Научная статья на тему 'Профессионально направленная методика физического воспитания курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза'

Профессионально направленная методика физического воспитания курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / CADETS OF MILITARY HIGHER SCHOOL / PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES AND PROPERTIES OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титов Вячеслав Владимирович, Куделин Анатолий Борисович

В статье представлены результаты экспериментальной оценки комплексной методики формирования профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титов Вячеслав Владимирович, Куделин Анатолий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally directed methodology of physical training of military higher school cadets with radio-electronic specialization

The article presents the results of experimental estimation of complex methodology for formation of professionally-applied physical culture of the cadets` person with radio-electronic specialization studying in military higher school.

Текст научной работы на тему «Профессионально направленная методика физического воспитания курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза»

тональными, что свидетельствует о большем приспособительном потенциале студентов данной группы. Подобные изменения в структурах интегральной индивидуальности сту-дентов-«соглашателей» контрольной группы не обнаружены.

Кроме того, установлено, что изменения, достигаемые посредством тренинга на высших уровнях интегральной индивидуальности, неустойчивы и полностью зависят от проявлений воли и настойчивости человека, поддерживаются положительной мотивацией и прямо пропорциональны значимости желаемых человеком достижений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер, А. Наука жить / А. Адлер. - Киев : Port-Royal, 1997. - 285 с.

2. Дифференциальная психология : учебное пособие / Под. ред. С.К. Нартова-Бочавер. - М. : Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. - 280 с.

3. Белоус, В.В. Системное познание индивидуальности человека : коллективная монография / В.В. Белоус, И.В. Боязитова ; Пятигорский гос. лингвистич. университет. -Пятигорск : [б.и.], 2009. - 266 с.

4. Боязитова, И.В. Особенности структур интегральной индивидуальности у студентов с различной адаптированностью к требованиям высшей школы / И.В. Боязитова, Нгуен Кхак Тхан, В. В. Белоус // Тезисы докл. Третьего Международного Конгресса. Симпозиум 8 : Интегральная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. -Пятигорск, 2001. - С. 29-32.

5. Каменюкин, А.Г. Антисресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 224 с. : ил. - (Серия «Эффективный тренинг»).

6. Мастер-класс. Тренинги / Под ред. Игорь Вагин, Павла Репнинская. - М. : АСТ : Астрель : транзиткнига, 2005. - 271 с. : ил.

7. Ли, Д. Практика группового тренинг : пер. с англ. / Д. Ли. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 224 с. : ил. - (Серия «Эффективный тренинг»).

8. Прихожан, А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 240 с. : ил. - (Серия «Эффективный тренинг»).

9. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология : психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - М. : Изд-во «КОГИТО-ЦЕНТР», 2006. - 367 с. - (Серия «Клиническая психология»).

Контактная информация: hellin33@mail.ru

УДК 796.07

ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ВОЕННОГО ВУЗА

Вячеслав Владимирович Титов, преподаватель,

Филиал Военно-Космической академии имени А. Ф. Можайского,

(Филиал ВКА им. А.Ф. Можайского),

Кубинка, Московская область,

Анатолий Борисович Куделин, кандидат педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментальной оценки комплексной методики формирования профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза.

Ключевые слова: курсанты военного вуза, профессионально-прикладная физическая куль-

тура, профессионально важные качества и свойства личности.

PROFESSIONALLY DIRECTED METHODOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY HIGHER SCHOOL CADETS WITH RADIO-ELECTRONIC

SPECIALIZATION

Vyacheslav Vladimirovich Titov, the teacher,

Branch of Military-space academy named after A.F.Mozhaisky,

Kubinka, Moscow Region,

Anatoly Borisovich Kudelin, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Annotation

The article presents the results of experimental estimation of complex methodology for formation of professionally-applied physical culture of the cadets' person with radio-electronic specialization studying in military higher school.

Keywords: cadets of military higher school, professionally-applied physical training, professionally important qualities and properties of the person.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе реформирования Вооруженных Сил России существенно актуализировалась проблема преобразования традиционно сложившейся системы физической подготовки курсантов военных образовательных учреждений, с учетом изменений, произошедших в армии вообще и в конкретных офицерских специальностях, в частности. В прикладной сфере физической культуры особый интерес представляют концепции физической подготовки, обеспечивающей формирование физической культуры личности курсантов, способствующей становлению устойчивой и долгосрочной установки на здоровый образ жизни, необходимости занятий физическими упражнениями и спортом и созданию условий для развития важных для них физических и психофизиологических качеств и умений. Такая подготовка, осуществляемая в процессе формирования профессионально-прикладной физической культуры, позволит будущим специалистам успешно адаптироваться к различным режимам и этапам профессионального становления [1,2,6].

Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены пути формирования профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) будущих военных специалистов радиоэлектроники космических войск. В связи с этим, целью предпринятого нами исследования явилась разработка и обоснование комплексной методики формирования профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения эффективности разработанной комплексной методики нами был проведен пятилетний педагогический эксперимент на базе филиала Военно-Космической академии имени А. Ф. Можайского. Сформированные в начале исследования из курсантов первого курса контрольная и экспериментальная группы (по 22 человека в каждой) не имели достоверных различий по исследуемым показателям. В процессе всех лет обучения занятия в контрольной группе (КГ) проводились по традиционно используемому плану организации и проведения физической подготовки в военных учебных заведениях, содержание которой реализовывалось в форме учебных и секционных занятий, физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на улучшение уровня общей физической подготовленности. При этом объем средств профессионально-прикладной направленности не превышал 15-17%.

Экспериментальная группа (ЭГ) весь период обучения в вузе занималась по мето-

дике, направленной на формирование профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов. Приоритетными задачами являлись развитие индивидуальной физической культуры, формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие функциональных систем организма, обеспечивающих высокую работоспособность и здоровье, развитие профессионально важных качеств. Для достижения необходимого уровня профессионально важных качеств удельный вес используемых средств специальной прикладной направленности в общем процессе физического воспитания зависел от особенностей разрешения этапных (семестровых) задач обучения и варьировал от 35-40% на первом и втором курсах до 50-55% на старших курсах филиала академии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе предварительного исследования было выявлено, что реализация традиционно используемой в вузе программы по физической подготовке не обеспечивает должного развития профессионально важных качеств и формирования физической культуры личности будущих офицеров. Неудовлетворенность состоянием дел в организации и обеспечении прикладно-специализированной физической подготовки в вузе обусловила постановку и решение задачи, связанной с разработкой и экспериментальной оценкой комплексной методики формирования профессионально-прикладной физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза.

Идея эксперимента состояла в сравнительном изучении продуктивности традиционно существующей и экспериментальной комплексной методики, в которой четко выражена профессионально-прикладная направленность подготовки будущих офицеров. Эффективность занятий по физической подготовке в контролируемых группах (КГ, ЭГ) с различной организацией процесса физического воспитания оценивалась по динамике показателей, характеризующих психофункциональное, физическое и сущностное состояние личности курсантов.

Эффективность комплексной методики (рис.1) проверялась в ходе педагогического эксперимента, результаты которого свидетельствуют о её положительном влиянии на формирование у курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза профессионально-прикладной физической культуры (таблица 1).

Эффективность экспериментальной методики подтверждают и результаты оценки личностных профессионально важных качеств, необходимых в работе военного инженера радиоэлектронного профиля. К концу обучения у курсантов ЭГ достоверно улучшились шесть исследуемых личностных качеств, важных для будущего офицера космических войск - общительность, сообразительность, эмоциональная устойчивость, выраженная сила Я, смелость, самоконтроль. У курсантов КГ достоверное улучшение приобрели только три качества - общительность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль (р<0,05).

Реализация экспериментальной комплексной методики обеспечила не только психофизическую, функциональную и личностную готовность курсантов к будущей деятельности, но и позволила значительно повысить их интеллектуальный уровень. Сравнительный анализ показателей состояния теоретической подготовленности в течение всего периода обучения в вузе выявил, что уровень знаний в сфере физической и профессионально-прикладной физической культуры у курсантов ЭГ выше в сравнении с КГ. Оценки за теоретическую часть экзамена, проводимого ежегодно, от 0,24 балла на первом до 1,26 балла на пятом курсе, выше у курсантов, занимающихся по экспериментальной методике. Аналогичная динамика наблюдалась и по данным, характеризующим инструкторско-методическую подготовленность курсантов.

Объективным критерием эффективности экспериментальной методики выступала оценка за производственную практику: средний балл у курсантов экспериментальной

группы был на 8,8% выше, чем контрольной.

Решаемые задачи

Этап целвполагания и программирования

• Определение приоритетного направления деятельности по совершенствованию профессионально направленного процесса физического воспитания курсантов.

• Определение требований к профессионально-личностной, психофизиологической, специально-двигательной и организаторско-методической подготовленности курсантов вуза, обусловленных спецификой их будущей профессиональной деятельности в войсках.

• Определение целей формирования профессионально-прикладной физической культуры у курсантов военного вуза на каждом курсе

• Определение методов диагностики уровня профессионально-прикладной физической культуры курсантов.

• Определение исходного уровня профессионально-прикладной подготовленности курсантов.

• Определение эффективных средств и методов физической подготовки, обеспечивающих формирование и совершенствование профессионально значимых качеств и способностей будущего военного специалиста радиоэлектронного профиля.

• Разработка экспериментальной профессионально направленной учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для курсантов радиоэлектронный специальностей.

Деятельностный этап

•Первоначальное обучение курсантов (1-2 курсы) - развитие основных физических качеств с акцентом на повышение выносливости

• Обучение курсантов теоретическим знаниям и организаторско-методическим навыкам в проведении физической подготовки с профессионально-прикладной направленностью и оздоровительно-спортивной работы в объеме требований к командиру отделения, взвода, роты.

•Целенаправленное развитие у курсантов устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом

• Целенаправленное развитие и совершенствование профессионально важных качеств у курсантов (3-4 курсы)

• Поддержание высокого уровня общей физической подготовленности курсантов и коррекция профессионально важных качеств (5 курс).

Аналитический этап

* Анализ эффективности процесса формирования профессиональноприкладной физической культуры у курсантов на каждом курсе

• Выявление и устранение причин недостаточно высокой эффективности управления процессом формирования профессионально-прикладной физической

культуры у будущих офицеров.

Рис. 1. Комплексная методика формирования профессионально-прикладной физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей

Таблица 1

Уровень показателей состояния курсантов опытных групп до и после эксперимента _______________________________________(Х±5)______________________________________

Изучаемый показатель Группа Исходные показатели В конце эксперимента Р

Показатели функционального состояния

Тест Скибинского, усл. ед. ЭГ КГ ТГ -н -н т тґ 2219±206 2112±125 <0,05

Функциональная проба, усл. ед. ЭГ КГ 43Д6±10Д 43,34±9,8 35,06±9,5 39,02±9,7 <0,05 >0,05

Показатели физической подготовленности

Бег на 3000 м, мин,с ЭГ КГ 13.14±0,6 13.17±0,36 12.25±0,8 12.79±0,9 <0,05 <0,05

Бег на100 м, с ЭГ КГ 15,02±0,61 15,04±0,77 14,31±0,51 14,64±0,5 >0,05 >0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во раз ЭГ КГ 11,06±0,42 11,11±0Д7 13,29±0,37 12,08±0,3 <0,05 <0,05

Прыжок в длинус места, м ЭГ КГ 2,34±0Д 2,36±0,12 2,43±0,19 2,40±0,17 >0,05 >0,05

Психофизиологические показатели

Объем внимания, кол-во просмотренных знаков ЭГ КГ 857,6±39,9 853Д8±41,8 899Д± 37,4 882,42±41,05 <0,05 >0,05

Концентрация внимания, кол-во ошибок ЭГ КГ 5,05±0,32 5,07±0,3 4,45±0,21 4,70±0,2 <0,05 <0,05

Произвольное внимание, кол-во правильно записанных чисел ЭГ КГ 22,42±2,14 22,59±2Д1 26,13±2,13 25,20±2,14 <0,05 <0,05

Оперативная память, число правильно найденных сумм ЭГ КГ 31,49±1,71 31,46±1,11 33,76±2,07 32,71±1,08 <0,05 <0,05

Кратковременная память, кол-во правильно воспроизведенных чисел ЭГ КГ 7,44±0,81 7,62±1,3 8 7 о* о" 88 <0,05 >0,05

Оптимизация процесса физического воспитания в учебном заведении, наряду с решением воспитательно-образовательных задач, обеспечивает и достижение укрепления здоровья обучающихся курсантов. Анализ данных о состоянии здоровья участников эксперимента позволил выявить существенные различия в группах курсантов с разной организацией процесса физического воспитания. Наибольшее число случаев заболеваний и дней нетрудоспособности у курсантов старших курсов (3, 5) наблюдалось в опытной группе, занимающейся по общепринятой методике (табл. 2).

Таблица 2

Показатели здоровья курсантов контрольной и экспериментальной групп на стар-

ших курсах (Х ± о)

Показатели здоровья 3 курс 1 5 курс 1

ЭГ КГ ЭГ КГ

Частота заболеваний 33,85±3,11 36,35±3,09 3,79 35,06±4,1 40,16±3,78 4,29

Число дней временной нетрудоспособности 174,6±11,5 189,3±18Д 3,78 180,4±14,6 194,9±17,5 3,00

ВЫВОД

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной комплексной методики формирования профессиональноприкладной физической культуры у курсантов радиоэлектронных специальностей военного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин, Ю.А. Тенденции изменения требований профессиональной деятельности и организации системы физической подготовки курсантов и слушателей вузов инженерно-технического профиля / Ю.А. Бородин // Физическое воспитание студентов творческих специальностей : сб. науч. тр. / под ред. С.С. Ермакова. - Харьков, 2007. - № 3. - С. 15-29.

2. Волненко, Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волненко Ю.В. - Хабаровск, 2008. - 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Миронов, В.И. Реформа военного образования : проблемы и пути реализации / В.И. Миронов // Военная мысль. - 2004. - № 2. - С. 22-26.

4. Полянский, В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования / В.П. Полянский // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 5. - С. 12-17.

Контактная информация: sgifk@yandex.ru УДК 37.013.2 (075.8)

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ДЕТСКОГО ДОМА

Айшат Шихахмедовна Шахманова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье поднимается проблема своеобразия педагогической деятельности в условиях детского дома; вскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педагогов для работы в условиях сиротского учреждения. С учетом анализа истории проблемы и ее современного состояния, автор формулирует собственное видение подходов к ее решению.

Ключевые слова: сиротство; корректирующий, коррекционный, развивающий блоки; профессиональные функции педагога детского дома.

SPECIFICITY OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE ORPHANAGE

TEACHER

Ajshat Shihahmedovna Shahmanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Moscow State Pedagogical University

Annotation

The problem of peculiarity of pedagogical activity in condition of the orphanage is raised in this article; the factors defining this peculiarity have been revealed; need in specific preparation of the teachers for working in condition of the orphan institution has been justified. Taking into consideration the analysis of history of the problem and its modern condition, the author formulates her own vision of the approaches to its decision.

Keywords: orphan hood, correcting, correction, developing blocks, professional functions of the orphanage teacher.

Сиротство - одна из ключевых государственных проблем. В настоящее время в России 800 000 детей воспитывается без семьи, в условиях сиротских образовательных учреждений - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и т. д.

В условиях сиротского учреждения огромная роль в становлении личности воспитанника, его адекватной социализации принадлежит педагогу. Педагог детского дома -это гораздо больше, чем воспитатель в детском саду или учитель в школе. Он призван, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.