аспектов музыкального произведения. Только педагогическая поддержка развития музыкального восприятия и направленности студентов института искусств, предполагающая основанное на личном музыкальном опыте преподавателя видение художественного содержания музыкального произведения, позволит им изначально, на примере, а затем и самостоятельно, осуществлять поиск и осознанно воспринимать художественную ценность того или иного музыкального материала.
Наконец, рассматривая развитие практических компонентов, как операционального компонента музыкальной культуры студентов института искусств, следует обозначить в качестве их целевого направления формирование умений и навыков исполнительской деятельности. Осуществление систематической музыкальной деятельности студентов института искусств определяется степенью их включенности в различные виды музыкально-исполнительских практик, что в условиях профессиональной подготовки осуществляется уже на первых годах обучения, позволяя развивать навыки исполнения музыкальных произведений, поддерживать свой игровой аппарат, освоить различные приемы звукоизвлечения и т.д. [11].
Выводы. Таким образом, изучение основных направлений развития музыкальной культуры студентов института искусств позволяет сделать следующие выводы:
- необходимость развития музыкальной культуры в аспекте профессионального становления студентов института искусств не подлежит сомнению, в тоже время недостаточная научная разработанность данной проблемы препятствует использованию соответствующей терминологии в современной нормативно-правовой базе регулирующей вопросы профессионального музыкального образования;
- под музыкальной культурой студентов института искусств следует понимать интегративное профессионально значимое свойство личности, основными признаками которого выступают обладание систематизированным комплексом музыкальных знаний, позволяющим понимать и испытывать эстетическое и эмоциональное отношение к произведениям музыкального искусства, а также эффективно осуществлять авторскую творческую деятельность в данной сфере;
- основными направлениями развития музыкальной культуры студентов института являются повышение уровня их музыкальной грамотности, усиление музыкального восприятия и направленности, а также осуществление систематической музыкальной деятельности.
Литература:
1. Алексеенко, Н.В. Музыкально-эстетический вкус младших школьников: определение, понятие, пути развития / Н.В. Алексеенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 78-1. - С. 21-24
2. Бисун, Ч. Формирование музыкальной культуры личности / Ч. Бисун // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5(78). - С. 177-179
3. Боликова, Л.Ю. Формирование и развитие музыкально-педагогической направленности как фактор профессионального самоопределения будущих педагогов-музыкантов в вузе / Л.Ю. Боликова, В.А Лушников // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 4. - С. 74-78
4. Гоптарев, В.Н. Музыкальная культура личности: к проблеме обоснования методологических подходов к исследованию и моделированию конструкта / В.Н. Гоптарев // Антропологическая дидактика и воспитание. - 2024. - № 3. -С. 59-75
5. Жданов, И.В. Проблема развития навыков чтения с листа у студентов-музыкантов педагогического вуза / И.В. Жданов // Научно-педагогическое обозрение. - 2018. - № 1(19). - С. 57-63
6. Красильникова, М.С. Развитие функциональной музыкальной грамотности обучающихся в контексте современной музыкальной среды / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина // Педагогика искусства. - 2021. - № 4. - С. 106-113
7. Кудрявцева, В.В. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства в гуманитарном университете: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кудрявцева Виктория Викторовна. - Москва. - 2013. - 26 с.
8. Милюгина, Е.Г. Проблема формирования музыкальной культуры личности в современных исследованиях / Е.Г. Милюгина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 4. -С. 205-210
9. Панферова, Е.М. Музыкальная культура как сложная система / Е.М. Панферова // Образование и воспитание. - 2021. -№ 1(32). - С. 32-34
10. Печерица, А.С. Практические методы слушания музыки в курсе музыкальной литературы в музыкальном колледже / А.С. Печерица // Kant. - 2021. - № 3(40). - С. 262-269
11. Смирнов, Я.Ю. Исполнительская практика как стимул профессионального роста студентов, обучающихся по специальностям музыкальной направленности / Я.Ю. Смирнов // Культура и образование. - 2020. - № 2(37). - С. 136-143
12. Цинь, Т. О критериях адекватности музыкального восприятия / Т. Цинь // Педагогический журнал. - 2021. - № 6-1. -С. 261-267
13. Школяр, Л.В. Музыка в системе развивающего обучения. Часть II / Л.В. Школяр // Гуманитарное пространство. -2012. - № 5 - С. 6-170
Педагогика
УДК 37.041
кандидат педагогических наук Гордеева Екатерина Николаевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПОТЕНЦИАЛ ЕГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению педагогической культуры руководителя органов внутренних дел. Приводятся результаты саморефлексии обучающихся в Академии управления МВД России руководителей различного уровня и планируемые ими достижения в развитии педагогической культуры. Подавляющее большинство опрошенных (97,6%) отметили наличие у них теоретической подготовки в области педагогики. 30,9% указали на наличие знаний педагогических целей. 26,2% респондентов обладают знаниями в области теоретических закономерностей развития личности сотрудника органов внутренних дел. 16,7% отметили имеющуюся теоретическую подготовку в области методов формирования и развития личностных качеств. В то же время более трети обучающихся стремятся к получению дополнительных педагогических знаний. Перечень отраженных педагогических компетенций включает как положительные аспекты (знание и использование проектных технологий), так и отрицательные - сложности использования компьютерных технологий, недостаточная скорость принятия решений. С целью развития практических навыков руководители планируют принимать
участие в научно-исследовательской деятельности (16,7%), изучать технологии критического мышления (45,2%), реализовать на практике различные стилей ведения занятий, создать авторский педагогический стиль. Полученные данные отражают потребности руководителей в развитии педагогических компетенций в области профессионального образования.
Ключевые слова: педагогическая культура, руководители органов внутренних дел, личностное развитие, профессионализм, саморазвитие.
An^taUm. The article is devoted to the study of the pedagogical culture of the head of the internal affairs bodies. The results of self-reflection of managers of various levels studying at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their planned achievements in the development of pedagogical culture are presented. The vast majority of respondents (97.6%) noted that they have theoretical training in the field of pedagogy. 30.9% indicated knowledge of pedagogical goals. 26.2% of respondents have knowledge in the field of theoretical patterns of personality development of an employee of the internal affairs bodies. 16.7% noted the available theoretical training in the field of methods of formation and development of personal qualities. At the same time, more than a third of students seek additional pedagogical knowledge. The list of reflected pedagogical competencies includes both positive aspects (knowledge and use of design technologies) and negative ones - difficulties in using computer technology, insufficient speed of decision-making. In order to develop practical skills, managers plan to participate in research activities (16.7%), study critical thinking technologies (45.2%), put into practice various teaching styles, and create an author's pedagogical style. The data obtained reflect the needs of managers in the development of pedagogical competencies in the field of vocational education.
Key words: pedagogical culture, heads of internal affairs bodies, personal development, professionalism, self-development.
Введение. В течение многих лет традицией юридической педагогики является воспитание сотрудников ОВД как патриотично настроенных и преданных служению государству и защите прав и свобод граждан, обладающих высоким уровнем общей культуры. Современные требования, предъявляемые со стороны общества, государства и ведомственной системы к руководителю ОВД как к профессионалу, воспитанному на традиционных российских ценностях патриотизма, духовности, гуманизма, определяют его такие профессиональные качества как готовность быть настоящим авторитетом, подлинным наставником и способным добиваться оптимальных результатов в профессионально-служебной деятельности руководимого им коллектива.
Профессионально-служебная деятельность в системе МВД России представляет достаточно сложный вид профессиональной деятельности. В то же время руководитель, неся ответственность за подчиненных ему сотрудников, за итоги деятельности всего коллектива, за результаты образования и воспитания каждого подчиненного сотрудника не всегда способен успешно реализовать педагогические функции без сформированной педагогической культуры.
Изложение основного материала статьи. Определение понятия «педагогическая культура» появилось в научной литературе в середине прошлого века. Впервые оно было использовано в педагогических трудах В.А. Сухомлинского [10], который связывал это качество не только с объемом знаний педагогического субъекта и его способностью ориентироваться в сложных вопросах педагогической науки и практики, но и в развитии умений педагога обращаться к личности воспитанника на основе его глубокого изучения, наблюдения и рефлексии личностных изменений в образовательном процессе. Педагогическая культура интерпретируется В.А. Сухомлинским как личностная характеристика педагога, основанная на общекультурных компетенциях и профессионально ориентированном образовании.
В настоящее время понятие педагогической культуры в научной среде используется достаточно широко. Определение его сущности, структуры, содержания исследовалось учеными в области общей педагогики и психологии: Е.В. Бондаревской [4], В.А. Кан-Каликом, Н.Д. Никандровым [7], Г.М. Коджаспировой [6], В.В. Сериковым, Н.К. Сергеевым [9], А.А. Реаном, Р.Н. Бордовской [8], В.П. Беспалько [2], учеными в области юридической и военной педагогики: А.В. Барабанщиковым [1], А.К. Быковым [3], И.Ф. Исаевым [5], А.Ф. Тарасовым [11] и др. В представленных моделях педагогической культуры ученые выделяют такие значимые структурные компоненты как высокий уровень развития педагогических компетенций, способностей и педагогического опыта, готовность к саморазвитию на основе постоянной рефлексии (А.В. Барабанщиков, Г.М. Коджаспирова, А.Ф. Тарасов, И.Ф. Исаев), высокую развитость коммуникативных компетенций (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров), творческий смыслопоиск (Е.В. Бондаревская, В.П. Беспалько).
По мнению Е.В. Бондаревской, В.П. Беспалько, В.В. Серикова, Н.К. Сергеева это сложное интегративное личностное качество является отражением общей культуры педагога, синтезом его профессиональных качеств и личностных свойств, наличием культуротворческих компетенций.
Принимая позицию Е.В. Бондаревской, выделим основные компоненты педагогической культуры руководителя ОВД: личностно-профессиональные качества (духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, профессионально-педагогические интересы и профессионально-педагогические и духовные потребности, нравственные качества, культура поведения, воплощение позиции руководителя в межличностном общении), профессиональные педагогические знания, профессиональные педагогические умения, опыт творческой деятельности (воплощение позиции руководителя в его профессионально-педагогической деятельности, профессиональная оценка педагогических явлений профессионально-служебной среды, психолого-педагогическая интуиция, креативное мышление, творческое умение в педагогической, воспитательной деятельности, общественной работе), общая культура личности руководителя (гуманистическая позиция и способность и стремление к творческому педагогическому саморазвитию в профессии).
Очевидно, что педагогическая культура руководителя ОВД - это уникальное профессиональное явление, означающее определенную степень овладения педагогическим субъектом знаниями в области педагогики и приобретенным педагогическим опытом, уровень его совершенствования в учебно-воспитательной деятельности, достигнутые результаты саморазвития личности руководителя. Развитие педагогической культуры обусловлено устремленностью личности к общекультурному и педагогическому самосовершенствованию, непрерывным повышением педагогической квалификации, включением руководителя в активную педагогическую деятельность, которая служит необходимым условием осуществления его профессионально-служебной деятельности.
В разработанных и реализуемых в Академии управления МВД России с целью развития педагогической культуры руководителей ОВД программах учебных дисциплин «Педагогика управления» по направлениям подготовки 38.04.03 Управление персоналом и 38.04.02 Менеджмент и «Педагогика и психология управления» по направлению подготовки 38.04.04 Государственное муниципальное управление отдельная тема посвящена изучению педагогической культуры руководителя. В рамках практического занятия, предусмотренного тематическим планом, в качестве домашнего задания обучающимся предлагается составить индивидуальный план развития педагогической культуры руководителя с его последующим коллективным обсуждении на занятии.
Исследование проводилось в период с ноября 2023 года по ноябрь 2024 года. Представленные результаты получены от обучающихся в количестве 42 человека (31 руководителя различного уровня подразделений полиции МВД России,
обучающиеся по программе Государственное муниципальное управление, и 11 представителей правоохранительных органов иностранных государств (Судан, Монголия, Таджикистан и Кыргызстан), проходящих обучение по программе Управление персоналом). Все обучающиеся до поступления в Академию управления МВД России имели определенный практический опыт руководства личным составом. С учетом указанного практического опыта и полученных теоретических знаний будущим руководителям предлагалось: оценить имеющуюся у них теоретическую подготовку в области педагогики и определить планируемые результаты и пути их достижения; отметить достигнутые практические результаты в области обучения и воспитания личного состава и с учетом их дальнейшей практической деятельности определить стратегию применения теоретических знаний; произвести самооценку личностных качеств (моральных, коммуникативных, эмоциональных, речевых, имиджевых и др.), являющихся значимыми с точки зрения педагогической науки, определить для каждого пути к самосовершенствованию; на основе саморефлексии оценить уровень саморазвития и указать необходимые мероприятия по достижению высокого уровня педагогической культуры руководителя.
По блоку полученных результатов в области освоения теоретических знаний как части педагогической культуры руководителя с помощью контент-анализа были получены следующие результаты: подавляющее большинство опрошенных (97,6%, 41 из 42 опрошенных) отметили наличие у них теоретической подготовки в области педагогики, 30,9% обучающихся указали на наличие знаний педагогических целей (13 из 42 опрошенных); 26,2% респондентов обладают знаниями в области теоретических закономерностей развития личности сотрудника органов внутренних дел (11 из 42); 16,7% отметили имеющуюся теоретическую подготовку в области методов формирования и развития личностных качеств (7 из 42); 11,9% - педагогических принципов, знаний в области педагогической культуры руководителя (5 из 42); 9,5% -знаний в области подбора содержания для непрерывного образования подчиненных сотрудников (4 из 42). В то же время более трети (30,9%) обучающихся стремятся к получению дополнительных педагогических знаний (13 из 42), в том числе 21,4% - теоретических знаний по формированию и развитию личности сотрудника педагогическими средствами (9 из 42), 11,9% - изучению методов и форм развития личностных качеств подчиненных сотрудников (5 из 42).
В разделе, посвященном практической составляющей учебной работы, опытом которой уже обладают руководители, были получены следующие ответы: опрошенные указали полученные компетенции, относящиеся к проектной деятельности и педагогической практике. Ответы руководителей затрагивали вопросы профессионального роста с акцентом на управленческие и педагогические аспекты. Перечень отраженных компетенций включает как положительные аспекты (знание и использование проектных технологий), так и отрицательные - сложности использования компьютерных технологий, недостаточная скорость принятия решений и недостаточное владение русским языком (для иностранных руководителей). Чаще всего руководителями упоминается использование на практике проектных технологий - более трети опрошенных указали на опыт их применения на практике (30,9%, 13 из 42), также руководители ответили об имеющимся опыте проведения учебных занятий (7,1%, 3 из 42), в том числе анализа проведения практических занятий (4,7%, 2 из 42). Также ими были определена важность вовлечения сотрудников в исследовательскую работу, позволяющая сотрудникам анализировать конкретную проблемы или задачу, создавшуюся на определенном этапе, применение на практике социально-педагогические аспекты профессиональной деятельности руководителя ОВД, умение выбирать оптимальные методы и формы обучения и воспитания, соответствующую учебно-материальную базу.
Пункты индивидуального плана развития практических навыков руководителей в области учебной деятельности включали участие в научно-исследовательской деятельности (16,7%, 7 из 42), развитие компетенций, связанных с овладением современными педагогическими методами, преимущественно, технологией критического мышления (45,2%, 19 из 42). Были также получены ответы, свидетельствующие о стремлении руководителей к изучению различных стилей ведения занятий, создании авторского педагогического стиля, дальнейшем желании к обучению на практических курсах, повышению квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
В разделе индивидуального плана, посвященном полученному практическому опыту воспитательной работы, содержится перечень мероприятий, связанных с консультированием, помощью в осмыслении и самостоятельной постановке цели, в разрешении возникающих проблем и воспитанием как сотрудников, так и детей и подростков в контексте профессиональной деятельности (61,9%, 26 из 42). В ответах значительное внимание уделяется социально-психологическим аспектам работы, что подчеркивает человеческий фактор в управлении (26,2%, 11 из 42). Из методов проведения воспитательной работы качестве чаще всего отмечены личный пример руководителя и беседы (45,2%, 19 из 42), также указывается опыт индивидуального планирования развития сотрудников, организация совместной деятельности всех сотрудников и участия в общественных мероприятиях.
В разделе планируемых результатах воспитательной работы в повышении практической составляющей воспитательной работы руководители чаще всего связывают результаты воспитательной работы с наставничеством и советничеством (69,1%, 29 из 42), с влиянием этого процесса на развитие личности сотрудника и культуры в коллективе, а также основное внимание ими уделяется необходимости применения полученных знаний на практике и стимулированию личностного роста как сотрудников, так и самого руководителя. Часть руководителей акцентирует внимание на развитии собственных лидерских качеств, самоанализе и умении влиять на сотрудников (19,0%, 8 из 42), обогащении общего культурного уровня -участии в культурных и научных мероприятиях, развитии собственной культуры и общей культуры коллектива. В то же время небольшая часть руководителей (7,1%, 3 из 42) связывают влияние стиля управления на сформированность личностных качеств коллег.
Блок индивидуального плана, посвященный развитию личностных качеств руководителя в контексте развития педагогической культуры, предлагал обучающимся оценить свои моральные качества, коммуникативные качества, речевые навыки и имидж.
В пункте индивидуального плана по развитию педагогической культуры руководители отметили наличие у себя таких моральных качеств, как честность (54,8%, 23 из 42), справедливость (33,3%, 14 из 42), ответственность (23,38%, 10 из 42), целеустремленность (9,5%, 4 из 42), решительность (7,1%, 3 из 42). К моральным качествам, нуждающимся в дальнейшем развитии, руководители отнесли те качества характера и поведения, которые способствуют созданию доверительной и уважительной атмосферы в коллективе - высоких личных моральных принципов, порядочности, уважения и доброты (33,3%, 14 из 42), развитие умений активного слушания и уважительного отношения к подчиненным (19,0%, 8 из 42), необходимости развития чувства справедливости в управлении и гибкости в подходах к решению проблем (16,7%, 7 из 42).
В пункте индивидуального плана, включающем рефлексию руководителей своих коммуникативных навыков, обучающимися были отмечены в различных формулировках такие основные позиции как умение общаться (69,1%, 29 из 42), способность побуждать к действиям (28,6%, 12 из 42), развитое чувство эмпатии (11,9%, 5 из 42), способность понимать чужие эмоции и управлять своими, а также эмоциями других людей, контактность, оптимизм, умение создать позитивную обратную связь с подчиненными. В тоже время отдельные ответы демонстрируют неудовлетворенность текущими навыками и стремление развиваться, запрашивая курсы повышения квалификации и желание научиться эффективному поведению в социальных ситуациях (7,1%, 3 из 42), развитию навыков разрешения конфликтных ситуаций в коллективе
(30,9%, 13 из 42), развитию гибкости и конструктивности в общении, а также креативности и уверенности в себе (16,7%, 7 из 42).
В пункте индивидуального плана развития педагогической культуры руководителя, отражающем речевые компетенции руководителя, были отмечены такие характеристики, которыми обладают обучающиеся, как убедительность (28,6%, 12 из 42), логичность и правильность речи (26,2%, 11 из 42), способность выступать перед аудиторией, владение речевыми оборотами, эффективное взаимодействие с аудиторией. Одновременно с этим часть руководителей осознает недостаточный уровень своих речевых навыков.
Анализ высказываний по пункту индивидуального плана, раскрывающего рефлексию руководителей в оценке их эмоциональности, показал, что в целом они обладают эмоциональной устойчивостью, умеют понимать свои эмоции и эмоции подчиненных, обладают эмоциональным интеллектом, эмоциональной стабильностью и в то же время сдержанностью эмоций. Вместе с тем обучающиеся планируют работать над самоконтролем, умением сдерживать эмоциональные проявления (57,1%, 24 из 42), оставаться спокойными в стрессовых ситуациях (35,7%, 15 из 42), умением использовать эмоции в работе для достижения результата, развитием эмпатии (16,7%, 7 из 42), умением проявлять терпение и соблюдать этику в общении с подчиненными (7,1%, 3 из 42), что свидетельствует о принятии важности речевого общения в профессионально-педагогической деятельности руководителя.
В пункте плана индивидуального развития, посвященного саморазвитию, обучающиеся указали на постоянное осознание необходимости непрерывного самоизменения, самосовершенствования, однако большинство из них связали самосовершенствование с получением теоретических знаний в области педагогики (57,1%, 24 из 42). На постоянное повышение квалификации, дополнительное обучение указали чуть больше трети опрошенных (35,7%, 15 из 42), 16,7% планируют самосовершенствоваться интеллектуально и социально, не забывая про культуру и спорт (7 из 42).
С целью улучшения представления о руководителе как о высоком профессионале, обладающем высокой педагогической культурой, руководители планируют поддерживать имидж, адаптировать его к новым условиям, улучшить себя во всем, для успешного построения карьеры, быть успешным педагогом и психологом, авторитетом для своих подчиненных, поддерживать дружеские и доброжелательные отношения в коллективе, сохраняя при этом дистанцию и следовать правилам общения, диктуемым профессиональной этикой. Подбор и расстановка кадров по направлениям деятельности осуществлять с учетом личностных особенностей, использовать положительный личный пример, активизировать работу по укреплению реализации личности в коллективе, развивать красноречие и ораторские навыки, умения мотивировать других, грамотность и эрудированность, заинтересованность в работе подчиненных.
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение учебной дисциплины «Педагогика управления» и педагогической части дисциплины «Педагогика и психология управления» и в частности отдельной темы «Педагогическая культура руководителя органов внутренних дел» является не только возможностью получения теоретических знаний, но и стимулом к саморазвитию будущих руководителей в части дальнейшего освоения ими педагогической теории, а полученные теоретические педагогические знания будущих руководителей ориентируют их на субъект-субъектное взаимодействие с личным составом, на развитие личности подчиненных сотрудников с учетом их личностных особенностей.
Полученные данные акцентируют внимание на применении обучающимися полученных знаний в практической деятельности, отражают потребности руководителей в развитии педагогических компетенций в области профессионального образования, демонстрируют стремление к самосовершенствованию, готовность осуществлять социально-педагогические функции руководителя на практике. Ответы обучающихся демонстрируют мотивацию к освоению инновационных педагогических технологий, а готовность интегрировать современные педагогические методы в образовательный процесс сотрудников ОВД и развивать собственную профессионально-педагогическую квалификацию подчеркивает их активную жизненную позицию. Акцент на практическом применении знаний, а также готовность к самосовершенствованию указывает на высокую мотивацию и стремление к качественной профессионально-педагогической деятельности и повышению педагогической культуры руководителя.
Литература:
1. Барабанщиков, А.В. Педагогическая культура офицера / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов. - Москва: Воениздат. -1985. - 159 с.
2. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика. Nature conformably pedagogy: лекции по нетрадиционной педагогике проф. Беспалько В.П., д.п.н., действительного члена РАО / В.П. Беспалько. - Москва: Народное образование. - 2008. - 510 с.
3. Быков, А.К. Педагогическая культура офицера: личностно-деятельностный подход / А.К. Быков // Мир образования -образование в мире. - 2015. - № 4. - С. 127-137
4. Введение в педагогическую культуру: учеб. пособие / под общ. ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону: РГПУ. -1995. - 170 с.
5. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. - Москва: Академия, 2004. - 206 с.
6. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. - Москва: Экон-информ, 2013. - 330 с.
7. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.
8. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебник для вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Санкт-Петербург: Питер.- 2000. - 432 с.
9. Сергеев, Н.К. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе: монография / Н.К. Сергеев, В.В. Сериков. - Москва: Логос. - 2013. - 363 с.
10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Москва: Прогресс, 1980. - 531 с.
11. Тарасов, А.Ф. Теоретические основы совершенствования педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел: дисс. ... д.п.н.: 13.00.01 / Тарасов Анатолий Федорович. - Санкт-Петербург, 2000. - 371 с.
12. Теоретические и практические аспекты педагогики и психологии / А.К. Москатова, Е.Н. Гордеева, Т.А. Лавина [и др.]. - Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2022. - 200 с.