УДК 37.015.3
Каменских О.В.
Академия управления МВД России слушатель 2 факультета, группы № 2МЗ-2704 Кафедра №11 психологии, педагогики и организации работы с кадрами
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ
Аннотация: в статье рассматривается вопрос необходимости применения инновационных педагогических технологий в деятельности руководителя территориального органа МВД России на основе теоретического анализа научных работ и нормативной документации. Проводится эмпирическое исследование готовности руководящих кадров территориального органа МВД России, от профессионализма которых в первую очередь зависит содержание и качество исполнения возложенных на ОВД задач. Рассмотрены особенности работы по двум направлениям: с сотрудниками ОВД и их руководителями.
Ключевые слова: педагогические технологии, инновации, территориальный орган МВД, информационные технологии, проектная технология, профессиональная готовность.
Актуальность исследования обусловлена стремительными социокультурными, экономическими, политическими изменениями в стране, которые повлекли за собой необходимость модернизации деятельности органов внутренних дел. В Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [3], Федеральных законах «О полиции» [1], «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] и др. отмечается необходимость повышения уровня
профессионального обучения и воспитания личного состава органов внутренних дел, которая актуализировалась в связи с усложнением задач и требований к профессионализму сотрудников органов внутренних дел, к их подготовке. В этих условиях необходима корректировка системы планирования, анализа и контроля за проведением всего комплекса обучающих и воспитательных мероприятий в ОВД. При этом важным остается вопрос эффективности действий руководящих кадров, от профессионализма которых в первую очередь зависит содержание и качество возложенных на ОВД задач. Деятельность руководителя территориального органа внутренних дел на современном этапе должна формироваться на основе требований оптимальной организации труда, повышения общей культуры управления.
В условиях продолжающейся реформы МВД важно применять инновационные педагогические технологии профессионального обучения и воспитания сотрудников, учитывающие научные закономерности и прогрессивные достижения в области профессионального образования, при этом обеспечивая сохранение нравственно-патриотических традиций органов внутренних дел.
С точки зрения А.В. Хуторского [12, с.50], В. П. Беспалько[4, с.12] и других исследователей необходим переход от «педагогики техногенной цивилизации» к «гуманной педагогике антропогенной цивилизации», целью которой является такая организация образовательного процесса, при котором субъекты обучения становятся субъектами собственного развития. Новая «педагогическая цивилизация» предполагает достижение высокого уровня профессиональной компетентности, синтезирующей принципы фундаментальности и инноватики, индивидуализации и универсализации любого образования и позволяющего личности успешно реализовать себя в любых направлениях.
Согласно анализу исследований, под инновационной педагогической технологией мы понимаем системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, основанных на нововведениях, изменениях в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение эффективности педагогических целей.
Владеющий методиками и технологиями самосовершенствования своей служебной деятельности руководитель и сотрудник, более подготовлен для личностного развития, способен организовать свою работу на более высоком и качественном уровне. Более вероятно, что реформирование органов внутренних дел, станет реально достижимым. Соответственно, как результат возрастет доверие граждан, к органам внутренних дел и повысится результативность. При этом важен учет готовности руководителя к инновационной работе.
В работе таких авторов, как: А.М. Столяренко, Н.В. Сердюк, О.В. Филимонов проводилось исследование руководителей силовых структур, при этом рассматривались социально-психологические факторы готовности руководителя, выявленные на основе способности вступить в партнерство общества и полиции [9]. Авторы выделили пять типов сотрудников с различным уровнем коммуникативной компетентности и готовности осуществлять педагогическое партнерство с гражданами. Подчеркивается, что специфика изучаемого явления заключается в том, что, помимо собственно социально-психологических факторов педагогического партнерства общества и полиции, объективно существуют также и правовые, криминогенные и криминальные психологические факторы, относящиеся к компетенции органов системы МВД Российской Федерации и влияющие на качество данного партнерства.
Большое количество современных исследователей указывают на необходимость применения инновационных педагогических технологий.
Согласно исследованиям В.Л. Кубышко, В.М. Крук, В.В. Вахниной, А.Ю. Федотова большое значение следует придавать информационным технологиям в работе со специалистами силовых структур [7]. В частности, в системном моделировании трудных профессиональных ситуаций в процессе согласованного использования психологических и информационных технологий для целенаправленного формирования образов происходит формирование эффективных действий и соответствующих оптимальных психических состояний и системность моделирования достигается за счет использования банка данных системно -ситуативного анализа деятельности.
Ходякова Н.В., Митин А.И., Хухлаева О.В. указывали на необходимость проектирования личностно развивающих педагогических систем с учетом образовательных потребностей обучающихся и факторов социокультурной макросреды [11]. Авторы рассматривали проблемные вопросы проектирования личностно развивающих педагогических систем: недооценка в проектах обучения роли образовательных потребностей обучающихся, а также стимулов и возможностей социокультурной макросреды. Названы субъективные (потребности и мотивы, цели, индивидуальный опыт) и объективные (требования, противоречия и риски, коммуникативные и деятельностные возможности среды) факторы влияния на развитие личности.
Наиболее заслуживающие внимания по-нашему мнению, это проектная технология, которая создает условия для ценностного переосмысления, применения и приобретения новых знаний и способов действия, а также использование информационных технологий, организация и проведение коллективных творческих дел, дискуссий, которые целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся уже обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Данные инновационные технологии будут способствовать эффективной организации педагогической деятельности руководителя ОВД, систематизировать полученные знания, умения и навыки сотрудников.
Среди специфических особенностей применения инновационных педагогических технологий в деятельности руководителя ОВД МВД следует отметить следующие: использовать данных технологии с учетом педагогических принципов обучения и воспитания, с учетом специфики ведомственного педагогического процесса, систематически, а не время от времени. В работе начальника ОВД необходимо использовать не одну технологию, а уметь использовать всевозможные технологии, в зависимости от целей и задач, подходящих для конкретной образовательной ситуации.
На основе анализа литературы и выводов, нами было проведено эмпирическое исследование эффективности применения инновационных педагогических технологий в деятельности руководителя ОВД МВД РФ и намечены пути их совершенствования.
База исследования: подразделения ГУ МВД России по Краснодарскому краю. В нем принимало участие 87 сотрудников ОВД МВД РФ, из них 5 руководителей территориальных органов внутренних дел МВД России и 10 их заместителей.
На первом этапе осуществлялась диагностика 5 руководителей территориальных ОВД и их 10 заместителей с целью выявления готовности к использованию инновационных педагогических технологий. Среди задач эмпирического исследования были поставлены следующие:
1. Отобрать диагностический инструментарий для исследования.
2. Изучить специфику и эффективность практического применения отобранных
технологий руководителями территориальных ОВД.
3. Проанализировать полученные результаты.
Работа осуществлялась поэтапно.
На первом этапе с целью выявления готовности 5 руководителей ОВД МВД РФ и 10 их заместителей к применению инновационных педагогических технологий использовалось анкетирование.
Были выделены следующие критерии оценки:
1) уровень знаний инновационных технологий;
2) опыт руководителей в применении инновационных технологий;
3) мотивация к профессиональному саморазвитию с использованием инновационных педагогических технологий.
По выявленным критериям были выделены уровни профессиональной готовности. Исследователями определяются три основных уровня оценивания профессиональной готовности специалиста (в нашем случае - руководителя) [6]: пороговый уровень; средний уровень; повышенный уровень. Рассмотрим их подробнее.
Пороговый уровень характеризуется как инертный и шаблонный характер деятельности. У руководителя порогового уровня отсутствует профессиональная мотивация и ценностная профессионально-психологическая установка к использованию инновационных педагогических технологий. Пороговый уровень характеризуется посредственными знаниями инновационных педагогических
технологий и их недостаточным использованием. Действия являются не полностью осознанными, а лишь частично, они не имеют целенаправленности.
Средний уровень готовности руководителя характеризуется достаточными теоретическими знаниями, необходимыми для внедрения инновационных педагогических технологий, но недостаточной мотивацией к оптимизации профессиональной сферы деятельности и опытом технологичного обучения и воспитания. Наблюдается несформированная ценностно-целевая направленность на саморазвитие, самоанализ и самосовершенствование при осознании целей и результатов своей деятельности.
Повышенный уровень готовности характеризуется высоким уровнем знаний теории и особенностей использования инновационных педагогических технологий. Педагогическая деятельность руководителя носит творческий характер. Ярко выражена нацеленность на саморазвитие, самоанализ и самосовершенствование в профессиональной сфере. Имеется сильная профессионально-педагогическая установка на достижения и успех в деятельности. Такой руководитель умеет грамотно организовать деятельность, рационально работать с информацией и различными техническими средствами, способен решать задачи эвристического типа, которые требуют творческого подхода и оригинального решения.
По выявленным критериям были выделены уровни профессиональной готовности. Управленцы в целом, в большей степени ориентируются на достижение успеха. Для них важно выполнить больше заданий, при этом стимулами служит ожидание большей заработной платы, премии, нематериальных поощрений со стороны руководства, возможность профессионального самосовершенствования и т д. Преимущественно показатели среднего и низкого уровня указывают на необходимость проведения формирующей работы.
На втором этапе проводилось анкетирование сотрудников ОВД в количестве 72 человека с целью выявления их отношения к инновационным образовательным технологиям. На данном этапе применялось анкетирование. По результатам анкетирования сотрудников ОВД было выявлено, что половина из них не имеют четких представлений об инновационных технологиях, но многим интересно их освоить. Часть
сотрудников не хотели бы тратить время и силы на знакомство и овладение такими технологиями по той причине, что они забирают много времени, а старые методы и приемы работы уже привычны и удобны.
На третьем этапе проанализировав результаты исследования, выявили недостаточное использование возможностей, которые дают инновационные педагогические технологии в деятельности руководителя территориального органа внутренних дел МВД России в целях воспитания и обучения сотрудников ОВД. Нами были составлены методические рекомендации:
Инновационные педагогические технологии должны использоваться в деятельности руководителей территориальных ОВД поэтапно:
1. Этап - подготовительный. Основными педагогическими условиями реализации данного этапа являются: выбор руководителем форм и средств организации и проведения деятельности по обучению и воспитанию сотрудников; анализ и прогноз состояния профессиональной среды; планирование педагогической деятельности. В процессе данного этапа рекомендуется использовать следующие методы:
• тестирование сотрудников с целью выявления профессиональных компетенций для определений направлений образовательной работы;
• индивидуальные и групповые беседы с сотрудниками с целью определения личностных особенностей для использования индивидуального подхода в работе;
На данном этапе особое внимание следует уделить методу тестирования, который может помочь в выявлении социальных и психологических причин результатов воспитанности и обученности сотрудников ОВД [10]. Содержание данного этапа предполагает проведение диагностики индивидуально-психологических особенностей и личностных характеристик сотрудников.
2. Этап - основной. Среди задач основного этапа следует отметить следующие:
- создать возможности для применения инноваций всеми участниками образовательного процесса в служебное и внеслужебное время, в первую очередь, исходя из индивидуальных потребностей сотрудников;
- использовать инновационный потенциал в педагогической деятельности;
- обеспечить сотрудникам открытый доступ к глобальной сети Интернет, информационным каналам локальной внутренней сети и к ресурсам библиотеки и медиатеки;
- создать условия для критического анализа сотрудниками имеющегося опыта обучения и саморазвития, для обмена опытом;
- обеспечить бесперебойное функционирование и своевременную модернизацию компьютерной техники и телекоммуникаций.
Работа проводится по двум направлениям: с сотрудниками ОВД и их руководителями. На данном этапе используются следующие средства, формы и методы работы. Среди средств ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) используются [8]:
- мультимедийные технологии (цель: общение, оповещение, обмен информацией, психологическая поддержка, мотивации),
- приложения мгновенного обмена сообщениями WhatsUp, Viber (цель: осуществление неформального общения руководителя со своими подчиненными, моментальный обмен данными не в рабочее время).
- сайты, блоги, социальные сети (цель: осуществление неформального общения руководителя со своими подчиненными).
Кроме этого ставятся следующие цели:
- повышения уровня информационной культуры,
- развитие профессионального правосознания и профессиональной компетентности;
- овладение культурой восприятия информации.
Так, например, средствами ИКТ может проводиться информационно-пропагандистская работа, направленная на информирование сотрудников и руководителей о событиях, мероприятиях и тенденциях республиканского и международного значения.
Работа может быть проведена в рамках единого дня информирования. В данной работе могут принимать участие представители профессорско-преподавательского состава вузов МВД, руководители различных территориальных подразделений ОВД и государственных органов.
Также средствами ИКТ может проводиться социальное и правовое просвещение, информирование, общение руководителей с личным составом [5].
Огромное значение имеет применение активных инновационных методов.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность сотрудников -индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Так, например, круглый стол на тему: «Культура межличностного общения. Служебный этикет и такт сотрудника органов внутренних дел» может включать в себя следующие темы для обсуждения (Культура личности (внутренняя, внешняя). Нравственная культура личности. Структура профессиональной культуры сотрудников ОВД. Этика профессиональных отношений в коллективе. Основные принципы и формы этикета. Служебный этикет в правоохранительных органах. Составляющие служебного этикета: манеры, такт, внешний вид, культура речи. Требования этикета к общению сотрудников ОВД с гражданами. Модели речевого поведения сотрудников органов внутренних дел в конфликтных ситуациях).
На заключительном этапе подводятся итоги применения инновационных педагогических технологий работы с сотрудниками ОВД и прогнозируются дальнейшие результаты.
Таким образом, наше исследование позволяет выявить актуальность применения инновационных педагогических технологий в работе руководителя территориальных ОВД МВД России. Практическая значимость нашего исследования состоит в возможности использования результатов экспериментального исследования и методических рекомендаций в практической педагогической деятельности руководителей территориальных органов МВД России.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"
2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 № 699 (ред. от 06.11.2018)"0б утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М: Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Воробьев И. Ю. Инновационные педагогические технологии профессионального воспитания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №1 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-professionalnogo-vospitaniya-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 13.03.2019).
6. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под. общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009. — 480 с.
7. Кубышко В.Л., Крук В.М., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. Интеграция психологических и информационных технологий в рамках метода ситуативно-образного моделирования проблемных ситуаций специалистов силовых структур // Психология и право 2018. Том 8. №4. С. 128-141 URL: psyandlaw.ru
8. Романова Ю. Д. Информатика и информационные технологии: Конспект лекций / Ю. Д. Романова, И. Г. Лесничая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2015. - 320 c.
9. Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Филимонов О.В. Социально-психологические факторы педагогики партнерства общества и полиции // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 93-100. doi: 10.17759/pse.2017220413
10. Толкачев А.В. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002.
11. Ходякова Н.В., Митин А.И., Хухлаева О.В. Проектирование личностно развивающих педагогических систем с учетом образовательных потребностей обучающихся и факторов социокультурной макросреды. Психология и право 2018. Том 8. №3. С. 240-253 URL: psyandlaw.ru
12. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.