе в ВС РФ.
Физическая подготовка как система являет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые объединены для реализации образовательных, воспитательных, оздоровительных и военно-прикладных задач. Эту систему отражает модель, которая разработана в соответствии с закономерностями и принципами допризывной подготовки молодёжи, а также психолого-педагогическими условиями, необходимыми для выполнения в будущем военнослужащими по призыву задач в ходе военной службы (см. схему 1).
Схема 1. Модель физической подготовки студентов учреждения СПО к военной службе в ВС РФ
Модель состоит из 4-х блоков: целевого, содержательного, деятельностного и результативного.
Целью внедрения данной модели является физическая подготовка студентов учреждений СПО к военной службе в ВС РФ за счет приобретения специальных знаний, умений, навыков, двигательно-координационных способностей, характерных для военной службы и положительной мотивации к занятиям по физической подготовке.
Содержательный блок включает: цель физической подготовки, способы двигательной дея-
тельности (выявленные на основе личных предпочтений), этапную методику формирования физической подготовки, результаты (нормативы), которые должен показать студент профессионального колледжа.
К особенностям модели следует отнести:
- учет личностных предпочтений студентов учреждения СПО к видам и формам физической культуры; социально опосредованные детерминанты определяющие, содержание физкультурного образования;
- обязательное включение в программу физического воспитания разделов (военизированная эстафета: бег по пересеченной местности с макетом учебного автомата АК-74, метание гранаты весом 500 г. на дальность и точность, стрельбу из малокалиберной винтовки по неподвижной (подвижной) цели, комплексное спортивное многоборье и.т.п.), направленных на формирование военно-прикладных качеств;
- использование в педагогическом процессе методики педагогического взаимодействия на различных этапах обучения;
- использование блочно-модульной технологии обучения на занятиях по физической подготовке;
- личностно - ориентированный подход в освоении учебного материала, обусловливающий развитие у студентов колледжей целостной системы ценностных ориентаций.
Следует отметить, что личностные потребности не противоречат основным требованиям подготовленности к условиям военной службы, а выступают как интегрированные, способствующие повышению мотивации к ценностям физической культуры с позиции профессионально-личностного развития и успешности социальной адаптации. Направленность образовательного процесса спиралевидная - подразумевающая на всех этапах обучения повторение и совершенствование раннее изученного материала и получение нового. Большое внимание в программе уделяется воспитательной работе со студентами колледжей, военнопатриотическому воспитанию, повышению мотивации студентов к прохождению военной службы по призыву учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности. Распределение учебного времени по видам спорта способствует выполнению заявленных целей и задач.
Деятельностный блок включает в себя этапы формирования физической подготовленности, принципы организации учебно-тренировочного процесса, формы физического воспитания, методы и средства их достижения.
Результативный блок включает в себя освоенные знания, приобретенные умения и сформированные навыки в физической подготовке, а также двигательно-координационные и морально-волевые качества, что позволяет студенту-выпускнику учреждения СПО, будущему защитнику Отечества, применять теоретические знания и практический опыт для выполнения поставленных задач в ходе военной службы по призыву в ВС РФ.
Таким образом, представленная модель, по нашему мнению, позволит студентам учреждений СПО успешно выполнять не только задачи в период военной службы по призыву, но и на протяжении всей дальнейшей жизни вести здоровый образ жизни, активно заниматься физической культурой и спортом, добиваться значимых успехов в профессиональной и общественной деятельности.
Библиографический список:
1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р.
2. Жур Р.В. Научно-методические и организационные аспекты физической подготовки допризывной молодежи: Дис... канд. пед. наук. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2001. - 121 С.
3. Самарец Г. А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва: ГНИИ семьи и воспитания РАО и Мин. труда
и соц. разв. РФ, 2001. - 225 C.
4. Калядин О. С. Формирование военно-прикладных навыков у старшеклассников к службе в Российской Армии: Дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург: Ун-т. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 180.
5. Коваль В.В. Методика физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 2008. - 151 С.
6. Кирпичев М.А. Педагогические условия совершенствования допризывной подготовки молодежи к военной службе в учебных организациях РОСТО: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва: Военный ун-т МО РФ, 2008. - 215 С.
Ключевые слова: студенты учреждений СПО, физическая подготовка, военная служба по призыву в ВС РФ.
Keywords: students of establishments of secondary professional education, physical preparation, a military service in Armed forces of the Russian Federation.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ