ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при выполнении бросков мяча в ворота в условиях игры автоматизированными должны быть и восприятие ориентиров действия, и непосредственно само двигательное действие. Достижение оптимального уровня автоматизации ориентировочного и исполнительного компонентов возможно только в новом подходе к начальному обучению бросковым движениям юных гандболисток, основанного на формировании так называемой ситуационной техники в полной мере соответствующей складывающимся типовым игровым ситуациям на площадке. Решение этого вопроса в традиционных условиях организации обучения броскам мяча в ворота юных гандболисток на начальном этапе подготовки представляется маловероятным. Для его позитивного решения необходима разработка нового методического подхода, учитывающего все выше названные аспекты содержания типовых игровых ситуаций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яхонтов, Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога-тренера в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Яхонтов Е.Р. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1995. - 326 с.
2. Игнатьева, В.Я. Гандбол / В.Я. Игнатьева. - М. : Физкультура и спорт, 2001. -
192 с.
3. Латышкевич, Л. А. Гандбол : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. А. Латышкевич, И.Е. Турчин, Л.Р. Маневич. - Киев : Здоровье, 1987. - 300 с.
4. Портных, Ю.И. Дидактика игр в школе : учебное пособие / Ю.И. Портных, С. Л. Фетисова / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 261 с.
REFERENCES
1. Yhontov, E.R. (1995), Didactic content transformation activities athlete and teach-er-coach in team sports: Dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
2. Ignatiev^ V.Ya (2001), Handball, publishing house “Physical Culture and Sport”, Moscow, Russian Federation.
3. Latyshkevich, L.A., Turchin, I.E. and Manevich L.R. (1987), Handball: a training manual for institutes ofphysical education, publishing house “Health”, Kiev, Ukraine.
4. Portnyh, Yu.I. (2003), Didactics of games in school: study guide, publishing house Herzen University, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2012.
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ НЕШТАТНЫХ ГРУПП К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Николай Владимирович Елисеев, соискатель,
Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье показано, что основными показателями готовности к эффективной деятельности нештатных антитеррористических групп являются: устойчивые навыки противостояния вооруженному захвату заложников на объектах Вооруженных сил России; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов обнаружения минирования различных объектов. Большое значение имеет уровень развития навыков и умений по предотвращению использования отравляющих ве-
ществ (в письмах, служебных документах и т.п.). Кроме того, важным показателем готовности к эффективной деятельности нештатных антитеррористических групп являются умения предвидеть организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористических актов. Это позволяет определить направленность педагогической деятельности по формированию профессиональных навыков у личного состава нештатных антитеррористических групп.
Ключевые слова: нештатные антитеррористические группы; Вооруженные силы; показатели готовности; антитеррористическая деятельность; терроризм.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p90-94 INDICATORS OF READINESS OF SUPERNUMERARY GROUPS TO ANTITERRORIST ACTIVITY
Valery Lukich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Nikolay Vladimirovich Yeliseyev, the competitor,
Military institute of physical culture, St.-Petersburg
Annotation
The article shows that the main indicators of readiness of supernumerary anti-terrorist groups are the following: steady skills of opposition to the armed capture of hostages on the objects of Armed forces of Russia; aiming at search of new, more effective ways of detection of mining of various objects. The level of development of skills and abilities on prevention of use of poison gases (in letters, office documents, etc.) is very important. Besides, important indicators of readiness for effective activity of supernumerary anti-terrorist groups are abilities to foresee the organization, planning, preparation, financing and realization of an act of terrorism. It allows determining the orientation of pedagogical activity on formation of professional skills among the staff of supernumerary anti-terrorist groups.
Keywords: supernumerary anti-terrorist groups, Armed forces, readiness indicators, anti-terrorist activity, terrorism.
В настоящее время терроризм в России, к сожалению, становится явлением все более обыденным. После террористического акта в театральном центре на Дубровке Владимир Путин заявил, что международный терроризм является главной угрозой и главным противником России, а потому российская армия должна быть готова нанести удар по террористам, их пособникам и их базам, «где бы они ни находились». Таким образом, на уровне политических решений перед российской армией поставлена первоочередная боевая задача - борьба с международным терроризмом в рамках глобальной войны с терроризмом, ведущейся мировым сообществом.
На основании Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» и приказа Министра обороны в воинских частях и военно-учебных заведениях создаются нештатные антитеррористические группы с целью противодействия дивер-сионно -террористическим действиям.
Профессиональная деятельность военнослужащих нештатных антитеррористиче-ских групп предъявляет высокие требования к уровню их практической и теоретической подготовленности. Однако, практические наблюдения за подготовкой нештатных анти-террористических групп в военно-учебных заведениях свидетельствуют о том, что в процессе военно-профессионального образования курсантов и слушателей вопросам изучения антитеррористической деятельности не уделяется должного внимания. Так в учебных программах и учебно-тематических планах не рассматриваются вопросы, связанные с изучением сущности; психологической природы, психологии терроризма, вооружении и тактике действий диверсионно-разведывательных групп противника, отработке практических навыков противодействия террористам, что на наш взгляд не отвечает современным требованиям подготовки военных специалистов.
Согласно исследованиям ведущих ученных [1-4] динамика роста террористической деятельности в настоящее время имеет определенную тенденцию (рис. 1).
2500 2000 1500 1000 500
о
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2994 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Рис. 1. Динамика террористической деятельности
Наибольшую опасность представляют террористические акции на военных объектах с химическим, бактериологическим и атомным оружием. Сохраняется опасность того, что террористы могут использовать оружие массового поражения в целях шантажа или по прямому назначению.
В условиях, когда экстремисты основные усилия сосредоточивают на нарушении политической стабильности в Российской Федерации методом террора на всей территории страны, ставя своей целью вынудить руководство России пойти им на уступки, объектами террористических и диверсионных актов могут быть:
- военные городки, их контрольно-пропускные пункты;
- автономные жилые городки офицерского состава, либо объекты обеспечения жизнедеятельности этих городков (водонапорные, насосные станции, котельные, культурные центры при проведении мероприятий с большим скоплением личного состава или населения);
- военно-учебные и лечебные заведения; военные объекты (аэродромы, склады с оружием и боеприпасами, в том числе ядерными, материально-техническими средствами), захват и разрушение которых может негативно повлиять на состояние экологии и безопасности населения [1-4].
Современный подход к решению антитеррористических проблем, стоящих перед Вооруженными силами Российской Федерации, заключается в признании неоспоримого факта единства интересов Вооруженных Сил в области обеспечения охраны и безопасности военных объектов от террористических посягательств, а в конечном итоге и государства в целом. Военные объекты являются одним из вероятных объектов актов терроризма. На различных военных объектах сосредоточено значительное количество оружия и боеприпасов, включая ядерное. Возможность террористических актов по отношению к военным объектам вызывает настоятельную необходимость организации специальной подготовки нештатных антитеррористических групп.
Компетентность командного и всего личного состава нештатных антитеррористи-ческих групп, а также оперативность и компетентность принимаемых решений во многом определяет эффективность антитеррористических мер. Уровень их знаний и навыков в столь специфичной сфере деятельности может превратиться в решающий фактор предотвращения террористических актов и обеспечения охраны военных объектов.
Следовательно, для обеспечения соответствия личного состава возросшим требованиям по организации антитеррористической деятельности, необходимо вооружить их знаниями и практическими навыками. Однако уровень обучения и подготовки личного состава нештатных антитеррористических групп практически не претерпел качественных изменений и не отвечает современным требованиям.
Проведенный анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности антитеррористических групп с основными ее показателями позволил выявить степень готовности этих групп к антитеррористической деятельности. Наиболее высокая корреляционная связь установлена между навыками противостояния вооруженному захвату заложников на объектах Вооруженных сил России и эффективностью антитерро-ристической деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Анализ корреляционной связи эффективности профессиональной деятельности антитеррористических групп с основными показателями готовности ___________________к антитеррористической деятельности ___________________
№ п/п Показатели готовности к антитеррористической деятельности Эффективность антитеррористической деятельности
1 Навыки противостояния вооруженному захвату заложников на объектах Вооруженных сил России +0,77
2 Нацеленность на поиск новых, более эффективных способов обнаружения мест минирования различных объектов +0,63
3 Уровень развития навыков и умений по предотвращению использования отравляющих веществ (в письмах, служебных документах и т.п.) +0,57
4 Умения предвидеть организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта +0,47
5 Навыки предвидения выбора жертвы террористами и определения места возможного минирования для ее уничтожения +0,42
6 Умения предвидеть и организовывать нейтрализацию применения взрывчатых устройств, закамуфлированных под бытовые и другие предметы +0,38
7 Умения точно определять место нападения, которое может совершаться, как открыто, так и из засады, в том числе с большого расстояния +0,37
В процессе проведенных исследований было установлено, что военнослужащие нештатных антитеррористических подразделений помимо высокого уровня физической подготовленности должны обладать знаниями: о сущности терроризма и его последствиях; психологической природы и характерных особенностях современного терроризма, психологии террориста и логике его мышления. Необходимо повышать уровень знаний о способах выявления потенциально опасных лиц, организации, вооружении и тактике действий диверсионно-разведывательных групп противника, способах воздействия диверсионно-разведывательных групп противника на различные объекты, сущность и содержание противодиверсионной и антитеррористической защиты.
ВЫВОД. Основными показателями готовности нештатных антитеррористических групп являются: устойчивые навыки противостояния вооруженному захвату заложников на объектах Вооруженных сил России; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов обнаружения минирования различных объектов; уровень развития навыков и умений по предотвращению использования отравляющих веществ (в письмах, служебных документах и т.п.). Кроме того, важным показателем готовности к эффективной деятельности нештатных антитеррористических групп являются умения предвидеть организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта. Это позволяет определить направленность педагогической деятельности по формированию профессиональных навыков у личного состава нештатных антитеррористических групп.
ЛИТЕРАТУРА
1. Герейханов, Г.П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность (социально-философский анализ) : автореф. дис. ... д-ра философ. наук / Герейханов Г.П. - М., 2006. - 37 с.
2. Демидов, Ю.Н. Противодействие международному терроризму в России : лекция / Ю.Н. Демидов ; Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. - Домодедово : [б.и.], 2006. - 54 с.
3. Зорин, В.Ю. Заметки политолога / В.Ю. Зорин. — Н.-Новгород : Изд-во ВолгоВятской академии гос. службы, 2006. - 48 с.
4. Голубчиков, Ю.Н. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего / Ю.Н. Голубчиков ; Р. А. Мнацаканян. - М. : Вече, 2005. - 416 с.
REFERENCES
1. Gereykhanov, G. P. (2006), The state and Islamic relations in Russia, their influence on boundary safety (the social and philosophical analysis): dissertation, Moscow, Russian Federation.
2. Demidov, Yu.N. (2006), Counteraction to the international terrorism in Russia, lection, Domodedovo, Russian Federation.
3. Zorin, V.Yu. (2006), Notes of the political scientist, publishing house VVGAS, N-Novgorod, Russian Federation.
4. Mnatsanyan R. A. and Golubchikov, Y.N. (2005), Islamization of Russia. Disturbing scenarios of the future, publishing house “Veche”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.11.2012.
УДК 378.14
ХАРАКТЕР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И УСТОЙЧИВОСТЬ К «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ» ЗАВИСИМОСТЯМ
Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент,
Анна Владимировна Пегова, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В результате анкетирования студентов вуза физической культуры, которые относятся к так называемому «цифровому поколению» были выявлены группы молодых людей, которые имеют предрасположенность к «технологическим» зависимостям. Применение в исследовании однофакторного дисперсионного анализа и пошаговой множественной линейной регрессии с последовательным уменьшением независимых переменных показало, что устойчивость или уязвимость к «технологическим» зависимостям связаны, во-первых, с характером представлений испытуемых о проблеме зависимостей; во-вторых, с оценкой ими полученного школьного образования с точки зрения сформированности или недосформированности тех или иных личностных качеств и способностей; в-третьих, с особенностями оценки испытуемыми двигательного опыта, полученного в школе. Проведённое пилотажное исследование позволило уточнить методологию и методику построения дальнейшего изучения проблемы «технологических» зависимостей в контексте характера двигательной активности подростков и молодёжи.
Ключевые слова: двигательная активность, студенты вуза физической культуры, «технологические» зависимости, школьное образование.