УДК 378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ, УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
PEDAGOGICAL MODEL OF FORMING RELATIONSHIPS BETWEEN TEACHERS, PUPILS AND THEIR PARENTS IN THE E-LEARNING ENVIRONMENT OF
EDUCATIONAL ORGANIZATION
И.Ф. Исаев, Е.Н. Кролевецкая, Е.И. Ерошенкова I.F. Isaev, E.N. Krolevetskaya, E.I. Eroshenkova
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia E-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье обосновывается педагогическая модель формирования отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения. Предложенная модель содержит концептуальный, целевой, структурно-содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки. Раскрыты основные формы взаимодействия между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде, описаны функции электронной образовательной среды образовательного учреждения.
Abstract
The article explains the pedagogical model of forming relationships between teachers, pupils and their parents in the e-learning environment of educational organization. The proposed model contains a conceptual, objective, structurally-substantial, procedural and evaluation-productive blocks. The main forms of interaction between teachers, pupils and their parents in the e-learning environment are discovered, the functions of the e-learning environment of educational organization are described.
Ключевые слова: педагогическая модель, электронная образовательная среда, отношения между педагогами, учащимися и их родителями.
Keywords: pedagogical model, e-learning environment, relationships between teachers, pupils and their parents.
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление электронной образовательной среды (ЭОС) образовательных учреждений, но и на создание условий, обеспечивающих использование современных форм взаимодействия между учениками, педагогами и родителями, для совершенствования и саморазвития учащихся и педагогов в виртуальной образовательной среде.
С точки зрения образовательного процесса, современная электронная образовательная среда - это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности [Асмолов, 2010]. Важной целью
использования электронной образовательной среды образовательного учреждения является обеспечение равных возможностей участия в образовательном процессе всех обучающихся, в соответствии с требованием закона об образовании Российской Федерации. В задачи ЭОС входит обеспечение освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся на основе единых технологических, программных и информационно-телекоммуникационных средств, связанных содержательным наполнением.
Основная часть
Решение проблемы организации эффективного педагогического взаимодействия в электронной образовательной среде образовательного учреждения, обеспечивающего совершенствование процессов формирования отношений всех участников образовательного процесса, лежит в плоскости педагогического моделирования.
Под моделированием понимается познание каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей. Модель можно определить как мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает исследователю новую информацию об этом объекте (В.А. Штофф). Главным признаком модели, по мнению В.В. Краевского, является то, что она представляет собой некоторую четкую фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения и взаимосвязи [Краевский, 1988]. Модель воспроизводит не все явление целиком, а лишь те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, которые являются определяющими по отношению к результатам.
Моделирование - это изучение закономерностей процессов на моделях, при условиях, допускающих распространение полученных результатов на все процессы, подобные изученному. Модели как абстракции особого рода, выступают промежуточным звеном между теорией и действительностью. В процессе развития познания теория, опирающаяся на модель, взятую из предшествующих ступеней теоретического развития, может в свою очередь выступать в качестве модели для следующего этапа теоретического развития [Веников, 1976:12].
По мнению В.П. Комарова, при моделировании должны учитываться: а) характер и способы педагогической деятельности в образовательном учреждении; б) возможности образовательной системы и особенности образовательного учреждения; в) структура и принципы взаимодействия компонентов (субъектов) систем воспитания; г) особенности организации образовательного процесса; д) адекватность образовательных технологий учебно-воспитательным целям и задачам. Модель, построенную с учетом этих требований, отличают: 1) единство и разнообразие составных компонентов; 2) специфика реализации функций, способствующих результативности педагогической деятельности; 3) гибкость и динамичность к изменяющемуся социуму; 4) соответствие обеспечения жизнедеятельности воспитанников их интересам и потребностям [Комаров, 2002].
Вышеизложенное позволяет осуществить моделирование исследуемого процесса. Выделение модели формирования отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения может рассматриваться как теоретическое (или содержательное) обобщение, которое позволит свести к определенной теоретической конструкции компоненты и их связи. Модель формирования отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения является отражением структуры и связей функционирующих компонентов системы. Она логически описывает взаимодействие компонентов между собой и содержит концептуальный, целевой, структурно-содержательный, процессуальный и оценочно-результативный блоки (рисунок 1).
Рис. 1. Педагогическая модель формирования отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения
Концептуальный блок определяет идеологию педагогической модели формирования отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения; он представлен основными методологическими подходами и педагогическими принципами.
Решение проблемы развития современных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса неразрывно связано с реализацией идей средового, полисубъектного, синергетического и системного подходов.
Средовый подход позволяет рассматривать формирование продуктивных отношений между педагогами, учащимися и их родителями как в условиях реальной образовательной среды, в которой они функционируют, так и в условиях электронной образовательной среды с ее безграничными возможностями в плане развития и саморазвития личности (Е.П. Белозерцев, С.Д. Дерябо, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слободчиков и др.).
Полисубъектный подход предполагает формирование отношений между педагогами, учащимися и их родителями как носителями креативной активности, порождаемой свободой, и характеризуется способностью к целеполаганию, проектированию и рефлексии своей деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, М.С. Каган, Е.Н. Кролевецкая, С.Л. Рубинштейн и др.).
Синергетический подход позволяет рассматривать педагога в качестве своеобразного духовного лидера общества. Отношения, сложившиеся в школьной жизни, зачастую приобретают судьбоносный смысл (В А. Аршинов, В.Г. Буданов, В.Г. Виненко, В.А. Игнатова, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Н. М. Таланчук и др.).
Системный подход позволяет рассматривать образовательную организацию как комплекс социально-педагогических явлений: целей, людей, их реализующих, отношений, возникающих между ее участниками, освоенной среды и управленческой деятельности по
обеспечению собственной жизнеспособности (Г.П. Щедровицкий, Е.А. Климов, Н.Е. Щуркова и др.).
В основе нашей модели лежит ряд педагогических принципов, влияющих на формирование отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде общеобразовательного учреждения: целостности, многоаспектности, интегративности, субъектности, открытости, универсальности, регулятивности, прагматичности и интерактивности. Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс, придающий процессу формирования отношений в ЭОС ОУ определенную устойчивость и одновременно открывающий его динамические возможности.
В основу принципа целостности положен общий подход в формировании электронной образовательной среды общеобразовательного учреждения как целостного явления, подчиненного задаче создания условий для целостного восприятия учащимися окружающего мира, взаимодействие с которым служит целям личностного и профессионального становления, овладения общими и частными способами его изучения и преобразования.
Принцип многоаспектности обеспечивает многогранное исследование возможностей электронной образовательной среды общеобразовательного учреждения, тем самым позволяя прогнозировать изменения и ход дальнейшего ее развития, проектировать и конструировать систему мер предупредительного, опережающего или преобразующего характеров.
Принцип интегративности обеспечивает объединение усилий субъектов в педагогическом интерактивном взаимодействии. Он заключается в интеграции видов педагогической деятельности (диагностики и проектирования), интеграции средств обучения (педагогических и технологических), интеграции видов диагностик (социологической, психологической, педагогической), интеграции деятельности педагогов с деятельностью обучающихся по диагностированию и определению индивидуального образовательного маршрута.
Принцип субъектности позволяет учитывать личностные качества обучающегося, родителя и педагога, а также профессиональные качества последнего, связанные с его активно-преобразующими свойствами, способностями и компетенциями. Чем выше уровень субъектности ученика, родителей и педагога, тем легче им взаимодействовать при решении общих проблем образования [Мазур, 2006:44]. Данный принцип предполагает рассмотрение всех изменений в личности через призму его деятельности, учитывая ее характер, для того чтобы эффективно взаимодействовать с целью коррекции.
Принцип открытости позволяет открыто взаимодействовать обучающемуся, родителям и педагогу в общепедагогическом и информационно-технологическом направлениях при взаимодействии через виртуальные формы работы. В концепции информационно-технологического направления принцип открытости заключается в (электронном) дистанционном обучении на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и 1Т-ресурсов. В общепедагогическом плане принцип открытости, как правило, фигурируют как фактор социально-педагогического взаимодействия и организации образовательного процесса школы, реализуемый в соответствующих педагогических технологиях. Открытость планирования образовательного процесса невозможны без соответствующей открытости школы как социального института. Данный принцип предполагает готовность педагога постепенно уменьшать свое доминирование в образовательном процессе. Принцип открытости влияет на уровень насыщения электронной образовательной среды, необходимый для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности является одной из важнейших задач.
Принцип универсальности заключается в разносторонности и многогранности электронной образовательной среды и может рассматриваться с двух точек зрения: универсальности представления уровня образовательных результатов и универсальности способов их достижения за счет средств электронной образовательной среды.
Принцип регулятивности выражается в способности управлять, информационно-техническим и педагогическим интерактивными средствами, а также познавательной деятельностью и активностью обучающихся в электронной образовательной среде.
Принцип интерактивности заключается, с одной стороны педагогическом субъект-субъектном взаимодействии, не исключается роль педагога в качестве помощника, проводника, консультанта, тьютора для ученика при этом позиция ученика активная. С другой стороны, в технологическом взаимодействии, позволяющем использовать в интерактивной среде наиболее продуктивные технические средства, электронные ресурсы, сервисы и т.п., направленные на эффективность и экономичность, выбор индивидуального маршрута обучения, формирование интерактивной позиции субъектов образовательного процесса. Ключевыми положениями принципа интерактивности являются: сотрудничество, взаимодействие (коммуникации и технологии) и индивидуализация, которые рассматриваются нами с точки зрения содержания деятельности, мотивации, управления и оценки образовательного результата.
Системообразующую функцию в модели выполняют целевой и оценочно-результативный блоки. Организующим началом системы формирования отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде общеобразовательного учреждения является ее цель. Формирование целей начинается с определения общественных запросов и завершается их трансформацией в педагогические цели - ожидаемые и возможные результаты педагогической деятельности. Поэтому педагогическая цель заключается в создании условий для формирования полисубъектных отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде общеобразовательного учреждения. Она рассматривается нами как планируемый результат, который должен быть достигнут в процессе педагогического интерактивного взаимодействия субъектов отношений.
Оценочно-результативный блок модели представлен критериями сформированности отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в ЭОС ОУ. Исходя из результатов теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы были выделены три группы критериев, которые характеризуются соответствующими показателями:
1) критерий широты отношений в ЭОС ОУ;
2) критерий насыщенности и интенсивности отношений в ЭОС ОУ;
3) критерий социальной активности и мобильности отношений в ЭОС ОУ.
Критерий широты отношений в ЭОС ОУ определяет набор компонентов
отношений в ЭОС ОУ, их разнообразность, сложность, информативность и связанность функциональных зон, показывающий какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в педагогические отношения в рамках ЭОС ОУ и характеризует согласованность выделенных потребностей педагогов, обучающихся и их родителей, возможностей среды и форм деятельности; взаимодействие личности со средой, уровень взаимодействия и типы связей между субъектами и компонентным составом ЭОС ОУ. Критерий широты отношений в ЭОС ОУ представлен такими показателями, как уровень (широта) взаимодействия субъектов ЭОС ОУ; удовлетворенность образовательных потребностей обучающихся, педагогов, родителей; уровень (широта) обеспеченности материально-технической базы; уровень (широта) взаимодействия с другими средами, микросредами, системами и ОО.
Критерий насыщенности и интенсивности отношений в ЭОС ОУ характеризует символическую насыщенность отношений в рамках каждого компонента среды
условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления, показывающую уровень насыщенности электронной образовательной среды. То есть насыщенность отношений в ЭОС ОУ характеризуется количеством разнообразных влияющих на них условий, возможностей и ресурсов. Интенсивность отношений проявляется в активности использования педагогами, обучающимися и их родителями возможностей (ресурсов) ЭОС ОУ. Критерий насыщенности и интенсивности отношений в ЭОС ОУ представлен такими показателями, как степень соответствия предъявляемому уровню требований к подготовке обучающихся в ОО; уровень активности и эффективного использования методического и информационного обеспечения и ПО, интерактивных и дистанционных средств; уровень стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; уровень развития значимых для реализации продуктивных отношений знаний, умений, владений.
Критерий социальной активности и мобильности отношений в ЭОС ОУ определяет доминирующие в отношениях ценности, идеалы, потребности, характеризуется согласованием выделенных потребностей педагогов, обучающихся и их родителей, возможностей среды и форм деятельности; взаимодействие личности со средой, показывающей уровень социальной активности и формирования интерактивной позиции субъектов ЭОС ОУ. Критерий социальной активности и мобильности отношений в ЭОС ОУ представлен такими показателями, как уровень теоретической и практической готовности педагогов, обучающихся и их родителей к инновационному взаимодействию; уровень общественной активности педагогов, обучающихся и их родителей; уровень сформированности субъектно-интерактивной позиции обучающихся, их родителей и педагогов; уровень образовательной, воспитательной и развивающей активности обучающихся; уровень «открытости» к установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между обучающимися, их родителями и учителями; уровень сотрудничества.
Выделенные критерии и показатели позволяют, на наш взгляд, оценить эффективность разработанной модели формирования отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в ЭОС ОУ. Критерий широты и критерий насыщенности и интенсивности отношений в ЭОС ОУ устанавливают, обладает ли созданная нами электронная образовательная среда свойствами информационности, управляемости, интерактивности, обширности, интенсивности, осознанности, динамичности и открытости.
Выделенные критерии и показатели позволяют оценить эффективность представленной модели. Во-первых, они определяют специфические компоненты педагогических, образовательных, субъект-субъектных отношений, их разнообразность, сложность, информативность и связанность функциональных зон и характеризуют согласованность выделенных потребностей обучающихся в общении, познании, развитии за счет возможностей среды и форм деятельности; взаимодействие личности с субъектами среды (обучающимися, педагогами, родителями обучающихся), уровень взаимодействия и типы связей между субъектами и компонентным составом ЭОС ОУ. Во-вторых, выявляют символическую насыщенность каждого компонента отношений условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. В-третьих, определяют доминирующие в созданных отношениях ценности, идеалы, потребности, сознательную включенность субъектов образовательного процесса в осознание и реализацию единой стратегии, понимание и управление в электронной образовательной среде, показывающие уровень социальной активности и сформированности интерактивной позиции субъектов.
Структурно-содержательный блок модели формирования отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в ЭОС ОУ включает основные структурные компоненты: субъекты отношений; содержание педагогического интерактивного взаимодействия; компоненты отношений между педагогами, обучающимися и их
родителями; компоненты электронной образовательной среды как факторы развития отношений.
Модель формирования отношений раскрывает взаимодействие в электронной образовательной среде образовательного учреждения таких субъектов, как педагоги, обучающиеся и их родители. Содержание взаимодействия педагогов, обучающихся и их родителей в интерактивной электронной среде соответствует реальному содержанию школьной жизни. Содержание взаимодействия субъектов заключается в организации активного учебного и социально-воспитательного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия -постоянное внимание педагогов и родителей к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации педагогов, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании.
Виртуальное образовательное пространство образовательного учреждения, как «цифровое» отражение реальной школьной жизни должна обеспечивать возможности для: формирования ценностных ориентаций у учащихся; контролируемого доступа к образовательным ресурсам; информатизации работы любого преподавателя и учащегося; предоставления равных условий воспитания и образования для всех детей независимо от состояния их здоровья, социального положения, удаленности от образовательного заведения; коммуникационного взаимодействия субъектов учебного процесса; дистанционного взаимодействия, в том числе во внеурочное время; свободного предоставления результатов обучения для обучающихся и их родителей [Кролевецкая, 2010].
В процессе педагогического взаимодействия субъектов образования между ними формируется система отношений. Рассматривая вопросы формирования отношений между педагогами, учащимися и их родителями в электронной образовательной среде общеобразовательного учреждения, следует учитывать различные типы отношений, регулируемые различными аспектами жизнедеятельности.
В системе отношений человека к действительности доминирующими, определяющими личность выступают «ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями» [Мясищев, 1995:48]. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения [Словарь практического психолога, 1998:378]. Как отмечает Н.Н. Обозов, «межличностные отношения - всегда «субъект-субъектные» связи» [Обозов, 1990:7]. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон). Межличностные отношения представляют собой «психологические связи между людьми, носящие эмоционально-оценочный характер» [Шакуров,1995:111]. Поэтому их можно рассматривать как фактор психологического комфорта субъектов отношений. Однако педагогические отношения не сводятся лишь к непосредственным эмоциональным контактам. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею.
Поэтому в структуре отношений между педагогами, учащимися и их родителями можно выделить следующие компоненты:
- аксиологический, предполагающий принятие субъектами ценности друг друга, осознание роли субъект-субъектных отношений в развитии субъектности каждого;
- эмоциональный, понимаемый как общий эмоционально-психологический климат, основанный на комфортном общении педагога с учащимися и родителями, которое создает условия для проявления эмоционального благополучия участников взаимодействия;
- конативный, предполагающий активность субъектов в процессе осуществления совместной деятельности, расширение взаимодействия на уровнях «педагоги -обучающиеся», «педагоги - родители», «обучающиеся - родители».
Система отношений между педагогами, обучающимися и их родителями развивается под влиянием определенных факторов. Электронная образовательная среда образовательного учреждения рассматривается нами как весомый фактор развития отношений. Она представлена следующими компонентами: дидактический, социально-воспитательный, информационно-технологический.
Дидактический компонент включает в себя содержание образовательного процесса, образовательный результат обучающихся, организацию процесса обучения в образовательном учреждении. Этот компонент характеризует интенсивность и обширность электронной образовательной среды ОУ. Чем больше разноплановых составляющих будет содержать данный компонент, тем больше возможностей для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и педагогов, для повышения их уровня подготовки, развития профессиональных знаний и умений, профессионального роста и интерактивной позиции.
Важную роль в этом компоненте отводится содержанию образования, включающему в себя требования к образовательным результатам обучающихся и наличие ключевых компетенций, а также опыта творческой, познавательной, проектной и исследовательской деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, которые обеспечивают развитие личности. Данный компонент позволяет выявлять индивидуальные способности и уровень подготовки обучающихся (промежуточная и итоговая аттестация), диагностируемые различными способами: контрольными, тестирующими, практическими, рефлексивными (листы самооценки, взаимооценки), интерактивными заданиями, портфолио обучающихся, позволяющие судить об уровне обеспечения качественных образовательных услуг. Он включает разнообразные формы представления результатов обучающихся: проекты и исследования (индивидуальные и групповые), представленные на конкурсах, научных конференциях и мероприятиях различных уровней, занятия на профильных и элективных курсах (на базовом и углубленном уровнях), учебные практики, мастерские и т.д.
Следующий компонент электронной образовательной среды - социально-воспитательный компонент, основан на виртуальных формах работы («виртуальный педсовет», Интернет-конференции, олимпиады, занятия по безопасности в сети Интернет и способам терапии Интернет-аддикции и т.п.), характеризует культурные, языковые и социально-психологические особенности группового взаимодействия, регулирующие общение и отношения между удаленными партнерами, правила, закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений, принципы самовыражения личности и изменения «сетевой» идентичности [Войскунский, 2000:240-245].
Социально-воспитательный компонент направлен на социальную мобильность, эффективное и уважительное сотрудничество с другими людьми, эффективность работы в команде, инициативность и самостоятельность, лидерство и ответственность. Социально-воспитательный компонент ориентирован на достижение (ФГОС) личностных и метапредметных результатов обучающихся, как в реальной, так и в виртуальной среде. К ним относятся:
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Реализация социально-воспитательного компонента на практике выражается в организации и проведении дистанционных событий для педагогов и обучающихся в виртуальной форме (дистанционном формате).
Следующий компонент электронной образовательной среды - информационно-технологический компонент, обеспечивает интерактивную среду обучения (электронные платформы) в соответствии с требованиями ФГОС ресурсами Интернет: электронные справочные материалы и учебно-методическая литература, ЭОР и ЭИР, СДО Moodle, образовательные сайты. Включает материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечивающие уровень образовательных результатов, удовлетворение образовательными потребностями учащихся в приобретении ИКТ-компетентностей для осуществления осознанного выбора профессии.
Информационно-технологический компонент представлен разными формами, созданными педагогами и обучающимися или используемыми уже в готовом виде: электронные справочные материалы и учебно-методическая литература; электронно-образовательные ресурсы (ЭОР) и электронно-информационные ресурсы (ЭИР); система дистанционного обучения (СДО) Moodle, образовательные сайты [Макотрова, 2010].
В связи с тем, что в модели преобладают динамические характеристики над статическими, а управляемый процесс формирования отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде ОУ должен быть скоординирован с направляемым извне педагогическим процессом, мы рассматриваем в процессуальном блоке модели формы и технологии взаимодействия субъектов в электронной образовательной среде ОУ.
К педагогическим формам и технологиям можно отнести следующие формы взаимодействия в электронной образовательной среде между учениками и учителями, между самими учениками: лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая), консультации (индивидуальные или групповые в режиме онлайн или офлайн, переписка по e-mail, и др.), семинары (вебинары в режиме аудиоконференции, видеоконференции, эпистоконференции), проекты (исследовательские, творческие, информационные и т.д.), лабораторно-практические занятия (удаленный доступ к лабораторной установке, имитирование (моделирование) процесса на компьютерной модели), индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.), тестирование (промежуточное, итоговое), экзамены/ зачеты, игры, ситуационные задачи (кейс-стади), учебные научно-исследовательские работы (НИР), учебная практика, экскурсии и др.
Взаимодействие педагога с обучающимися и родителями в ЭОС может быть представлено различными типами общения с использованием возможностей компьютерных сетей: общение типа «один с одним»; общение типа «один со многими»; общение типа «многие со многими». Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных онлайн или офлайн консультаций, когда педагог отвечает одному обучающемуся, родителю или один обучающийся, родитель - другому. Основной признак этого типа общения - приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса. Общение типа «один со многими» осваивается для проведения педагогом дистанционных аналогов лекций, родительских собраний. Общение типа «многие со многими» предусматривается для проведения дистанционных аналогов семинарских занятий, дебатов и дискуссий, деловых игр, при анализе конкретных ситуаций, проведении мозгового штурма,
выполнении учебных телекоммуникационных проектов. Такое общение организуется с использованием учебных чатов, форумов, телеконференций. Его особенностью является то, что все участники процесса обучения могут свободно взаимодействовать между собой. При этом отсылаемые сообщения общедоступны и на них может ответить любой из участников.
Важным в использовании современных форм взаимодействия между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде является наличие обратной связи. При этом формы взаимодействия расширяются: при онлайн взаимодействии организуются дискуссии в режиме видеоконференции, опрос, тестирование после фрагмента лекции и пр.; при офлайн взаимодействии -автоматизированная проверка тестов в курсе, выполнение заданий (устно и письменно), получение рецензий учителя на выполненное задание, рекомендаций по дальнейшему изучению курса и пр.
Использование в образовательном процессе компьютерных, информационных, коммуникационных и других видов технологий обеспечивает интерактивность электронной образовательной среды ОУ. Открытость и доступность среды достигается интерактивными средствами электронной образовательной среды ОУ. Важнейшим интерактивным средством является, безусловно, компьютер. Помимо него, к стационарным интерактивным средствам относят интерактивную доску, проектор, автоматизированные средства обучения на основе ПК; к мобильным интерактивным средствам относятся планшет, электронная книга, смартфон и др.; к мультимедийным интерактивным средствам - учебный тренажер, образовательный робот, информационный костюм, информационная перчатка, информационные очки и др.
Разработка педагогической модели формирования отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения требует выявления и описания функций электронной образовательной среды ОУ, направленных на ее сохранение, поддержание и развитие. Функциональность электронной образовательной среды образовательной организации задается компонентным составом, устойчивость которых определяется их связью со структурными компонентами и между собой. Отсутствие связей у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и, в конечном итоге, к вытеснению из электронной образовательной среды.
Для электронной образовательной среды ОУ характерна реализация следующих функций: диагностической, мотивационной, ценностно-ориентирующей, информационно-технологической, гносеологической, рефлексивной.
Диагностическая функция дает возможность выявить результаты, определить состояние объекта, установить обратную связь как задачи, отследить и сравнить соответствие содержания исследуемого процесса отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в ЭОС ОУ с внешней средой образования. Это позволяет направить основное внимание на особенности течения, развития самого процесса отношений в ЭОС ОУ (его трудности и искажения).
Мотивационная функция позволяет педагогам, обучающимся и их родителям осознать социально и личностно-значимую важность формирования отношений в ЭОС ОУ. Состоит в ориентации мотивационной сферы педагогов, обучающихся и их родителей на цели формирования педагогически целесообразных отношений, самоопределения и саморазвития, направленных на реализацию потребности в получении информации, организации совместной деятельности, овладении определенными компетентностями и умениями.
Ценностно-ориентирующая функция обеспечивает социально-культурную и личностную ориентированность педагогов, обучающихся и их родителей в ценностном мире современного общества посредством общения в ЭОС ОУ, аксиосфере конкретной
личности, к ее подготовке к последующему профессиональному образованию и социализации, а также активность по формированию интерактивной позиции.
Информационно-технологическая функция заключается в критическом и компетентном поиске и оценивании информации, использовании возможностей формирования
ЭОС ОУ с применением электронного обучения, дистанционных и интерактивных образовательных технологий, для формирования которой требуется активная работа самих педагогов, обучающихся и их родителей по подготовке и эффективному использованию электронных образовательных ресурсов в формировании отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения.
Гносеологическая функция обеспечивает интерактивное обеспечение учебно-воспитательного познавательного процесса, направленного на совместную проектную и исследовательскую деятельность педагогов, обучающихся и их родителей.
Рефлексивная (оценочная) функция направлена на выявление, анализ и осмысление результатов обучения и воспитания, совершенствования системы педагогических методов, определение состояния сформированности отношений, установление обратной связи как задачи, отслеживание и сравнение соответствия содержания исследуемого процесса с внешней средой образования. Это позволяет направить основное внимание на особенности течения, развития самого процесса отношений (его трудности и искажения). Реализация этой функции способствует разработке системы оценивания, критериев эффективности, целей и методов оценивания отношений между педагогами, обучающимися и их родителями.
Указанные функции с разных сторон характеризуют электронную образовательную среду образовательного учреждения и позволяют более конкретно определить ее возможности в обеспечении сформированности полисубъектных отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения.
Заключение
Таким образом, представленная модель формирования отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения при создании определенных условий ее реализации способна обеспечить сформированность полисубъектных отношений между педагогами, обучающимися и их родителями в электронной образовательной среде образовательного учреждения и повысить уровень эффективности деятельности общеобразовательной организации по обеспечению качественных образовательных услуг.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А. Г. Асмолов, А. Л. Семёнов, А. Ю. Уваров. - М.: ФИРО и ВЦРА, 2010. -68 с.
2. Веников, В.А. Теория подобия и моделирование / В.А. Веников. - М: Высшая школа, 1976. - 480 с.
3. Войскунский, А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде / А.Е. Войскунский // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). - М.: Экопсицентр РОСС. - С. 240-245.
4. Комаров, В.П. Воспитательная система современной профессиональной школы / В.П. Комаров // Вестник ОГУ. - 2002. - №7. - С. 12-17.
5. Краевский, В.В. Моделирование в педагогическом исследовании / В.В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - С.107-122.
6. Кролевецкая, Е.Н.Возможности интернета в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Н. Кролевецкая, Д.И. Греховодова // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 4. - С. 56-58.
7. Мазур, М.И. Образовательная среда школы как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мазур Мария Ивановна. - Новосибирск, 2006. - 204 с.
8. Макотрова, Г.В. Сеть интернет ученику-исследователю: учебное пособие для старшеклассников / Г. В. Макотрова, Е. Н. Кролевецкая. - Белгород, 2010. - 183 с.
9. Мясищев. В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.-Воронеж, 1995. - 356 с.
10. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.
11. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. -
800 с.
12. Сокольников, Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю.П. Сокольников. - М.: Прометей, 1993. - 200 с.
13. Шакуров, Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом: Учебное пособие для педвузов / Р.Х. Шакуров. - М.: ИЧП Изд-во Магистр. - 1995. -184 с.
References
1. Asmolov, A. G. Rossijskaya shkola i novye informacionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie / A. G. Asmolov, A. L. Semyonov, A. YU. Uvarov. - M.: FIRO i VCRA, 2010. - 68 s.
2. Venikov, V.A. Teoriya podobiya i modelirovanie / V.A. Venikov. - M: Vysshaya shkola, 1976. - 480 s.
3. Vojskunskij, A.E. Psihologicheskie aspekty deyatel'nosti cheloveka v Internet-srede / A.E. Vojskunskij // 2-aya Rossijskaya konferenciya po ehkologicheskoj psihologii. Tezisy. (Moskva, 12-14 aprelya 2000 g.). - M.: EHkopsicentr ROSS. - S. 240-245.
4. Komarov, V.P. Vospitatel'naya sistema sovremennoj professional'noj shkoly / V.P. Komarov // Vestnik OGU. - 2002. - №7. - S. 12-17.
5. Kraevskij, V.V. Modelirovanie v pedagogicheskom issledovanii / V.V. Kraevskij // Vvedenie v nauchnoe issledovanie po pedagogike: Uchebnoe posobie dlya studentov ped. in-tov / Pod red. V.I. ZHuravleva. - M.: Prosveshchenie, 1988. - S.107-122.
6. Kroleveckaya, E.N.Vozmozhnosti interneta v obuchenii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / E.N. Kroleveckaya, D.I. Grekhovodova // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya. - 2010. - № 4. - S. 56-58.
7. Mazur, M.I. Obrazovatel'naya sreda shkoly kak sredstvo realizacii intellektual'nogo potenciala uchashchihsya: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Mazur Mariya Ivanovna. - Novosibirsk, 2006. - 204 s.
8. Makotrova, G.V. Set' internet ucheniku-issledovatelyu: uchebnoe posobie dlya starsheklassnikov / G. V. Makotrova, E. N. Kroleveckaya. - Belgorod, 2010. - 183 s.
9. Myasishchev. V.N. Psihologiya otnoshenij / V.N. Myasishchev. - M.-Voronezh, 1995. - 356 s.
10. Obozov, N.N. Psihologiya mezhlichnostnyh otnoshenij / N.N. Obozov. - Kiev: Izd-vo «Lybid'», 1990. - 192 s.
11. Slovar' prakticheskogo psihologa / Sost. S.YU. Golovin. - Minsk: Harvest, 1998. - 800 s.
12. Sokol'nikov, YU.P. Sistemnyj podhod v issledovanii vospitaniya / YU.P. Sokol'nikov. - M.: Prometej, 1993. - 200 s.
13. SHakurov, R.H. Psihologiya rukovodstva pedagogicheskim kollektivom: Uchebnoe posobie dlya pedvuzov / R.H. SHakurov. - M.: ICHP Izd-vo Magistr. - 1995. -184 s.