УДК 316.614
МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА
© Александр Владимирович МИРОНЕНКО
Орловский государственный институт искусств и культуры,
г. Орел, Российская Федерация, соискатель, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Представлена авторская модель этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца, состоящая из взаимосвязанных блоков: целеполагающего, организационно-содержательного, критериально-результативного. Структурная модель этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца представляет собой последовательно взаимосвязанные компоненты, позволяющие технологично представить данный педагогический процесс.
Первый блок - целеполагающий - включает в себя: социальный заказ, цель и задачи осуществления педагогической деятельности. Социальный заказ заключается в необходимости формирования этнокультурной социализации подрастающего поколения. Основная цель состояла в этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца. Второй блок - организационно-содержательный - содержит принципы, функции, технологии, методы, средства, формы. Критериально-результативный блок включает в себя критерии, показатели и уровни сформиро-ванности качества.
Представлены три уровня этнокультурной социализации подростков: низкий, средний и высокий, которые охарактеризованы определенными количественными и качественными показателями. В данном случае уровни рассматриваются как ступени перехода от более низких к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие педагогического процесса.
Результатом педагогической работы является этнокультурная социализация подростков: усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе, составляющее основу для дальнейшего использования и интерпретации полученных знаний в самореализации человека на протяжении всей жизни в поликультурном мировом сообществе. Педагогическая деятельность по этнокультурной социализации подростков будет успешной только при выполнении ряда разработанных автором организационно-педагогических условий. Модель позволяет планомерно организовывать педагогический процесс по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца.
Ключевые слова: модель; этнокультурная социализация подростков; фольклор; танец.
Как один из основных методов научного исследования моделирование широко применяется в педагогических работах. Рассмотрев общепринятую трактовку, мы можем его определить как создание педагогического процесса и его составляющих, которые отражают основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, подлежащие в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса [1].
Моделирование процесса этнокультурной социализации подростков позволяет полнее и рациональнее представить и проанализировать содержание данного процесса, структурную взаимосвязь его элементов, что позволяет систематизировать процесс воспитания, исключить возможность необоснован-
ного повторения усвоенного, обнаружить недостатки в их методическом обеспечении.
Структурная модель этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца представляет собой последовательно взаимосвязанные компоненты, позволяющие технологично представить данный педагогический процесс.
Настоящая модель состоит из следующих блоков:
- целеполагающего;
- организационно-содержательного;
- критериально-результативного (рис. 1).
Первый блок - целеполагающий -
включает в себя: социальный заказ, цель и задачи осуществления педагогической деятельности.
6 %
я й
я й
8 а
я Е?
2 ^
Е?
а
^ а
3 "О
£ §
О 8
В
т
£ 8
^ £
оа 5
* 3
со
со Я о
В сч
5Я я
и Я
2 §
« я
о ср
Я н
СП К
О
С
о
Е
а й
о
>я §
О
о
: я &
о
и ^
а а
ё р
2. 8 я
52 к Э
3 2 ^
§ & 2
I- я
0 м Я
Ь 3 8
| ^
§ §к
§ В 2
1 в I I Ц I § &
к о И
¡р я
о 5 3
- а
2
Е? £
Я »3
Р. а
£
я ЕУ а
О щ
£ й
£ §
03 Я
о
я £
Я <Э
£ ?
2 °
о 8
я Я
сР и
8 В
5 о
з £
§ £
о
Й я
5 о
а и
К о
я о
Я №
и 3
^ я
о я
м и
™ °
3 п
Я о
я ^
Й Ьн
п И
Я О
оЗ 22
щ р
а о
Социальный заказ: формирование этнокультурной социализации подрастающего поколения Це л
Цель: этнокультурная социализация подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца е я о л
-а Задачи -а г а
формирование способности чувствовать и понимать родную культуру; позиционирования себя как представителя конкретного этноса; развитие интереса к своей и мировой культуре; изучение лучших хореографических образцов отечественной региональной культуры, мировой культуры; усвоение подростком образцов поведения; психологических механизмов, социальных норм и ценностей; формирование толерантного поведения, проявление уважения к представителям других этносов Ё и й о о к
=3
я 2
§о я
я 3
=Я Ы
§ а
I £
о н
я ^
о и
§ 2
^ о
Я §
Е £
О °
:
I 3
с а
В 2
о л Я
й О
Я §
п о
о я
чд о
а я
о н
° Я
я 2
0 я я
=я Е
В 3
£ Й
1 ^
Я СО
Я &
Принципы
активности; эмоциональной доминанты личностного развития подростка; дифференцированного подхода; дея-тельностного опосредования; распределенности педагогического воздействия; неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития; системности; коллективизма; гуманности
43-
Функции
-а
социализирующая; адаптивная; образовательная; воспитательная; культуротворческая; коммуникативная; эстетическая; рекреативная
Содержание: педагогическая программа «ЭтноМир» Методы
объяснительно-иллюстративый; словесный, частично-поисковый; практический; самооценка; критический анализ
Средства
хореографическое искусство, творчество, художественная самодеятельность, музыка, литература
43-
Формы
43-
- художественно-продуктивной деятельности: индивидуальные и групповые занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т. д.;
- художественно-образовательной работы: беседы, рассказы, информация о хореографическом ис кусстве; игры; посещение концертов и спектаклей, выставок и т. д.; просмотр, обсуждение записей: чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т. д.;
- художественной критики продуктов авторского и исполнительского творчества: обсуждения на уровнях «участник (коллектив) - публика»; «участник (коллектив) - эксперты (специалисты в об ласти искусства, профессиональные критики)»
Критерии
когнитивно-знаниевыи
мотивационно-ценностныи
деятельностно-поведенческий
Показатели
Знание образцов поведения, социальных норм, ценностей, осознание себя представителем этноса, знание традиций, языка, произведений народного творчества. Наличие знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития своего этноса
тзг
Гордость за свой народ, сопереживание единства с представителями этнической группы, уважительное отношение к культуре своего и других народов, принятие общечеловеческих ценностей; стремление к приобретению новых знаний о культуре, истории
Соблюдение обычаев, культурных традиций. Положительная установка в отношениях с людьми других национальностей, коммуникативная толерантность. Использование знаний в самореализации в поликультурном социуме
Уровни
43-
средний
Результат: этнокультурная социализация подростков
Рис. 1. Модель этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца
Социальный заказ заключается в необходимости формирования этнокультурной социализации подрастающего поколения.
Основная цель состоит в этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца.
Цель обусловила постановку ряда задач:
- формирование способности чувствовать и понимать родную культуру;
- формирование позиционирования подростком себя как представителя конкретного этноса;
- развитие интереса к своей, а затем и к мировой культуре;
- формирование представлений о роли родного языка, культуры, традиций, обычаев;
- изучение лучших хореографических образцов отечественной региональной культуры, мировой культуры, позволяющее сформировать основы для дальнейшего использования и интерпретации полученных знаний;
- усвоение подростком образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в конкретном обществе;
- формирование толерантного поведения, проявление уважения к представителям других этносов.
Второй блок - организационно-содержательный - содержит принципы, функции, технологии, методы, средства, формы.
Нами выделены следующие принципы, в соответствии с которыми строилась педагогическая работа по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца:
- принцип активности, предполагающий использование активных деятельных форм, в процессе которых подростки занимаются хореографической деятельностью;
- принцип эмоциональной доминанты личностного развития подростка, которая, с одной стороны, выступает ведущим источником проблем и противоречий процесса становления личности, а с другой - обеспечивает психологическую целостность личности;
- принцип дифференцированного подхода, осуществляемый на основе выявления типологической специфики подростков;
- принцип деятельностного опосредования педагогического воздействия на подростка - участника коллектива хореографии;
- принцип распределенности педагогического воздействия по всему полю художественно-творческой деятельности участников коллектива;
- принцип неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития подростков - участников самодеятельного хореографического коллектива;
- принцип системности предполагает организацию педагогического процесса как взаимосвязанного комплекса педагогических мероприятий;
- принцип коллективизма, предполагающий согласование интересов каждого участника хореографического коллектива с общими целями и задачами;
- принцип гуманности выражает безусловную веру в доброе начало, отсутствие волевого давления; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого подростка, его самореализации и самоутверждения.
Нами были выделены следующие функции хореографической деятельности по этнокультурной социализации подростков: социализирующая, адаптивная, образовательная, воспитательная, культуротворческая, коммуникативная, эстетическая, рекреативная.
Содержание педагогической деятельности по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца представлено в авторской программе «ЭтноМир», направленной на формирование у подростков способности чувствовать и понимать родную культуру; позиционировать себя как представителя конкретного этноса; развитие интереса к своей и мировой культуре, изучение лучших хореографических образцов отечественной региональной культуры, мировой культуры; усвоение подростком образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей; формирование толерантного поведения, проявление уважения к представителям других этносов.
В педагогической деятельности по этнокультурной социализации подростков применялись следующие методы: объяснительно-иллюстративные - демонстрация наглядного материала, рассказ, беседа, объяснение; словесные - обсуждение, диалог, комментарии известных фольклористов и артистов, музыкантов, педагогов; частично-поисковые -теоретическое изучение народных традиций,
поиск информации об известных и менее известных народных традициях и обычаях; практические - изучение народных музыкальных инструментов, песен, народных танцев и хороводов; методы самооценки и критического анализа.
В процессе педагогической деятельности нами использовались различные средства, основными из которых являлись: хореографическое искусство, творчество, художественная самодеятельность, музыка, литература.
В процессе педагогической деятельности предполагалось использование различных форм хореографической деятельности. Мы воспользовались формами, предложенными в классификации, разработанной Т.И. Баклановой [2]:
- формы художественно-продуктивной деятельности: индивидуальные и групповые занятия искусством (репетиции), концертные выступления, спектакли и т. д.;
- формы художественно-образовательной работы: беседы, рассказы, информация об искусстве; дидактические игры; посещение концертов и спектаклей, выставок и т. д.; прослушивание, обсуждение музыкальных записей; чтение книг, журналов об искусстве, встречи с деятелями искусства и т. д.;
- формы художественной критики продуктов авторского и исполнительского творчества любителей искусства: обсуждения на уровнях «участник (коллектив) - публика»; «участник (коллектив) - эксперты (специалисты в области искусства, профессиональные критики)».
Критериально-результативный блок включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности качества.
Мы выделили следующие критерии этнокультурной социализации подростка: ког-нитивно-знаниевый, мотивационно-ценност-ный и деятельностно-поведенческий.
Показатели сформированности качеств по вышеперечисленным критериям следующие:
1) когнитивно-знаниевый - знание образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного проживания в конкретном обществе. Знания о своем происхождении, осознание себя как представителя своего этноса, знание традиций, культурных ценностей. Знание языка, произведений народного творчества. Осознание себя как носителя свойств национального характера,
определяющих особенности мировоззрения, жизненную позицию, отношение к окружающим людям. Наличие знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития своего этноса, народов, проживающих рядом, и мирового полиэтнического сообщества. Умение использовать и интерпретировать полученные знания в самореализации на протяжении всей жизни в поликультурном мировом сообществе;
2) мотивационно-ценностный - гордость за свой народ, сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы, уважительное отношение к национальной истории и культуре своего и других народов, принятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента. Стремление к приобретению новых знаний о культуре, истории, научных достижениях своего народа через различные источники, интерес к истории, литературе, культуре, науке своего и других народов;
3) деятельностно-поведенческий - соблюдение обычаев, норм, ценностей, поведенческих стереотипов, культурных традиций, принятых в национально-этнической группе. Конструктивное взаимодействие между людьми других национальностей, положительная установка в отношениях друг к другу, предполагающая соблюдение этических и правовых норм поведения, коммуникативную толерантность. Использование и интерпретация полученных знаний в самореализации человека на протяжении всей жизни в поликультурном мировом сообществе.
Далее в исследовании нами были выделены три уровня этнокультурной социализации подростков: низкий, средний и высокий, которые мы охарактеризовали определенными количественными и качественными показателями. В данном случае уровни рассматриваются нами как ступени перехода от более низких к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие педагогического процесса.
Низкий уровень
Когнитивно-знаниевый критерий - недостаточно знаком с образцами поведения, психологическими механизмами, социальными нормами и ценностями, необходимыми для успешного проживания в конкретном обществе. Знания о своем происхождении недостаточны, недостаточно осознает себя представителем своего этноса, не знает тра-
диции, не знает фольклора. Недостаточно знает язык, произведения народного творчества. Не осознает себя носителем свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненную позицию, отношение к окружающим людям. Недостаточно знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития своего этноса, народов, проживающих рядом, и народов мирового полиэтнического сообщества. Не умеет использовать и интерпретировать полученные знания в самореализации в социуме.
Мотивационно-ценностный критерий -стремление к приобретению новых знаний о культуре, истории, научных достижениях своего народа через различные источники отсутствует. Не проявляет интерес к истории, литературе, культуре, науке своего и других народов. Нет гордости и сопереживания единства с другими представителями национально-этнической группы, отсутствует уважительное отношение к национальной истории и культуре своего и других народов.
Деятельностно-поведенческий критерий - не соблюдает обычаи, нормы, культурные традиции, принятые в национально-этнической группе. Конструктивное взаимодействие между людьми других национальностей отсутствует, нет положительной установки в отношениях друг к другу, соблюдение этических и правовых норм поведения отсутствует. Может проявлять нетерпимость к представителям других этносов.
Средний уровень
Когнитивно-знаниевый критерий - имеет отдельные несистематизированные представления об особенностях поведения, психологических механизмах, социальных нормах и ценностях, необходимых для успешного проживания в конкретном обществе. Знания о своем происхождении неполны, осознает себя представителем своего этноса недостаточно, знает не все традиции, знаком с отдельными произведениями фольклора. Знает язык, некоторые произведения народного творчества. Не полностью осознает себя носителем свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненную позицию, отношение к окружающим людям. Имеет некоторые знания об истории, современном состоянии и перспективах развития своего этноса, народов, проживающих рядом, и народов мирового полиэтнического сообщества. Умеет использовать
и интерпретировать некоторые полученные знания в процессе самореализации в социуме.
Мотивационно-ценностный критерий -имеет некоторое стремление к приобретению новых знаний о культуре, истории, научных достижениях своего народа через различные источники, проявляет некоторый интерес к истории, литературе, культуре, науке своего и других народов. Не всегда проявляет уважительное отношение к национальной истории и культуре своего и других народов.
Деятельностно-поведенческий критерий - соблюдает некоторые обычаи, придерживается отдельных норм, знает некоторые культурные традиции, принятые в национально-этнической группе. Может осуществлять взаимодействие с людьми других национальностей, но установка в отношениях друг к другу нейтральная, не всегда соблюдает этические нормы поведения к представителям других этносов.
Высокий уровень
Когнитивно-знаниевый - хорошо знает образцы поведения, психологические механизмы, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного проживания в конкретном обществе. Имеет достаточно знаний о своем происхождении, осознает себя представителем своего этноса, хорошо знает традиции и культурные ценности. Хорошо знает родной язык, знаком с произведениями народного творчества. Осознает себя носителем свойств национального характера, определяющих особенности мировоззрения, жизненную позицию, отношение к окружающим людям. Имеет достаточно знаний об истории, современном состоянии и перспективах развития своего этноса, народов, проживающих рядом, и народов мирового полиэтнического сообщества. Умеет использовать и интерпретировать полученные знания в самореализации в социуме.
Мотивационно-ценностный - испытывает гордость за свой народ, сопереживает свое единство с другими представителями национально-этнической группы, уважительно относится к национальной истории и культуре своего и других народов, принимает общечеловеческие ценности на основе национально-культурного компонента. Постоянно стремится к приобретению новых знаний о культуре, истории, научных достижениях своего народа через различные источники, проявляет интерес к истории, литературе, культуре, науке своего и других народов.
Деятельностно-поведенческий - соблюдает обычаи, нормы, ценности, поведенческие стереотипы и культурные традиции, принятые в национально-этнической группе. Конструктивно взаимодействует с представителями других национальностей, имеет положительную установку в отношениях друг к другу, предполагающую соблюдение этических и правовых норм поведения, коммуникативную толерантность. Использует и успешно интерпретирует полученные знания в самореализации в поликультурном социуме.
Результатом педагогической работы будет являться этнокультурная социализация подростков: усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в конкретном обществе, составляющее основу для дальнейшего использования и интерпретации полученных знаний в самореализации человека на протяжении всей жизни в поликультурном мировом сообществе.
Важно также, что педагогическая деятельность по этнокультурной социализации подростков будет успешной при выполнении ряда организационно-педагогических условий, включающих:
- реализацию потенциала фольклорного танца;
- организацию особой творческой среды, позволяющей познавать этнокультурные ценности в соответствии со следующей структурой: от усвоения основ отечественной региональной культуры к признанию и
уважению традиций народов совместного проживания, а затем - мировых культурных ценностей;
- модельное представление педагогического процесса;
- реализацию педагогической программы «ЭтноМир» по этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца;
- подготовку специалистов к осуществлению деятельности по педагогической программе;
- оценку результативности педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.
1. Матушанский Г.У. Проектирование системы непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы. Казань, 1999.
2. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994.
1. Matushanskiy G.U. Proektirovanie sistemy ne-preryvnogo professional'nogo obrazovaniya pre-podavateley vysshey shkoly. Kazan', 1999.
2. Baklanova N.K. Professional'noe masterstvo rabotnika kul'tury. M., 1994.
Поступила в редакцию 12.12.2013 г.
UDC 316.614
MODEL OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN PROCESS OF REGIONAL FOLKLORE DANCE STUDY
Aleksander Vladimirovich MIRONENKO, Oryol State Institute of Arts and Culture, Oryol, Russian Federation, Competitor, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The author's model of ethnic-cultural community in a society of the teenagers is submitted during development of regional folklore dance consisting from the interconnected blocks such as target, organizational-substantial, criterion-productive. The structural model ethnic-cultural community in a society of the teenagers during development of regional folklore dance represents the consistently interconnected components allowing stage by stage to present given pedagogical process.
The first block - target - includes the social order, purpose and tasks of realization of pedagogical activity. The social order consists in necessity of formation ethnic-cultural community in a society of growing up generation. The basic purpose consists of ethnic-cultural community in a society of the teenagers during development of regional folklore dance.
The second block - organizational-substantial - contains principles, function, technologies, methods, means, forms. The criteriosions-productive block includes criteria, parameters and levels generated of quality.
Three levels ethnic-cultural community in a society of the teenagers are submitted: low, average and high, which are characterized by the certain quantitative and qualitative parameters. In this case levels are considered as a step of transition from lower to higher, more complex, that characterizes formation, development of pedagogical process.
The result of pedagogical job is ethnic-cultural community in a society of the teenagers: mastering of samples of behaviour, psychological mechanisms, social norms and values necessary for successful functioning in a concrete society, making a basis for further use and interpretation of the received knowledge in self-realization of the man during all life in polycultur-al world community. The pedagogical activity on ethnic-cultural community in a society of the teenagers will be successful
only at performance of a number of the organizational-pedagogical conditions, developed by the author. The model allows systematically organizing pedagogical process on ethnic-cultural community in a society of the teenagers during development of regional folklore dance.
Key words: model; ethnic-cultural community in society of teenagers; folklore; dance.