УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА В УСЛОВИЯХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ВОЕННОМ ВУЗЕ
© 2018 Е. Л. Орлова1, А. О. Кошелева2, И. В. Ильина3
1 соискатель Курского государственного университета, сотрудник
e-mail: [email protected] 2докт. пед. наук, профессор,
профессор e-mail: [email protected]
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
3докт. пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье охарактеризованы основные подходы к моделированию учебного процесса по физической подготовке в военном вузе, раскрывающие возможность развития ценностной системы личности курсанта; представлена авторская педагогическая модель развития ценностной системы личности курсанта в условиях изучения дисциплины «Физическая подготовка»; раскрываются приоритетные направления развития ценностей обучающихся в военном вузе как основы их будущей профессиональной деятельности; дается новое понимание миссии военного образования в современных условиях подготовки конкурентоспособных специалистов.
Ключевые слова: развитие ценностной системы курсанта военного вуза; инновационная миссия военного образования в подготовке конкурентоспособных специалистов; приоритетные направления развития ценностей обучающихся в современном военном вузе.
Мы продвигаем в обществе, среди граждан всех поколений, особенно среди молодёжи, ценности здорового и активного образа жизни. Спорт прямо определяет продолжительность и качество жизни, открывает широкие возможности для личной и профессиональной самореализации человека.
В.В. Путин
Современные тенденции в развитии высшего образования в России указывают на необходимость поиска инновационных моделей в преподавании дисциплин и эффективных методов, обеспечивающих становление ценностной системы личности обучающихся, как основы их будущей профессиональной деятельности. Дисциплина «Физическая подготовка», изучаемая курсантами военных вузов, претерпевает существенные изменения (в содержании и структуре), в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+, перспективами реализации ФГОС ВО 3++, новыми задачами в области физической культуры подрастающего поколения и молодежи.
Об определении приоритетов и выработке решений по развитию физической культуры и спорта до 2024 г., а также о разработке стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 г. шла речь на VII Международном спортивном форуме
«Россия - спортивная держава» (г. Ульяновск, 2018 г.). На форуме было отмечено, что необходимо менять подходы к ресурсному, кадровому и методическому обеспечению в области физической культуры. Это обосновано потребностями государства, общества и личности на современном этапе развития страны.
Выполняя задачи по подготовке компетентных и конкурентоспособных офицерских кадров, обеспечивающих защиту государственных интересов и обороноспособности страны, научно-педагогический состав военных вузов убежден в том, что проблема формирования и развития ценностной системы личности будущего специалиста по-прежнему остается одной из приоритетных [Кошелева и соавт. 2016].
Очевидно, что сегодня востребован офицерский корпус с высоким чувством гражданской ответственности, способный распознавать и оценивать с позиции истинных ценностей происходящие события, явления, потребности и на их основе проектировать свою направленность в поведении, жизненную позицию и профессиональную деятельность. В связи с этим перед сферой военного образования ставится важнейшая задача - добиться средствами ценностного субъект-субъектного взаимодействия (преподаватель - курсант) позитивных результатов в профессионально-личностном развитии будущих специалистов, в том числе и в условиях изучения дисциплины «Физическая подготовка».
Вместе с тем, исследуя и анализируя педагогические и психологические подходы к развитию ценностной системы личности обучающихся в военном вузе, следует акцентировать внимание на том, что научно-методологическое осмысление этой проблемы позволило Е.Л. Орловой приступить к разработке модели, используемой в экспериментальной работе, проводимой в рамках ее диссертационного исследования. Педагогическое моделирование потребовало проведения сопоставительного анализа научных материалов по проблеме исследования. Метод моделирования в изучении педагогических явлений исследован многими отечественными учеными (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Братко, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, В.А. Штофф, Д.Б. Эльконин и др.). Смысл моделирования заключается в возможности получения информации об оригинальном объекте путем переноса на него знаний, полученных при изучении соответствующей модели [Землянская 2013; Кошелева, Ганжа 2017]. Широкое распространение метода моделирования в педагогических исследованиях объясняется многообразием его гносеологических функций [Ратнер, Скорикова 2011]. Изучение педагогического моделирования, применяемого учеными при проведении экспериментальной работы с обучающимися в военных вузах, показало, что развитие ценностной системы личности курсанта является длительным и планомерным процессом. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, связанные со спецификой воинской деятельности и межличностного общения, внешними и внутренними условиями учебно-воспитательного процесса военного вуза, социальными и природными детерминантами развития личности (А.С. Вершков, А.Ф. Калашников, А.О. Кошелева, М.В. Сидорова, Д.В. Шепетько, О.И. Шевченко и др.).
Педагогическая модель, представленная в данной статье, была спроектирована с опорой на современные педагогические подходы в обучении будущих военных специалистов, являющиеся своеобразным гарантом развития у обучающихся ценностной системы, обеспечивающей успешность личности в служебной, учебной и профессиональной деятельности. Отметим, что эта модель (автор Е.Л. Орлова) позволяет рассматривать организацию целостного педагогического процесса в военном вузе как ингерентную (согласованную со средой, в которой функционирует).
Педагогическая модель развития ценностной системы личности курсанта в условиях изучения дисциплины «Физическая подготовка» включает в себя совокупность следующих взаимосвязанных и взаимозависимых модулей: целевого, содержательного и организационно-деятельностного (см. рис.).
Педагогическая модель развития ценностной системы личности курсанта в условиях изучения
дисциплины «Физическая подготовка»
Я
Я
О &
^ о
м и
к
и н о К
о «
н о о К К и Я
н ев н ■а
Ч
<и О.
&
Первый модуль спроектированной авторской педагогической модели - целевой. Известно, что именно цель определяет общий замысел модели, поэлементную структуру и задачи, которые необходимо решить. Исходя из замысла исследования, мы приняли решение, что основная цель авторской модели будет заключаться в создании условий для развития ценностной системы и формирования профессиональных компетенций у будущих военных специалистов. Данная цель предопределена смысловой значимостью профессии военнослужащего, соответствует требованиям ФГОС ВО 3+, ведомственным требованиям к подготовке специалистов в военном вузе с ориентиром на реализацию ФГОС ВО 3++.
Содержательный модуль модели объединяет в себе современные подходы, реализуемые в условиях высшего образования, методологические основы, педагогические принципы, на которых базируется деятельность преподавателя физической подготовки в военном вузе. Проанализировав современные подходы к организации образовательного процесса в высшей школе, мы пришли к выводу, что для развития ценностной системы личности курсанта в условиях изучения физической подготовки ведущими являются аксиологический, системный, интегративно-компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы [Кошелева, Сухорукова 2017].
Аксиологический подход, выбранный нами ведущим при проведении исследования, позволяет обосновать выбор принципов и компонентов, которые направлены на обеспечение результативности исследуемого процесса. Данный подход характеризуется своей конкретной направленностью на развитие ценностной системы личности будущего военного специалиста в условиях целостного наполнения учебного процесса по физической подготовке обучающихся ценностным содержанием (формирование интеллектуальных, мобилизационных, технологических ценностей, ценностей двигательного характера и др.).
В основе системного подхода лежит рассмотрение процесса развития ценностной системы личности будущего военного специалиста как системного комплекса взаимосвязанных элементов, обеспечивающих целостность педагогического процесса (обучение, воспитание, психологическая подготовка и др.).
Суть интегративно-компетентностного подхода при реализации педагогической модели на практике заключается в том, что деятельность преподавателя вуза направлена на эффективное овладение будущими военными специалистами профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями ФГОС ВО и ведомств.
В центре личностно ориентированного подхода в обучении находится личность курсанта с собственными мотивами, устоявшимися ценностями и целями. Целенаправленная педагогическая деятельность преподавателя по внедрению этого подхода в преподавание дисциплины «Физическая подготовка» позволяет обеспечивать процессы самосознания, самопознания, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования курсанта с учетом его индивидуальных особенностей (темперамента, характерологических черт, способностей и др.). Ориентация учебного процесса на индивидуальные особенности курсанта позволяет ему почувствовать себя полноценным субъектом образовательного процесса, обеспечить самостоятельность в определении собственной личностной позиции в условиях службы и учебы: осознать значимые для будущей профессиональной деятельности ценности, «построить» систему личностных ценностей, приступить к проектированию собственной программы развития, что повышает его ответственность, за результаты собственной физической подготовки.
Деятельностный подход предполагает деятельность преподавателя по обеспечению курсанта целостной картиной мира ценностей (общесоциальных, военно-профессиональных, познавательно-развивающих, индивидуально-личностных), развитию его сформировавшейся ценностной системы и формирование профессиональных компетенций через определенную деятельность, активным субъектом которой он является.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что каждый из приведенных подходов своеобразен в силу того, что позволяет рассмотреть проблему развития ценностной системы личности обучающегося в военном вузе с различных сторон [Кошелева, Степаненков 2018; Кошелева и соавт. 2016а].
Отметим и разнообразие педагогических принципов, используемых при проектировании, а затем и внедрении педагогической модели в обучение курсантов в военном вузе. Моделирование развития ценностной системы личности курсанта в условиях изучения дисциплины «Физическая подготовка» осуществлялось с опорой на принципы аксиологической ориентированности, субъектности, фасилитации, преобразования, целостности и рефлексивности. Важно понимать, что указанные принципы в контексте тех педагогических подходов, которые составили концептуальную основу проводимого исследования, определили взаимодействие субъектов образовательного процесса (преподавателя и курсанта) в образовательной среде вуза. На основе принципа аксиологической ориентированности осуществлялось структурирование содержания образовательного процесса по физической подготовке. Принцип субъектности, реализуемый в инновационных условиях военного вуза, позволил обучающимся выработать профессиональную позицию в отношении занятий спортом и физической подготовкой. Принцип фасилитации, как известно, предполагает усиление эффективности развития ценностной системы личности курсанта посредством фасилитационного педагогического воздействия со стороны преподавателя, наставника, куратора, тренера. А принцип преобразования обеспечивает переход ценностных представлений курсантов из области изучаемой дисциплины в надпредметное пространство, что очень важно учитывать при организации самостоятельной работы, самостоятельных тренировок, проведении стажировок и т.д. Принцип целостности заключается в соблюдении единства и системности педагогических действий, применения совокупности методов, форм, средств обучения, обеспечивающих успешность развития ценностной системы личности будущего военного специалиста. Принцип рефлексивности предусматривает организацию образовательного процесса по физической подготовке с превалирующими в них установками на рефлексию. А это значит, что необходим мониторинг овладения курсантами знаниями, умениями, навыками и компетенциями в период изучения дисциплины «Физическая подготовка», но вместе с тем востребовано изучение развития ценностей личности в период ее становления в вузе.
Исходя из ретроспективного анализа психолого-педагогической литературы и собственного педагогического опыта, доминирующими компонентами педагогической модели по развитию ценностной системы личности курсанта в процессе изучения физической подготовки нами были определены когнитивный, личностный и технологический. Когнитивный компонент выступает одним из основных элементов педагогической модели. Он отражает систему представлений курсанта о жизненных и профессионально значимых ценностных ориентациях (в том числе и ценностных ориентациях в физической подготовке), степень их осознания и восприятия, а также личностного принятия. Получение знаний о ценностях и ценностных ориентациях, обеспечивающих успешное профессиональное становление, позволяют курсанту
определять и реализовывать программу личностного развития, самосовершенствования. Необходимыми условиями для реализации когнитивного компонента является создание банка диагностических данных о ценностных ориентациях будущих военных специалистов.
Особое место в рассматриваемой педагогической модели отводится личностному компоненту, которому принадлежит ведущая системообразующая роль. Данный компонент отражает личностное отношение (направленность личности, мотивы, установки) обучающегося к преобразованию своей системы ценностей, стимулирование его потребности к руководству определенным «ценностным полем» в учебно-служебной деятельности. Вместе с тем реализация этого компонента модели предполагает активную деятельность преподавателя по осуществлению стимулирующих воздействий на мотивационную сферу личности курсанта в познании и принятии новых ценностей и ценностных ориентаций в физической подготовке.
Технологический компонент подразумевает решение педагогической задачи по развитию ценностной системы личности курсанта через реализацию на практике педагогических технологий, включающих совокупность методов, средств, методик и технологий достижения планируемого результата.
Организационно-деятельностный модуль педагогической модели предполагает решение задач организации обучения курсантов в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3+, 3++; разработку методического обеспечения дисциплины «Физическая подготовка», формирование профессиональных компетенций у обучающихся и развитие у них ценностной системы. Достижение поставленной задачи по развитию ценностной системы личности осуществляется посредством реализации преподавателем оптимальных вариантов организации образовательного процесса, сочетания разнообразных видов педагогической деятельности, организации самостоятельной работы и тренировок курсантов по физической подготовке, применения методов, форм и средств воспитания и т.д.
В предлагаемой педагогической модели в качестве критериев развития ценностной системы личности выделены следующие критерии: мотивационный (определяет степень заинтересованности курсанта в развитии ценностной системы личности в образовательном процессе по физической подготовке); ценностный (характеризуется наличием познавательных, патриотических, деятельностных ценностей у курсанта в ходе изучения физической подготовки); когнитивный (отражает комплекс знаний понятий, терминов, научных идей, раскрывающих сущность ценностей физической подготовки); рефлексивно-управленческий (отражает способность будущего военного специалиста координировать свое ценностное развитие, добиваться успехов в пропаганде здорового образа жизни среди коллег, руководить физической подготовкой подчиненных и др.).
В рамках мотивационного критерия оценивается степень сформированности мотивации (стойкой заинтересованности) субъекта (курсанта) к развитию ценностной системы посредством изучения физической подготовки. Показателями этого критерия выступают:
- убеждение в необходимости физического и личностного саморазвития (самовоспитания, самообразования, самовыражения) в физкультурно-спортивной деятельности;
- ценностное отношение к дисциплине «Физическая подготовка», формам, методам, средствам, применяемым на занятиях и при проведении самостоятельной работы;
- наличие познавательной потребности у курсантов в образовательном процессе по физической подготовке;
- активная позиция курсантов при изучении дисциплины с целью удовлетворения личностно значимых потребностей, детерминированных спецификой будущей профессиональной деятельности.
Ценностный критерий отражает активно положительное эмоциональное отношение курсанта к освоению и реализации ценностей физической подготовки как желательной и интегральной части своей повседневной жизни и будущей военно-профессиональной деятельности. В качестве критериальных показателей выступают:
- убежденность курсанта в индивидуальной значимости (ценностное осмысление) развития ценностного отношения в области физической культуры, как важного фактора личностного и профессионального становления будущего военного специалиста;
- осознание курсантом ценности достижения определенного уровня здоровья, здорового образа жизни, физического совершенствования как главного условия социального и профессионального благополучия;
- ценностная ориентация курсанта на духовно-нравственное, эстетическое воспитание в образовательном процессе по физической подготовке в военном вузе;
- наличие потребности в систематических занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.
Когнитивный критерий характеризуется наличием системы знаний курсанта (теоретических, методических, практических) в области физической подготовки, на основе которых формируются общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые ему для эффективного выполнения своих профессиональных функций, развития и реализации личностных возможностей. Показатели когнитивного критерия включают в себя:
- знание базовых понятий, терминов, положений, научных идей, основных закономерностей и др., раскрывающих сущность ценностей физической подготовки и их объективные связи;
- знание о методах и средствах, теоретических основах развития физического потенциала человека для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
- знания об основах здорового образа жизни военнослужащего;
- способность воспроизводить знания и частичное понимание области их применения, готовность осваивать новые знания;
- использование опыта физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных целей.
Рефлексивно-управленческий критерий подразумевает эффективное координирование развития ценностной системы личности курсанта на основе рефлексивного управления. К показателям рефлексивно-управленческого критерия относятся:
- целенаправленное побуждение курсанта в ходе образования к самовоспитанию, саморегуляции (коррекции), самоанализу на основе нравственных, военно-профессиональных ценностей, ценностей физической культуры (духовных, эстетических и др.), принятых в обществе;
- способность курсанта осмысливать и оценивать свою физкультурно-спортивную деятельность и ее результаты;
- способность курсанта управлять своим поведением, поступками, чувствами, мотивами при осуществлении физкультурно-спортивной деятельности;
- способность курсанта выстраивать индивидуальную траекторию изучения дисциплины «Физическая подготовка».
Основываясь на показателях выделенных в модели критериев, были определены три уровня развития ценностной системы личности будущего военного профессионала: низкий, средний и высокий (табл.).
Изменения в отношении обучающегося к приобретению профессионально важных качеств и способностей, осознание необходимости приобретения тех компетенций, которые обеспечат успех в будущей деятельности, достижения личности в учебе, службе, физической подготовке, спорте характеризуют уровень развития ценностной системы у будущих военных специалистов.
Для достижения намеченного результата и для успешной реализации модели в образовательном процессе вуза необходимо создание специальных педагогических условий.
Уровневая характеристика критериальных показателей развития ценностной системы личности курсанта в условиях изучения дисциплины «Физическая подготовка» в военном вузе
Критерий Уровни развития критерия
Мотивационный Высокий Средний Низкий
Доминирование в мотивационной структуре личности мотивов саморазвития в области физической подготовки, высокой познавательной потребности в образовательном процессе по изучаемой дисциплине Повышение интереса курсантов к занятиям по физической подготовке, удовлетворенность ими Слабо выраженные (индифферентные) проявления (эмоциональные, познавательные, ценностные) в образовательном процессе по физической подготовке
Ценностный Наличие высокой потребности в систематических занятиях физкультурно-спортивной деятельностью, ярко выраженной убежденностью в ценностной значимости и необходимости использования физической подготовки и ее форм для профессионального и личностного становления Достаточная убежденность в ценностной значимости и необходимости использования физической подготовки и ее форм для профессионального и личностного становления, умеренная потребность в систематических занятиях физкультурно-спортивной деятельностью Отсутствие или слабое проявление ценностного отношения к физической подготовке и ее формам, ориентации на здоровый образ жизни, слабое понимание ценностей физической подготовки для профессионального и личностного становления
Когнитивный Высокая степень владения общекультурными и военно-профессиональными компетенциями в области изучаемой дисциплины Знания ценностей физической культуры систематизированы, достаточны для осуществления физкультурно-спортивной деятельности под контролем преподавателя Знания, раскрывающие сущность ценностей физической подготовки, ограничены, бессистемны, проявляются на уровне знакомства с учебным материалом изучаемой дисциплины
Рефлексивно-управленческий Значительное стремление к самовоспитанию, самоанализу, самооценке в физкультурно-спортивной деятельности, выраженная способность управлять своими действиями, критичная оценка личностных возможностей без участия педагога Сформированная способность оценивать и управлять своими действиями в образовательном процессе по физической подготовке Незначительное стремление к самовоспитанию, самоанализу, самооценке в физкультурно-спортивной деятельности
Теоретический анализ научной литературы и практика преподавания дисциплин в вузе, позволили выделить основные педагогические условия:
- обеспечение научно-обоснованного управления развитием ценностной системы обучающихся в военном вузе;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий, обеспечивающих развитие ценностной системы личности обучающихся в военном вузе;
- создание измерительно-диагностического комплекса для оценивания развития ценностной системы будущих военных специалистов.
Учитывая то, что целью нашей экспериментальной работы было исследование развития аксиологического «ядра» личности в условиях изучения дисциплины «Физическая подготовка», необходимы были специальные методики, позволяющие диагностировать систему ценностей обучающихся. Поэтому при проведении исследования были использованы как стандартизированные методики, так и авторские, интегрирующие в себе различные аспекты развития системы ценностей обучающихся в вузе (ценности личностного самоопределения, духовные ценности, профессиональные ценности и др.) [Леонтьев 1992]. Внедренные в образовательный процесс методики, обеспечили расширение ценностного наполнения и возникновение нового качественного состояния развития системы ценностей обучающегося по всем выделенным в исследовании критериям.
При проведении экспериментальной работы в вузе на основе спроектированной модели стало понятно, что учебный процесс по физической подготовке необходимо выстраивать так, чтобы будущий военный специалист мог осознать социальное функционирование ценностей, принять ценности выбранной профессии, рефлексировать на собственные достижения в процессе получения специальности в высшей школе.
Таким образом, образовательный процесс, выстроенный на основе требований, предъявляемых к подготовке курсантов военных вузов с учетом современного методического обеспечения дисциплины «Физическая подготовка», применение педагогических технологий и личностно ориентированных методик позволяют преподавателю осуществить развитие ценностной системы личности будущего специалиста, являющейся основой его будущей успешной профессиональной деятельности.
Библиографический список
Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI. 2013. № 3. С. 35-43.
Кошелева А.О., Степаненков Д.В. Профессиональные компетенции в высшей школе // Технология проблемного обучения будущих специалистов в высшей школе в условиях информационного общества / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 54-67.
Кошелева А.О., Карева Н.В. Высшее образование в России: история и современность // Технология успешной личностной адаптации курсантов в условиях дифференцированно-группового обучения в ведомственном вузе: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2017. С. 191-203.
Кошелева А.О., Ганжа Н.В. Педагогическое проектирование внедрения синергетического подхода в обучение слушателей курсов повышения квалификации // Историческая и социально-образовательная мыслью. 2017. Т. 9. № 1. Ч. 1. С. 145-151.
Кошелева А.О., Сухорукова А.А. Проблемы внедрения деятельностно-ценностного подхода в подготовку будущих военных специалистов в вузе // Известия ТулГУ. Педагогика. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. С. 60-67.
Кошелева А.О. Социально-психологическая адаптация личности к инновационным условиям высшей школы / А.О. Кошелева, М.В. Сидорова, О.И. Шевченко // Проблемы и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 436 с. С. 74-86.
Кошелева А.О. Формирование общекультурных компетенций, обучающихся в вузах средствами технологий модульного обучения / А. О. Кошелева, Ю. В. Дулепова, О. И. Шевченко // Современные образовательные технологии: коллективная монография. Новосибирск: 2016а. С. 30-68.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.
Ратнер С.В., Скорикова А.С. Вопросы повышения качества образовательного процесса в вузе // Инновации в образовании. 2011. № 9. С. 34-45.