Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА - ИНДИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА - ИНДИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ДР / READINESS / ABILITY / EDUCATIONAL PROCESS / POLYCULTURAL EDUCATIONAL AREA PEDAGOGICAL PRACTICE / PROFESSIONAL EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE / ETC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена формированием знаний, умений, навыков будущего учителя в процессе их профессиональной подготовки; рассмотрена сущность педагогической практики как целостного процесса. Статья направлена на теоретико-практическое обоснование, актуализацию значимости профессиональной практики в ходе профессионального обучения и подготовки педагогических кадров, которую надо рассматривать как одну из приоритетных целей и важных предпосылок социально-экономического и духовного прогресса поликультурного общества. Именно педагогическая практика является важным средством подготовки будущего учителя к инновационной деятельности и в профессиональном становлении и развитии будущего специалиста. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, позволяющий выявить, обосновать и сгруппировать научно - теоретические и практические предпосылки готовности студентов к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве школы. Исследование показало, что педагогическая практика обеспечивает подготовку студентов не только к практической работе с учениками, но и к инновационному стилю своей профессиональной деятельности. Материалы статьи могут быть полезными для специалистов в области повышения качества профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА - ИНДИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 378 ГРНТИ 14.07.07 © 2020

SPIN-код: 4475-0264 AuthorID: 378295

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА - ИНДИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ._

РР1: 10.31618/Е8Ц.2413-9335.2020.1.78.1007 Маркова Надежда Григорьевна

доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ «НГПУ» заведующий кафедрой, профессор кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова, действительный член Академии педагогических и социальных наук,

г. Нижнекамск

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена формированием знаний, умений, навыков будущего учителя в процессе их профессиональной подготовки; рассмотрена сущность педагогической практики как целостного процесса. Статья направлена на теоретико-практическое обоснование, актуализацию значимости профессиональной практики в ходе профессионального обучения и подготовки педагогических кадров, которую надо рассматривать как одну из приоритетных целей и важных предпосылок социально-экономического и духовного прогресса поликультурного общества. Именно педагогическая практика является важным средством подготовки будущего учителя к инновационной деятельности и в профессиональном становлении и развитии будущего специалиста. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, позволяющий выявить, обосновать и сгруппировать научно - теоретические и практические предпосылки готовности студентов к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве школы. Исследование показало, что педагогическая практика обеспечивает подготовку студентов не только к практической работе с учениками, но и к инновационному стилю своей профессиональной деятельности. Материалы статьи могут быть полезными для специалистов в области повышения качества профессионального образования.

ABSTRACT

The relevance of the problem under study is due to the formation of knowledge, skills, and abilities of future teachers in the process of their professional training; the essence of pedagogical practice as an integral process is considered. The article is aimed at theoretical and practical justification, actualization of the importance of professional practice in the course of professional training and training of teachers, which should be considered as one of the priority goals and important prerequisites for the socio-economic and spiritual progress of a multicultural society. It is pedagogical practice that is an important means of preparing a future teacher for innovative activities and in the professional formation and development of a future specialist. The leading approach to the study of this problem is a systematic approach that allows you to identify, justify and group the scientific, theoretical and practical prerequisites for students ' readiness for professional activity in the multicultural educational space of the school. The study showed that pedagogical practice provides students with training not only for practical work with students, but also for an innovative style of their professional activity. The materials of the article can be useful for specialists in the field of improving the quality of professional education.

Ключевые слова: педагогическая практика, профессиональное образование, готовность, способность, образовательный процесс, поликультурное образовательное пространство и др.

Keywords: readiness, ability, educational process, polycultural educational area pedagogical practice, professional education, readiness, ability, educational process, multicultural educational space, etc.

Такая есть профессия - учитель. демократического и правового государства.

По-моему, её важнее нет. Образовательная политика должна отражать

Преподаватель, мастер, просветитель, общенациональные образовательные интересы,

Хранитель знаний, детских душ творитель, учитывать общие тенденции образовательного

Учитель держит на себе весь свет. процесса в мире. Современное поликультурное О. Панчишкина общество также предъявляет высокие требования к

Переход к устойчивому инновационному уровню подготовки специалистов

развитию системы образования, ориентированному профессионального образования и готовности

на достижение высоких результатов, будущего учителя к овладению знаниями является

соответствующих мировым стандартам - это есть актуальной.

основная цель образовательной политики России. Мы сегодня наблюдаем, что происходит

На современном этапе роль образования углубление противоречий между требованиями,

определяется задачами и стратегией предъявляемыми к личности и деятельности

будущего учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных функций [14].

Высшее образование призвано открыть перед человеком неограниченные возможности как профессиональной подготовки будущего конкурентоспособного специалиста, так и его личностного развития, «саморазвитие индивида в горизонте личности» (Библер 1990). Особую роль в процессе профессиональной подготовки будущего учителя играет педагогическая практика. Совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя следует рассматривать как одну из приоритетных целей и важных предпосылок социально-экономического и духовного прогресса общества.

Целью высшего педагогического образования является не просто подготовка к работе в системе образования, а обеспечение профессионального становления будущего учителя, развития его личности, профессиональной позиции,

способности к самопознанию и саморазвитию, компетентности в сфере образования. Основой профессионального становления будущего учителя выступает формирование ценностно -профессиональной позиции, которая регулирует процесс постановки решения профессиональных задач.

При изучении проблемы теоретическими основами исследования явились труды, посвященные: совершенствованию

профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.И. Жаворонкова, Н.М. Зверева, В.А. Кан-Калик, А.А. Касьян, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.). Педагогическая практика, отмечает О.А. Абдуллина, это — форма профессионального обучения как в высших, так и средних педагогических учебных заведениях, есть ведущее звено практической подготовки будущих учителей. Педагогическая практика (от греч. praktikos - деятельный, активный) - это форма обучения, в ходе которой происходит приобретение и осознание будущего учителя опыта участия в реальном образовательном процессе с позиций учителя и классного руководителя.

Опыт работы в высшей педагогической школе, анализ работ ученых-психологов (И.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, С. Д. Смирнов, C.JI. Рубинштейн и др.) и педагогов (В.А. Бордовская, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, JI.C. Подымова, Н.Р. Юсуфбекова и др.), диссертационных исследований (В .В. Арнаутов, И.А. Карпачева, А.И. Кузнецов и др.), показал, что важным средством подготовки будущего учителя к инновационной деятельности является педагогическая практика. В работах В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой и др. раскрывается роль педагогической практики в подготовке студентов к восприятию, оцениванию и реализации педагогических новшеств. «Инновация — это такие

актуально значимые и системно

самоорганизующиеся новообразования,

возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования» (ЮНЕСКО). Инновационное обучение, отмечает М.В. Кларин, — процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду.

На наш взгляд очень важно, чтобы в процессе прохождения практики у будущего учителя формировалось «чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям и др.» [14]. Сущность педагогической практики как целостного процесса рассмотрена и проанализирована нами в исследованиях О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Л.В. Грешных, Б.В. Десятникова, Е.К. Долгань, Л.В. Загрековой, Н.И. Калинниковой, Л.В. Кильяновой, Т.В. Лавровой, В.В. Николиной, Н.В. Самсоновой и др. Именно педагогическая практика обеспечивает подготовку студентов не только к практической работе с детьми, но и к инновационному стилю своей учебной деятельности.

Исследователи под педагогической практикой понимают: вид практической деятельности студентов, направленный на решение различных педагогических задач (О.В Абдуллина); единство теоретического и практического обучения (З.И. Васильева); личностно-значимая образовательно-профессиональная задача (В.А. Деркунская); активное, деятельностное освоение реального образовательного процесса (А.В. Хуторской); образовательное пространство, включающее в себя общеобразовательную школу, учреждение профессионально- педагогического образования, в которых по разным, но взаимодополняющим направлениям осуществляется профессиональное развитие будущего учителя (И.К. Дракина).

В данных определениях авторами не включается приобретение будущим учителем профессионально - педагогического опыта. Изучив и проанализировав авторские исследования и теории сущности понятия «педагогическая практика», мы берем за основу следующее интегрированное определение. Педагогическая практика - это целенаправленный процесс, направленный на приобретение и осмысление будущим учителем профессионально -педагогических знаний и опыта посредством решения совокупности профессионально -педагогических задач. В процессе педагогической практики у будущего учителя не только приобретается начальный профессиональный опыт, но и складывается личностно-профессиональная позиция, неповторимый опыт

проживания педагогических ситуаций и решения педагогических проблем, закладываются основы методологической культуры.

Педагогическая практика ориентирована на выработку у будущих преподавателей практических навыков публичного выступления в аудитории, работу с методической литературой, творческий отбор необходимого для преподавания учебного материала, планирование познавательной деятельности учащихся и способность ее организации, выбор методов и средств обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала, современным образовательным технологиям и активным методам преподавания дисциплин [8, с.5].

Мы разделяем взгляд Мкртчян Н.М. на то, что формирование субъектного пространства будущего учителя невозможно без инициации его активной творческой деятельности, направленной на саморазвитие и самостроительство. В связи с этим возрастает значение педагогической практики в образовательном процессе вуза. Педагогическая практика — одно из действенных средств успешной подготовки студентов к работе учителя. В ходе практики не только приобретается начальный профессиональный опыт, но и складывается личностно- профессиональная позиция, неповторимый опыт проживания педагогических ситуаций и решения педагогических проблем. Формирование субъектного профессионального пространства будущего учителя определяет выбор инновационных взглядов [11].

Анализ организации педпрактики студентов позволил нам выявить ряд проблем и недостатков, которые существенно снижают эффективность профессиональной подготовки студентов в период практики и формирования у них готовности к инновационной деятельности. От будущего учителя профессиональная деятельность требует обладание коммуникативной культурой, позволяющей устанавливать деловые

профессиональные взаимоотношения с учащимися и между ними, а также с коллективом школы и родителями, то есть на всех уровнях взаимодействия. «Именно в процессе коллективной или индивидуальной самостоятельной

деятельности воспитываются важнейшие качества личности, развиваются знания, умения, навыки, способности к творческому изучению вопросов науки, умение ориентироваться в потоке научной информации» [1, с. 217]. Зачастую педагогическая практика, как отмечают И.Ф. Харламов, В.П. Горленко и др., что у части студентов, сводится к механическому копированию методов и приемов работы учителей и классных руководителей без необходимого субъективного и ее психолого-педагогического осмысления, что объясняется недостаточно психолого-педагогической

подготовкой студентов. А В.А. Сластенин, Л.С. Подымова и др. отмечают, что процесс прохождения педагогической практики порой у будущего учителя превращается в копирование

деятельности учителя без нужной корректировки в приобретении опыта для себя. Хороший опыт организации учебной деятельности учащихся дает практика. Отмечаем, что при такой организации прохождения практики процесс

профессионального становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности, а это предопределяет стихийный и эпизодический характер его подготовки.

Во время прохождения педагогической практики будущему учителю необходимо осознать, что «.. .Учитель целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы общечеловеческой культуры и основы наук; руководит процессом усвоения знаний, формированием умений и развитием навыков; создает условия для развития личности учащихся (его памяти, мышления, внимания и т.д.)» [6].

Но вместе с тем, анализ научной педагогической и психологической, методической литературы показал, что большинство будущих учителей позитивно относятся к инновациям и реализации их в практической деятельности, многие обучающиеся готовы в эмоциональном плане к инновационной педагогической деятельности, но отмечаем, что еще часть студентов, которые недостаточно вооружены теоретическими и практическими знаниями и умениями для ее осуществления. Поэтому, главное условие успешного прохождения педагогической практики и реализации миссии учителя — это качество профессиональной подготовки, способность будущего учителя к саморазвитию, самореализации, к продуктивной инновационной деятельности.

Анализ и изучение прохождения педагогической практики студентами позволяет нам констатировать, что для части практикантов остается сложной задачей - закрепление знаний, текущее и обобщающее повторение по теме; умение проявлять профессиональную

индивидуальность и педагогическое творчество, настойчивость в достижении целей урока и совершенствовании знаний и умений учащихся. Некоторым нужно научиться давать домашние задания, инструктируя учащихся относительно их выполнения. Для успешного прохождения практики будущему учителю необходимо осмыслить возрастную психологию, нужны знания для обеспечения положительной эмоционально-психологической атмосферы урока, для осуществления искреннего контакта с учащимися. Будущий учитель должен уметь активизировать интеллектуально-творческий потенциал учащихся, активизировать потребность в самостоятельном приобретении знаний; уметь дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, главное, находить «ключ» к каждому ребенку и заинтересовать его учебной деятельностью, развивать творческие способности учащихся. Очень важно изучить и знать практиканту основы продуктивной инновационной деятельности.

Педагогическая практика формирует у будущего учителя умение активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся, т. е. обеспечивать внимание, запоминание и осмысление учебного материала в течение всего урока, поддерживать интерес школьников к изучаемому предмету, добиваясь актуализации имеющихся у них знаний и формирования новых знаний; уметь руководить работой учеников, управлять процессом обучения на всех этапах урока (при проверке знаний, изучении нового материала, самостоятельной работе учащихся, закреплении изученного материала); умение передавать содержание изучаемого материала в строгой логической последовательности, используя индуктивный и дедуктивный пути формирования знаний, опираясь на ранее изученные темы и осуществляя межпредметные связи. Практика - это сложный, динамичный процесс выполняет функции, имеющие большое значение в приобретении профессионально - педагогических знаний и опыта будущего учителя. Общепризнанно в процессе педагогической практики выделяют следующие функции: обучающая, воспитывающая, развивающая и диагностическая. Сегодня в исследованиях выделяют еще следующие функции педагогической практики: интегративная, стимулирующая, конструктивная,

коммуникативная, аксиологическая,

адаптационная, мобилизационная, рефлексивная. В процессе профессионального педагогического становления личности будущего учителя и прохождения практики все перечисленные функции практики находятся в тесном взаимодействии, взаимосвязи, взаимодополнении. Нами были выделены следующие методологические подходы: системный, позволяющий исследовать систему образования как развивающуюся открытую систему, а главное, выявить место и роль педагогической практики как одного из ее компонентов в подготовке студентов к инновационной деятельности. Инновационная стратегия образовательного процесса в высшей школе подтверждает, что личностно-деятельностный подход ориентирован на определение профессиональной позиции у будущего учителя как непосредственного носителя инновационных процессов и организатора профессиональной деятельности в целом. Взаимосвязь указанных подходов строилась нами на основе учета связей теории и практики профессиональной подготовки, что позволило нам выявить основные результаты по обозначенной проблеме.

Педагогическая практика, как вид практической деятельности студента и как форма профессионального обучения в высшей школе, позволяет студенту моделировать и раскрывать, основываясь на профессиональных знаниях психологии и педагогики, структуру инновационной деятельности студентов в условиях, адекватных условиям самостоятельной педагогической деятельности, обеспечивать

познание закономерностей и принципов инновационной педагогической деятельности и овладение способами ее организации.

С целью активного включения студентов на педагогической практике в образовательный процесс и его организацию, методологическая и научная основа базировалась на принципах инновационной педагогики (научности, непрерывности и вариативности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, технологичности, гуманизации, рефлексивности и др.) Фундаментальные теоретические знания, технологические знания и базовые профессионально-педагогические умения,

усваиваемые студентами на занятиях по педагогике в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, а также ведущие идеи и концептуальные положения педагогической инноватики, рассматривались нами на основе и в тесной взаимосвязи с обозначенными выше знаниями и умениями по педагогике. Это позволило нам продумать и создавать оптимальные условия для развития психологической готовности у будущих учителей к восприятию инноваций и моделированию структуры инновационной деятельности в ходе их профессионального становления. Психологическая готовность будущих учителей влияет на прохождение педагогической практики, организацию профессиональной деятельности. Главное условие успешного прохождения практики — качество профессиональной подготовки, способность к саморазвитию, самореализации, к продуктивной творческой деятельности. При прохождении педагогической практики студентам необходимо было продемонстрировать подготовленность к инновационной деятельности. Инновационная деятельность и ее процесс определялись инновационным потенциалом будущего педагога. А инновационный потенциал личности будущего педагога связан со следующими основными его параметрами: - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное, - способность проектировать и моделировать их в практических формах деятельности; - проявить культурно-эстетическая развитость и образованность, и готовность совершенствовать инновационную деятельность, основываясь на профессиональных знаниях психологии и педагогики.

Изучение проблемы показывает, что во время прохождения педагогической практики будущий учитель осознает, что «Преобразования в профессиональной деятельности начинаются с принятия человеком требований, которые новые условия жизни и современное общество ставит перед ним, осознания новых отношений, возникающих в обществе, а также изменений, которые происходят в нем самом» [16].

Андреев, В.И. отмечает, что творчески саморазвивающаяся личность — это личность, ориентированная на творчество в одном или нескольких видах деятельности на основе

самоактуализации все более сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит самосозидание, т.е. творческое позитивное изменение «самости» среди которых системообразующими являются самопознание, самоопределение, самоуправление,

самосовершенствование и творческая

самореализация [2, с. 98]. На качество прохождения педагогической практики влияет ее организация. Студенты к практике готовятся поэтапно. Нами проводится установочная конференции, где будущие учителя знакомятся с задачами, содержанием и порядком прохождения педагогической практики. Прохождение педагогической практики осуществляется на базе общеобразовательного учреждения, где создаются необходимые условия для приобретения будущим учителем опыта решения профессионально -педагогических задач. Итоги педагогической практики подводятся на итоговой конференции, где студенты предоставляют отчет о проделанной работе, анализируются и обобщаются ее результаты, профессиональные затруднения студентов.

В становлении будущего учителя огромную роль играют гуманитарные знания, в том числе знания педагогических дисциплин, позволяющие будущему учителю овладеть знаниями о человеке как развивающейся личности, субъекте жизнедеятельности. Функции педагогических дисциплин имеют фундаментальный

общепрофессиональный характер. Полученные педагогические знания найдут свое применение в процессе прохождения педагогической практики. Овладение студентами основным содержанием в ходе изучения учебных курсов «Основы общей педагогики»: «Введение в педагогическую деятельность», «Педагогика», «История образования и педагогической мысли» и др. закладывает в комплексе методологические и научные основы для активного включения студентов на педагогической практике в учебно-воспитательный процесс и его организацию на принципах инновационной педагогики.

В ходе исследования мы изучили, проанализировали взгляды, теории, опыт профессиональной подготовки будущего учителя. Проведенный анализ научной, психологической, педагогической и др. литературы позволил сделать вывод, что совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей следует рассматривать как одну из приоритетных целей и важных предпосылок социально-экономического и духовного прогресса общества. Педагогическая практика есть связующее звено между теоретическим профессиональным обучением и будущей самостоятельной деятельностью.

Итак, основу профессионального образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиональными программами, которые представляют возможность личности будущего учителя овладеть системой необходимых знаний о человеке и обществе,

истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний, формировать методологическую культуру, которая рассматривается как важнейший показатель профессионального мастерства.

«Методологическая культура — это культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которых является рефлексия» (В.В. Краевский). Прохождение педагогической практики формирует компетенции и профессиональную компетентность

Профессиональная компетентность педагога (В.А. Сластенин) — выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Многоаспектность педагогической практики как объективного явления педагогической

действительности требует от будущего учителя совокупности профессиональных знаний, компетенций, готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя и формирование у него методологической позиции — необходимое условие эффективности функционирования педагогической практики как средства подготовки студентов к инновационной деятельности. Поэтому важной задачей современной высшей педагогической школы является подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности с доминирующей направленностью на создание и присвоение новшеств, повышение профессиональной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки, формирование у него методологической позиции и концепции «Я -будущий учитель», формирование инновационного сознания будущего учителя. Изучение проблемы подтверждает, что основным средством подготовки учителя к инновационной педагогической деятельности является педагогическая практика. Педагогическая практика выступает во взаимосвязи системного, деятельностного и личностного подходов, которая является одним из компонентов общепедагогической подготовки, а также как вид практической деятельности студентов и как форма профессионального обучения в высшей педагогической школе.

Список литературы

1. Агафонова, А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб. пособие / А.С. Агафонова. СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.

4. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н.В. Бордовская. — СПб.: Изд-во РХГПИ, 2001. 512 с.

5. Бордовская, Н.В. Педагогика.: Учеб. для вузов / Н,В, Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

6. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: монография / Н. В. Бордовская. — М. : КНОРУС, 2016. — 512 с.

7. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. М.: Изд-во ВЛАДОС -ПРЕСС, 2003.-160 с.

8. Педагогическая практика: методические указания / сост. Н.Л. Колясникова; федеральное гос. бюджетное образов. учреждение высшего образов. «Пермский гос. аграрно-технолог. ун-т им. акад. Д.Н. Прянишникова». - Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2018. - 31 с. С.5

9. Коджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. — М.: Туманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. 416 с.

10. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский - М.: Изд-й центр «Академия», 2003. -256 с.

11. Мкртчян Н.М. Модульная организация педагогической практики как условие совершенствования педагогической культуры будущего учителя Ростов-на-Дону. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 2007стр. 24 (4)

УДК 378

12. Протасова, И.А. Непрерывная педагогическая практика: теория и технология организации: Учеб. пособие / И.А. Протасова. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000. — 161 с.

13. Профессиональное объединение педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей / Под ред. Н.М. Поташника. — М.: Пед. общество России, 2002. 144 с.

14. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. — М.: Изд-й дом Магистр, 2000. - 448 с.

15. Сластенин, В.А. Учитель как творец педагогического процесса / В.А. Сластенин // Сластенин. М.: Изд-во Магистр-Пресс, 2000.-С. 393-309.

16. Сластенин, В.А. Теоретические предпосылки инновационной деятельности учителя / В.А. Сластенин // Сластенин. — М.: Изд-во Магистр-Пресс, 2000. С. 310-349.

17. Сластенин, В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах / В.А. Сластенин // Сластенин. — М.: Изд-во Магистр-Пресс, 2000. С. 350-357.

18. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. для вузов / А.В. Хуторской. СПб: Питер, 2001. - 544 с.

19. Шишкина Л.Ю. Методические подходы к организации самостоятельной работы студентов // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2013. С. 216-220.

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК» ПРИ _ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.78.1004 Мурзаева Айнагуль Кадыровна, Зикирова Шайгуль Камаловна, Кочконова Миргуль Куатовна

(Кыргызстан, Кызыл-Кыя)

FEATURES OF THE INNOVATIVE TECHNOLOGY "INVERTED LESSON" WHEN TEACHING A SECOND LANGUAGE AT A UNIVERSITY

Murzaeva Ainagul Kadyrovna, Zikirova Shaigul Kamalovna, ^chkonova Mirgul Kubatovna

(Kyrgyzstan, Kyzyl-Kya)

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются особенности использования инновационной технологии «перевернутый урок» в сочетании с обучением в сотрудничестве при обучении второму языку в вузе. Поиск новых технологий к обучению обусловлен возрастающей ролью самообразования в концепции общекультурных компетенций современного специалиста. Поэтому современные педагогические технологии помогают развивать у студентов навыки самостоятельного обучения. Преимущества изучаемой технологии обнаруживается в увеличении времени на индивидуально-самостоятельную работу со студентами, в возможности давать дополнительные общекультурные знания параллельно с изучением определенного тематического раздела с одной стороны, а также во включении студентов в активную познавательную деятельность, развитии их самостоятельности с другой. В статье показаны основные подходы к определению технологии «перевернутый урок», даны ее достоинства и недостатки, трудности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.