Педагогическая модель формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома
Е. В. Шадрова
В статье представлена модель процесса формирования субъектной позиции воспитанника детского дома, обоснована актуальность проблемы развития субъектных качеств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты эксперимента подтверждают эффективность данной модели при формировании субъектной позиции подростков, воспитывающихся без семьи.
Ключевые слова: субъектная позиция, педагогическая модель, целевой, диагностический, организационный, процессуальный, результативный блоки.
Pedagogical Pattern of the Adolescent's Subject Position Formation in the Orphanage Up-Bringing Space
E. V. Shadrova
The article presents the pedagogical pattern of the formation of orphans' subject position. The author underlines the urgency of the development of children's active qualities, especially of those who are brought up at orphanages. Experimental results prove the efficiency of application of this pattern while fostering adolescents without a family.
Key words: subject position, pedagogical pattern, components: target, diagnostic, organizational, procedural, efficient blocks.
Внимание к проблеме формирования субъектной позиции воспитанников детских домов обусловлено рядом причин. В первую очередь, высокая динамичность современного общества вызывает у человека необходимость проявлять активность во всех сферах жизнедеятельности, а значит, стать «автором своей жизни». В связи с этим актуализируется потребность общества в новом воспитательном результате, заключающемся в развитии у подрастающего поколения инициативности и ответственности, что нашло свое отражение в Концепции модернизации российского образования. Наконец, становится очевидной актуальность формирования субъектной позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых характерны иждивенчество, потребительская позиция и трудности социализации.
На основе теоретического анализа мы пришли к выводу об эффективности формирования субъектной позиции в подростковом возрасте, когда основным лейтмотивом развития является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В рамках нашего исследования под «субъектной позицией подростка» понимается его внутренняя волевая позиция, основанная на системе ценностных отношений к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы.
Актуальность проблемы формирования субъектной позиции подростка послужила основанием поиска условий ее эффективного становления и развития, что привело к созданию педагогической модели данного процесса. Являясь теоретическим методом исследования, моделирование позволяет исследовать объекты на их моделях -«аналоге определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образов и т. п.» [2, с. 276]. Представленная модель процесса формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома позволяет путем ее структурного и функционального соотнесения с оригиналом получить достоверную информацию о структуре и функциях моделируемого объекта. Проектируя структурно-функциональную модель формирования субъектной позиции подростка, мы, вслед за И. А. Колесниковой и Н. М. Борытко, включаем в понятие «формирование» следующие аспекты: конструирование ситуаций проживания нового опыта; искусственное создание среды, способной оказать определенное влияние; интеграцию внешних и внутренних условий развития; стимулирование или торможение действия тех или иных факторов развития, воспитания и т. д. [1, с. 29]. Модель процесса формирования субъектной позиции подростка включает в себя несколько взаимосвязанных блоков.
Целевой блок предусматривает четкое осознание проблемы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пред-
полагает осознание концептуальных основ формирования субъектной позиции, включающих в себя методологические подходы и принципы. Основными подходами к данному процессу становятся следующие:
— деятельностный подход, предполагающий понимание деятельности как одного из основных факторов развития ребенка и интегрирующей основы формирования его субъектной позиции;
— личностный подход, предполагающий рассмотрение воспитанника как активного субъекта воспитательного процесса, который способен самостоятельно и ответственно определять свою позицию в жизни; а также предусматривающий создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
— аксиологический подход, при котором ребенок признается высшей ценностью и который подразумевает субъективацию объективных ценностей человеческого сообщества, их превращение в «личностные смыслы».
Исходя из обозначенных методологических подходов к реализации процесса формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома, важно обозначить его основные принципы:
— принцип полисубъектности, заключающийся в определении полноты представленности всех субъектов воспитания, центральную позицию которого занимает сам ребенок; отражающий их активную воспитательную роль; утверждающий особый уровень взаимодействия между субъектами, на котором разворачивается процесс единого развития внутренних содержаний субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях;
— принцип диалога (сотрудничества), отражающий радикальное изменение характера взаимоотношений между воспитателем и воспитанником в процессе перехода от монолога воспитателя, адресуемого воспитаннику, к диалогу между ними; перенос акцента на гуманизацию отношений, складывающихся между участниками воспитательного процесса; обусловленность реализации воспитательных целей характером этих отношений;
— принцип педагогической поддержки, реализующий сопутствующее процессу развития ребенка внимание к его способности разрешать личные проблемы и содействие активному напряжению физических и духовных сил в момент разрешения возникших препятствий;
— принцип активности, предполагающий неприятие педагогики чрезмерной
опеки, а также собственную активность ребенка в его жизнедеятельности, формировании субъектной позиции.
Совокупность методологических подходов и принципов отражает научную основу процесса формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома. В своей взаимосвязи они задают содержательное и методическое направление всего воспитательного процесса детского дома.
Диагностический блок отражает необходимость изучения уровня сформированности субъектной позиции воспитанника детского дома на основе разработанных критериев и показателей с целью получения достоверного знания об особенностях развития каждого ребенка, педагогического анализа наличествующей ситуации и способов ее коррекции. В структуре субъектной позиции подростка выделены четыре взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный (направленность на общечеловеческие ценности и способность к осознанному целеполаганию); волевой (саморегуляция подростка и его способность к преодолению препятствий); деятельност-ный (активность, инициативность и ответственность ребенка); рефлексивный (самооценка воспитанника и его оценка окружающей действительности). Субъектная позиция подростка может быть развита в разной степени, в связи с чем нами выделяются три уровня ее сформированности: высокий, средний, низкий. Результаты экспериментального исследования, проведенного на базе детских домов Вологодской области (МОУ «Детский дом № 4» г. Вологды, МОУ «Детский дом № 8, № 9» г. Череповца, ГОУ «Великоустюгский детский дом № 1»; МОУ «Тарногский детский дом»), в котором приняли участие 124 подростка, свидетельствуют, что у 25 % воспитанников детских домов низкий уровень сформированности субъектной позиции. Пилотажное исследование позволило констатировать, что в меньшей степени у детей-сирот подросткового возраста развит деятельностный компонент субъектной позиции (у 36 % респондентов низкий уровень). В ходе реализации предложенной модели были достигнуты следующие результаты: высокий уровень сформирован-ности субъектной позиции - 16 %, средний - 70 %, низкий - 14 %, что констатирует положительную динамику.
Организационный блок включает педагогические условия эффективности процесса формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома:
1) воспитательное пространство детского дома предполагает разнообразие субъектов вос-
питания, учет окружающей ребенка среды и событийного характера его жизнедеятельности;
2) воспитательный процесс осуществляется на основе субъект-субъектных взаимоотношений его участников при постепенной передаче полномочий и ответственности подросткам в ходе организации детского самоуправления;
3) воспитательный процесс в детском доме предполагает создание ситуаций осознанного выбора самим ребенком, ситуаций самостоятельного решения поставленных задач и преодоления возможных трудностей на пути их решения, ситуаций рефлексии последствий своих действий;
4) воспитанники включены в процесс целепо-лагания разнообразной деятельности, предполагающий стимулирование инициативы ее планирования, подготовки, осуществления, контроля, коррекции, рефлексии результатов.
На процесс формирования субъектной позиции воспитанника детского дома могут влиять разнообразные факторы, среди которых важнейшими являются социальное окружение, школа, дополнительное образование, детские сообщества. Все это составляет единое пространство, которое может быть воспитательным. Разнообразие подходов к понятию «воспитательное пространство» (амбивалентный - Л. И. Новикова, средовый - Ю. С. Мануйлов, событийный -Д. В. Григорьев) позволяет нам рассматривать его как окружающее, педагогически организованное и включенное в процесс воспитания ребенка через создание условий для его позитивного развития. Опора на событийный подход делает возможным создание целостного воспитательного пространства детского дома, предполагающего взаимосвязь совместного бытия взрослых и детей (их со-бытия) и событий, происходящих в жизни воспитанников.
Технологическая сторона модели построения воспитательного пространства, направленного на формирование субъектной позиции подростка, отражена в процессуальном блоке, являющемся воспитательным механизмом реализации поставленных задач. В него входят создание системы детского самоуправления; организация субъект-субъектного взаимодействия участников воспитательного процесса; воспитательная деятельность педагога по формированию субъектной позиции подростка.
Становление субъектной позиции воспитанника опирается на осознание ребенком своей включенности в организацию жизни детского дома. Таким образом, фактором, актуализирующим субъектность ребенка, становится детское
самоуправление, под которым мы понимаем «форму организации жизнедеятельности коллектива воспитанников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей» [4, с. 88]. Самоуправление эффективно тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора, в которой определяются пути решения поставленной проблемы. Само принятие решения является ключевым для формирования «мотива группового действия» (М. И. Рожков), реализация которого способствует проявлению «самости» ребенка: будь то лидерская или исполнительская позиция. В ходе экспериментальной работы было доказано, что соблюдение демократических принципов организации самоуправления и обеспечение активности и самостоятельности детского сообщества позволяет повысить уровень сформированности субъектной позиции детей-сирот подросткового возраста. С помощью метода ранговой корреляции Спирмена (г5) при достоверности Р ^ 0,°1 подтверждена гипотеза исследования о том, что уровень субъектной позиции подростков повышается по мере развития самоуправления детского коллектива.
Создание целостного воспитательного пространства детского дома, направленного на формирование субъектной позиции подростка, предполагает организацию субъект-субъектного взаимодействия участников воспитательного процесса, которое понимается как «особые отношения, при которых педагог и его воспитанник воспринимают друг друга в качестве равноправных партнеров общения» [3, с. 10]. Организация субъект-субъектного взаимодействия педагогов и воспитанников детского дома подразумевает
1) совместную деятельность (со-бытие) взрослых и детей, их равноправное сотрудничество и содружество в живых контактах друг с другом;
2) наличие межсубъектного пространства, дающего ребенку возможность развиваться в качестве субъекта, а педагогу сохранить и приумножить субъектные начала своей личности;
3) отказ от насильственных форм взаимодействия, включая скрытые формы насилия, такие как психологическое давление и манипулирование;
4) овладение коммуникативными навыками (безусловное принятие, Я-сообщение, эмпатиче-ское понимание, конгруэнтность), необходимыми для успешного конструктивного взаимодействия и создания условий для самоактуализации.
В ходе экспериментальной работы была доказана эффективность субъект-субъектного взаи-
модействия взрослых и детей при создании воспитательного пространства детского дома, способствующего формированию субъектной позиции подростка:
- создана психологическая атмосфера взаимопонимания и принятия ребенка таким, как он есть;
- сформированы коммуникативные умения (Я-сообщение, Ты-сообщение) у воспитателей и воспитанников детского дома подросткового возраста;
- самоуправление детского коллектива строилось на основе принципов гуманистической педагогики, предполагающих постепенную передачу полномочий и ответственности детям.
Мысль о том, что ключевая роль в воспитании отводится педагогу, неоднократно подчеркивалось в педагогической науке (Я. А. Коменский,
A. Дистервег, К. Д. Ушинский, Я. Корчак,
B. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин и др.). В связи с этим потребовалось актуализировать готовность воспитателя к реализации процесса формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома. Таким образом, воспитательная деятельность педагога по формированию субъектной позиции подростка становится особым видом педагогической деятельности, осуществляемой педагогом в системе педагогических отношений и направленной на совершенствование отношений между участниками воспитательного процесса, поддержание целостности воспитательного пространства и создание благоприятных условий для становления и развития субъектности ребенка. Воспитательная деятельность педагога, направленная на формирование субъектной позиции подростка, предполагает наличие ряда характеристик: ценности (подросток как субъект собственной жизнедеятельности, процесс его развития, его права); цели, которые основаны на ценностях (формирование и развитие субъектной позиции); мотивы, где доминирующими становятся внутренние мотивы (стремление к самореализации); функции (педагогическая поддержка ребенка; фасилитация; организация разнообразной деятельности детей; стимулирование активности, ответственности, инициативности); содержание (изучение ребенка; создание условий для развития субъектной позиции; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе); критерии (динамика сформированности субъектной позиции подростка); показатели успешности (высокий уровень сформированности четырех компонентов субъектной позиции).
С целью реализации воспитательной деятельности педагога, направленной на решение поставленных задач, нами была разработана и апробирована программа подготовки воспитателей к формированию субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома (на базе ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет», ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», МОУ «Детский дом № 4» г. Вологды, МОУ «Детский дом № 8» г. Череповца). По итогам экспериментальной работы можно констатировать достижение
- высокой степени мотивацион-ной готовности педагогов к формированию субъектной позиции ребенка, выражающейся в их стремлении к собственной самореализации в процессе профессиональной деятельности, их творческом потенциале для решения задач становления и развития субъектности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- средней степени когнитивной готовности, демонстрирующей, что большинство специалистов владеют основными категориями воспитания, осознают его цели; признают самостоятельную, активную, субъектную роль воспитанников как движущую силу развития личности ребенка; однако остается доминировать традиционное понимание взрослого как единственного субъекта воспитания;
- средней степени операциональной готовности, когда воспитатели детских домов знают технологии конструктивного субъект-субъектного взаимодействия, но в ряде случаев не применяют их при конфликтной ситуации с детьми; многие воспитатели при организации деятельности детей особое внимание уделяют помощи воспитанникам и участвуют с ними совместно, но большинство сводят свою роль к руководству и контролю.
Итоговым блоком предлагаемой модели может стать результативный блок, на котором отслеживаются результаты формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома. Данный блок взаимосвязан с диагностическим блоком, но в нем предусматриваются следующие аспекты:
1) измерение уровня сформированности субъектной позиции подростка (по представленным критериям);
2) оценка развития целостного воспитательного пространства детского дома (условия жизнедеятельности, событийный характер, разнообразие субъектов воспитания);
3) оценка степени готовности воспитателей к формированию субъектной позиции подростка (когнитивная, мотивационная, операциональная).
В ходе реализации результативного блока модели использовались следующие виды диагностики: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос и их интерпретация.
Таким образом, предлагаемая модель формирования субъектной позиции подростка в воспитательном пространстве детского дома направлена на создание условий для полноценного становления и развития субъектных качеств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактику трудностей их постинтернатной адаптации в обществе, получение качественно нового воспитательного результата, реа-
лизуемого в его субъектах - педагоге и воспитаннике.
Библиографический список
1. Воспитательная деятельность педагога [Текст] / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2007. - 336 с.
2. Кохановский, В. П. Философия и методология науки [Текст] / В. П. Кохановский. - Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 576 с.
3. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] / А. А. Лобанов. - М. : Академия, 2002. - 192 с.
4. Преодоление трудностей социализации детей-сирот [Текст] : учеб. пособие / науч. ред. Л. В. Байбо-родова. - Ярославль, 1997. - 196 с.