России по Ставропольскому краю на занятия приглашаются в основном начальники и заместители подразделений соответствующего профиля. Приглашённые практические работники проводят мастер-классы, принимают участие в проведении занятий в роли «подыгрывающих» лиц, т.к. практические занятия по отдельным темам дисциплины «ОРД ОВД» проводятся в условиях, приближенным к реальным. Как правило, по результатам подобных занятий подготавливаются соответствующие видеофильмы. Большие возможности в этом плане открывает самостоятельная деятельность обучающихся с техническими средствами для решения конкретных поставленных задач, вытекающих из практической направленности обучения. Если обучающийся видит, как серьёзно оценивают его работу, какие задействованы силы и средства, то он сам серьёзно относится к ней, задумываясь над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает в профессиональном самоопределении. Тем самым данный вид деятельности формирует у обучающихся целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. В конечном итоге это способствует тому, что обучаемые самостоятельно мыслят и творчески развиваются. В свою очередь, в ответ на оказанную помощь, сотрудники кафедры осуществляют текущие консультации как курсантов и слушателей, находящихся на практике, так и практических работников по возникающим оперативно-служебным вопросам; участвуют в оперативных совещаниях личного состава оперативных подразделений.
Практическая направленность обучения в узком смысле слова означает изучение вопросов, непосредственно связанных с практикой. В широком смысле слова под ним следует понимать практическое моделирование ситуаций, встречающихся при изучении вопросов теоретического и практического характера. Для реализации практической направленности в обучении полезно динамическое, т.е. подвижное, использование наглядных пособий, моделирование содержания задач на основе восприятия и воображения. При этом важны, прежде всего, практические действия (иногда воображаемые) самого обучаемого, а не только преподавателя. Эти действия в идеале не должны подсказываться преподавателем. К выбору их обучаемыми должны подталкивать практические потребности в необходимости решения поставленной задачи. Преподаватель должен помнить, что основной задачей обучения применению знаний на практике является не просто закрепление материала, а, прежде всего, воспитание у обучаемых убеждённости в необходимости этих знаний для будущей сферы деятельности, формирование у них первоначальных навыков приложения теоретических знаний в определенной области. Например, при проведении практических занятий по межкафедральной дисциплине «Учение» привлекаются практические работники-слушатели заочного факультета, находящихся на сессии, а также слушатели очной формы обучения. Первый этап дисциплины «Учение» проходит в УМВД России по г. Ставрополю. В рамках прохождения дисциплины привлекаются силы и средства ГУ МВД России по Ставропольскому краю, а также информационно-техническая поддержка краевой телекомпанией «26 регион. Ставропольское региональное телевидение». В ходе занятий по соответствующей фабуле на базе загородного и внутренних полигонов осуществлялось создание обстановки, имитирующей реальные действия сотрудников ОВД по раскрытию и расследованию особо тяжких преступлений с
Библиографический список
использованием боевого оружия, специальных и имитационных средств. Итогом совместной работы стало создание учебного фильма по межкафедральной дисциплине «Учение» - «Шаги в профессию».
В качестве ключевого момента компетентностного подхода рассматривается развитие способностей преподавателя занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе, видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы, развивать и освящать их через призму методической и научной работы. Профессорско-преподавательским составом кафедры разрабатываются учебно-методические материалы по линии «Деятельность подразделений по противодействию экстремизму, терроризму и борьбе с организованной преступностью» и по линии «Деятельность подразделений специального назначения». Осуществляется написание научно-исследовательских работ, в частности были подготовлены работы по заявкам ЦПЭ ГУ МВД России по СК и УУР МВД Республики Ингушетия.
Профессорско-преподавательский состав кафедры как сам организует проведение, например, ежегодного всероссийского, межведомственного научно-практического семинара «Современное состояние сил и средств ОРД», так и активно принимает участие в научно-практических мероприятиях других ведомств по данному профилю подготовки. Эмпирический материал впоследствии, в науке, становится базисом для новых исследований, в связи с чем, на базе учебно-методического кабинета кафедры, с помощью практических сотрудников, оборудован музей криминальной субкультуры, включающий в себя орудия и средства совершения преступлений, как общеуголовной направленности, так и преступлений террористической и экстремистской направленности. Подготовлен и используется на занятиях, оборудованный средствами самоподрыва, манекен террористки-смертницы.
Различные профили подготовки могут и должны взаимоувязываться между собой, компетентностный подход, являясь компонентом личностно-ориентированной парадигмы образования, предполагает не усвоение обучаемыми отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Так, ранее, на полигоне Филиала был создан полноразмерный макет-полигон «Схрон». В настоящее время совместно с кафедрой ТСиОП в нём проводятся занятия по отработке проведения оперативно-боевых мероприятий. На вновь созданном полигоне «Морально-психологическая полоса» уже проводятся занятия со слушателями ФПО с раскрытием возможностей проведения ОРМ в различных условиях местности. Одними из структурных элементов, необходимых для составления предметных компетенций, являются объекты реальной действительности. С целью отработки навыков применения метода личного сыска, на кафедре успешно функционирует постоянно обновляемый в практических ОВД стенд о разыскиваемых полицией г. Ставрополя преступниках и без вести пропавших. Необходимо указать на тот факт, что непосредственное повышение квалификации преподавателя по профилю деятельности ВУЗа является основой для качества учебного процесса. Так, преподаватели кафедры планово проходят стажировку в профильных оперативных подразделениях ГУ МВД России по Ставропольскому краю. В качестве результатов стажировок представляются различные материалы.
Таким образом, профильная направленность обучения, способствуя реализации практических целей и задач обучения, имеет большую ценность в совершенствовании подготовки обучающихся образовательных учреждений системы МВД России.
1. Устинова Л.Г. Султанова М. В. Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 106 - 108.
References
1. Ustinova L.G. Sultanova M. V. Formirovanie interesa kursantov vysshih uchebnyh uchrezhdenij MVD k osvoeniyu disciplin professional'nogo cikla. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 106 - 108.
Статья поступила в редакцию 06.06.15
УДК 378
Darbinyan E.V., Lieutenant Colonel, adjunct, St. Petersburg Military Institute of internal Troops of the MIA of Russia (Saint-Petersburg), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MIA OF RUSSIA. In the article the author reveals the basics of a concept of "profession cadets" behind the actions, the meaning and the way of life of students, performing the integrating link between the value-cognitive, motivational and value behavioral subsystems in the system overall determination of the individual and society. The author identifies components of the professional values of students, such as professional military knowledge, military professional value orientations, and professional military values, military and professional needs and interests in the structure of value-consciousness. The paper presents the names of researchers, who study the problem of formation of value orientations of cadets of military educational establishments and officers of the Russian army.
Key words: cadets of military schools, professional values, value-professional consciousness.
Э.В. Дарбинян, подполковник, адъюнкт, Санкт-Петербургский институт внутренних войск МВД России,
г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
В статье автор раскрывает сущность понятия «профессиональные ценности курсантов военных вузов», обусловливающего поступки, действия, смысл и образ жизни курсантов, выполняя интегрирующую связь между ценностно-познавательной, ценностно-мотивационной и ценностно-поведенческой подсистем в системе общей детерминации личности и общества. Выявлены составляющие профессиональных ценностей курсантов: военно-профессиональные знания, военно-профессиональные ценностные ориентации, военно-профессиональные ценностные установки, военно-профессиональные потребности и интересы в структуре ценностно-профессионального сознания. Представлены авторы, раскрывающие проблемы формирования ценностных ориентиров курсантов военных вузов и офицеров Российской армии.
Ключевые слова: курсанты военных вузов, профессиональные ценности, ценностно-профессиональное сознание.
В последние десятилетия традиционные ценности в общественном сознании вытесняются чуждыми российской духовности меркантилизмом и индивидуализмом, между тем, благополучие народа определяется не столько материальными ценностями, сколько его духовно-нравственным состоянием, отмечает Патриарх Алексий II [1].
В современных непростых военно-политических условиях формирование профессиональных ценностей курсантов военных вузов становится важнейшей задачей. Для многих курсантов характерен прагматизм, который не подкрепляется патриотическим чувством и который занимает свое место в системе ценностей обучающихся. У будущих военных специалистов нередко отсутствуют такие ценностные ориентации, как ответственность, честь, воинский долг. Именно поэтому проблема формирования и развития профессиональных ценностей у курсантов военных вузов внутренних войск МВД России как никогда актуальна. Сегодня нужны хорошо теоретически и практически подготовленные, духовно и физически закалённые, преданные своему делу военные профессионалы, способные с высокой эффективностью решать задачи по обеспечению безопасности государства.
Проблеме формирования ценностных ориентиров курсантов военных вузов и офицеров Российской армии посвящены труды О.М. Алексеенко [2], Г.Г. Богович [3], С.П. Галченко [4], М.Ш. Гу-нибский [5], В.Н. Ксенофонтов [6], П.В. Петрий [7], О.Х-А Рахимов. [8], Е.В. Смирнов [9], A.M. Цыбулька [10], П.И. Чижик [11], В.А. Чесноков [12] и другие. Анализ литературы показал, что выбор указанной темы исследования обусловлен её актуальностью, определяемой совокупностью целого ряда факторов, теоретической и практической значимостью, недостаточной степенью научной разработанности. Малоизученными остаются также вопросы о месте и роли духовных ценностей в военно-профессиональном сознании офицеров.
Необходимо провести содержательный анализ ценностно-профессионального сознания курсантов военных вузов с раскрытием сущностных характеристик и особенностей процесса его формирования в образовательном процессе. Профессиональные ценности в сознании курсантов определяются совокупностью взаимодействующих интересов, идеалов, принципов и норм, чувств и убеждений курсантов, в обуславливающих их мотивацию и оказывающих регулятивное воздействие на социальную активность и служебную деятельность.
Нужно выявить и классифицировать факторы, способствующие или препятствующие формированию профессиональных ценностей в сознании курсантов военных вузов в современных условиях. Формирование профессиональных ценностей в сознании курсантов опосредовано совокупностью целого ряда факторов: факторы, обусловленные состоянием и формированием системы духовных ценностей общества и государства; факторы, вытекающие из специфики взаимосвязи ценностей общества и внутренних войск МВД России; факторы, обусловленные отно-
шением в обществе к воинскому долгу и службе в Армии; факторы формирования ценностно-профессионального сознания курсантов в воспитательно-образовательном процессе военного вуза.
Описать специфику процесса формирования профессиональных ценностей курсантов военных вузов внутренних войск МВД. Разработать необходимые методические рекомендации формирования системы профессиональных ценностей курсантов средствами предметного образования, в том числе педагогическими дисциплинами.
Динамика сознания человека происходит неравномерно, некоторые компоненты сознания развиваются быстрее, другие медленнее Е.В.. Смирнов [9] отмечает, что основными составляющими ценностно-профессионального сознания являются:
- военно-профессиональные знания;
- военно-профессиональные ценностные ориентации;
- военно-профессиональные ценностные установки;
- военно-профессиональные потребности и интересы.
Необходимо заметить, что данные компоненты ценностно-профессионального сознания функционируют в комплексе и согласованно, сегодня, в период глобализации и социальных преобразований, происходит обострение ряда социальных противоречий, и как следствие, возникает необходимость их скорейшего разрешения. Когда профессионализм осознаётся курсантом как личностная ценность и социально-политическая активность личности курсанта направлена на реализацию слу-жебно-профессиональных норм в служебной деятельности, можно говорить о сформированности профессиональных ценностей курсантов военных вузов внутренних войск МВД России.
Система структурно-профессиональных ценностей курсанта является совокупностью взаимосвязанных элементов:
- ценностно-мировоззренческий (когнитивный, ценностный и оценочный элементы),
- регулятивно-коммуникативный (правовой, моральный, психологический),
- функционально-деятельностный (умения, навыки, качества, а также совокупность форм, методов, средств).
Во взаимодействии они обеспечивают сформированность профессиональных ценностей курсантов военных вузов и вовлечение их в служебно-профессиональную деятельность в соответствии с ценностями военной службы. Профессиональные ценности обусловливают поступки, действия, смысл и образ жизни курсантов, выполняя интегрирующую связь между ценностно-познавательной (ценностная оценка), ценностно-моти-вационной (ценностная установка) и ценностно-поведенческой (ценностные ориентации) подсистем в системе общей детерминации личности и общества, считает Е.В. Смирнов [9].
Формирование профессиональных ценностей может осуществляться и стихийно, и целенаправленно, поэтому процесс формирования профессиональных ценностей курсантов воен-
ных вузов внутренних войск МВД России может выступать сознательной, специально организуемой воспитательно-образовательной деятельностью посредством создания необходимых
Библиографический список
условий и факторов, которые обеспечивают развитие устойчивых, зрелых ценностей как общегражданского, так и военно-профессионального характера.
1. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Стенограмма беседы с президентом РФ Д.А. Медведевым 7 мая 2008. Available at: www.kremHn.ru/text/appears/2008/05/200312.shtml
2. Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения её престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1996.
3. Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2001.
4. Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1994.
5. Гунибский М.Ш. Роль моральных ценностей социализма в активизации человеческого фактора в условиях Вооруженных Сил. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1990.
6. Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития. Профессиональная этика военнослужащего: Материалы международной научной конференции. Москва, 1995.
7. Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. Москва: ВУ, 2001.
8. Рахимов О.Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера. Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. Москва: ВУ, 2000.
9. Смирнов Е.В. Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социально-философский анализ. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 2008.
10. Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 1998.
11. Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. Москва: ВУ, 2000.
12. Чесноков В.А. Ценностные ориентации личности советского офицера как объект философско-социологического анализа. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1990.
References
1. Aleksij II Patriarh Moskovskij i vseya Rusi. Stenogramma besedy s prezidentom RF D.A. Medvedevym 7 maya 2008. Available at: www. kremHn.ru/text/appears/2008/05/200312.shtml http://www.kremHn.ru/text/appears/2008/05/200312.shtml
2. Alekseenko O.M. Cennosti voennoj sluzhby iproblemy povysheniya ee prestizhnosti v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1996.
3. Bogovich G.G. Protivorechiya formirovaniya duhovnyh cennostej oficera sovremennoj rossijskoj armii iih razreshenie. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2001.
4. Galchenko S.P. Voenno-professional'nye cennosti v cennostnyh orientaciyah voennyh kadrov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1994.
5. Gunibskij M.Sh. Rol' moral'nyh cennostej socializma v aktivizacii chelovecheskogo faktora v usloviyah Vooruzhennyh Sil. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.
6. Ksenofontov V.N. Duhovnaya zhizn' voinov Rossii i ih cennostnye orientacii: Harakter i tendencii razvitiya. Professional'naya 'etika voennosluzhaschego: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 1995.
7. Petrij P.V. Duhovnye cennosti obschestva i armiya. Moskva: VU, 2001.
8. Rahimov O.H-A. K voprosu o suschnosti i strukture duhovnosti lichnosti oficera. Aktual'nye voprosy issledovaniya duhovnosti rossijskogo oficera. Moskva: VU, 2000.
9. Smirnov E.V. Duhovnye cennosti v voenno-professional'nom soznanii oficerskogo korpusa Rossii: social'no-filosofskij analiz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 2008.
10. Cybul'ka A.M. Problemy stanovleniya sistemy voenno-professional'nyh cennostej v usloviyah reformy Vooruzhennyh Sil Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Sankt-Peterburg, 1998.
11. Chizhik P.I. Duhovnaya bezopasnost'rossijskogo obschestva kak faktor voennoj bezopasnosti. Moskva: VU, 2000.
12. Chesnokov V.A. Cennostnye orientacii lichnostisovetskogo oficera kak ob'ekt filosofsko-sociologicheskogo analiza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1990.
Статья поступила в редакцию 20.05.15
УДК 796
Dengova L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University, E-mail: [email protected]
Batishcheva L.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Adaptive Physical Education, Stavropol State Medical University, E-mail: [email protected]
THE EFFECT OF ISOKINETIC METHOD ON EXTENSIVE BODY TRAINING OF GORLS IN HIGH SCHOOL. The research is based on the analysis of the results of the extensive body training among girls in high school. The authors have identified two major trends that take place in schools: exercises with weights are applied in significant volumes, but with a little weight weights; increased intensity strength training and its specialization are carried out mainly through speed-strength exercises. The researchers conducted a pedagogical experiment, during which they developed and tested a set of exercises of isokinetic nature, ensuring the development of strength abilities in girls. Targeted training power capabilities of high school age girls of experimental group fitness setting using isokinetic exercises nature allowed obtaining significant positive shifts in all types of control exercises. The obtained results proved the effectiveness of the developed program and allow recommending it for the wide use.
Key words: strength training, girls, isokinetic method, ability, power, physical training.
Л.Е. Деньгова, канд. пед. наук, доц. каф. адаптивной физической культуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Л.Д. Батищева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. адаптивной физической культуры, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]